Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







На IX Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»





На IX Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»

Номинация II:

«Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы»

 

 

Название программы:

«Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Новые горизонты»

 

Авторский коллектив:

№ п/п Ф.И.О. автора Должность
1. Мария Геннадиевна Воробьева педагог-психолог
2. Алла Владимировна Воробьева учитель-дефектолог
3. Сергей Николаевич Сюрин педагог-психолог

 

Контактная информация:

Контактное лицо Сюрин Сергей Николаевич
Электронная почта surin2002@mail.ru
Телефон рабочий 8(498)568-56-11
Телефон мобильный 8(903)717-23-34
Адрес 143401, Московская область, г. Красногорск, ул. Пионерская д.23а

 

 

В Оргкомитет IX Всероссийского конкурса

Психолого-педагогических программ

«Новые технологии для «Новой школы»

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Автор (авторский коллектив в составе) ____ Воробьева Алла Владимировна, ___

(ФИО полностью)

Воробьева Мария Геннадиевна, Сюрин Сергей Николаевич _____________________

направляет для участия в IX Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»

в номинации II «Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы» психолого-педагогическую коррекционно-развивающую программу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Новые горизонты».

Практическая апробация указанной программы проведена с «01»_ сентября _2014 г. по «25»_ мая _2017 г. в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении (название образовательного учреждения)

«Образовательный центр «Созвездие»» г. Красногорска Московской области.

Отзыв образовательного учреждения прилагается.

Авторский коллектив в составе ______ Воробьева Алла Владимировна, Воробьева ____

(ФИО полностью)

Мария Геннадиевна, Сюрин Сергей Николаевич ________________________________

согласны на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.

Подписи ____________________/А.В. Воробьева/

____________________/М.Г. Воробьева/

____________________/С.Н. Сюрин/

«_ 18 _»__ августа ___2017 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ»»

__________________________________________________________________________________

143401, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, г. КРАСНОГОРСК, УЛ. ПИОНЕРСКАЯ Д.23А, ТЕЛ/ФАКС 8(498)568-56-00

 

ОТЗЫВ

по результатам апробации и внедрения

в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс

психолого-педагогической коррекционно-развивающей программы

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Новые горизонты» в МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»

Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Новые горизонты» разработана авторским коллективом специалистов коррекционного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» в следующем составе: педагог-психолог – М.Г. Воробьева, учитель-дефектолог – А.В. Воробьева и педагог-психолог - С.Н. Сюрин.

Рассмотрена и одобрена для использования в учебно-воспитательном и коррекционно-развивающем процессе МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» на заседании коррекционного совета центра (протокол №01 от 25.08.2014г.).

В реализации психолого-педагогической коррекционно-развивающей программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Новые горизонты» с 01.09.2014г. по настоящее время приняло участие 9 классов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья школьного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» (классы для детей с задержками психического и речевого развития различного генеза). Общее количество участников (из числа обучающихся подготовительных, первых, вторых классов) - 118 человек. По результатам первичной, динамической и итоговой психолого-педагогической диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков и базовых компонентов познавательной деятельности у большинства участников программы дали выраженную положительную динамику развития, у обучающихся с задержками психического и речевого развития сформировались навыки эффективной коммуникации в системах «ученик-ученик», «ученик-учитель» и «ученик-родитель».

Реализуемая на базе коррекционного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Новые горизонты» позволяет стимулировать процесс индивидуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, сформировать систему эффективных коммуникативных взаимоотношений в классе, а также способствует личностному развитию учащихся.

Вышеуказанная программа неоднократно получала положительные отзывы учителей школьного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»», родителей и участников программы, успешно внедрена в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций городского округа Красногорск.

17.08.2017г.

