Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Деление новозаветных книг, их надписания и подписи.





Деления новозаветных книг разрабатывались для помощи при самостоятельном и половины III в. начинаются попытки разделения текста. Аммоний Александрийский разделил текст Евангелия на части, гораздо меньшие теперешних глав. Взяв за основу своей гармонии текст Евангелия от Матфея, Аммоний сопоставил с ним текст других.Евангелий и разделил каждое из Евангелий на количество общих мест. Таких глав у Матфея было 355, у Марка — 244, у Луки — 342 и у Иоанна — 231. Одной из древнейших систем деления текста на главы, известной нам, является система Ватиканского кодекса (В), датируемого IV в. В этой рукописи содержится 170 разделов в Евангелии от Матфея, 62 — у Марка, 152 — у Луки и 50 — у Иоанна. Другую систему деления на главы находим в Александрийском кодексе (А) V в. Эта же система воспроизводится и в большинстве других греческих рукописей. Согласно ей, в Евангелии от Матфея содержится 68 глав, у Марка — 48, у Луки — 83, у Иоанна — 18. Первая глава в этой системе никогда не совпадает с началом текста, поскольку переписчики называли начало книги «вступлением».

Одно из первых разделений текста было введено диаконом Александрийской церкви Евфалием в 462 г. Это было стихометрическое разделение текста: он разделил на стихи вначале текст Посланий ал. Павла, затем книгу Деяний с Соборными посланиями и Евангелия. В основу этого деления текста на стихи Евфалий положил правило — заключать в одном стихе столько слов, сколько можно было произнести, не переводя дыхания и не утрачивая ясного смысла прочитанного.

Стихометрия положила начало пунктуации. Так как дороговизна пергамента заставляла экономить писчий материал, то стихи разделяли точкой или следующий стих начинали с заглавной буквы. С VII в. вводятся три знака: точка вверху буквы соответствовала нашей точке; точка, поставленная на середине буквы — концу колонки;

точка, поставленная у основания буквы, соответствует запятой. И только в XV в. Роберт Стефан при напечатании Нового Завета устанавливает нынешнюю систему пунктуации. С течением времени стихометрия способствовала отдельному написанию слов. Система, ударений и придыханий была неизвестна древнейшим новозаветным спискам. Только в письменных памятниках V в. появляются ударения и придыхания. Но и после этого длительное время мы видим текст Нового Завета без этих знаков. Они входят во всеобщее употребление только в Х в.

Евсевий Кесарийский разработал замечательную систему, позволявшую читателям быстро находить тот или иной фрагмент евангельского текста. Эта система получила широкое распространение. Каждое Евангелие было разделено на фрагменты, объем которых зависел от наличия параллельных мест к ним в других Евангелиях. Такие разделы последовательно нумеровались в каждом Евангелии. После этого Евсевий составил десять таблиц, или канонов, первая из которых содержала ссылки на номера параллельных мест во всех четырех Евангелиях, вторая — на параллельные места в Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки, третья — на параллельные места в Евангелиях от Матфея, от Луки и от Иоанна и т.д. до тех пор, пока не исчерпываются все возможные комбинации евангельских текстов. Последняя таблица дает ссылки на тексты, уникальные в каждом Евангелии. На полях рукописи наравне с номером раздела или под ним записывался номер из таблицы, где можно было отыскать данный фрагмент текста, а затем отыскать во всех Евангелиях параллели к вышеуказанному стиху. Некоторые современные издания греческого Нового Завета также воспроизводят таблицы Евсевия и числа.

Наряду с Аммониево-Евсевианскими разделениями евангельского текста на главы и каноны, с V в. стало известно и другое деление — на титла. Каждая из глав сопровождалась заголовком, «титлом». Такой заголовок помещался на полях рукописи и представлял краткое содержание главы, писался красными чернилами. Все заголовки одной книги довольно часто помещались в виде последовательного перечня перед самой книгой, представляя содержание последующего текста. Таких титл считали для Евангелия от Матфея 68, от Марка — 48, от Луки — 83 и от Иоанна— 18.

Существующее ныне деление на главы появилось в XIII в. и приписывается кардиналу Гуго (1262). Оно появилось в Вульгате, потом было перенесено на оригинальный греческий текст. Разделение самих глав на стихи произошло еще позднее и принадлежит Роберту Стефану, ученому парижскому типографу, осуществившему этот труд в XV в. по примеру греческих и латинских манускриптов.

Каждой книге в рукописи предшествовало краткое предисловие, или пролог, в котором сообщалось об авторе книги, обстоятельствах ее написания и т.п., иногда приводилось и житие евангелиста или апостола.

