Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Наименование состава новозаветных книг. Надписание Евангелий и их писатели. Значение четверичного числа Евангелий.





Привычное для нас наименование священных книг Священным Писанием с разделением их на книги Ветхого и Нового Завета введено в употребление самими священными авторами. Впоследствии словом Новый Завет стала обозначаться вся совокупность священных книг, содержащих в себе изображение домостроительства нашего спасения Богом во Христе. Впервые для священных книг ввел это название Тертуллиан во II в.

Помимо общего наименования состава новозаветных книг Св. Писанием, очень рано, в древней Церкви, встречается частное наименование или разделение их на «Евангелие» и «Апостол». Первым словом обозначалась совокупность четырех Евангелий (под общим наименованием Четвероевангелие), а последним — состав прочих апостольских писаний. В основу этого деления книг на два сборника, по мнению исследователей, положены два момента: а) различие их по содержанию и по способу употребления: Евангелие изображает самое основание Иисусом Христом Своей Церкви, а все прочие писания апостольские излагают дальнейшее подробное раскрытие и уяснение различных сторон учения и жизни этого царства; б) вторым основанием к разделению послужил пример ветхозаветной церкви, которая состав своих священных книг делила на Закон и Пророки;

в соответствии с таким делением и в новозаветной Церкви установилось деление на Евангелие и Апостол; подобно тому, как в синагогах иудейских совершалось при богослужении чтение отделов из Закона и Пророков, так и на богослужениях христиан читали из Евангелий и Апостолов. Что именно такое деление состава книг действительно имело место в древности, свидетельствуют древние Отцы Церкви — Тертуллиан, Климент Александрийский, Ириней Лионский, Игнатий Богоносец.

Слово «евангелион» у древних писателей означает собственно награду (дар) за добрую весть.

Слово «завет» на языке Св. Писания и в библейском употреблении значит известное постановление, условие, закон, на котором сходятся договаривающиеся стороны, а отсюда завет—это сам договор или союз. Поскольку священные книги, в которых описывается этот завет или союз Бога с человеком, являлись одним из лучших средств его удостоверения и закрепления в памяти, то на книги священные впоследствии было перенесено также и название «завет». Оно существовало уже в эпоху Моисея: прочитанная им еврейскому народу запись Синайского законодательства названа «Книгой завета». Впоследствии заветом стали называть и все Моисееве пятикнижие. В пророчестве Иеремии содержится указание на новый завет, который Господь обещает заключить с домом Израиля и с домом Иуды, когда наступят дни. Впоследствии термин «Новый Завет» употребляется Самим Иисусом Христом и апостолами в смысле истории искупления и спасения человечества (Мф. 26, 28; Ин. 14, 24). Как обозначение священных книг, в которых содержится учение Христа и апостолов, этот термин встречается у писателей II и III вв. — у Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена.

 

Но если сознанию язычника было присуще воззрение, что все доброе может исходить только от богов, то тем более для евреев было несомненно, что только Иегова является источником благой вести, а так как основой всего существования подзаконного Израиля служила вера в грядущего Избавителя, Мессию, то слово «Евангелион» в Ветхом Завете прилагается и к мессианским пророчествам, указывающим на Ново-Заветное Царство. В таком именно смысле употребляется это слово пророком Исаией.

Именно это слово и в христианстве было избрано для выражения того, что именно совершил Господь для освобождения людей от рабства греховного, слово «Евангелион» указывает самое искупление через Иисуса Христа и возвещение о нем другим, как нечто исключительно радостное. Но если «Езангелион» указывает на историческое дело спасения человечества, то Евангелистом в точном и строгом смысле может быть только тот, кто его совершил, т.е. Христос, и Евангелие принадлежит Ему одному, ибо оно — Его дело, Его учение — вся Его жизнь вообще. Поэтому у новозаветных писателей мы встречаем такие выражения:

«Евангелие Иисуса Христа», «благовествование Сына Божия», «Евангелие Божие». Будучи спасением человечества. Евангелие усвояется людьми только при условии, если о нем будет сообщено им в точности. Так Евангелие становится рассказом о спасении, слово «Евангелие» означает извещение о Христе и Его дело. Самих проповедников именуют Евангелистами.