Заместитель директора

по диагностической и коррекционной работе

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» Н.И. Макарова

Д.п.н., профессор, методист

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» М.А. Лямзин

Д.п.н., профессор, методист

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» Н.А. Рачковская

РЕЦЕНЗИЯ

доктора педагогических наук,

профессора кафедры общей и педагогической психологии

ГОУ ВО Московской области

«Московский государственный областной университет»

Рачковской Надежды Александровны

на психолого-педагогическую коррекционно-развивающую программу

для обучающихся с ОВЗ «Новые горизонты»

 

Интеграционные тенденции, охватившие сферу образования, призваны гармонизировать человеческое общество и предоставить каждому ребенку равные возможности для реализации своих жизненных стратегий вне зависимости от состояния здоровья. Происходящие в российском обществе изменения, состоящие в гуманизации отношения к лицам с инвалидностью, актуализировали проблему обучения и развития школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы состоит в том, чтобы помочь особому ребёнку реализовать свои потенциальные возможности и интегрироваться в учебно-воспитательную среду. Большим достоинством программы является то, что она рассчитана на младших школьников с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников, направлена на сплочение и организацию сотрудничества в детском коллективе, формирование нравственного поведения и культуры общения школьников, что, безусловно, будет способствовать социальной адаптации детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование как фактор включения ребёнка в социум предполагает реализацию образовательных практик, опирающихся на широкой спектр ресурсов инклюзии. В программе выделены кадровые, материально-технические, информационные, управленческие, психолого-педагогические условия, представлен тематический план и структура занятий, показаны методы и приемы работы, критерии оценки эффективности программы, диагностический инструментарий, список литературы и нормативных документов и др.

В приложениях содержится обширный иллюстративный и методический материал, отражающий процесс реализации программы на базе Образовательного центра «Созвездие» в течение трех лет и подтверждающий ее эффективность.

Вывод: психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с ОВЗ «Новые горизонты», разработанная С.Н. Сюриным, М.Г. Воробьевой и А.В. Воробьевой, представляется актуальной, практически значимой, является апробированной в практической деятельности и рекомендуется к реализации в инклюзивной образовательной средней и начальной школы.

18.08.2017

Д.п.н., профессор Н.А. Рачковская

 

 

Подпись Рачковской Надежды Александровны удостоверяю

Начальник отдела кадров

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» В.В. Котловская

РЕЦЕНЗИЯ

доктора педагогических наук, профессора кафедры психологии

и педагогической антропологии ФГБОУ ВО

«Московский государственный лингвистический университет»

Лямзина Михаила Алексеевича

на психолого-педагогическую коррекционно-развивающую программу

для обучающихся с ОВЗ «Новые горизонты»

 

Рецензируемая психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Новые горизонты» разработана авторским коллективом специалистов коррекционного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» педагогами-психологами М. Г. Воробьевой и С. Н. Сюриным, а также учителем-дефектологом А. В. Воробьевой. Данная программа рассмотрена и одобрена для применения в учебно-воспитательном и коррекционно-развивающем процессе МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» на заседании коррекционного совета центра.

Цель программы состоит в том, чтобы помочь ребенку с ОВЗ реализовать свои потенциальные возможности и интегрироваться в учебно-воспитательную среду образовательной организации. Важным достоинством программы является то, что она рассчитана на младших школьников с ОВЗ и сверстников с нормативным вариантом онтогенетического развития, направлена на формирование навыков конструктивного коммуникативного взаимоотношения.

Инклюзивное образование как фактор включения ребёнка в социум предполагает реализацию образовательных практик, опирающихся на широкой спектр ресурсов инклюзии. В программе выделены кадровые, материально-технические, информационные, управленческие, психолого-педагогические условия, представлен тематический план и структура занятий, показаны методы и приемы работы, критерии оценки эффективности программы, диагностический инструментарий, список литературы, нормативных документов и др.

В приложениях содержится обширный иллюстративный и методический материал, отражающий процесс реализации программы на базе Образовательного центра «Созвездие» в течение трех лет и подтверждающий ее эффективность.

