|
Стандартные коэффициенты корреляции, которые считаются достоверными (по Л.С. Каминскому)
4.7. Регрессионный анализ
Ведение При наличии корреляционной связи между факторными и результативными признаками врачам нередко приходится устанавливать, на какую величину может измениться значение одного признака при изменении другого на общепринятую или установленную самим исследователем единицу измерения. Например, как изменится масса тела школьников 1 класса (девочек или мальчиков), если рост их увеличится на 1 см. В этих целях применяется метод регрессионного анализа. Наиболее часто метод регрессионного анализа применяется для разработки нормативных шкал и стандартов физического развития.
Цель изучения темы На основе взаимосвязи между факторным и результативным признаками, выявленной методом корреляции, научиться измерять и анализировать изменения одного признака в зависимости от изменений другого при изучении общественного здоровья и деятельности лечебно-профилактических учреждений, в том числе учреждений Роспотребнадзора.
По окончании изучения темы студент должен: Уметь: · рассчитывать коэффициент регрессии, уравнение регрессии, сигму регрессии; · на основе вычисленных параметров графически изображать линию и шкалу регрессии и делать соответствующее заключение.
Знать: · определение регрессии и коэффициента регрессии, · назначение коэффициента регрессии и уравнения регрессии, · назначение сигмы регрессии, · необходимые данные для расчета и графического изображения шкалы регрессии, · практическое использование шкалы регрессии.
Задания для самостоятельной работы студента 1. Изучить материалы обязательной и рекомендуемой литературы, данного раздела учебного пособия. 2. Разобрать задачу-эталон. 3. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания в данном учебном пособии. 4. Решить ситуационные задачи.
Блок информации
Задача-эталон По результатам статистического исследования физического развития мальчиков 5-ти лет известно, что их средний рост (х) равен 109 см, а средняя масса тела (у) равна 19 кг. Коэффициент корреляции между ростом и массой тела составляет + 0,9, средние квадратические отклонения представлены в таблице. Требуется: 1) рассчитать коэффициент регрессии, 2) по уравнению регрессии определить, какой будет ожидаемая масса тела мальчиков 5-ти лет при росте, равном х1 = 100 см, х2 = 110 см, х3= 120 см; 3) рассчитать сигму регрессии и построить шкалу регрессии и результаты ее решения представить ее графически, 4) сделать соответствующие выводы. Условие задачи и результаты ее решения представлены в сводной таблице. Этапы расчетов представлены в табл. 4.7.1.
Таблица 4.7.1
Решение
1) Коэффициент регрессии: Ry/x = rxy х (σy/σx) = +0,9 х (0,8 / 4,4) = 0,16 кг/см. Таким образом, при увеличении роста мальчиков 5 лет на 1 м масса тела увеличивается на 0,16 кг. 2) Уравнение регрессии: y = My + Ry/x (x–Mx )
3) Сигма регрессии: σ Ry/x = σ у 4) Шкала регрессии:
5) Графическое изображение регрессии: Вывод: Таким образом, шкала регрессии в пределах расчетных величин массы тела позволяет определить ее при любом другом значении роста или оценить индивидуальное развитие ребенка. Для этого следует восстановить перпендикуляр к линии регрессии.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение «регрессии». В чем сущность метода регрессии? 2. Дайте определение коэффициента регрессии. 3. Какие данные нужно иметь, чтобы рассчитать коэффициент регрессии? 4. Какой можно сделать вывод, если коэффициент регрессии веса по росту равен 0,26 кг/см? 5. Для чего используется формула уравнения регрессии? 6. Для какой цели нужно рассчитать сигму регрессии? 7. Как построить и использовать шкалу регрессии физического развития
Тестовые задания Выберите один или несколько правильных ответов: 1. Укажите правильное определение регрессии. Регрессия – это функция позволяющая … а) по величине одного признака определить среднюю величину другого признака; б) по средней величине одного признака определить среднюю величину другого признака, корреляционно связанного с первым; в) определить, как количественно меняется одна величина при изменении другой, корреляционно связанной с ней, на единицу измерения.
2. Какая из ниже перечисленных величин применяется для определения размера одного признака при изменении другого на единицу измерения: а) среднеквадратическое отклонение; б) коэффициент корреляции; в) коэффициент регрессии; г) коэффициент вариации.
3. При изучении физического развития 5-летних девочек определена расчетным путем зависимость массы тела от роста (при росте 80 см, 85 см и 90 см). Без специальных измерений массы тела можно определить ее величину при любом другом значении роста в границах от 80 см до 90 см. С этой целью применяется: а) коэффициент регрессии; б) уравнение регрессии (линия регрессии); в) шкала регрессии.
