Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие 7. Анализ запасов организации





 

Планирование оптимальной величины запасов может осуществляться путем:

1) построения модели экономически обоснованного размера заказа;

2) проведения объемно-стоимостного анализа.

 

Построение модели экономически обоснованного размера заказа

Существуют три метода расчета оптимальной величины заказа:

- математический;

- составление таблицы прогнозных затрат для заказов разных размеров;

- графический.

Математический метод.

Если у поставщика заказывается партия товаров, процессы поставки и последующего хранения заказа повлекут за собой дополнительные затраты:

СТ= Стоимость оформления и выполнения (подачи) заказа + Стоимость последующего хранения запасов. (2)

 

Выберем в качестве анализируемого временного периода год.

Рассмотрим каждую из составляющих уравнения (2):

- стоимость подачи заказов

Если годовая потребность в товаре составляет N единиц, а каждый заказ подается на партию в q единиц, тогда за год количество заказов составит:

 

Годовая стоимость подачи заказов = Стоимость подачи одного заказа*Число заказов, подаваемых в течение года = S0*N/q,

 

где

S0 – затраты по оформлению (подаче) одного заказа, руб.

- годовая стоимость хранения запасов

При расчете этой величины исходят как правило из среднего количества товара, составляющего запас в течение одного цикла. Для расчета среднего уровня запасов используются специальные математические методы. В простейшем случае можно взять за средний уровень запасов q/2.

Стоимость хранения единицы запаса Sh определяется как фиксированная величина на весь год либо как процент от общей стоимости единицы товара за год. Существуют также различные методы расчета этих издержек, однако в целом Sh характеризует величину денежных средств, замороженных в форме запасов ( в расчете на единицу запасов):



 

Годовая стоимость хранения запасов = Стоимость хранения единицы товара в год * Средний размер запаса = Sh* q/2.

 

Т.о. формулу (2) можно представить в виде:

 

СТ= S0*N/q + Sh* q/2.

 

Определим теперь значение q, обеспечивающее минимальный размер СТ. продифференцировав (2) и приравняв его к нулю, находим оптимальный размер запаса q0:

 

 

Если в течение года с равными интервалами заказывать данное количество товаров, то стоимость исполнения заказов и последующего хранения товаров будет минимальной.

Теперь необходимо определить интервал между соседними поставками. В течение года потребуется N/q0 заказов, осуществляемых через равные промежутки времени (считаем, что спрос на товар равномерен в течение года). Следовательно, их периодичность t составит:

 

t=12/N/q0=12q0/N.

 

Кроме этого, необходимо определить, когда следует делать новый заказ. Если время поставки заказа составляет L недель, а в году 52 недели, то за время осуществления поставки будет реализовано L*N/52 единиц товара. Если спрос на товар постоянен, то новый заказ следует сделать в момент снижения уровня запасов до величины L*N/52. Тогда новый заказ будет получен в тот момент, когда уровень запасов станет равным нулю.

Решить задачи:

Задача 7.1. Фирма реализует среди прочих товаров личной гигиены зубную пасту «Колгейт». Объем реализации – 273000 шт. в год. Величина спроса равномерно распределяется в течение года. Закупочная цена одной упаковки – 6,52 р. Оформление одного заказа обходится фирме в 2150 р. Время доставки заказа от поставщика – 5 рабочих дней (при 5-дневной рабочей неделе). Согласно данным управленческого учета, издержки по хранению составляют 20% от закупочной цены товара. Определить оптимальный размер закупок, минимизирующий стоимость запасов, и временной интервал между ними.

Таблица совокупной стоимости заказов различной величины будет выглядеть следующим образом:

 

N Показатели Альтернативы размера заказа, шт.
20 000 25 000 30 000 35 000 40 000
Средний размер запаса* 10 000 12 500 15 500 17 500 20 000
Количество заказов, обеспечивающее необходимую потребность в товаре**
Годовая стоимость хранения запаса (стр.1 * 1,3***) 13 000 16 250 19 500 22 750 26 000
Годовая стоимость оформления запаса (стр. 2 * 2 150****) 30 100 23 650 19 350 17 200 15 050
Совокупные расходы по оформлению и хранению заказа (стр. 3+ стр. 4)) 43 100 39 900 38 850 39 950 41 050

 

* При условии равномерной реализации товара средний размер запаса (стр. 1) равен половине размера заказанной партии товара.

** Рассчитывается путем деления необходимого количества товара (273 000 тюбиков пасты) на размер заказа. Например для первой альтернативы, предполагающей заказ размером 20 000 тюбиков пасты, будем иметь: 273 000/20 000=13,65. Поскольку речь идет о количестве заказов, округляем полученный результат до 14.

