Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подлинность священных книг Нового Завета.





Медленность образования Новозаветнаго канона и разногласия древних Церковных писателей о той или другой Книге Новаго Завета для отрицательной критики служат поводом к сомнению в подлинности их, хотя на самом деле это только свидетельствует об осторожности, с которою Церковь относилась к сочинениям, выдаваемым за подлинно Апостольския, и с которою Она утверждала Новозаветный Канон; а потому признание Церковию известных Книг за произведения Апостольския, после долгаго сомнения и разногласия древних писателей, ещё более должно убеждать нас в подлинности сих Книг.

И в самом деле, трудно предположить, чтобы Церковь легко относилась к главнейшим основаниям Своей веры и учения и к важнейшим историческим документам Христианства, и чтобы она после продолжительнаго сомнения, а следовательно, после многих известных ей причин, побуждавших Её отвергать ту или другую Книгу, как неподлинную, могла без достаточных оснований изменить Своё суждение об этих Книгах и признать за подлинно Апостольская такия сочинения, которыя вовсе не принадлежат Апостолам.

Равно нельзя допустить, чтобы, уверившись в подлинности какой-нибудь Книги и приняв её за истинно-Апостолькую, Она позволила чьему-нибудь невниманию или злонамеренности исказить смысл и повредить целость Апостольскаго произведения. И потому во всех местах и во все времена Христианства мы видим самую тщательную заботу Церкви о собрании и сбережении Апостольских Писаний и глубочайшее уважение к самой букве их.

Непрерывный ряд свидетельств древних писателей и даже врагов Церкви, имевших случай или надобность приводить из этих Книг места и слова, как из Книг, несомненно принадлежащих Апостолам и их ученикам, может быть достаточным ручательством, что мы обладаем подлинными произведениями учеников Христовых.

Кроме внешних свидетельств в пользу подлинности Священных Книг Новаго Завета, есть множество внутренних. Так, самыя Писания носят в себе следы принадлежности тому времени и тем лицам, к которым относят их и всеобщее верование Церкви и историческое Предание. В них, например, нельзя встретить ни одного события, можно сказать, ни одного слова, которое бы противоречило истории, хронологии, географии того народа, тех мест и того времени, к которым оне относятся. В этом отношении все мнимыя противоречия и разногласия Священных Книг Новаго Завета с другими историческими памятниками оказывались доселе или простыми недоразумениями или вымыслами тенденциозной критики.

Внутренний характер Писаний, язык их, свойственный непосредственным ученикам Спасителя, образ выражений, обличающий в писателях людей простых, необразованных, но Богопросвещённых, полное согласие и с назначением Священных Книг и с требованиями разума, а также сила, высота и чистота учения, в них заключающагося: всё это говорит в пользу принадлежности сих Книг тем именно лицам, которым оне приписываются. Для последняго достаточно сравнить подлинное произведение Апостольское с каким-нибудь апокрифом, или даже с другими сочинениями дальнейшей Христианской письменности. Самая неблагонамеренная критика не могла и не может целиком отвергать всех сочинений несомненно Апостольских и, нападая то на одно, то на другое, в целом или в частях, всегда должна уступить благонамеренному и осторожному разбору доказательств и возражений, касающихся подлинности.

Остаётся заметить, что кроме четырёх Евангелий, Деяний Апостольских, Посланий и Апокалипсиса, до нас дошли и другия Евангелия и Писания мнимо-апостольския, изданныя в самыя первыя времена Христианства и известныя под именами тех же Апостолов и других знаменитых лиц, но тем не менее отвергнутыя Церковью.

На чём же основывала Церковь Своё суждение о тех или других Писаниях; почему Она одни из них признавала за подлинно Апостольския, другия же отвергала? Самым верным и несомненным признаком истинности Писаний было свидетельство Духа Божия, живущаго и действующаго в Христианах — Того Самаго Духа, Который был виновником и Священнаго Писания и Который не оставлял верующих без вразумления относительно тех Писаний, которыя должны были служить для них руководством жизни.

Но более верным и внешним признаком Божественнаго происхождения и подлинности тех или других Писаний Апостольских служит сначала авторитет самих Апостолов, потом свидетельства их ближайших учеников и преемников и вообще Предание Церкви. Эти свидетельства, как мы уже видели, идут через целый ряд Писаний ΙΙΙ-го и II-го веков и восходят ко временам самих Апостолов.