Новозаветный текст снабжался глоссами, схолиями, катенами и ономастиконами. Глоссы — это краткие пояснения к трудным словам или фразам. Их писали на полях рукописи или между строк. Схолии — это заметки толковательного характера. Если схолии последовательно истолковывают данный текст, составляя единое целое, такая работа называется комментарием. Они или обрамляют основной текст, или помещаются между разделами текста. Катены (греч. «цепи») представляют собой последовательности комментариев или схолий, выбранных из произведений древних церковных авторов. Ономастиконы — это лексикографические вспомогательные средства, призванные пояснить значение и происхождение имен собственных.

Вышеупомянутые вспомогательные средства были разработаны исключительно для индивидуального чтения Св. Писания, в то время как существовали и особые средства для чтений во время богослужения. Каждая смысловая единица текста состояла из одного предложения (колон) или фразы (комма). Музыкальные знаки, помогавшие византийским чтецам петь или произносить богослужебный текст нараспев, назывались невмами. Впервые они появляются в рукописях VII — VIII вв. Невмы состоят из особых крючков, точек и черточек, и, как правило, пишутся красными или зелеными чернилами над распеваемыми словами.

В продолжение синагогальных традиций, согласно которым во время субботнего богослужения прочитывались фрагменты Закона и Пророков, христианская Церковь разработала практику чтения новозаветных текстов создана система последовательного чтения евангельских текстов и апостольских Посланий, которая опиралась на календарный порядок воскресных дней и церковных праздников. Это деление на зачала или перикопы. Чтения становятся единообразными в IV в. В течение года прочитывались все новозаветные книги, кроме Апокалипсиса, не имеющего богослужебного употребления.

Для облегчения церковных чтений изготавливались особые рукописи — лекционарии, которые содержали тексты Св. Писания, расположенные в календарном порядке. Такие лекционарии назывались еще синаксариями. Другой богослужебной книгой был менологий, в котором содержатся библейские чтения к праздникам и дням памяти святых. Порядок чтений в этой книге начинался с 1 сентября. Практически тот же набор церковных чтений, который мы встречаем в древних лекционариях, употребляется доныне в богослужебной практике Православной Церкви. Поскольку воспроизведение текста Св. Писания в официальных литургических книгах всегда консервативно и имеет тенденцию к архаизации, лекционарии ценны тем, что в них сохраняется тип текста, который намного древнее тех рукописей, в которых он представлен.

Теперь мы видим в начале каждой книги Нового Завета надписание, например, от Матфея Св. Евангелие, к Римлянам послание св. апостола Павла и др. В древнейшее время этих надписей не было, во всяком случае, они принадлежат не самим авторам. В древнейших рукописях Нового Завета названия книг были более короткие и простые. В последующие века эти названия стали длиннее и сложнее. Подписи, встречающиеся в конце книг, были раньше, как и названия, краткими и простыми, указывая на конец текста книги и повторяя ее название на случай, если начало книги потеряется. С течением времени концовки становились более обширными и включали в себя сведения о предположительном месте написания книги, а иногда и имя писца.

 

Издание Нового Завета Безы.

9 изданий Т. Безы внесли мало нового, но на них опирались переводчики англ. Библии кор. Якова (1611).

Теодор де Без (Беза, 1519-1605), друг и последователь Кальвина, живший в Женеве, выдающийся библеист и знаток античной литературы, осуществил не менее девяти изданий Греческого Нового Завета в период с 1565 по 1604 г., а десятое издание появилось уже после его смерти в 1611 г. Лишь четыре из них являются самостоятельными изданиями, остальные — переиздания. Эти издания, снабженные аннотациями, его собственным латинским переводом и текстом Вульгаты, содержат некоторые текстологические сведения, взятые из нескольких греческих рукописей, которые. Беза изучил самостоятельно. Среди рукописных материалов, которыми владел Беза, наиболее значительными были кодекс Безы и Клермонтский кодекс. Сам Беза использовал их лишь в незначительной степени, поскольку они во многом отличались от общепринятого текста того времени. По всей видимости, Беза был первым ученым, который исследовал сирийский Новый Завет, опубликованный Иммануилом Тремеллием в 1569 г. Он также использовал арабский перевод. Несмотря на разнообразие дополнительных сведений о тексте, которыми располагал Беза, греческий текст в очень малой степени отличался от четвертого издания Стефана 1551 г. Значимость деятельности Безы состоит в том, что его издания широко популяризировали Textus Receptus. Но он впервые привлек в качестве критического аппарата рукописные памятники западного типа текста, в отличие от византийского. Издание Безы было особенно популярно в реформатских церковных обществах.

В 1569-1572 гг. французским книгопечатником Плантином, при участии испанского богослова Бенедикта Ариаса Монтана, была издана в Антверпене Библия на четырех языках — сирийском, еврейском, латинском и греческом — Антверпенская Полиглотта. В Париже в 1629-1645 гг. было выпущено новое издание Библии на пяти языках: к находящимся в Антверпенской Полиглотте текстам прибавили еще арабский перевод с латинского.

 

Билет 6







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.