Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Урок 13 Тема: Простое и сложное предложения





Цель: развивать умение распознавать простые и сложные предложения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте. Сколько предложений в тексте? (Два.)

— Прочитайте простое предложение. Что можно о нём ска­зать? (Состоит из одного главного члена, подлежащего.)

— Прочитайте сложное предложение. На сколько простых предложений его можно разделить? Докажите.

— Назовите грамматические основы в сложном предложении. (Зарумянился восток, выходит стадо, заливается рожок.)

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Спишите, расставьте запятые в сложном предложении. Об­оснуйте свой ответ.

Ослы ему славу по нотам поют

Козлы бородою дорогу метут

Бараны, бараны стучат в барабаны! К. Чуковский

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

Крокодилы в канаву забилися.

И в канаве слоны схоронилися. К. Чуковский

— Что можно о них сказать?

— Составьте из данных простых предложений сложное.

— Как отделяются друг от друга части сложного предложения? (Запятыми.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 52 (с. 33).

— Рассмотрите внимательно схему. Как отличить простое предложение от сложного?

— Как отделяются части сложного предложения? (Запятыми.) Упр. 53 (с. 33).

— Прочитайте предложения. Какие это предложения? Докажите.

— Что обозначает слово заря!

— А как вы понимаете выражение заря горела!

2. Работа со словом из словаря

— Составьте слово из данных букв. ЯЗРА (Заря.)

Что обозначает слово заря! (Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.)

— Найдите слово заря в орфографическом словаре. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом заря, запишите.

— Запомните написание этого слова.

— Объясните значение выражений.

• От зари до зари. (Целую ночь или целый день.)

Ни свет ни заря. (Очень рано.)

• Встать с зарёй. (Очень рано.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 54 (с. 34).

(Работа в парах. Проверка.)

Упр. 56 (с. 34).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

VIII. Рефлексия

— Чем отличаются простые предложения от сложных?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Упр. 55 (с. 34).

Урок 14 Тема: Словосочетание

Цели: учить выделять словосочетания в предложениях; разви­вать умение устанавливать связь слов в предложении.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Как называются эти предложения? (Пословицы.)

Объясните смысл каждой пословицы.

- Докажите, что это сложные предложения. Назовите грам­матические основы в каждом предложении.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Спишите, дополните предложения словами, которые по­ясняют главные члены предложения. Подчеркните подле­жащее и сказуемое в каждом предложении.

Гроза

Надвигалась (какая?) туча. (Где?) блеснула (какая?) молния. (Как?) застучали первые капли дождя.

- Спишите, вставьте пропущенные слова. Какой член пред­ложения пропущен?

В ноябре... первый снег. В дальние страны... птицы. Они... свои гнёзда. Весной птицы вновь... к нам.

Слова для справок: прилетят, выпадает, улетают, покидают.

2. Фронтальная работа

- Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина.

Живёт Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых, работает за семерых.

- Как вы узнали, сколько в тексте предложений? Назовите главные члены предложения.

- Подготовьтесь рассказать о подлежащем и сказуемом по плану.

План

1. Что это такое?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

- Подтвердите свои ответы примерами.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

Наступила осень.

Осенний праздник.

Летели птицы.

Облака плыли.

— Найдите лишнюю запись. (Осенний праздник.)

Почему? (Остальные записи являются простыми нераспро­странёнными предложениями.)

— Как называется запись, которая оказалась лишней? (Сло­восочетание.)

Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над связью слов в предложении

— Составьте простое нераспространённое предложение со словом туман. Поставьте вопрос от подлежащего к ска­зуемому. (Туман (что сделал?) окутал.)

Добавьте в это предложение слова, поясняющие подлежа­щее и сказуемое.

— Туман какой? (Мягкий или густой.)

Окутал что? (Деревья.)

Окутал когда? (Утром.)

— Какое предложение получилось? (Густой туман окутал ут­ром деревья.)

Какие члены предложения мы добавили? (Второстепенные.)

— Запишите это предложение.

2. Работа по учебнику

Упр. 57 (с. 35).

— Прочитайте предложение. Найдите в нём грамматическую основу.

— Какое слово поясняет подлежащее? Поставьте к нему во­прос, запишите. (Пшеница (какая?) густая.)

Какие слова поясняют сказуемое? Поставьте к ним вопрос, запишите. (Созрела (где?) в поле.)

Как называются эти сочетания слов? (Словосочетания.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слов.)

Как устанавливается связь слов в словосочетании? (При помощи вопросов.)

От какого слова ставится вопрос? (От главного к зависимому.)

Как обозначается главное слово в словосочетании? (Кре­стиком.)

— Как обозначается связь главного слова с зависимым? (Стре­лочкой.)

— Как вы думаете, подлежащее и сказуемое образуют слово­сочетание? (Нет.)

— Почему?

— Найдите в нашем предложении словосочетания. (Густой туман, окутал утром, окутал деревья.)

— Запишите эти словосочетания.

3. Работа со словом из словаря

— Отгадайте загадку.

С неба солнце золотое

Золотые льёт лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи. (Пшеница.)

Это слово вам встретилось в предложении. А что вы знаете об этом растении?

Материал для учителя

Пшеницу выращивали с целью получения питательных зёрен ещё в III тысячелетии до нашей эры. В настоящее время известно более 30 видов этого злакового растения. Это очень важная зерновая культура, которая широко распространена в умеренном поясе. Основное назна­чение пшеницы — использование её в пекарном производстве. Кроме того, часть урожая идёт на изготовление манной и пшеничной крупы, из твёрдых сортов растения готовят макаронные изделия.

— Найдите слово пшеница, в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом пшеница, запишите.

— Запомните, как пишется это слово.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр.58 (с. 36).

— Прочитайте предложение. Запишите его.

— Назовите грамматическую основу предложения.

— Назовите словосочетания.

— Какие слова являются главными? Как вы обозначили глав­ные слова?

Упр. 59 (с. 36).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Назовите грамматическую основу предложения.

— Назовите словосочетания.

— Какие слова являются главными? Как вы обозначили глав­ные слова?

— Как обозначается связь главного слова с зависимым?

VIII. Рефлексия

— Что такое словосочетание?

— Из чего состоит словосочетание?

— Как найти словосочетание в предложении?

— Приведите свои примеры.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Упр. 60 (с. 36).







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.