|
Этапы применения дисперсионного анализа для определения влияния фактора (стажа работы) на результат (уровень травматизма)
Вывод: В выборочном комплексе выявлено, что сила влияния стажа работы на уровень травматизма составляет 80% в общем числе других факторов. Для всех цехов завода можно с вероятностью 99,7% (13,3 > 8,7) утверждать, что стаж работы влияет на уровень травматизма. Таким образом, Н0 не отвергается и влияние стажа работы на уровень травматизма в цехах завода Н. считается доказанным. Контрольные вопросы
1. Какие условия применения дисперсионного анализа Вы можете назвать? 2. Какой основной принцип должен соблюдаться для применения дисперсионного анализа? 3. Что лежит в основе применения дисперсионного анализа? 4. Какой метод применяется для оценки результатов однофакторного дисперсионного анализа? 5. Какие признаки изучаются в дисперсионном анализе? Тестовые задания Выберите один или несколько правильных ответов:
1. Дисперсия – это: а) средний квадрат отклонений; б) статистический критерий разнообразия признака; в) повторность наблюдений; г) объем всей совокупности.
2.Этапы дисперсионного анализа включают: а) вычисление межгрупповой суммы квадратов; б) вычисление остаточной суммы квадратов; в) вычисление факторной и остаточной дисперсии; г) оценка достоверности по критерию F.
3.Первым этапом проведения дисперсионного анализа является: а) вычисление дисперсий; б) вычисление средних квадратов отклонений; в) построение дисперсионного комплекса; г) сравнение факторной и остаточной дисперсий.
4. Назовите виды дисперсионного анализа: а) однофакторный; б) двухфакторный; в) многофакторный; г) многомерный.
5. Условия применения однофакторного дисперсионного анализа включают: а) нормальность распределения анализируемых групп или соответствие выборочных групп генеральным совокупностям с нормальным распределением; б) независимость (не связанность) распределения наблюдений в группах. в) повторность наблюдений; г) вариабельность.
6.Дисперсионный анализ применяется для: а) установления различий в составе изучаемых групп; б) определения вида распределения значений признака; в) установления силы влияния фактора; г) прогнозирования результатов в генеральной совокупности; д) определения достоверности влияния фактора.
Ситуационные задачи Задача 1 Для установления связи условий и особенностей труда врачей различных специальностей 4-х поликлиник г. А. на заболеваемость их ОРВИ (в показателях на 100 работающих), проведен дисперсионный анализ
Задача 2 Для выявления влияния синдрома эмоционального выгорания формирующегося у медицинских сестер работающих с онкологическими пациентами в процессе их профессиональной деятельности на качество их работы проведен дисперсионный анализ.
1. Влияет ли синдром эмоционального выгорания на снижение качества работы у медицинских сестер онкологических отделений? 2. Какова доля влияния синдрома эмоционального выгорания на снижение качества работы у медицинских сестер онкологических отделений?
Задача 3 Для выявления влияния формы течения бронхиальной астмы (БА) у детей от 3 до 14 лет отдельных районов г. Р на частоту госпитализаций были изучены показатели госпитализаций (на 100 больных БА) в 4 районах.
