Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Изменение картины возникновения





Л. Я. МИССУЛОВИН

ПАТОМОРФОЗ ЗАИКАНИЯ

Изменение картины возникновения

И течения заикания, особенности коррекционной работы

Учебное пособие

 

Санкт-Петербург

Издательство «Союз»

 

Миссуловин Л. Я.

М65 Патоморфоз заикания. Изменение картины возникно­вения и течения заикания, особенности коррекционной работы: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Союз», 2002. — 320 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-94033-128-9

В книге рассматриваются особенности возникновения, течения и ус­транения заикания в связи с его патоморфозом. Предложена типология последнего. Разработан ряд новых приемов и рекомендаций, учитываю­щих выявленный патоморфоз заикания, который указывает на утяже­ление внутренней картины данной патологии речи. Особое значение имеет клинико- и экспериментально-психологическая методика опреде­ления уровня логофобии, используемая как в лечебной практике, так и при проведении экспертного обследования призывников, страдающих заиканием. Описаны недостаточно изученные клинические варианты заикания.

Пособие рекомендуется студентам университетов и педагогических институтов, изучающих патологию речи, а также логопедам и врачам различных специальностей, работающих с указанной категорией боль­ных.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие (о книге и ее авторе).................................... 5

От автора........................................................8

Глава 1. К ИСТОРИИ ВОПРОСА ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

И ЛЕЧЕНИИ ЗАИКАНИЯ.................................... 12

1.1. Попытки изучения и устранения заикания в периоде IV века до н. э. по первую половину Х!Х века...................................... '2

1.2. Дидактический и психологический методы устранения заикания...... 14



1.3. Основные исследования в 30—50-е годы XX века.................. 15

1.4. Современные дидактические и клинико-психологические исследования заикания......................................... 16

1.5. П.атсфизиологические исследования заикания..................... 34

1.6. Трактовка некоторых терминов и результатов лечения заикания

в современных исследованиях................................... 38

1.7. Исследование заикания в зарубежных странах конца первой и второй половины XX века.............................................41

Контрольные вопросы............................................ 58

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ, РЕЧЕВЫХ

И МОТОРНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У БОЛЬНЫХ С ЗАИКАНИЕМ

В СВЯЗИ С КЛИНИЧЕСКИМ ПАТОМОРФОЗОМ................ 59

2.1. О заикании как болезни........................................59

2.2. Необходимость исследования патоморфоза заикания в современных условиях.....................................................62

2.3. Сравнительное исследование речевых, моторных и нервно-психических проявлений у больных заиканием на материале 1980-х годов........65

2.4. Сравнительное исследование речевых, моторных и нервно-психических проявлений у больных заиканием на материале

1980 —1990-х годов........................................... 116

2.5. Типология патоморфоза заикания............................... 125

Контрольные вопросы ........................................... 128

Глава 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВЫХ И СЕКСУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

У ВЗРОСЛЫХ ЗАИКАЮЩИХСЯ............................ 129

3.1. Специфика 1980-х годов....................................... 129

3.2. Специфика 1990-х годов....................................... 145

Контрольные вопросы........................................... 151

Глава 4. МАЛОИЗУЧЕННЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ЗАИКАНИЯ___152

4.1. Истерическое заикание........................................ 152

4.2. Заикание у детей и подростков, страдающих олигофренией........ 158

Контрольные вопросы............................................ 167

1- 3

 

 

Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ

ЕГО КЛИНИЧЕСКИМ ПАТОМОРФОЗОМ..................... 168

5.1. Специфика подготовительного периода.......................... 169

5.2. Особенности охранительного режима (режима молчания).......... 180

5.3. Специфика этапа автоматизации навыков улучшенной речи........ 181

5.4. Особенности этапа закрепления достигнутых результатов

в реальной жизни............................................. 197

5.5. Аппарат АИР и методика его применения................,.......200

5.6. Прогноз и сравнительный анализ результатов комплексного лечения заикания....................................................210