Сам Спаситель именовал рассказы о Себе Евангелием, поэтому весьма вероятно, что заглавия их ведут свое начало от их составителей. Мы встречаем это заглавие почти во всех кодексах греческих и в древнейших переводах. Итак, первые четыре книги новозаветного канона называются Евангелием в том смысле, что они передают нам (благовествуют) благую весть об искуплении людей через Иисуса Христа, как особом деле милости и благости Божией. Задача Евангелий — сотериологическая, и все выходящее за ее пределы опускается богодухновенными писателями. Евангелие не является трудом чисто историческим и биографическим, оно есть целостное изображение дела Христова, освященное идеей, которая составляла его неотъемлемую сущность и вполне его выражает.

Как твердо установлено Св. Преданием, Господь Иисус Христос во время Своего общественного служения ничего не писал и проповедовал устно. То же нужно сказать и относительно проповеди св. апостолов. За исключением Откровения Иоанна Богослова, написанного им по прямому повелению Иисуса Христа для передачи семи малоазийским Церквам, нет данных о том, что Господь повелел Своим ученикам написать то, чему они были свидетелями, т.е. евангельскую историю. Напротив, посылая учеников на проповедь Евангелия всему миру, Он просто повелевает им идти и проповедовать. Но очень рано, на заре христианской истории, стали появляться первые письменные памятники евангельской истории — наши Евангелия, благодаря разным чисто случайным обстоятельствам и нуждам Церкви.

В числе таких обстоятельств, вызвавших появление письменных памятников — священных новозаветных книг — можно указать следующие:

1) Условия, при которых первые благовестники Евангелия выполняли свой миссионерский подвиг. Так, переходя с проповедью Евангелия из страны в страну и всюду основывая Церкви Христовы, св. апостолы, естественно, не могли удовлетворить разнообразные духовные нужды верующих посредством только личных, устных наставлений и распоряжений. Поэтому, чтобы сохранить в неповрежденности, чистоте Евангельскую истину и утвердить в верующих учение, в котором они были наставлены, крайне необходимы были письменные Евангелия.

2) Ввиду очень раннего появления разного рода заблуждений и ложных воззрений на сущность христианства и Лицо Богочеловека Христа, стало необходимым не только устно, но и письменно противодействовать этим заблуждениям, угрожавшим вероучи-тельной догме, проповедуемой Церковью.

3) Под видом свободы во Христе появились в христианском обществе нечестивые люди, «обращавшие благодать Божию в повод к распутству, а христианскую свободу — в повод к угождению плоти» (Иуд. 1, 4; Гал. 5, 13). А поэтому устройство внутреннего и внешнего быта вновь организованных христианских общин требовало не только устного руководства и содействия, но, по малочисленности этих правил и преданий, регламентирующих нравственную жизнь христиан, могло быть успешно осуществлено только через письменные распоряжения и наставления, например, в посланиях. Таковы в общих чертах те главные причины и побуждения, в силу которых стали появляться памятники апостольских писаний.

По преданию, такими писателями новозаветных священных книг были святые апостолы. Греческое слово «апостелло» — отсылать, посылать, апостол — от греческого корня — посланник. Так названы ученики, избранные Господом, вначале 12, потом — 70, получившие от Него особые полномочия проповедовать, как и Он, Евангелие Царства Божия и быть продолжателями Его дела на земле. Священное предание сохранило нам имена священных авторов новозаветных книг: это, прежде всего, четыре евангелиста— Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Матфей и Иоанн были из числа 12 апостолов, Марк и Лука были из числа учеников и сотрудников соответственно апостолов Петра и Павла. Об их авторстве говорят авторитетные свидетели — Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский, Иустин Мученик, Папий Иерапольский, Иероним Блаженный, Климент Александрийский, Ориген и др.

В числе других священных писателей нужно упомянуть первоверховного апостола Петра— ему принадлежат два соборных послания, адресованные малоазийским церквам. Причем в одном из этих посланий ап. Петр упоминает о посланиях ап. Павла, как написанных этим апостолом и, таким образом, свидетельствует о литературном творчестве ап. Павла, как о факте всем известном. Он написал 14 посланий. Следует заметить, что в дошедших до нас новозаветных книгах их авторы не сохранили своих имен, за исключением ап. Павла, который во всех своих посланиях (кроме послания к Евреям) ясно называет себя и ближайших сотрудников. В некоторых его посланиях есть указание, что эти послания написаны им собственноручно; в послании к Фессалоникийцам апостол указывает признаки, по которым можно узнать и отличить его подлинные письма от подложных: «пишу я так «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь»». Писатели соборных посланий — апостолы Иаков, Петр, Иоанн, Иуда.