Список литературы Обязательная: 1. Власов В.В. Эпидемиология. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464
Дополнительная: 1. Архипова Г.П., Лаврова И.Г., Трошина И.М. Некоторые современные методы статистического анализа в медицине.- М.: Метроснаб, 1971.- 75с. 2. Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика.- СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2003.- 432 с. 3. Платонов А.Е. Статистический анализ в медицине и биологии: задачи, терминология, логика, компьютерные методы.- М.: Издательство РАМН, 2000.-52с. 4. Плохинский Н.А. Биометрия. – Издательство Сибирского отделения АН СССР Новосибирск – 1961- 364с. Приложение 5.1 Значение F(критерий Фишера) стандартного при р≥0,05(верхнее значение), при р≥0,01(нижнее значение)
Глава 6. Методы квалиметрии в здравоохранении. Квалиметрический анализ в управлении качеством объектов здравоохранения. Введение
Квалиметрия (в переводе с греческого – измерение качества) - это область знания, посвященная методам количественного оценивания качества любых объектов (живой и неживой природы). Используя методы квалиметрии, можно найти количественные оценки качества различных объектов: зданий, оборудования, инструментов, лечебных препаратов; продукции, услуги., персонала и т.д. Не может остаться вне сферы приложений квалиметрии и здравоохранение, т.к. его задачи ориентированны на оценивание качества: - индивидуального здоровья, здоровья тех или иных групп населения, общественного здоровья, - жизни, - деятельности объектов здравоохранения (лечебно-профилактических учреждений, органов управления здравоохранения, учреждений службы Роспотребнадзора и т.д.), - медицинской помощи в целом, - отдельных медицинских услуг, - производственных объектов, воздействующих на человека и окружающую среду, - объектов внешней среды, используемых человеком и т. п. Для оценивания их качества квалиметрия предоставляет некоторые общие принципы получения количественных оценок качества, на основе которых обеспечивается переход к определенным решениям относительно оцениваемых объектов. Основная задача квалиметрии состоит не столько в получении количественных оценок качества объектов и разработки алгоритмов перехода от оценок по единичным показателям к оценкам по всей их совокупности (комплексным показателям), сколько в принятии на их основе решений о качестве объектов, а при необходимости и по управлению качеством этих объектов. Важным отличием квалиметрического оценивания от обычного обследования объекта, будь то человек или лечебно-профилактическое учреждение является обеспечение максимальной объективизации процесса поиска решений по оцениваемому объекту. Количественная оценка качества объектов (продукции, процессов, услуг и т.д.) нужна для принятия решений, которые вытекают из различных значений этой оценки. Именно набор решений позволяет определить окончательный состав показателей, используемых в расчетном алгоритме определяющих показателей и способы операций с этими показателями. Таким образом, целью разработки квалиметрической методики является создание формализованной системы перехода от оценок объекта по определяющим показателям к решениям. Методы квалиметрии более эффективны не тогда, когда решение может быть принято на основании замеров одного - двух показателей (хотя есть и такие квалиметрические методики), но в сложных ситуациях, когда для выбора правильного решения необходимо оценивание многих частных показателей и строго продуманная система вычислительных и логических операций с ними. Наибольший эффект применение квалиметрии может дать в тех случаях, когда ее методы включены в общие циклические процессы, как например, в разработанной на кафедре системе непрерывного повышения качества работы объекта здравоохранения (лечебно-профилактического учреждения, органа управления здравоохранением и т. д.). В основу этой системы заложена методика квалиметрического анализа, также разработанная на кафедре. Система представлена двумя циклами: оперативным и стратегическим.
1 – оперативный цикл 2 – стратегический цикл
Схема 6.1. Циклический процесс непрерывного повышения качества работы ЛПУ. Оперативный цикл. Приступая к работе на объекте здравоохранения (в лечебно-профилактическом учреждении, органе управления здравоохранением и др.), организатор (возможно в будущем врач-квалиметролог, менеджер качества) начинает оценивание качества деятельности объекта здравоохранения (лечебно-профилактического учреждения, органа управления здравоохранением и т.п.) с выполнения квалиметрического анализа, существующего технологического процесса, осуществляемого в учреждении. Что такое квалиметрический анализ? Это такая совокупность организационных действий, которая позволяет быстро выявить факторы, негативно влияющие на качество условий труда и качество выполнения производственных функций, найти количественные оценки значимости этих факторов и немедленно выработать рекомендации по устранению наиболее сильно влияющих. Выполнение параллельно или последовательно квалиметрического анализа по выявлению факторов, позитивно влияющих на качество деятельности в том же учреждении, позволяет разработать рекомендации по их сохранению, расширению, если они имелись в этом учреждении и внедрению в случае их отсутствия, таким образом, повышая мотивацию сотрудников к непрерывному улучшению качества работы. Квалиметрический анализ факторов, влияющих (отрицательно или положительно) на качество деятельности объекта здравоохранения может быть проведен и среди других групп потребителей, например пациентов, контролирующих структур и т.д. Это позволит комплексно, с позиций, если не всех, то большинства групп потребителей, провести оценивание деятельности объекта здравоохранения. Необходимо создать такую систему взаимоотношений с администрацией, при которой администрация способствовала бы внедрению рекомендаций, полученных по результатам квалиметрического анализа, а работники, участвовавшие в квалиметрическом анализе, получали бы материальное или моральное поощрение. Это приведёт к росту авторитета организатора, проводившего квалиметрический анализ, и облегчит его дальнейшую работу по совершенствованию качества деятельности объекта здравоохранения, путем последующего периодического проведения квалиметрического анализа.