5.7. Особенности лечения истерического заикания....................217

5.8. Специфика лого- и психотерапии заикания у детей и подростков, страдающих олигофренией....................................221

Контрольные вопросы ...........................................234

Глава 6. КЛИНИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ВОЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.............235

6.1. Исследование моторных и эмоциональных нарушений у заикающихся

при проведении военной экспертизы............................235

6.2. Результаты клинико-психологических исследований...............240

6.3. Результаты экспериментально-психологических исследований......243

6.4. Результаты корреляционного анализа и обсуждение данных клини­ческого и экспериментально-психологического исследований группы заикающихся призывников ....................................254

6.5. Значение установки заикающихся на призыв в армию при проведении военной экспертизы ..........................................267

6.6. Приемы выявления аггравации и диссимуляции заикания...........276

Контрольные вопросы ...........................................280

Глава 7. ПРОФИЛАКТИКА ........................................281

Контрольные вопросы...........................................284

ПРИЛОЖЕНИЯ ...............................................285

Приложение 1. Схема обследования больных, страдающих заиканием .. . 285 Приложение 2. Исследование уровня логофобии в различных ситуациях

речевого общения при заикании («Речевой опросник») .. 289

Приложение 3. Оптимистические ожидания..........................294

Приложение 4. Функциональное и дисфункциональное внимание к себе 295 Приложение 5. Роль социального работника в лечебной деятельности

специализированного логотерапевтического кабинета .... 297 Приложение 6. Некоторые советы заикающимся подросткам, взрослым

и их близким, а также пациентам, которые прошли курс

лечения по поводу заикания..........................300

Литература ....................................................307

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

(о книге и ее авторе)

Заикание — широко распространенное нарушение речи. Им страдает около 2% населения нашей страны и 3 — 4% — Европы. Лица, страдающие заиканием, как правило, испытывают серьезные затруднения при получении образо­вания (нередко вынуждены отказываться от выбора той или иной профессии), при выполнении производственных обязан­ностей, в личной жизни. Постоянные речевые затруднения травмируют больных, вызывают различные невротические ре­акции, являются причиной развития различных комплексов неполноценности. Поэтому, несмотря на большое количество исследований указанной речевой патологии, дальнейшее изу­чение заикания, поиск новых коррекционных и лечебных воз­действий, предпринятый автором и приведенный в предлага­емой книге, не утратил актуальности как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Более углубленное изучение этиопатогенеза заикания, его клинических вариантов, особенностей клиники, проведенное автором исследование патоморфоза этого речевого нарушения (изменения картины заболевания), научное обоснование но­вых дифференцированных терапевтических приемов и экспе­риментально-психологической методики исследования лого-фобии — все это представляется важным и научно значимым. Сложность и неоднородность симптомокомплекса заикания, его патогенеза, выявленное автором утяжеление картины этой патологии, связанное с осложнившимися условиями жизни

 

значительной части населения, определяют особую значи­мость настоящей книги, а терапевтические приемы, обуслов­ленные проведенными исследованиями, делают более целе­направленными и эффективными.

На высоком научном уровне в книге решаются задачи большой социальной значимости: выявлены общие и специ­фические особенности патоморфоза заикания, разработана его типология, проанализирован симптомокомплекс малоизу­ченных клинических вариантов указанного нарушения речи (заикание у больных истерией и олигофренией).

В первой главе пособия проводится глубокий научный ана­лиз отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме (287 источников), что дает достаточно полное пред­ставление о состоянии и уровне исследований в одной из наи­менее изученных областей дефектологии. Нельзя не отметить уникальность историко-литературных сведений о заикании у детей и подростков со сниженным интеллектом, подбором которых автор занимался на протяжении многих лет, изучая отечественные и зарубежные источники по логопедии, пси­хиатрии и психологии.

Большую социально-практическую значимость представ­ляет разработанная автором экспериментально-психологи­ческая методика исследования логофобий у заикающихся в различных ситуациях речевого общения. Указанная методи­ка с успехом применяется не только в лечебном процессе, но при проведении экспертной работы с призывниками, стра­дающими данной речевой патологией.

