Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 4. Методы статистического анализа здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения





К числу методов статистического анализа, широко применяемых в научной и практической деятельности врача любого профиля, относится ряд статистических методов, которые по предназначению можно сгруппировать следующим образом:

- обобщающие показатели (относительные и средние величины);

- графические изображения в статистике;

- методы сравнения различных статистических совокупностей;

- методы выявления и оценки факторов;

- методы оценки динамики явлений;

- методы прогнозирования.

Знание основных терминов и понятий, сущности этих методов, условий их применения и умение анализировать с применением данных методов здоровье населения в целом или отдельных его групп, а также деятельность учреждений здравоохранения, предполагает детальное рассмотрение составных элементов каждого из методов.

Однако в связи с тем, что в процессе преподавания дисциплины изучается практическое применение методов, следует указать, что они по своему назначению могут принадлежать к различным группам. Так, например:

· оценку достоверности разности результатов исследования можно применять с целью сравнения различных статистических совокупностей, но в то же время и как метод выявления и оценки факторов;

· метод стандартизации является одним из методов сравнения различных статистических совокупностей и также относится к методам, выявления и оценки факторов.

В связи с таким сложным переплетением и многофункциональным применением методов авторы настоящего учебного пособия, предназначенного для подготовки студентов к практическим занятиям и самостоятельной работе, рассмотрели каждый метод вне вышеприведенной группировки.

 

Организация статистического исследования

Введение

В практической и научно-исследовательской деятельности врач, как правило, анализирует результаты своей деятельности не только на индивидуальном, но и на групповом и популяционном уровнях. Такое исследование проводится с помощью различных методов, важнейшим из которых является статистический.

Это необходимо врачу для подтверждения уровня квалификации, а также в целях дальнейшего усовершенствования и профессиональной специализации.

Поэтому умение правильно организовать и провести статистическое исследование необходимо всем врачам различного профиля, руководителям учреждений и органов здравоохранения. Такие знания и умения способствуют повышению качества и эффективности медицинской помощи населению через непрерывную подготовку кадров (важнейший элемент ресурсного обеспечения) и, таким образом, конкурентоспособности лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности в условиях рыночной экономики.

 

Цель изучения темы

Уметь организовывать статистическое исследование как здоровья населения, так и деятельности учреждений системы охраны, укрепления и восстановления здоровья населения.

По окончании изучения данной темы студент должен:

Уметь:

· определить цель и задачи исследования;

· составить программу исследования;

· составить план исследования.

Знать:

· определение статистической совокупности, ее структуру;

· виды статистической совокупности; требования, предъявляемые к выборочной совокупности;

· методы отбора выборочной совокупности;

· определение единицы наблюдения, классификацию ее учетных признаков;

· принципы составления программы сбора материала;

· последовательность проведения исследования - этапы статистического исследования, их содержание.

 

 

Задания для самостоятельной работы студента

1. Изучить материалы обязательной и рекомендуемой литературы, данного раздела учебного пособия.

1. Разобрать задачу-эталон.

2. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания в данном учебном пособии.

3. Решить ситуационные задачи.

Блок информации

Проведение статистического исследования начинаетсяс определения ПРОБЛЕМЫ, в соответствии с которой ставятся ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ исследования, изучается ЛИТЕРАТУРА по данной проблеме и разрабатывается РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА.

ЦЕЛЬ исследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики здравоохранения, определять пути решения выбранной проблемы.

ЗАДАЧА исследования – это конкретизированное, расширенное и уточненное определение цели, т.е. ее пошаговое достижение.

Пример:

Цель исследования – разработка мероприятий по укреплению и сохранению здоровья студентов.

Задачи исследования:

1. Изучить распространенность курения среди студентов в начале и в конце обучения в медицинском ВУЗе.

2. Выявить факторы, влияющие на распространенность курения.

3. Предложить мероприятия по профилактике и борьбе с курением среди студентов медицинского института.

 

Этапы статистического исследования (см. схему 4.1.1).

Итак, из схемы видно, что после ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО этапа последовательность всех действий исследования включает:

I ЭТАП - составление программы и плана статистического исследования.

II ЭТАП - организация и проведение сбора необходимых данных, предусмотренных программой исследования.

III ЭТАП - осуществление обработки собранных данных (контроль, группировка, шифровка, вычисление статистических показателей, сводка в статистические таблицы)

IV ЭТАП - выводы и предложения на основе анализа полученных результатов исследования.

 

I ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Составление программы и плана исследования.

Программа статистического исследования, как видно из схемы 4.1.1, предусматривает решение следующих вопросов:

1. определение единицы наблюдения и составление программы сбора материала;

2. составление программы разработки материала;

3. составление программы анализа собранного материала.

1. Единица наблюдения – каждый первичный элемент статистической совокупности.

Единица наблюдения наделена признаками сходства и различия, которые подлежат учету и дальнейшему наблюдению, поэтому эти признаки называются учитываемыми (учетными).

Учитываемые признаки – признаки, по которым различаются элементы единицы наблюдения в статистической совокупности. Признаки классифицируются:

· по характеру на:

а) атрибутивные (описательные) признаки – выражены словесно;

б) количественные признаки – выражены числом;

· по роли в совокупности на:

а) факторные признаки, влияющие на изучаемое явление;

б) результативные признаки, изменяющиеся под влиянием факторных признаков.


Схема 4.1.1

Этапы статистического исследования

Определение

проблемы

Формулировка

Темы

исследования

III этап ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА
II этап СБОР МАТЕРИАЛА
1 этап ПРОГРАММА и ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
Определение

ЦЕЛИ

и

ЗАДАЧ

Исследования

           
   
     
 
 
 


ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ:







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.