Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Всероссийский учебно-научно-методический центр





ИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Всероссийский учебно-научно-методический центр

По непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию


УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

Образовательных медицинских учреждений

и кадровой политики

Н.Н.Володин.

1999 г.

 

КУРС

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

 

 

для учащихся медучилищ

 

Выпуск 1 «Введение в психологию

 

Выпуск 2 «Психология развития профессионала»

 

 

Рабочая тетрадь

 

Москва

1999, 2000г.

Авторы: заведующая кафедрой педагогики и медицинской психологии Московской медицинской академии, профессор Творогова Н.Д., доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Московской медицинской академии Ханина И.Б.

 

Психология. – Выпуск 1 и 2. Рабочая тетрадь. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999, 2000.

 

Рабочая тетрадь по психологии для учащихся медицинских училищ предназначена для аудиторных и внеаудиторных занятий. Тетрадь снабжена информационным материалом, большим количеством тестов и упражнений, помогающих усвоить основные понятия курса и выработать умения, предусмотренные соответству -ющей программой по психологии для средних специальных учебных заведений по специальностям: «Лечебное дело», «Сестринское дело».

 

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Ты приступаешь к изучению новой для тебя научной дисциплины – ПСИХОЛОГИИ.

Это очень увлекательная и полезная наука о фактах, закономерностях и механизмах функционирования психики. Психика возникла в природе и развивается в ней как средство ориентировки в среде и как система регулирования поведения организма. Наука психология поможет тебе сориентироваться в своем личном внутреннем мире, поможет более эффективно использовать в жизни свои возможности.

Душевный мир человека сложен, динамичен и изменчив. У каждого человека есть свой индивидуальный опыт самопознания, познания других. Однако без опоры на научные данные многое в этом опыте мифологизировано, основано на привычках, а иногда даже на предрассудках. Трудно отказаться от привычных стереотипов мышления, но осознание своей свободы в мышлении, в контроле своих потребностей, что ты хозяин своих поступков, дает возможность человеку стать психологически зрелой личностью, свободной и ответственной за свою жизнь.

Изучение психологии поможет тебе решать практические задачи взаимодействия с другими людьми, позволит не только помогать другим людям, но и устанавливать контакты с самим собой, осознавать, что ты хочешь в этой жизни и, что именно от тебя зависит в ней, чтобы успешно действовать в соответствии с твоими жизненными устремлениями.

Авторы учебно-методического комплекса надеются, что тебе будет интересно вместе с учителями изучать этот курс. Желаем успеха и надеемся, что психология станет для тебя одной из любимейших наук, которая будет помогать тебе в течение всей жизни, чем бы ты профессионально не занимался.

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Стр.

Введение 4

Глава 1.1. Предмет психологии…………………………………………………….5

1.1.1. Классификация наук………………………………………………………….5

1.1.2. Психология в системе наук…………………………………………………. 5

1.1.3. Основные отрасли психологии………………………………………………7

1.1.4. Предмет психологии…………………………………………………………8

Глава 1.2. Методические принципы современной психологии………………….9

1.2.1. Системный подход в изучении человека……………………………………9

1.2.2. Поведенческий подход в психологии……………………………………….9

1.2.3. Психология деятельности……………………………………………………10

1.2.4. Основные принципы системно- деятельностного подхода в психологии..11

1.2.5. Понятие сознания…………………………………………………………… 11

1.2.6. Психология и возраст………………………………………………………..12

Глава 1.3. Личность…………………………………………………………………13

1.3.1. Понятия: субъект – личность – индивидуальность……………………….13

1.3.2. Структура личности(направленность, отражение, темперамент, характер)…….13

1.3.3.Самооценка и уровень притязаний………………………………………….19

1.3.4. Подходы к изучению развития личности…………………………………..20

1.3.5 Понятие о воле………………………………………………………………..20

Глава 1.4. Общение…………………………………………………………………23

1.4.1. Личность и общение…………………………………………………………23

1..4.2. Речевое общение…………………………………………………………….23

1.4.3. Невербальное общение……………………………………………………..24

1..4.4. Уровни общения…………………………………………………………….24

1.4.5. Развитие общения……………………………………………………………26

1.4.6. Общение в диаде и внутригрупповое общение……………………………26

Глава 1.5. Эмоциональные процессы и состояния……………………………….27

1.5.1. Эмоции………………………………………………………………………..27

1.5.2. Чувства………………………………………………………………………..28

1.5.3. Настроение……………………………………………………………………29

1.5.4. Аффект………………………………………………………………………..29

1.5.5. Страсть………………………………………………………………………..29

1.5.6. Стресс…………………………………………………………………………29

1.5.7. Фрустрация……………………………………………………………………30

1.5.8. Влияние эмоций на поведение………………………………………………30

1.5.9. Проявление эмоций на физиологическом уровне………………………….31

Список рекомендуемой литературы……………………………………………….62

ВВЕДЕНИЕ

Предполагаемое учебно-методическое пособие разработано с учетом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медучилища с учетом целей и задач системы непрерывной психологической подготовки медиков на всех этапах обучения (среднее образование, высшее, постдипломное повышение квалификации).