Все сказанное выше указывает на высокое научно-практи­ческое значение публикуемого исследования, которое может быть рекомендовано широкому кругу специалистов, работа­ющих в области заикания, и прежде всего студентам факуль­тетов коррекционной педагогики и специальной психологии. Часть приложений к пособию может быть с успехом исполь­зована заикающимися и их родными в процессе лечения па­циентов и при самостоятельной работе над речью.

Несколько слов об авторе книги.

Леон Яковлевич Миссуловин является автором трех моно­графий, ряда статей, научных разработок, методических по­собий, отечественных авторских свидетельств и зарубежных патентов. В них рассматриваются различные аспекты указан­ной речевой патологии.

В настоящее время заведующий консультативно-диагнос­тическим логотерапевтическим центром, старший специалист межрайонных логотерапевтических кабинетов психиатричес­кой сети Санкт-Петербурга, доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии ЛГОУ им. А. С. Пушкина, заслуженный работник здравоохранения России, Л. Я. Мис­суловин успешно продолжает разработку новых лого- и пси­хотерапевтических методик и приемов устранения заикания у различных категорий нервно-психических больных.

Л. С. Мотылева,декан факультета коррекционной педагогики и специальной психологии, профессор кафедры дефектологии ЛГОУ им. А. С. Пушкина

 

 

ОТ АВТОРА

Заикание — нарушение речи, которое не только ши­роко распространено среди детей и взрослых, но и отличается многообразными причинами возникновения, сложным симп-томокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективнос­тью лечения. Трудности общения с окружающими, харак­терные для многих заикающихся, особенно в подростковом и юношеском возрасте, обусловливают у этих больных опре­деленные изменения личности, мешают им учиться и рабо­тать, в полной мере раскрывать свои способности и интел­лектуальные возможности (Флоренская Ю. А., 1949; Хват-цев М. Е., 1959; Куршев В. А., 1973; Селиверстов В. И., 1979: Асатиани Н.М. и др., 1980;Власова Н. А.,Беккер К.-П., 1983;Буянов М. И., 1989;Шкловский В.М., 1994;Волкова Л. С, 1995; Калягин В.А., 1998; Demuth W., 1981;Vankgekeg-hem M., 1996;Brutten G., 1997 и др.). Поэтому, несмотря на многовековую историю борьбы с заиканием и большое коли­чество работ в данной области, дальнейшее изучение этого нарушения речи, поиски новых терапевтических приемов и методик не утратили актуальности.

Особую актуальность в настоящее время приобретает ис­следование клиники, терапии и вопросов, связанных с воен­ной экспертизой заикания в условиях его патоморфоза, ко­торый отчетливо прослеживается на протяжении двух пос­ледних десятилетий.

Учет патоморфоза указанного речевого нарушения имеет большое научно-практическое значение, так как дает воз­можность более точно анализировать этиопатогенетические

 

 

факторы, лежащие в основе заикания на современном этапе, позволяет успешнее решать вопросы дифференциальной ди­агностики этой патологии речи, а также более объективно проводить экспертное обследование заикающихся призывни­ков, которых направляют райвоенкоматы в логотерапевтиче-ские кабинеты для уточнения логопедического диагноза.

К настоящему времени имеется значительный опыт изу чения патоморфоза различных нервно-психических заболе ваний (Рапопорт Я. Л., 1962; Серов В, В., 1979; Хохлов Л. К., 1982; Карвасарский Б. Д., Простомолотов В. Ф., 1988; Аса­тиани Н. М., Матвеев Е. С, 1990; Абабков В. А., 1992; Doerr W., 1956; Jakubik A., 1982 и др.). Вместе с тем в дос­тупной нам отечественной и зарубежной литературе практи чески нет ни одной работы, специально посвященной иссле­дованию патоморфоза заикания.

Значительно ухудшившиеся условия жизни большей ча­сти населения России, его социальная незащищенность, ги­перинфляция являются причиной вспышек тяжелых инфек­ционных и соматических заболеваний, вызывают утяжеле­ние клинической картины различной нервно-психической патологии, в том числе и заикания.

