|
Глава 4. Методы статистического анализа здоровья населения и деятельности учреждений здравоохраненияК числу методов статистического анализа, широко применяемых в научной и практической деятельности врача любого профиля, относится ряд статистических методов, которые по предназначению можно сгруппировать следующим образом: - обобщающие показатели (относительные и средние величины); - графические изображения в статистике; - методы сравнения различных статистических совокупностей; - методы выявления и оценки факторов; - методы оценки динамики явлений; - методы прогнозирования. Знание основных терминов и понятий, сущности этих методов, условий их применения и умение анализировать с применением данных методов здоровье населения в целом или отдельных его групп, а также деятельность учреждений здравоохранения, предполагает детальное рассмотрение составных элементов каждого из методов. Однако в связи с тем, что в процессе преподавания дисциплины изучается практическое применение методов, следует указать, что они по своему назначению могут принадлежать к различным группам. Так, например: · оценку достоверности разности результатов исследования можно применять с целью сравнения различных статистических совокупностей, но в то же время и как метод выявления и оценки факторов; · метод стандартизации является одним из методов сравнения различных статистических совокупностей и также относится к методам, выявления и оценки факторов. В связи с таким сложным переплетением и многофункциональным применением методов авторы настоящего учебного пособия, предназначенного для подготовки студентов к практическим занятиям и самостоятельной работе, рассмотрели каждый метод вне вышеприведенной группировки.
Организация статистического исследования Введение В практической и научно-исследовательской деятельности врач, как правило, анализирует результаты своей деятельности не только на индивидуальном, но и на групповом и популяционном уровнях. Такое исследование проводится с помощью различных методов, важнейшим из которых является статистический. Это необходимо врачу для подтверждения уровня квалификации, а также в целях дальнейшего усовершенствования и профессиональной специализации. Поэтому умение правильно организовать и провести статистическое исследование необходимо всем врачам различного профиля, руководителям учреждений и органов здравоохранения. Такие знания и умения способствуют повышению качества и эффективности медицинской помощи населению через непрерывную подготовку кадров (важнейший элемент ресурсного обеспечения) и, таким образом, конкурентоспособности лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности в условиях рыночной экономики.
Цель изучения темы Уметь организовывать статистическое исследование как здоровья населения, так и деятельности учреждений системы охраны, укрепления и восстановления здоровья населения. По окончании изучения данной темы студент должен: Уметь: · определить цель и задачи исследования; · составить программу исследования; · составить план исследования. Знать: · определение статистической совокупности, ее структуру; · виды статистической совокупности; требования, предъявляемые к выборочной совокупности; · методы отбора выборочной совокупности; · определение единицы наблюдения, классификацию ее учетных признаков; · принципы составления программы сбора материала; · последовательность проведения исследования - этапы статистического исследования, их содержание.
Задания для самостоятельной работы студента 1. Изучить материалы обязательной и рекомендуемой литературы, данного раздела учебного пособия. 1. Разобрать задачу-эталон. 2. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания в данном учебном пособии. 3. Решить ситуационные задачи. Блок информации Проведение статистического исследования начинаетсяс определения ПРОБЛЕМЫ, в соответствии с которой ставятся ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ исследования, изучается ЛИТЕРАТУРА по данной проблеме и разрабатывается РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА. ЦЕЛЬ исследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики здравоохранения, определять пути решения выбранной проблемы. ЗАДАЧА исследования – это конкретизированное, расширенное и уточненное определение цели, т.е. ее пошаговое достижение. Пример: Цель исследования – разработка мероприятий по укреплению и сохранению здоровья студентов. Задачи исследования: 1. Изучить распространенность курения среди студентов в начале и в конце обучения в медицинском ВУЗе. 2. Выявить факторы, влияющие на распространенность курения. 3. Предложить мероприятия по профилактике и борьбе с курением среди студентов медицинского института.
Этапы статистического исследования (см. схему 4.1.1). Итак, из схемы видно, что после ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО этапа последовательность всех действий исследования включает: I ЭТАП - составление программы и плана статистического исследования. II ЭТАП - организация и проведение сбора необходимых данных, предусмотренных программой исследования. III ЭТАП - осуществление обработки собранных данных (контроль, группировка, шифровка, вычисление статистических показателей, сводка в статистические таблицы) IV ЭТАП - выводы и предложения на основе анализа полученных результатов исследования.
I ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Составление программы и плана исследования. Программа статистического исследования, как видно из схемы 4.1.1, предусматривает решение следующих вопросов: 1. определение единицы наблюдения и составление программы сбора материала; 2. составление программы разработки материала; 3. составление программы анализа собранного материала. 1. Единица наблюдения – каждый первичный элемент статистической совокупности. Единица наблюдения наделена признаками сходства и различия, которые подлежат учету и дальнейшему наблюдению, поэтому эти признаки называются учитываемыми (учетными). Учитываемые признаки – признаки, по которым различаются элементы единицы наблюдения в статистической совокупности. Признаки классифицируются: · по характеру на: а) атрибутивные (описательные) признаки – выражены словесно; б) количественные признаки – выражены числом; · по роли в совокупности на: а) факторные признаки, влияющие на изучаемое явление; б) результативные признаки, изменяющиеся под влиянием факторных признаков. Схема 4.1.1 Этапы статистического исследования Определение проблемы Формулировка Темы исследования
ЦЕЛИ и ЗАДАЧ Исследования ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ: ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|