Вывод: психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с ОВЗ «Новые горизонты», разработанная С.Н. Сюриным, М.Г. Воробьевой и А.В. Воробьевой, является актуальной, практически значимой и апробированной в профессиональной деятельности специалистов. Она рекомендуется к реализации в инклюзивной общеобразовательной школе.

 

21.08.2017г.

Д.п.н., профессор М.А. Лямзин

 

Подпись Лямзина Михаила Алексеевича удостоверяю

Начальник отдела кадров

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» В.В. Котловская

АННОТАЦИЯ

к психолого-педагогической коррекционно-развивающей программе

для обучающихся с ОВЗ «Новые горизонты»

Настоящая психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Новые горизонты» разработана и апробирована на базе коррекционного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» и предназначена для использования педагогами – психологами образовательных учреждений, специалистами ППМС центров, занимающихся коррекционно-развивающим обучением детей с различными вариантами дизонтогенеза

Программа «Новые горизонты» относится к числу психолого-педагогических программ и направлена на оказание коррекционно-развивающей помощи следующим категориям детей:

ü с ограниченными возможностями здоровья;

ü дети-инвалиды;

ü дети с нормативным уровнем развития.

Программа имеет в своей основе ряд идей, необходимых для реализации специалистами:

1. Идея развивающего обучения предполагает использование сенситивных периодов с опорой на зону актуального и ближайшего развития, что позволяет исправлять недостатки у детей.

2. Идея компетентностного подхода эффективно реализуется в условиях образовательного пространства, понимаемого как единство места, где осуществляется образовательный процесс, среды, наполняющей пространство, психолого-педагогических воздействий, в результате которых происходит усвоение социальных норм и ценностей участниками коррекционно-развивающего процесса.

Таким образом:

- ребенок учится оценивать ситуации с точки зрения нравственных норм;

- учится принимать решения в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является как собственный опыт учащегося, так и опыт, полученный ребенком в процессе коррекционно-развивающих занятий;

- обучается способам деятельности, т.е. актуализируется роль способности использовать полученные знания в социальной ситуации. Ребенок становится компетентным, то есть способным мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.

Основой программы является единство социально - психологического и педагогического воздействия. То есть программа построена с учётом научных принципов и традиций отечественных школ. Таким образом, основной характеристикой данной программы является направленность её на достижение позитивных изменений у учащихся начальной школы.

Программа «Новые горизонты», направлена на социально-психологическое развитие и становление личности учащегося. Она оказывает влияние на формирование детского характера и теснейшим образом связана с эмоционально-волевой и коммуникативной сферами ребенка. Социально – психологическое и личностное развитие не возможно, если ребенок не может понять эмоциональное состояние другого человека, не способен управлять своими эмоциями и волей.

Социально – психологическое и личностное развитие возможно при использовании понятного и доступного детскому пониманию языка. В связи с этим наша программа «Новые горизонты» построена на основе технологий сказкотерапии. Именно через сказку, ребенок учится оценивать поступки, пытается рассматривать сложившуюся ситуацию с различных точек зрения, учится справляться с трудностями, сочувствовать и сопереживать героям. Известный русский педагог В.А. Сухомлинский справедливо считал: «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку».

Мир сказок всегда занимателен и многообразен. Сказки затрагивают ряд типичных жизненных проблем, полны аллегорий и символов, доступных детскому сознанию. Психологическая коррекция позволяет ребенку на эмоциональном уровне осознать, «что такое хорошо» и «что такое плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного. Позволяет ребенку другими глазами взглянуть на окружающих его людей и мир, в котором он живет.

В современной школе акцентируется необходимость создания условий для саморазвития каждого ученика. Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и заложить основу, сформировать и развить гармоничную, всесторонне развитую адаптивную личность ребенка.