В некоторых исследованиях (Шкловский В. М., 1994; Ка­лягин А. А., 1996) авторы, не употребляя понятия «пато-морфоз», указывают на возрастное нарастание невротической симптоматики, изменение внутренней картины речевого на­рушения, влияние внешнесредовых факторов на больных.

В настоящее время лишь учет патоморфоза заикания опре­деляет научный подход к исследованию различных аспек­тов этой патологии речи, а разработку лечебно-коррекцион ных программ и вопросов организации комплексной лечебно-терапевтической помощи заикающимся делает практически значимой и актуальной.

Цель настоящего пособия — изучение клинических осо­бенностей заикания, специфики лечения, прогноза и прове­дения военной экспертизы этого нарушения речи в связи с его клиническим патоморфозом и разработка типологии по­следнего.

Новым в пособии является разработка понятия «патоморфоз» применительно к заиканию и составление его типоло­гии. К научной новизне также относятся сравнительные исследования речевых, моторных и нервно-психических про-явлений заикания, в результате которых получены репре­зентативные данные за 20-летний период, позволившие вы­явить утяжеление клинической картины указанного ре­чевого нарушения (клинический патоморфоз) и проанали­зировать его причины. На основе выявленных изменений клинической картины заикания предложены новые приемы лого- и психотерапии. Описаны недостаточно изученные клинические варианты заикания у взрослых больных исте­рическим неврозом и у лиц с умственной отсталостью. При устранении заикания у умственно отсталых детей и подрост­ков впервые использован аппарат АИР, методика примене­ния которого внедрена автором в широкую логотерапевтичес-кую практику. Разработана психологическая методика для качественного и количественного определения уровня лого-фобии, дифференциальной диагностики эмоциональных на­рушений в различных клинических и возрастных группах больных, в том числе у призывников, направляемых для уточнения логотерапевтического диагноза военными комис­сариатами и медицинскими комиссиями военных учебных заведений. На основе экспериментально-психологических исследований установлена роль алекситимии как одной из базовых характеристик личности, предрасполагающей к раз­витию заикания, а также сформулированы рекомендации по использованию социального работника в специализированных логотерапевтических кабинетах.

Учебное пособие способствует совершенствованию диффе­ренциальной диагностики, более углубленному пониманию речевых, моторных и нервно-психических особенностей у больных с заиканием и разработке более адекватных методов и приемов устранения этой широко распространенной рече­вой патологии. Полученные данные о клиническом патомор-фозе указанного нарушения речи, обусловленного значитель­ными социальными изменениями, произошедшими в России за последние годы, помогут специалистам точнее прогно­зировать результаты лечебно-коррекционных воздействий. Предложенная клинико-психологическая методика исследова­ния логофобического синдрома позволит точнее диагностиро­вать страх речи (три уровня логофобии) при заикании, что дает возможность специалистам военных и призывных медицинс­ких комиссий объективнее решать вопросы о призыве в армию лиц, страдающих указанной речевой патологией.

 

После каждой главы читателям — студентам дефекто­логических, психологических и медицинских факультетов предлагаются вопросы, с помощью которых они могут по­вторить прочитанный материал.

Считаю своим долгом выразить глубокую благодарность доктору психологических наук, профессору, действительному члену РАО В. М. Шкловскому, доктору медицинских наук, профессору, заслуженному деятелю науки РФ Б. Д. Карвасар-скому, доктору психологических наук С. Л. Соловьевой, док­тору медицинских наук, профессору [Л. И. Кругловой] за кон­сультативную помощь, оказанную автору в процессе работы над книгой. Также сердечно благодарю моих глубокоува­жаемых коллег — профессоров ЛГОУ им. А. С. Пушкина Л. С. Мотылеву, Л. С. Волкову, В. Г. Казанскую, Р. И. Ла-лаеву за труд, который они взяли на себя по рецензированию настоящей книги на различных этапах ее написания.

 

Глава 1

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Расскажите о первых исследованиях заикания.