Святой Ириней, епископ Лионский († 202), говорит, что достоверность наших Евангелий столь велика, что сами еретики создают им свидетельство и, исходя от них, каждый из них старается подтвердить своё учение («Против ересей» 3:11,7). Ириней не только знает все четыре Евангелия и другия Новозаветныя Книги и приводит из них множество мест, но говорит о порядке расположения Евангелий в Книге по времени, о символических изображениях четырёх Евангелистов животными и, наконец, доказывает, что Евангелий должно быть ни более, ни менее, как четыре (там же, 8).

Свидетельство Иринея тем важнее, что он был учеником святого Поликарпа, ученика святого Иоанна Богослова, и в своих сочинениях прямо выражается, что он своё понимание Евангельских сказаний заимствовал из разсказов святого Поликарпа, следовательно и об Евангелии Иоанна он мог сказать только то, что слышал от Поликарпа; а Поликарп не мог не знать, писал ли его учитель Евангелие, и можно ли приписать Иоанну то именно Евангелие из четырёх, которое выдают за его сочинение.

Таким образом, в конце II-го века наши четыре Евангелия, а с ними и другия священныя Новозаветныя Книги были известны, как подлинныя Писания Апостолов. Но ещё ранее конца II-го века эти Писания были известны и употребительны в Церкви Христианской. Святой Иустин мученик в своей первой Апологии (около 138 года) приводит места из Евангелия от Иоанна и от Матфея, и даже упоминает о чтении достопамятностей (απομνημονεύματα) Апостолов, называемых Евангелиями, в общих собраниях Христиан.

Ещё к более раннему времени приводит нас разсмотрение посланий святого Игнатия Богоносца, написанных им во время отправления в Рим на мученическую смерть (107-й год), и святого Поликарпа Смирнскаго. В Писаниях этих мужей Апостольских, есть ссылки и указания на многия места из Евангелия и посланий Апостольских, что удостоверяет нас в существовании наших Новозаветных Книг под именем святых Апостолов уже в начале II-го века.

Наконец, на существование Евангелий и в I-м веке указывает послание Апостола Варнавы (не позже 80-х годов). В этом Послании приводятся из Евангелия от Матфея слова: мнози звани, мало же избранных (Мф 20:16), и притом с прибавлением слов: «как написано». Эта прибавка, несомненно принадлежащая самому писателю, поставляет Новозаветныя Писания наравне с Ветхозаветными, и следовательно признаёт их высокую важность. В нашем же вопросе она служит лучшим доказательством подлинности Евангелия от Матфея в такое раннее время, когда ещё жил Апостол Варнава—непосредственный ученик 12-ти Апостолов (Деян 4:36) и сотрудник Апостола Павла.

В итоге нужно сказать, что и еретики и враги Христианства—язычники— смотрели на наши Евангелия как на Писания Апостолов и, опровергая учение Церкви, ссылались на них как на подлинныя. Так, по свидетельству Иринея и Ипполита, еретик Валентин (около 140-го года) пользовался выражениями Евангелия от Иоанна, чтобы доказать своё лжеучение. Еретик Маркион (140-170 годы), против котораго писал Тертуллиан, составил свой канон Священных Книг, в котором полагал только одно Евангелие от Луки и 10 посланий Апостола Павла; а прежде—по свидетельству Тертуллиана—он принимал все 4 Евангелия. Языческий философ Цельс (в середине II-го века), против котораго писал Ориген, знает наши Евангелия и, приводя из них некоторые разсказы, называет их Писаниями учеников Иисусовых.

Таким образом безчисленныя свидетельства писателей и отцов Церкви и даже врагов Ея убеждают нас в подлинности наших Новозаветных Писаний. За эту же подлинность и — прибавим — неповреждённость Новозаветных Священных Книг стоят уцелевшие до нашего времени списки Новаго Завета, начиная с IV-го века и, может быть, даже раньше. Безчисленное множество этих списков в древности, их взаимное согласие в главном и существенном, постоянное употребление в храмах и домах Христиан — окончательно должны убедить нас, что на эти Книги и древняя Церковь Христианская смотрела, как на подлинныя произведения Апостолов, и что оне-то и суть те самыя Книги, о сохранении которых Она так заботилась.

 

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.