Программа «Новые горизонты рассчитана на 10 занятий. Занятия проводятся с группой детей от 6-8 человек, один раз в неделю. Режим занятий выстроен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, к организации занятий: продолжительность занятия 45 минут из которых практическая деятельность ребенка не превышает 30 минут. Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах согласно расписанию, составленному в начале учебного года. позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы по каким-либо признакам. Например, по уровню развития, по возрасту и др. Это улучшает эффективность работы, коррекционного процесса, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей. Допустимое количество детей от 4 до 8 человек.

В рамках коррекционно – развивающей программы используются следующие методы:

- Словесные методы (устные и печатные).

- Практические, игровые методы (дидактические).

- Наглядные методы (методы иллюстраций и метод демонстраций).

ü Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, инструктаж, демонстрация, упражнения, работа с книгой. Позволяют в кратчайший срок передать информацию детям.

ü Наглядные методы образования понимаются такие методы,

при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, специально подготовленных бланков на печатной основе, зарисовок на доске.

Использование технических средств: просмотр мультипликационных фильмов.

ü Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием, и носят обобщающий характер. Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности. К практическим методам обучения в нашей программе можно отнести: практические задания, анализ и решение конфликтных ситуаций, игры.

Методические приемы: дидактические игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, устное изложение, диалог, беседа, анализ текста, показ иллюстраций, работа по образцу.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ»»

__________________________________________________________________________________

143401, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, г. КРАСНОГОРСК, УЛ. ПИОНЕРСКАЯ Д.23А, ТЕЛ/ФАКС 8(498)568-56-00

 

 

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по диагностической Директор МБОУ «Образовательный центр

и коррекционной работе «Созвездие»

______________________Н.И. Макарова ______________________ С.Н. Сюрин

«01» сентября 20 14 г. «01» сентября 20 14 г.

 

Психолого-педагогическая

коррекционно-развивающая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Новые горизонты»

 

 

Авторский коллектив:

педагог-психолог

высшей квалификационной категории М.Г. Воробьева

учитель-дефектолог

первой квалификационной категории А.В. Воробьева

педагог-психолог

высшей квалификационной категории С.Н. Сюрин

 

Рассмотрено и одобрено для использования в

учебно-воспитательном и коррекционно-

развивающем процессе МБОУ

«Образовательный центр «Созвездие»» на

заседании коррекционного совета центра

(протокол №01 от 25.08.2014г.)

 

«Согласовано» «Согласовано»

Д.п.н., профессор, методист Д.п.н., профессор, методист

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»

________________ М.А. Лямзин ________________ Н.А. Рачковская

«01» сентября 20 14 г. «01» сентября 20 14 г.

 

 

Красногорск

2014г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Актуальность…….…………………….……………………………………..………..11

2. Участники программы………….…………………………………………………….11

3. Цель и задачи программы ……………………………………………………………11

4. Научные, методологические и методические основания программы …………....12

5. Обоснование необходимости реализации данной программы …………………....14

6. Структура и содержание программы ………………………………………….…….14

7. Описание используемых технологий, методик, инструментария ……………..… 40

8. Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении

программы ………………………………………………………………………….....43

9. Нормативные документы, которыми обеспечивается гарантия прав

участников …………………………………………………………………………….43

10. Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы……………………………………………………………..........................44

11. Ресурсы необходимые для эффективной реализации программы ………………. 45

12. Сроки и этапы реализации программы ……………………………………………. 47

13. Ожидаемые результаты реализации программы ………………………………….. 47

14. Система организации внутреннего контроля за реализацией программы ……… 48

15. Критерии оценки достижения планируемых результатов ……………………….. 50

16. Сведения о практической апробации программы ………………………………… 51

17. Приложение …………………………………………………………………………. 52

18. Фотоотчет о реализации программы………………………………………………...77

19. Отзывы участников программы «Новые горизонты» в форме игры «Интервью».86

20. Отзывы учителей о программе «Новые горизонты»………………………………88

21. Отзывы родителей о программе «Новые горизонты» ……………………………..90

 

Актуальность

В настоящее время наблюдается дефицит духовно-нравственного воспитания. Эта проблема остро стоит перед нашим обществом.