2. Кто из исследователей опубликовал первую в России работу по заиканию? Вспомните, когда она была опубликована. Укажите ее основные теоретические положения.

3. Расскажите о дидактическом и психологическом методах устране­ния заикания.

4. Охарактеризуйте комплексный метод устранения заикания, приме­няемый в настоящее время в России.

5. Охарактеризуйте особенности устранения заикания у детей до­школьного возраста.

6. В чем заключается специфика исследовательской работы за рубе­жом во второй половине XX века?

 

Глава 2

У БОЛЬНЫХ С ЗАИКАНИЕМ

О заикании как болезни

На протяжении многовековой истории изучения и лечения заикания до сих пор многие исследователи вы­сказывают самые различные точки зрения по поводу сущ­ности этой речевой патологии, ее этиопатогенетической ос­новы, методов и приемов лечения заикающихся детей и взрослых.

Многие спорные вопросы, нерешенные и в настоящее вре­мя, являются наследием разных школ и направлений, не­редко по своим теоретическим и терапевтическим воззрени­ям стоявших на совершенно различной методологической и научной (либо псевдонаучной) платформе.

Даже в наше время некоторые исследователи и специа­листы-практики не могут прийти к единому выводу по по­воду того, является ли заикание болезнью или только недо­статком речи, нужно ли его «лечить» или «устранять», где целесообразнее лечить заикающихся — в медицинском уч­реждении или в логопедических кабинетах системы просве­щения.

Как показано в главе 1, большинство исследователей и практиков, работающих в области заикания, все же выска­зывают мнение о необходимости комплексного изучения и лечения этого нарушения речи. Однако в ряде работ авто­ров-педагогов (Богомолова А. И., 1977; Вессарт О. В., Дра-бик Н. А., 1982 и др.) комплексный метод лечения заика­ния, по сути дела, только декларируется, а фактически пред­лагаются те или иные приемы дидактического характера, хотя почти везде упоминается о необходимости участия в

 

реабилитационном процессе наряду с логопедами врачей-пси­хотерапевтов, невропатологов, физиотерапевтов, медицин­ских психологов.

С другой стороны, в работах, авторами которых являются врачи (в основном психиатры и психотерапевты), в качестве ведущего метода лечения заикания выдвигаются различные психотерапевтические приемы (Дубровский К. М., 1966; Любинская С. М., 1970), а ссылки на логопедическое за­крепление достигнутых результатов также в определенной мере являются формальными.

Практика показывает, что даже в условиях одного лого­педического кабинета, где бы он ни функционировал — в медицинском учреждении или, тем более, в системе про­свещения, — нередко логопеды имеют смутное представле­ние о заикании как болезни, а врачи в силу определенных недостатков программ медицинских вузов и факультетов имеют нечеткие знания о данной речевой патологии и мето­дах ее устранения.

Такое положение, которое все же у нас постепенно преодо­левается усилиями отдельных коллективов научных и лечеб­ных учреждений (Шкловский В. М., 1994; Кузьмин Ю. И., 1995 и др.), на протяжении многих лет не могло не тормозить развитие учения о заикании и мало способствовало улучше­нию методов и результатов лечебно-реабилитационной рабо­ты с больными. Видимо, поэтому до сих пор отсутствует дос­таточно полное определение заикания, удовлетворяющее всем этиопатогенетическим особенностям этой патологии речи, а существующие определения выдвигают на первый план те или иные этиологические факторы и клинические проявле­ния, которые зачастую освещают только отдельные стороны интересующей нас проблемы и соответствующим образом оп­ределяют направления коррекционно-лечебной работы с боль­ными.

Так, Э. Фрешельс, полагая, что «так называемое заика­ние есть осознание неправильности речи и наслоение много­численных вспомогательных средств, происходящих частич­но из центра», предлагает заменить существующий термин «заикание» другим названием — «ассоциативная афазия» и тем самым ошибочно связывает все случаи заикания с тя­желой речевой патологией органического генеза — афазией [153. С. 75].