4. С помощью коэффициента регрессии можно определить: а) без специальных измерений среднюю величину одного признака, зная среднюю величину другого; б) абсолютную величину, на которую в среднем изменяется признак при изменении другого признака на установленную единицу измерения; в) как количественно меняются величины одного признака по мере изменения величин другого признака.
5. Индивидуальная оценка физического развития детей и подростков проводится по: а) линии регрессии; б) шкале регрессии; в) коэффициенту регрессии.
Ситуационные задачи Задача 1 При изучении физического развития 7-летних мальчиков определена зависимость массы тела от роста (r ху = + 0,7). 1. Какой параметр необходимо рассчитать, для того чтобы можно было без специальных измерений массы тела определить, как будет меняться вес при изменении роста ребенка на 1 см. 2. Можно ли на основании имеющейся в условии задачи информации и названного Вами параметра построить шкалу регрессии?
Задача 2 В воздухе рабочей зоны одного из чехов предприятия при неисправной вентиляции среднее содержание пыли составляет 12 мг/м3. Заболеваемость болезнями органов дыхания рабочих возросла (r ху = + 0,7). 1. С помощью какого параметра можно определить, как будет меняться число заболеваний при увеличении количества пыли в воздухе рабочей зоны на 1 мг/м3? 2..Достаточно ли тогда будет данных условия задачи для построения уравнения регрессии?
Задача 3 В детском саду города Н. проводилось изучение физического развития детей старшего дошкольного возраста. При этом индивидуальные параметры роста и вес детей сильно различались. 1. С помощью какой методики врач оценивает индивидуальной развитие ребенка? 2. Какая величина позволяет конкретно оценивать гармоничность физического развития каждого ребенка?
Задача 4 При изучении распространенности гипертонической болезни у лиц в возрасте 40-49 лет был определен коэффициент регрессии, равный 3 мм. рт. ст. 1. Что означает коэффициент регресии? 2. Какова цель его практического применения в данном случае? Задача 5 При проведении профилактических осмотров врач установил увеличение частоты сердечных сокращений студентов в зависимости от длительности нагрузки (r ху = + 0,85). 1. Достаточно ли этого параметра для индивидуальной оценки частоты сердечных сокращений любого студента пришедшего на прием, в зависимости от дневной нагрузки? 2. Обоснуйте свой вывод.
Список литературы Основная: 1. Власов В.В. Эпидемиология. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464. 2.Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. – М.:ГЭОТАР – МЕД, 2002.- 520 с. 3. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: Часть 1. Общественное здоровье. - М.: Медицина, 2003. - 368 с. 4. Социальная медицина и организация здравоохранения (Руководство в 2-х томах). Миняев В.А., Вишняков Н.И. и др. - СПб, 1998. - 528 с. 5.Социальная гигиена и организация здравоохранения (Учебное пособие). Кучеренко В.З., Агарков Н.М. и др. – Москва, 2000. – 432 с.
Дополнительная: 1. С. Гланц. Медико-биологическая статистика. Пер с англ. - М., Практика, 1998. –459 с. – С. 225-250. Динамические ряды Введение В практической и научно-практической деятельности врачу нередко приходится анализировать происходящие во времени изменения в состоянии здоровья отдельных групп населения, в деятельности медицинских учреждений, в экспериментальных исследованиях. Выявление основой тенденции изучаемого явления вне влияния «случайных» факторов позволяет определять закономерности изменений явления и на этой основе осуществлять прогнозирование. Цель изучения темы На основании анализа уровней динамического ряда уметь делать выводы о закономерностях и тенденциях в состоянии здоровья населения и деятельности медицинских организаций и учреждений службы Роспотребнадзора. По окончании изучения данной темы студент должен: Уметь: · обосновывать необходимость выравнивания динамического ряда, выбирать адекватный метод; · выравнивать или преобразовать динамический ряд; · представлять графически выровненный или преобразованный ряд; · применять показатели изменений явлений для анализа динамического ряда; · делать заключение о закономерностях изменений в изучаемом явлении или признаке. Знать: · определение и условия составления динамического ряда; · типы рядов; · методы выравнивания рядов и условия их применения; · показатели изменений явлений в динамике, их назначение.