Итак, большинство апостольских посланий имеют все признаки принадлежности их тем священным авторам, именами которых они надписаны. К сожалению, этого нельзя сказать о Четвероевангелии: авторы их не сохранили своих имен, и авторство их приходится устанавливать путем данных из священного Предания. Правда, автор Евангелия от Иоанна является свидетелем некоторых важнейших событий евангельской истории, особенно в словах «сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его...», хотя в этом свидетельстве не указано имя автора.

Но надписания Евангелий появились очень рано. Необходимость этих обозначений вызывалась тем, что объединение четырех Евангелий произошло вскоре после их появления, и необходимо было их различать между собой по писателям. Такое различение и было сделано посредством предлога (греч. «ката», лат. «секундум») во всех древних переводах. В славянском переводе употреблен предлог «от», что произошло от богослужебных сборников с заглавием «ек ту ката Матфеон агиу евангелиу анагиосма» (из Св. Евангелия от Матфея). Таким образом, имена писателей связываются с названием «Евангелие» посредством предлога «ката» с винительным падежом лица, что соответствует нашему предлогу «по» с дательным падежом. Следовательно, мы имеем одно Евангелие Христа Спасителя по Матфею, по Марку, по Луке, по Иоанну, т.е. по четырем изложениям или редакциям. Предлог «ката» точно определяет значение Матфея, Марка, Луки, Иоанна по отношению к Евангелию в качестве редакторов, воспроизводящих истинное, но от них независимое событие.

Как любое реальное событие. Евангелие само по себе одно, хотя бы о нем рассказывали многие. Четыре редакции тождественны между собой, и четверичность Евангелия служит свидетельством его исторической достоверности, поскольку событие излагается во всех редакциях совершенно одинаково. Но если так, то почему существует не одна редакция или не большее их количество?

Евангелие обозначает дело искупления всех людей, оно является достоянием всего мира. Нужно учесть стремление евангелистов удовлетворить нужды современного им мира. В то время население Римской империи в религиозном отношении разделялось на иудеев, язычников и пришельцев, как элемента смешанного. Соответственно этому синоптические Евангелия были написаны Матфеем для палестинских христиан из евреев, Марком для римских христиан из язычников, Лука же адресовал свое произведение Феофилу, предположительно жителю Антиохии Сирийской, где было смешано языческое и иудейское население. Таким образом, синоптиками были как бы приняты во внимание национально-религиозные особенности известных им народов той эпохи.

Четвертое Евангелие является как бы дополнением синоптических. Это Евангелие «Пневматион» и как таковое, оно рассчитано на запросы ума каждого верующего и чуждо приспособлений к временным и случайным нуждам. Иоанн Богослов закончил процесс воссоздания Евангельской истории своим объективным воспроизведением личности и дела Христова.

Таким образом, в Четвероевангелии истина Евангельская раскрыта вполне и доступна восприятию каждого. Эту мысль выражали церковные писатели. Св. Ириней говорит: «Пусть никто не принимает, что это число Евангелий велико или мало, поелику четыре страны света, в которых мы живем, четыре главных ветра и Церковь рассеяна по всей вселенной, а столп и утверждение Церкви Евангелие и Дух Жизни, то естественно, что она имеет четыре столпа, всюду развевающие нетление и оживотворяющие человека».

Ориген считает, что четыре Евангелия — элементы веры церковной, из которых состоит вся наша вселенная, примиренная с Богом через Господа Иисуса. (В древности основными элементами, из которых состоит весь материальный мир, считались 4: воздух, вода, земля, огонь). Оба эти писателя (св. Ириней Лионский и Ориген) приравнивают число Евангелий к неизменным космологическим отношениям, выражая тем самым мысль, что Евангельская истина утверждена настолько прочно, как и вселенная, к ней ничего нельзя прибавить, как к четырем сторонам света или четырем ветрам.