Отдельные исследователи определяют заикание как невроз и тем самым обосновывают необходимость всестороннего ле­чебного воздействия на речь и организм, в частности, на нер­вную систему больного. «Ученые заикание понимают как не­вроз, при котором нарушается не только функция речи, но и деятельность всего организма, как единого целого», — ука­зывает Н. П. Тяпугин [147. С. 5]. Это в основном правильное положение также не до конца объясняет все особенности про­явления данной речевой патологии.

Говоря о наличии у заикающихся невротических прояв­лений, ряд исследователей отмечают у многих больных вы­раженные в той или иной мере органические симптомы по­ражения центральной нервной системы (Кочергина В. С, 1958, 1963; Крышова Н. А., 1969; Беккер К.-П., Совак М., 1981; Шкловский В. М., 1994). Такая оценка этиопатогене-тической основы заикания во многом раскрывает сущность проблемы, точнее, нацеливает специалистов на комплексное изучение этого нарушения речи.

Вместе с тем широкое распространение получает опреде­ление заикания как расстройства речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции (Левина Р. Е., 1966). Очевидно, что это определение, правильно трактуя нарушение одной из функций экспрессивной речи, не выра­жает полностью всего многообразия и сложности данного заболевания и является основополагающим для разработки и применения педагогических методик устранения заикания. Таким образом, определяются сферы влияния логопеда и врача. Логопед с помощью тех или иных упражнений «уст­раняет» заикание, врач — лечит, т. е. возникает искусст­венная граница между усилиями специалистов, которые дол­жны осуществляться совместно с полным и всесторонним пониманием объекта этих усилий. Тем самым фактически воздвигаются препятствия на пути комплексного изучения и лечения этого нарушения речи.

Основываясь на многолетних наблюдениях и не претендуя на исчерпывающее определение сущности данной речевой патологии, мы полагаем, что заикание — это состояние речи, обладающее отрицательной, а в некоторых случаях и поло­жительной динамикой, при котором наблюдаются в перифе­рическом речевом аппарате больного судороги различной тя­жести, продолжительности и частоты, возникающие в боль-

шинстве случаев вследствие невротических, неврозоподобных либо органических заболеваний нервной системы и, в свою очередь, вызывающие у значительной группы больных вторич­ные реактивные наслоения. Эти наслоения могут обусловли­вать определенные личностные изменения и приводить к на­рушениям, в той или иной мере, системы общения больного с окружающими людьми (Миссуловин Л. Я., 1988, 1997). При этом, по данным литературы (Шкловский В. М., 1966, 1975, 1979, 1994; Асатиани Н. А., 1983 и др.) и по нашим наблю­дениям, нет прямой зависимости между выраженностью вто­ричных невротических наслоений и степенью тяжести су­дорожного речевого синдрома. Нарушения общей и речевой моторики, отмеченные у заикающихся многими исследова­телями, видимо, также можно рассматривать как следствие тех или иных заболеваний нервной системы или их остаточ­ных явлений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что заика­ние — это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только внешним сим­птомом. Поэтому человека, страдающего заиканием, следу­ет рассматривать как больного, нуждающегося в большин­стве случаев в комплексном лечебном воздействии. Ведущая роль в этом комплексе должна принадлежать логопедиче­ской работе, заключающей в себе целенаправленные приемы рациональной психотерапии. Последние желательно сосредо­точить в руках одного специалиста, а суггестивная терапия, проводимая врачом-психотерапевтом, должна, в свою очередь, полностью учитывать задачи, особенности и этапы логопеди­ческой работы.

