Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы организации и функции центральных банков





Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках наибо­лее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионными.

Государство, издавая соответствую­щие законы, активно способствовало этому процессу, так как выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в слу­чае банкротства эмитентов. В конце XIX — начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмисси­онным банком, а на современном этапе — просто центральным банком. Это название отражает роль банка в кредитной систе­ме страны. Центральный банк служит как бы осью, центром кредитной системы.

Формы организации центральных банков

С точки зрения соб­ственности на капитал центральные банки бывают:

- государст­венные, капитал которых принадлежит государству (Великобрита­ния, ФРГ, Франция, Канада, Россия);

- акционерные (США, Ита­лия);

- смешанные — акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (Япония, Бельгия).

Некото­рые центральные банки были сразу образованы в качестве го­сударственных (в Германии, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобрита­нии, Франции). Но независимо от того, принадлежит ли капи­тал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые особенно усилились на современном этапе. Правительство заинтересова­но в надежности центрального банка в силу особой роли по­следнего в кредитной системе страны, в проведении ее эконо­мической политики.

Но правительство не может безгранично влиять на по­литику ЦБ. Центральный банк независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущест­во обособлено от имущества государства, центральный банк распоряжается им как собственник.

Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в разных стра­нах различна. Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США, Германии, Швей­царии, Швеции, Голландии, России), меньшей — подотчетные Министерству финансов. Таких банков большинство.

Независимость центрального банка от правительства - необходимое условие эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и ва­лютной стабильности, которая нередко вступает в противоре­чие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это особенно важ­но в плане ограничения возможностей правительства использо­вать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного Дефицита. В 80—90-е гг. тенденция независимости центральных банков от правительства усилилась.

В то же время независимость центрального банка имеет от­носительный характер:

- экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане полити­ка центрального банка прямо определяется приоритетами мак­роэкономического курса правительства. В конечном счете лю­бой центральный банк в той или иной степени сочетает черты и банка, и государственного органа.

В Российской Федерации сохраняется жесткий государственный статус Центрального банка, позволяющий федеральной администра­ции беспрепятственно пользоваться ресурсами эмиссионного фонда.

Статус государственности характерен для всей истории Нейтрального банка России, с момента его создания (1860г.) до сегодняшнего дня. Это является одной из основных причин низкого уровня предпринимательства и рыночных отношений в хозяйств в нашей страны.

Монополизация государственного управления Центральным банком усилилась в период политизации экономики в 1917—1991 гг. Милитаризация экономики серьезно осложнила переход народного хозяйства нашей страны на рельсы рыночного развития, так как по­требовала разрушения старых и создания новых хозяйственных струк­тур для удовлетворения первоочередных потребностей общества.

Функции центральных банков

Перед любым центральным бан­ком стоит триединая задача обеспечения:

1. стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы;

2. стабильности и ликвидности банковской системы;

3. эф­фективности и надежности платежной системы.

Для решения этой задачи центральный банк выполняет пять основных функций:

I. Функция монопольной эмиссии банкнот.

За центральным бан­ком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. об­щенациональных кредитных денег, которые являются обще­признанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране. В некоторых странах центральный банк также монопольно осуществляет эмиссию монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В последнем случае центральный банк покупает монеты у казна­чейства по номиналу, а разница между номинальной (нарица­тельной) стоимостью монет и их себестоимостью идет в доход госбюджета. Купленные монеты центральный банк выпускает в обращение вместе с банкнотами.

Банкноты со­ставляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, однако банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле, а также для обеспечения ликвидности кредитной системы. Эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (как в форме банкнот, так и в форме депозитов коммерческих банков в центральном банке) служат кас­совым резервом любого коммерческого банка.

II. Функция денежно-кредитного регулирования.

Регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и денеж­ного обращения — составной элемент экономической полити­ки правительства, главными целями которой являются дости­жение стабильного экономического роста, низкого уровня без­работицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние экономики во многом зависит от состоя­ния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Достаточно отметить, что от 75 до 90% всей денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты лишь 25—10% — банкноты центрального банка. По­тому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Для воздействия на денежно-кредитную сферу центральный банк использует прежде всего способность коммерческих бан­ков увеличивать или уменьшать депозиты, а следовательно, де­нежную массу. Однако это не означает, что он может непо­средственно определять объем депозитной эмиссии и кредит­ных операций банков. Центральный банк воздействует на динамику банковских ссуд и депозитов через систему обяза­тельных резервов. Регулируя резервную позицию банков, он может вызвать ценную реакцию сокращения или увеличения кредитов и соответственно депозитов.

Взаимосвязь между размером резервов, которые банки обязаны хранить на счете в центральном банке, и кредитными операциями банков: увели­чение банковских ссуд ведет к росту депозитов и, следователь­но, вызывает необходимость увеличения обязательных резер­вов, уменьшение ссуд приводит к противоположному результату. Если банк не имеет возможности поддержать требуемое соотно­шение между обязательными резервами и депозитами, он вынуж­ден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Если же у банков возникают избыточные («свободные») резервы (т.е. сумма фактических резервов на счетах в цен­тральном банке превышает сумму обязательных резервов), то банки могут предоставить новые ссуды и создать депозиты.

Указанная зависимость получила название эффекта кредитно-депозитной мультипликации. Он означает расширение депо­зитов путем многократного увеличения любых новых резервов, получаемых банковской системой в целом. Данный эффект срабатывает несмотря на то, что каждый отдельный банк не может расширить депозиты в количестве, превышающем его избыточные резервы.

Предполагаем, что все полученные клиентами от банков средства остаются в банковской системе, т.е. депонируются в банках, и что все банки не создают излишних резервов. Но на практике часть выданных средств остается в наличной форме, что приводит к уменьшению суммы новых резервов, такой же эффект дает создание банками излишних резервов, которое зависит от:

- спроса на банковские ссуды; - уровня процента.

Нестабильная экономическая ситуация и потребительские ожидания существенно ограничивают возможности ЦБ воздействовать на денежное обращение.

Методы кредитно-денежной политики ЦБ делятся на следующие группы:

1. Общие: изменение процентных ставок ЦБ; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке; политика валютного курса.

2. Селективные (направлены на регулирование отдельных форм кредита или кредитования различных отраслей): прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (кредитные потолки); регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов (н-р, установление разницы м/у ставками по депозитам и ставками по кредитам и пр.).

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.