В то же время Евангелия тождеством своего содержания свидетельствуют о своей достоверности. «Ужели один Евангелист был не в состоянии сказать все, — спрашивает св. Иоанн Златоуст, и отвечает, — конечно, был в состоянии, но когда писали четверо не в одно и то же время и не в одном и том же месте, не сходясь и не сговариваясь между собой, и однако же все нарекают как бы едиными устами, то это служит сильнейшим доказательством истины. Между тем случилось, скажешь ты, противное, ибо они часто обличаются в разногласиях, но это самое и есть верный признак истины. Если бы они в точности были согласны между собою во всем даже касательно времени, места и самых слов, то никто из врагов не поверил бы, что они писали Евангелие, не сошедшись между собою по обыкновенному взаимному соглашению и что согласие их писаний было следствием одной искренности, а находящееся теперь между ними небольшое разногласие освобождает их от всякого подозрения и ясно говорит в пользу писавших. То, в чем они разногласят касательно и места, нисколько не вредит истине повествований, как в главном составляющем основании нашей жизни и сущности проповеди. Ни один из них нигде и ни в чем не разногласен с другим».

Таким образом, именно четверичньм числом Евангелий вполне осуществлялись планы Божественного домостроительства — дать всему миру спасительную истину. Это в совершенстве достигается четырьмя нашими Евангелиями, которые небольшими различиями в деталях при всецелом совпадении по существу осязательно для каждого свидетельствуют о своей абсолютной достоверности и этим направляют читателей к тому, «да верующе живот имут во имя Иисуса Христа Сына Божия» (Ин. 20, 31).

 

Формы древних книг.

Общепринятой формой манускриптов новозаветных книг были свитки, папирусные или пергаментные. Папирусный свиток изготавливался следующим образом. Отдельные куски папируса последовательно склеивались, в результате чего получалась длинная полоса папируса, которая наматывалась на палку. Для удобства пользования свитком длина папирусной полосы была ограничена — длина среднего греческого свитка литературного произведения превышает Юм довольно редко. Поэтому древние авторы обычно разделяли свое длинное произведение на отдельные «книги», каждая из которых могла поместиться на одном свитке. Каждая из двух наиболее объемных книг в Новом Завете — ' 'Евангелие от Луки и Деяния Апостолов — обычно занимала целый папирусный свиток длиной 9,5 — 9,8 м. Несомненно, это послужило одной из причин того, что Евангелие от Луки и Деяния переписывались отдельно, а не составляли одну книгу.

На такого рода свитке текст располагался последовательными колонками шириной около 5 — 7,5 см. Высота колонок текста, разумеется, варьировалась в зависимости от ширины папирусной полосы. В некоторых случаях, однако не очень часто, на свитке писали с обеих сторон — такой свиток называется опистограф.

Свиток был довольно-таки неудобен в употреблении. Кроме того, в первохристианских общинах почувствовали, сколь трудно разыскать отдельные фрагменты Св. Писания при использовании свитков. В начале II в. (или, возможно, даже в конце I в.) в церковном обиходе начинает активно употребляться кодекс, т.е. книга, сшиваемая из листов. Кодекс изготавливался путем складывания вместе согнутых посередине листов папируса и последующего их сшивания. Христиане обнаружили, что данная форма книги имеет ряд преимуществ по сравнению со свитком. Во-первых, она позволяла соединять в книгу все четыре Евангелия или все Послания апостола Павла, что исключалось ранее при использовании свитков из-за их чрезмерной длины; во-вторых, она облегчила сверку рукописей при снятии копий; и в-третьих, она была лучше приспособлена к тому, чтобы текст наносился с обеих сторон, что удешевляло процесс изготовления книг. Вероятно, справедливо предположение, что именно христиане из язычников довольно рано стали использовать форму кодекса для Священного Писания вместо свитков, чтобы тем самым сознательно провести различие между практикой Церкви и практикой синагоги, где по традиции сохранялась передача текста Ветхого Завета при помощи свитков.

Преимущества использования пергамента вместо папируса для изготовления книг представляются нам сегодня очевидными. Это был прочный и более долговечный материал, нежели хрупкий папирус. Кроме того, листы пергамента позволяли без труда писать на обеих его сторонах, в то время как вертикальное направление волокон на оборотной стороне папируса существенно снижало ее пригодность для письма. С другой

стороны, и у пергамента есть свои недостатки. Например, углы пергаментных листов со временем начинают морщиться и становятся неровными. Более того, согласно сообщению Галена, известного греческого врача II в., пергамент, блестящий от полировки, больше утомляет глаза, чем папирус, не отражающий столько света.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.