У больных заиканием

На материале 1980-х годов

Данные сравнительного анализа моторных симпто­мов, нервно-психического фона и вторичных логоневротиче-ских наслоений у детей, подростков и взрослых, страдающих заиканием, отражены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1

Сравнительные данные о нарушениях речи и моторики у страдающих заиканием (в %) (1980-е годы)

Нарушения речи и моторики   Зозраст, ле г
  2—14 15-17 18-53
Степень заикания:      
легкая
средняя
тяжелая
Тип речевых судорог:      
преобладание клонуса
преобладание тонуса
Сопутствующие движения:      
отсутствуют
легкие
выраженные
Форма заикания:      
преобладание артикуляционной
преобладание голосовой
преобладание дыхательной
смешанная
Темп речи:      
нормальный
ускоренный
замедленный
Темп общих движений:      
нормальный
ускоренный
замедленный
Артикуляция:      
нормальная
нечеткая

5-3110

Заикание у больных неврозом

По психастеническому типу

Вколичественном отношении эти пациенты распре­деляются следующим образом: некоторое преобладание заи­кающихся с неврозом навязчивых состояний встречается среди подростков (табл. 2—7), акцентуации характера по психастеническому типу у подростков и взрослых наблюда­ются примерно с равной частотой.

В происхождении невроза навязчивых состояний большое значение имеют специфические тревожно-мнительные чер­ты характера (Свядощ А. М., 1982). Невроз навязчивостей более тесно связан с особенностями личности, чем другие неврозы. Такие личностные особенности, как тревожность, мнительность, нерешительность, неуверенность в своих си­лах, характерны и для заикающихся, акцентуированных по психастеническому типу.

Указанные черты характера, развиваясь в результате воз­действия комплекса этиологических факторов, ведущую роль среди которых играют условия жизни и воспитания ребен­ка, являются благоприятной почвой для возникновения ло-гоневроза и во многом определяют специфику его течения. Так, нарушение речи, возникшее в результате психотравма-тизации у боязливого, мнительного, ипохондричного ребен­ка, проявляется обычно в острой форме. При этом наиболь­шее патогенное воздействие производит психотравмирующий раздражитель, который по своему содержанию совпадает с содержанием уже сформировавшихся у ребенка страхов (бо­ялся темных помещений — наказали, закрыв в темной ком-

нате; боялся собак — испугала собака и т. п.). В этих случа­ях развивается заикание в тяжелой степени, с преобладани­ем тонических речевых судорог, нередко наблюдаются вы­раженные сопутствующие движения головы, конечностей. В форме заикания, как правило, представлен дыхательный компонент — зафиксированное нарушение дыхания в момент сильного испуга («перехватило дыхание»). У таких больных, не лечившихся в детстве или прошедших лечение без стой­ких положительных результатов, к подростковому возрасту появляются фобии отдельных звуков и звукосочетаний (воз­можна и боязнь отдельных слов, например собственной фа­милии), страх речевого общения в различных эмоционально значимых ситуациях (аудитория, транспорт, магазины, те­лефон и др. — см. табл. 3), оформляются защитные уловки в виде эмболофразий, подбора слов по принципу легкости произношения, возникают различные ритуальные движения. В состоянии эмоционального напряжения указанные явле­ния значительно усиливаются.

Наиболее характерными условиями возникновения силь­ного эмоционального напряжения для данной группы боль­ных являются ситуации ожидания речевого срыва, когда больной не может отказаться от активной речи в трудных для него случаях (выступление на собрании, разговор по те­лефону и пр.). Эмоции ожидания речевой неудачи, болезнен­ная фиксация внимания на начале предстоящего речевого акта, вегетативные нарушения, усиливающиеся в таких ус­ловиях (затрудненное дыхание, тахикардия, потливость, по­краснение или побледнение лица, напряжение мышц тела, в том числе и мышц артикуляционного аппарата), — все это неизбежно приводит к речевому срыву, нередко задержива­ет начало речи, вызывает судорожные сопутствующие дви­жения. В таких ситуациях речь больного бывает бессвязной, отличается характерной разорванностью, страдает и ее се­мантическая сторона, так как внимание заикающегося фик­сируется на речевых затруднениях и их преодолении.