В задачи курса входит:

- формирование способности к самопознанию и саморегуляции;

- профессиональное самоопределение;

- формирование профессионально –значимых коммуникативных умений;

- формирование умений работать в команде;

- освоение первоначальных умений психологического ухода за больными;

- пробуждение интереса к психологическим феноменам и знаниям о них

Содержание курса составляют основные положения психологической науки, объединенные в четыре модуля:

«Введение в психологию»,

«Психология развития профессионала»

«Профессиональное общение»

«Медицинская психология»

В структуру каждой темы модуля входят информационный материал, задания для индивидуальной групповой работы, тесты учебных достижений для проверки усвоения учебного материала, список рекомендованной литературы.

Основные формы об учения: лекции, семинары, и практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, психологическая практика, подготовка рефератов.

Практические и семинарские занятия, так же как и внеаудиторная работа, предполагают использование рабочих тетрадей по психологии (модулей).

Правила работы на занятии:

- говорить только тогда, когда Вам предоставили слово (в комнате должна быть тишина, так как каждый имеет право быть выслушанным);

- не высказываться спонтанно друг о друге в пренебрежительном тоне, не навешивать «ярлыков». Делать высказывания безоценочные;

- не обсуждать вне занятий с другими людьми, кто конкретно и что говорил на занятии по психологии (соблюдение конфиденциальности групповых дискуссий);

- каждый учащийся на занятия приносит свою рабочую тетрадь по психологии (модуль).

Вы можете в своей учебной группе ввести еще и другие правила, значимые для Вас.

Санкции за нарушение правил должны быть справедливы, соразмерны нарушению и созидательны. Они вводятся для того, чтобы компенсировать окружающим те неудобства, которые им причиняются при нарушении правил. В своей учебной группе Вы сами можете совместно выработать санкции для каждого правила в отдельности или для всех правил вместе. В группе полезно также обсудить:

«Кто будет отслеживать выполнение правил?»

«Кто имеет право указать на нарушение правил и в какой форме этот сделать?»

«Кто будет осуществлять санкции?

 

 

Предмет психологии

· Вы уже знаете, что в системе наук психологии отводится одно из центральных мест. В этой науке существуют различные отрасли, каждая из которых изучает свои специфические явления.

· Что же изучает психология как наука в целом?

· Мы уже отмечали, что объект науки, а косвенно и её предмет, могут фиксироваться в её названии. Давайте с этих позиций рассмотрим название науки.

· В переводе на русский язык «психология» означает «наука о душе» (psyche – душа + logos – понятие, изучение). Впоследствии «душа» была заменена на понятие «психика». Материальным субстратом психики является мозг, но сколько бы мы его не препарировали самой психики мы не увидим.

??? Как же тогда изучать явление, которое нельзя ни увидеть, ни пощупать, которое не поддается практическим замерам? В науке, помимо изучения явлений напрямую, существует косвенный путь – изучение явления через то, в чем оно проявляется. Следовательно, изучение психики мы можем начать через изучение психических явлений, в которых она проявляется.

· Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъектного опыта. Загляните внутрь себя, и вы обнаружите свои мысли, идеи, желания, чувства, отношение к себе и другим людям. Вы видите и слышите окружающий мир, у вас может быть хорошее настроение или плохое. Все это и есть ваш внутренний субъективный опыт или психические явления.

· Факты внутреннего субъективного опыта не только присутствуют у вас, но вы знаете об их существовании. Вы знаете о своих желаниях, чувствах. Стремлениях и т.д. Следовательно, факты внутреннего, субъективного опыта Вам открываются, и изучать Вы их можете с помощью самонаблюдения.

· Помимо психических явлений, существует целый ряд других форм проявлений психики, которые изучает психология. К ним можно отнести – факты психической саморегуляции поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, продукты духовной и материальной культуры. В них психика обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Однако для выявления данного спектра проблем потребовался длительный этап в становлении и развитии психологии. Развивались и научные методы изучения психики.

 

Основные формы проявления психики.

Психические процессы, состояния, свойства психики.

В настоящее время основные психические явления описываются с помощью понятий, представленных на схеме (рис. 4):

       
   

 


 

 

 


Рис 4.

Психология деятельности.

Деятельность - специфически человеческая активность, направленная на удовлетворение потребностей (не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение и развитие).