Стратегический цикл. Цикл предусматривает создание кратко- и среднесрочного прогнозирования, т. е. выявление будущих требований потребителей (например, лиц, которым оказывают медицинские услуги, и сотрудников лечебно-профилактичнских учреждений здравоохранения). Прогнозирование сочетается с количественной оценкой временных и экономических ресурсов, которые будут затрачены на удовлетворение этих потребностей, а также с оценкой масштаба влияния, которое окажет удовлетворение требований для этих потребителей. Квалиметрический анализ позволяет выявить будущие требования к качеству деятельности объекта здравоохранения с позиций разных групп потребителей. Однако выявленные будущие требования потребителей не могут быть немедленно приняты к исполнению. Необходимо выполнить еще и средне- и долгосрочный прогноз новых технологий, включающий в себя появление медицинской техники, работающей на новых принципах, устройств медицинского назначения, предназначенных для выполнения новых функций, новых методов лечения и лекарственных веществ, новых методов организации работы, и производить оценивание значимости прогнозируемых потребительских требований с учетом этих данных. Необходимо систематически, например, раз в 6 месяцев, составлять сводный перечень рекомендаций для администрации учреждения здравоохранения по генеральным путям совершенствования качества работы и услуг, ближайшим, первоочередным задачам удовлетворения этих требований. Естественно, что все эти рекомендации организатор должен корректировать путём повторного проведения прогнозных разработок не реже 1 раза в год. В дальнейшем, в данной главе, в основном, будет описана методика оперативных процессов в квалиметрии на примере оценивания качества деятельности лечебно-профилактического учреждения путем проведения квалиметрического анализа по выявлению факторов, отрицательно влияющих на качество медицинской помощи, оказываемой в этом ЛПУ. Цель изучения темы Освоить методику квалиметрического анализа (на примере выявления факторов, отрицательно воздействующих на качество деятельности лечебно-профилактического учреждения). По окончании изучения темы студент должен: Уметь: - составлять план квалиметрического анализа; - организовывать экспертные группы; - выбирать необходимые методики опроса и составлять анкеты, проводить опрос экспертных групп; - производить обработку полученного в ходе опроса материала, составлять необходимые таблицы и диаграммы; - проводить ранжирование полученного в ходе опроса материала, составлять необходимые таблицы и диаграммы; - анализировать данные таблиц и диаграмм, уметь распределять факторы на группы, характеризующиеся общностью мер, которые необходимо принять для устранения негативного влияния фактора; - разрабатывать предложения, на основе полученных в ходе квалиметрического анализа выводов, которые будут способствовать улучшению качества медицинской помощи населению. Знать: - значение квалиметрического анализа; - основные понятия квалиметрии; - основные формы экспертных групп и форм опроса; - методику квалиметрического анализа; - механизм ранжирования; - методику использования дополнительного программного обеспечения.
Задания для самостоятельной работы студента
1. Изучить материалы главы, лекции и рекомендуемой литературы. 2. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания.
Блок информации
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|