У отдельных больных на ситуативные логофобии по меха­низму условнорефлекторной связи наслаиваются в эмоциональ­но значимых ситуациях другие, близкие по содержанию на­вязчивые страхи. Нам приходилось наблюдать юношу-сту­дента, у которого страх речи в аудитории после иронической реплики сокурсницы по поводу его нарушенной речи ослож-

нился эрейтофобией. В момент психотравмы он смутился и сильно покраснел. В дальнейшем, зафиксировав на этом внимание, он со страхом ждал не только своего выступле­ния на групповом занятии, но и боялся в этой ситуации по­краснеть.

У нескольких заикающихся подростков и взрослых боязнь общения с посторонними лицами сопровождалась страхом гипергидроза ладоней, особенно в тех случаях, когда в офи­циальной обстановке им могли протянуть руку для рукопо­жатия. Некоторые из них всегда имели наготове платок и пытались в нужный момент незаметно обтереть ладонь.

Красивая девушка, страдающая заиканием, по специаль­ности маляр-штукатур, отказывалась от посещения диско­тек, так как боялась обнаружить в людном месте не только свой речевой недостаток, но и якобы исходящий от нее по­стоянно запах пота. Эта фобия появилась после слов сосед­ки по общежитию, сказавшей во время ссоры в присутствии нескольких человек, что больная — заика, да еще к тому же от нее всегда плохо пахнет.

В отдельных случаях нам приходилось наблюдать взрос­лых заикающихся с выраженной ситуативной логофобией и двигательными защитными ритуалами, у которых в резуль­тате дополнительной психотравматизации возникали новые по своему содержанию навязчивые страхи и опасения.

Так, у больного 3., 24 лет, инженера по профессии, отличающе­гося тревожно-мнительными чертами характера и страдающего ло-гоневрозом в тяжелой степени с логофобией и ритуальными движе­ниями, на фоне резкой астенизации после перенесенного гриппа в момент интимной близости с женой произошла преждевременная эякуляция. Жена на это отреагировала грубым замечанием. Боль­ной, удрученный своим состоянием и тяжело травмированный бес­тактностью жены, которую любил и не хотел потерять, зафикси­ровал внимание на случившемся. В течение нескольких недель он боялся продолжать супружеские отношения, ссылаясь на плохое самочувствие, а когда, сильно волнуясь, рискнул их возобновить, снова потерпел неудачу. С этого момента у него появились навязчи­вые мысли о своей неполноценности и в половом отношении. Посте­пенно эти мысли приобрели доминирующий характер. Логофобия и защитные двигательные ритуалы, связанные с речью, не исчезая, как бы ушли на второй план, уступив ведущее место более актуальным для больного навязчивым переживаниям и страхам.

 

Как видно из приведенного примера, новые по своему со­держанию навязчивые страхи не вытесняют у заикающихся данной группы болезненных переживаний, связанных с их нарушенной речью, но могут в отдельных случаях несколь­ко снизить их значимость в связи с появившимися более актуальными проблемами. В целом, появление новых фобий утяжеляет состояние больных, усиливает астеноневротиче-скую симптоматику, заостряет их личностные особенности и в итоге отрицательно сказывается на течении речевого на­рушения, затрудняя проведение лого- и психотерапевтиче­ских мероприятий.

Физиологическое заикание

Эта группа больных, как и предыдущая, малочис­ленна. В нее вошло трое детей в возрасте от 3 до 4 лет; под­ростки и взрослые в указанной группе отсутствуют.

По данным обследования детского психиатра, явных пред­располагающих и производящих причин заикания, отклоне­ний от нормы в состоянии нервной системы у этих детей не выявлено.

Специфика речевого нарушения заключается в том, что оно протекает в легкой степени. Наблюдается преимуще­ственно клонический тип речевых судорог артикуляторной локализации, темп речи в пределах нормы. У двоих детей выявлено невыраженное физиологическое нарушение звуко-произношения, сопутствующих движений не наблюдалось. Наряду с клонусом отдельных речевых звуков отмечались частые повторы слогов, слов, а иногда и небольших словосо­четаний.

Выполнение рекомендаций по организации правильного речевого режима способствовало в этих случаях полному уст­ранению заикания. Длительные катамнестические наблюде­ния показали, что достигнутые результаты были стойкими.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.