Рост преступности, травмирующие социальные события, воспитание ребенка в неблагополучной или незрелой семье, рост суицидов среди подрастающего поколения, заставляют общественность задуматься над вопросами воспитания здоровой и сильной личности, которая может противостоять негативной информации, поступающей из социума. В связи с этим, возникает необходимость создания программ направленных на развитие гармоничной личности, которая поможет стать ребенку достойным гражданином своего общества и позволит избежать отрицательного влияния.

Под социально – психологическим, личностным развитием и коррекцией понимается формирование у детей «нравственной школы взаимоотношений», с помощью которой он может «оценить» свои и чужие поступки с точки зрения морали, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главным двигателем нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы положительного бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

Программа «Новые горизонты» относится к числу психолого-педагогических программ и направлена на оказание коррекционно-развивающей помощи следующим категориям детей:

ü с ограниченными возможностями здоровья;

ü дети-инвалиды;

ü дети с нормативным уровнем развития.

Участники программы

Учащиеся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и обучающиеся с нормативными вариантом онтогенеза

Цель и задачи программы

Цель: социально – психологическое и личностное развитие учащихся начальной школы

Задачи программы:

1. Способствовать формированию нравственного сознания;

2. Способствовать развитию эффективных коммуникативных взаимоотношений в классе;

3. Способствовать развитию у детей доброжелательного отношения к окружающим людям;

4. Формировать навыки вежливого общения с окружающими;

5. Формировать навыки выхода из конфликтных ситуаций;

6. Обучить упражнениям способствующим снятию эмоционального напряжения;

7. Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, сверстников, героев сказок;

8. Способствовать научению способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневной жизни;

9. Развивать навыки элементарных правил поведения;

10. Развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению окружающих;

11. Развить умение чувствовать и понимать другого человека;

12. Воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого человека;

13. Развить творческие способности и воображение, способствовать индивидуальному самовыражению учащегося;

14. Способствовать хорошей самооценке ребенка и мотивировать его на достижение поставленных целей

Структура занятий

Основные части занятия Продолжительность Наполняемость частей занятия
1. Вводная часть. Организационный момент. 5 минут Цель: создание рабочего настроя. Активизация внимания и мотивирование к деятельности. Наполняемость: приветствие, подготовка рабочего места. Знакомство участников программы с кратким содержанием занятия.
2. Основная часть   30минут Цель: социально – психологическое и личностное развитие учащихся младшего школьного возраста. Наполняемость: Психокоррекционные игры, чтение и обсуждение сказок (рассказов) / просмотр мультфильмов, подвижные игры, творческая деятельность.
3. Заключительная часть 10минут Цель: подведение итогов занятия, анализирование полученных знаний, умений, навыков. Наполняемость: Обсуждение занятия (рефлексия). Уборка рабочего места. Беседа с родителями о содержании и результатах занятия. Проветривание и подготовка кабинета.

 

Тематический план

Содержание программы

Первичная диагностика

Цель диагностики: изучение эмоционального компонента нравственного развития ребенка и представлений о нравственных качествах человека.

План диагностического занятия:

1. Знакомство;

2. Игра;

3. Диагностика метод «Беседа»;

4. Физкультминутка;

5. Диагностика методики «Закончи историю»;

6. Физкультминутка;

7. Обсуждение результатов диагностики и рекомендации родителям.

Ход диагностического занятия:

1. Знакомство с ребенком и родителями. Объяснение ребенку цели диагностики и ход занятия.

2. Игра «Волшебный мешочек». Ребенку предлагается мешочек, в котором лежат разные предметы и деревянные фрукты. Все предметы ребенок рассматривает и самостоятельно убирает в мешок.

- Положи руку в мешочек и достань банан…, грушу…, арбуз…, сливу

и т.д.

- Молодец! Ты справился;

3. Ответить на вопросы метод «Беседа»; (Приложение)

Процедура проведения:

Психолог задает вопросы, а ребенок отвечает на них.