Для второй альтернативы (размер заказа составляет 25 000 тюбиков) количество заказов составит: 273 000/25 000=11 и т. д.

***1,3 р. – стоимость хранения одного тюбика пасты.

****2150 р. – расходы на оформление одного заказа.

 

Задача 7.2. Закупка зубной пасты «Колгейт» должна производиться партиями в 30000 тюбиков по цене 6,52 р. за единицу (см. 2.1.). Поставщиком предлагается следующая система скидок:

 

Размер заказа, шт. Скидка, % Цена за упаковку
10000-40000 6,52
400001-70000 6,39
70001 и более 6,26

 

Следует ли фирме воспользоваться одной из скидок?

 

Задача 7.3. Магазин бытовой химии реализует на московский рынок различные товары, в том числе стиральный порошок, который продается в упаковках по 0,5 кг. Объем реализации за отчетный период стабилен и равномерен и равен 1800 упаковок. Оформление одного заказа составляет 3675 руб., а затраты на хранение одного заказа — 3 руб. Определите оптимальный размер закупки, минимизирующий стоимость запасов.

Объемно-стоимостной анализ.

Этот вид анализа предполагает разделение номенклатуры на группы в соответствии с объемами реализации по позициям. В большинстве случаев объемно-стоимостной анализ показывает, что основной объем реализации (70-80%) обеспечивается весьма немногими номенклатурными позициями (10-20%). Соответственно издержки управления запасами в основном зависят от динамики по этой ограниченной номенклатуре. Это свойство запасов позволяет применять при управлении принцип Парето: в первую очередь подлежат контролю позиции, обладающие наибольшим объемом реализации или наибольшей рублевой активностью. Иными словами, к основной массе прибыли приводит небольшая часть потраченных на это ресурсов, тогда как подавляющая часть затрат является малоэффективной и на ее долю приходится лишь незначительный результат.

Закон асимметричности распределения усилий, затраченных на достижение результата, существует более 100 лет. Впервые это установил итальянский социолог и экономист В. Парето в 1897 г., который при изучении закономерностей накопления и распределения материальных благ обнаружил, что 80% всех доходов приходится на 20% населения. Согласно этому закону, меньшая часть усилий, затрат, вложений и причин ведет к большей части результатов, прибыли и вознаграждений. В бизнесе есть много примеров, подтверждающих существование закона 20/80: обычно 20% товаров или покупателей обеспечивают 80% денежной прибыли от продаж; 20% оказанных услуг также определяют 80% дохода организации; 80% сделок заключается с 20% клиентов.

АВС анализ проводится в несколько этапов.

На 1 этапе перечисляется вся реализованная продукция по рассматриваемой товарной группе.

На 2 этапе определяется удельный вес каждой статьи перечня, а затем все статьи разделяются на категории А, В и С. В категорию А входит продукция с наибольшим удельным весом от общей реализации (около 70-80%); далее формируется категория В (около 10-20%), оставшаяся часть входит в категорию С. И далее основное внимание при управлении запасами уделяется продукции категории А, на которые приходятся основные инвестиционные затраты, и поэтому запасы продукции именно этой категории в наибольшей степени подходят для применения количественных приемов.

На практике считается нормальным, что на 10-15% хранимых запасов приходится 70-80% общих расходов на закупку. Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то на 70-80% хранимых ценностей приходится 10% общих затрат. Управление затратами на закупки становится более легким, если основное внимание уделять относительно небольшой части запаса.

Кроме того, проведенный анализ позволяет сделать выводы для складской службы компании. Очевидно, что ассортимент продукции по категории А следует размещать по стеллажам при их приемке на «горячих» линиях, поскольку без учета скорости оборота ассортимента продукции значительно возрастет время и пробег техники при укладке на хранение и при отборке для формирования заказа на быстрореализуемый ассортимент.

 

Решить задачи:

Задача 7.4. Компания «Вимм-Билл-Данн» производит соки и молочные продукты. Провести АВС-анализ соковой продукции торговой марки «J-7», реализованной в течение месяца. Ассортимент товарной группы включает 24 позиции. Груз хранится на 8-разрядном стеллажном оборудовании на поддонах в пакетированном виде, отпускается целыми поддонами и все операции с ним полностью автоматизированы.

Ассортимент Количество продукции Ассортимент Количество продукции Ассортимент Количество продукции
Тыква Лесные ягоды Персик
Крыжовник Айва Яблоко-банан
Груша Морковь Банан
Тропические фрукты Апельсин Клубника
Яблоко Черешня Вишня
Абрикос Мандарин Виноград
Слива Грейпфрут Дыня
Томат Гранат Яблоко-груша

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.