|
Формы организации и функции центральных банковВозникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, так как выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. В конце XIX — начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком, а на современном этапе — просто центральным банком. Это название отражает роль банка в кредитной системе страны. Центральный банк служит как бы осью, центром кредитной системы. Формы организации центральных банков С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают: - государственные, капитал которых принадлежит государству (Великобритания, ФРГ, Франция, Канада, Россия); - акционерные (США, Италия); - смешанные — акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (Япония, Бельгия). Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в Германии, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит ли капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые особенно усилились на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении ее экономической политики. Но правительство не может безгранично влиять на политику ЦБ. Центральный банк независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, центральный банк распоряжается им как собственник. Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в разных странах различна. Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей — подотчетные Министерству финансов. Таких банков большинство. Независимость центрального банка от правительства - необходимое условие эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного Дефицита. В 80—90-е гг. тенденция независимости центральных банков от правительства усилилась. В то же время независимость центрального банка имеет относительный характер: - экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты и банка, и государственного органа. В Российской Федерации сохраняется жесткий государственный статус Центрального банка, позволяющий федеральной администрации беспрепятственно пользоваться ресурсами эмиссионного фонда. Статус государственности характерен для всей истории Нейтрального банка России, с момента его создания (1860г.) до сегодняшнего дня. Это является одной из основных причин низкого уровня предпринимательства и рыночных отношений в хозяйств в нашей страны. Монополизация государственного управления Центральным банком усилилась в период политизации экономики в 1917—1991 гг. Милитаризация экономики серьезно осложнила переход народного хозяйства нашей страны на рельсы рыночного развития, так как потребовала разрушения старых и создания новых хозяйственных структур для удовлетворения первоочередных потребностей общества. Функции центральных банков Перед любым центральным банком стоит триединая задача обеспечения: 1. стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы; 2. стабильности и ликвидности банковской системы; 3. эффективности и надежности платежной системы. Для решения этой задачи центральный банк выполняет пять основных функций: I. Функция монопольной эмиссии банкнот. За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране. В некоторых странах центральный банк также монопольно осуществляет эмиссию монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В последнем случае центральный банк покупает монеты у казначейства по номиналу, а разница между номинальной (нарицательной) стоимостью монет и их себестоимостью идет в доход госбюджета. Купленные монеты центральный банк выпускает в обращение вместе с банкнотами. Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, однако банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле, а также для обеспечения ликвидности кредитной системы. Эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (как в форме банкнот, так и в форме депозитов коммерческих банков в центральном банке) служат кассовым резервом любого коммерческого банка. II. Функция денежно-кредитного регулирования. Регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения — составной элемент экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики во многом зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Достаточно отметить, что от 75 до 90% всей денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты лишь 25—10% — банкноты центрального банка. Потому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Для воздействия на денежно-кредитную сферу центральный банк использует прежде всего способность коммерческих банков увеличивать или уменьшать депозиты, а следовательно, денежную массу. Однако это не означает, что он может непосредственно определять объем депозитной эмиссии и кредитных операций банков. Центральный банк воздействует на динамику банковских ссуд и депозитов через систему обязательных резервов. Регулируя резервную позицию банков, он может вызвать ценную реакцию сокращения или увеличения кредитов и соответственно депозитов. Взаимосвязь между размером резервов, которые банки обязаны хранить на счете в центральном банке, и кредитными операциями банков: увеличение банковских ссуд ведет к росту депозитов и, следовательно, вызывает необходимость увеличения обязательных резервов, уменьшение ссуд приводит к противоположному результату. Если банк не имеет возможности поддержать требуемое соотношение между обязательными резервами и депозитами, он вынужден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Если же у банков возникают избыточные («свободные») резервы (т.е. сумма фактических резервов на счетах в центральном банке превышает сумму обязательных резервов), то банки могут предоставить новые ссуды и создать депозиты. Указанная зависимость получила название эффекта кредитно-депозитной мультипликации. Он означает расширение депозитов путем многократного увеличения любых новых резервов, получаемых банковской системой в целом. Данный эффект срабатывает несмотря на то, что каждый отдельный банк не может расширить депозиты в количестве, превышающем его избыточные резервы. Предполагаем, что все полученные клиентами от банков средства остаются в банковской системе, т.е. депонируются в банках, и что все банки не создают излишних резервов. Но на практике часть выданных средств остается в наличной форме, что приводит к уменьшению суммы новых резервов, такой же эффект дает создание банками излишних резервов, которое зависит от: - спроса на банковские ссуды; - уровня процента. Нестабильная экономическая ситуация и потребительские ожидания существенно ограничивают возможности ЦБ воздействовать на денежное обращение. Методы кредитно-денежной политики ЦБ делятся на следующие группы: 1. Общие: изменение процентных ставок ЦБ; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке; политика валютного курса. 2. Селективные (направлены на регулирование отдельных форм кредита или кредитования различных отраслей): прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (кредитные потолки); регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов (н-р, установление разницы м/у ставками по депозитам и ставками по кредитам и пр.).
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|