Психолог фиксирует в бланке ответы ребенка.

Инструкция: - Я буду задавать тебе вопросы, а ты постарайся на них ответить. Отвечай, как считаешь нужным. Неправильных ответов в этом задании быть не может.

5. Физкультминутка.

А теперь мы дружно, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.

6. Методика «Закончи историю»

Процедура проведения:

Психолог рассказывает историю, придумать окончание которой должен ребенок. Психолог фиксирует в бланке ответы ребенка, а затем по результатам оценивания ответов делает вывод.

Инструкция:

- Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.

7.Физкультминутка.

- Ветер тихий клен качает, Влево, вправо наклоняет. Раз – наклон, два – наклон, Зашумел листвою клен

– Гриша шел, шел, шел, Белый гриб нашел. Раз – грибок, два – грибок, Положил их в кузовок.

8. Обсуждение результатов диагностики и рекомендации родителям.

Итоговая диагностика проводится аналогично первичной диагностики.

Цель: Динамическое изучение эмоционального компонента нравственного развития ребенка и представлений о нравственных качествах человека по итогам прохождения программы.

Занятие № 1. Знакомство.

Тема: Сплочение и взаимодействие в детском коллективе.

Цель: социально – психологическое и личностное развитие учащихся младшего школьного возраста.

Задачи:

1.Способствовать формированию нравственного сознания и поведения;

2.Способствовать развитию коммуникативной сферы;

3.Формировать навыки совместной деятельности.

Оборудование: мяч, плакат с правилами поведения, игрушка Карлсон, плакат «Дерево дружбы», раздаточный материал осенних листьев (Приложение 4), магнитофон, музыка «Танец осенних листьев»

Ход занятия:

1. Приветствие, звучит музыка, и ребята проходят в класс.

2.Игра «Наши имена». Педагог пускает по кругу мяч и каждый называет свое имя, а ребята думают, на что оно похоже.

3.Игра «Мы похожи – мы отличаемся» (посмотрите друг на друга и скажите, чем вы похоже и чем отличаетесь).

4.Тематическая беседа. Обсуждение и принятие правил поведения.

5.Игра «Карлсон - первоклассник» (игрушка Карлсон читает стихотворения, а дети если умеют делать тоже, что и он, весело улыбаются, если нет, то хмурятся).

Быстро время пролетело,

В школу мне идти пора.

Ну, а что же я умею

Вы решите детвора!

1. Я с ребятами дружу,

Раньше всех я прихожу
Школу я не пропускаю,

И режим не нарушаю.

2. Застилаю быстро, гладко

По утрам свою кроватку.

3. Аккуратно, быстро ем,

Надо знать об этом всем!

4. В шкафчике моем в порядке

И одежда и тетрадки.

6.Физкультминутка:

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

1. Чтение и обсуждение рассказа «На уроке в лесной школе».

На уроке в лесной школе.

Зайчонок слушал учителя и грыз морковку. У лисенка сломалась ручка, и он шепотом попросил у соседа. Белочка тихонько под партой играла орешками. Медвежонку тяжело было сидеть на маленьком стуле, и он поднял лапу, чтобы попросить у учителя разрешения пересесть на другой стул, большой и удобный.

8. Работа со сказкой. Кто из зверей вел себя правильно, а кто – нет?

9. Подвижная игра «Попрыгунчики-воробушки» - на полу чертится круг диаметром 4-6 метров. Выбирается водящий — кошка, которая сидит или стоит в середине круга. Остальные играющие — воробьи — становятся вне круга. По сигналу воробьи впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный воробей остается у кошки в центре круга. Когда кошка поймает 3-4 воробьев, выбирается новая кошка из числа не пойманных птичек. Игра начинается сначала.

9. Творческая деятельность, плакат «Дерево дружбы» - каждый ребенок раскрашивает свой листочек и приклеивает на дерево. На нашем дереве появились листья дружбы, потому что мы с вами познакомились и успели подружиться.