Задания для самостоятельной работы студента 1. Изучить материалы обязательной и рекомендуемой литературы, данного раздела учебного пособия. 2. Изучить технологию выполнения учебного задания на примере задачи-эталона. 3. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания в данном учебном пособии. 4. Решить ситуационные задачи. 5. Применять полученные навыки при выполнении индивидуальных заданий или научно-исследовательской работы. Блок информации
1. Укрупнение периодов – применяется, когда явление в интервальном ряду выражено в абсолютных величинах, уровни которых суммируются по более крупным периодам. Применение возможно при кратном числе периодов 2. Вычисление групповой средней – применяется, когда уровни интервального ряда выражены в абсолютных, средних или относительных величинах, которые суммируются, а затем делятся на число слагаемых. Способ применяется при кратном числе периодов. 3.Расчет скользящей средней – применяется, когда уровни явлений любого ряда выражены в абсолютных, средних или относительных величинах. Данный метод применяется при наличии некратного числа временных периодов (7, 11, 13, 17, 19) достаточно длинного динамического ряда. Путем вычисления групповой средней значений 3 периодов, а в последующем переходя на определенный уровень и два соседних с ним, осуществляется "скольжение" по периодам. Каждый уровень заменяется на среднюю величину (из данного уровня и двух соседних с ним). Данный метод применяется, когда не требуется особой точности, когда имеется достаточно длинный ряд и можно пренебречь потерей двух значений ряда; в случаях, когда изучается развитие явления под влиянием одного или двух факторов. 4. Метод наименьших квадратов применяется для более точной количественной оценки динамики изучаемого явления. Этим способом получаются такие выровненные значения уровней ряда, квадраты отклонений которых от истинных (эмпирических) показателей дают наименьшую сумму. Наиболее простой и часто встречающейся в практике является линейная зависимость, описываемая уравнением: Ух = а + вХ, либо Утеоретич. = Усреднее + вХ, где У х – теоретические (расчетные) уровни ряда за каждый период; а – среднеарифметический показатель уровня ряда, рассчитывается по формуле а = S Уфакт. /n; в – параметр прямой, коэффициент, показывающий различие между теоретическими уровнями ряда за смежные периоды, определяется путем расчета по формуле: в = S (Х Уфакт.) / S Х 2, где n – число уровней динамического ряда; Х – временные точки, натуральные числа, проставляемые от середины (центра) ряда в оба конца. При наличии нечетного ряда уровень, занимающий срединное положение, принимается за 0. Например, при 9-ти уровнях ряда: -4, -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3, +4. При четном числе уровней ряда две величины, занимающие срединное положение, обозначаются через –1 и +1, а все остальные – через 2 интервала. Например, при 6-ти уровнях ряда: -5, -3, -1, +1, +3, +5. Расчеты проводят в следующей последовательности: 1. Представляют фактические уровни динамического ряда (Уф) (см. табл.). 2. Суммируют фактические уровни ряда и получают сумму Уфакт. 3. Находят условные (теоретические) временные точки ряда Х, чтобы их сумма (S Х ) была равна 0. 4. Возводят теоретические временные точки в квадрат и суммируют их, получая SХ 2. 5. Рассчитывают произведение Х на У и суммируют, получая S ХУ. 6. Рассчитывают параметры прямой: а = S Уфакт /n в = S (Х Уфакт) / S Х 2 7. Подставляя последовательно в уравнение Ух = а + вХ значения Х, находят выровненные уровни УХ. Для углубленного изучения процессов во времени рассчитывают показатели динамического ряда. 1. Для характеристики скорости изменения процесса применяются такие показатели, как абсолютный прирост (убыль), темп прироста (убыли). § Абсолютный прирост (убыль) характеризует скорость изменения процесса (абсолютную величину прироста (убыли) в единицу времени).Абсолютный прирост рассчитывается как разность между данным уровнем и предыдущим; обозначается знаком «+», характеризуя прирост, или знаком «-», характеризуя убыль. § Темп прироста (убыли) характеризует величину прироста (убыли) в относительных показателях в % и определяется как процентное отношение абсолютного прироста (убыли) к предыдущему уровню ряда; обозначается знаком «+» (прирост) или знаком «-» (убыль). 2. Для характеристики изменения процесса одного периода по отношению к предыдущему периоду применяется такой показатель, как темп роста (снижения); рассчитывается как процентное отношение последующего (уровня) к предыдущему. 3. При сравнении динамических рядов с разными исходными уровнями (например, средними, интенсивными, абсолютными) используется показатель – значение 1% прироста (убыли); рассчитывается как отношение абсолютного прироста к темпу прироста за каждый период. 4. Для обобщенной количественной оценки тенденций динамического ряда используется показатель, именуемый средним темпом прироста (снижения) “Т пр.сн.”, выраженный в %. При его расчете для большинства рядов можно использовать следующую формулу: Т пр.сн = К = 1 при нечетном числе уровней ряда; К = 2 при четном числе уровней ряда; а и в – показатели линейной зависимости, используемые при выравнивании ряда методом наименьших квадратов. Задача-эталон Условие задачи: В Н-ском районе изучена заболеваемость населения ветряной оспой за 10 лет (см. таблица 4.8.1). Таблица 4.8.1 Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|