Давайте сравним деревья (с листьями и без листьев). Детям нужно сказать о том, что дерево без листьев похоже на класс, в котором нет дружбы. Оно пустое, скучное и неинтересное. А дерево с листвой, напротив символизирует класс, в котором дети дружные, веселые, помогают друг другу. Поэтому такое дерево никак нельзя назвать скучным и пустым.

10. Танец осенних листьев.

Заключительная часть.

Предоставление возможности ребятам высказаться о том, какие упражнения им понравились, а какие нет. Что было интересного? Что нового вы узнали? Обмен мнениями.

Заключительная часть.

Игра «По цепочке» - дети стоят в кругу, влево передают игрушку лисы, вправо – журавля, передавая игрушку, ребенок высказывает свое мнение о проведенном занятии, когда игрушки встретились, дети выстраиваются парами, занятие заканчивается игрой «Ручеек».

Занятие №5. «Город Добра»

Тема: Социальная культура и жизненные ценности.

Цель: социально – психологическое и личностное развитие учащихся младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «милосердие».

2. Формировать установки толерантного сознания.

3. Воспитывать чувства уважения личности каждого человека.

4. Развивать способности адекватно оценивать свои и чужие поступки.

5. Формировать атмосферу дружбы, взаимопонимания и поддержки в классном коллективе.

6. Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости;

7. Развивать творческое мышление.

Оборудование: игрушка «Фея», раздаточный материал: блоки Дьенеша, Экран, компьютер, м/ф «Золушка».

Ход занятия.

1. Приветствие.

Доброта нужна всем людям,

Доброты пусть больше будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря же есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

2. Упражнение «Маленькая фея». Дети должны подружиться с феей. Для этого они встают в круг и, передавая друг другу игрушку, каждый ребенок должен прижать ее к себе и сказать что - то приятное, ласковое, а затем передать игрушку другому.

3. Упражнение «Фея доброты» - дети встают в круг и вытягивают вперед руки, психолог незаметно кладет в руки одному из детей колечко, произнося «Кто сегодня всех добрее, выходи ко мне скорее». Ребенок становится в центр круга, держа в руках фею и тот, до кого он дотронется, должен в свою очередь сказать что-нибудь хорошее следующему по кругу ребенку. Последний ребенок в кругу вместе с феей повторяет все доброе, что сказали дети.

4. Просмотр м/ф «Золушка»

5. Работа со сказкой «Золушка». Какую сказку мы посмотрели? Кто главный герой в сказке? Как жилось девочке? Кто ее обижал? Какие чудеса с Золушкой произошли? Кто помог Золушке? Какой герой сказки был самым добрым и почему?

Обсуждение с детьми необходимости помощи и поддержки другим людям, а такте роли труда в жизни человека. Трудолюбие и забота об окружающих качества доброго человека.

6. Упражнение «Помоги другу». Одному из детей завязывают глаза, а другой ребенок проводит его по помещению, держа за талию, оберегая его от падения, столкновения. После этого дети снимают повязки и делятся своими впечатлениями. Что вы чувствовали, когда вели невидящего человека? Что вы чувствовали, когда вас вели? Необходимо объяснить детям, что не только мы нуждаемся в помощи и заботе окружающих, но и люди, живущие рядом с нами, ждут нашего внимания и поддержки. Нужно рассказать о людях-инвалидах, которые ограничены в своих возможностях и ждут нашей помощи и участия в их жизни. Знакомство детей с понятием – милосердие.

7. Творческая деятельность. Конструирование из блоков Дьенеша – «города Добра».

Заключение.

Дети садятся в круг и, передавая фею, обмениваются впечатлениями от занятия.

Занятие № 6. Фея правды.

Тема: Социальная культура и жизненные ценности.

Цель: социально – психологическое и личностное развитие учащихся младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Воспитывать чувства уважения лич







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.