Структура деятельности

 
 

 

 

 

 

 


Именно деятельность является тем процессом, который осуществляет реальную жизнь человека в окружающем его реальном мире, материальном и социальном. Субъектом деятельности является личность, которая способна ею управлять.

 

 

Понятие о сознании.

Сознание - высший уровень психики, свойственный человеку. (вообще высший уровень отражения действительности).

Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

 

 

 
 

 


Рассмотрим некоторые составляющие из представленных на схеме:

Чувственное познание обеспечивает создание в сознании чувственной картины мира в данный момент. Это происходит за счет воздействия на мозг раздражителей через систему анализаторов: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Работа анализаторов вызывает соответствующие ощущения и за счет совокупности ощущений, действующих одновременно, создается целостное восприятие объектов реального мира.

Познавательные процессы, включающие память, внимание, воображение и мышление, обеспечивают совокупность знаний об окружающем мире, еще одну составляющую сознания.

Внимание - позволяет человеку выделять главное в этой картине мира.

Память – позволяет возобновит в сознании образы прошлого.

Воображение – помогает строить модели будущего.

Мышление – обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

Речь – является обязательным условием формирования сознания, именно речь помогает обобщать знания.

Целеполагание – это формирование целей, без чего невозможна осознанная деятельность. При этом взвешиваются мотивы, принимаются волевые решения, разрабатывается программа действий с учетом ситуации, вносятся коррективы.

Самосознание - Различение субъекта и объекта – то есть различение того, что принадлежит «Я» человека и что относится к «не –Я». Этот путь человек проходит в раннем детстве, осуществляется в процессе самоосознания и самоиндентификации личности.

Мир чувств - отражает отношения, которые складываются у человека с окружающим миром.

Творчество – высшая степень реализации сознания в его взаимодействии с окружающим миром, способность воздействовать на мир, созидать, со-творить вместе с Создателем. Это акт свободной воли и высшего уровня отношения к окружающему миру – любви.

 

Психология и возраст.

Психика человека находится в состоянии постоянного развития, которое связано как с наследственными факторами, так и социальными. Кроме того, во многом развитие зависит от активности самой личности. Регулируется оно через социальные и личностные факторы, особенно через учение.

Онтогенетическая динамика творческой активности ученых

Старт 1-й оптимум 1-й спад 2-й оптимум 2-спад 3-й оптимум 3-й спад
Математики 29-39 39-45 45-54 54-48 58-67 С 67
Физики 27-41 41-45 45-55 55-60 60-70 С 70
Биологи 31-40 40-47 47-55 55-60 60-75 С 75
Психологи 30-40 40-45 45-59 59-65 65-70 с 70
физиологи 28-42 42-46 46-55 55-60 60-70 С 70

 

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и определяется многими условиями:

1. системой требований, которые предъявляются к человеку на этом этапе;

2. отношениями с окружающими;

3. знаниями и умениями, которыми овладел человек;

4. метрическим возрастом и др.

Внешние условия, определяющие особенности возраста, воздействуют на человека не непосредственно и по-разному, в зависимости от его психологических накоплений, то есть его внутренних условий. Таким образом, условия, определяющие специфику возраста можно подразделить на три группы:

- физиологические условия,

- социальные,

- психологические.

Переход от одной возрастной ступени к другой происходит при изменении условий, определяющих специфику возраста, через разрешение противоречий, возникающих между внешними и внутренними условиями. Причем, движущей силой психического развития является активность личности, благодаря которой человек сам может влиять на свое развитие.

Традиционная возрастная периодизация:

Детство: - младенчество (от рождения до 1года)

- раннее детство (1-3 года)

- младший и средний дошкольный возраст (3-4 года)

- старший дошкольный возраст (от 4-5 лет до 6-7 лет)

- младший школьный возраст (от 10-11 лет до 13-14 лет)

- подростковый возраст (от10-11 до 13-14 лет)

- ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет)

юность (17-21 год)

зрелость: - ранняя – 21 – 25 лет

- средняя -25-40 лет

- поздняя 41-45 лет

старость (от 55 лет, а по международной классификации после 75 лет)

Глава 1.3. Личность

Самоутверж-

У в а ж е н и е о к р у ж а ю щ и х
дении

       
   
О б щ е н и е
 
 


Классификация видов памяти

По разным основаниям

           
   
   
 


сенсорная
промежуточная
долговременная

 

Правила запоминания:

Установка на запоминание Распределение материала для запоминания
Осмысленность Наличие внимания и интереса
Составление плана Распределенное повторение
Конспектирование Воспроизведение и пересказывание
Установление ассоциаций Активные действия с материалом

 


Мышление - наиболееобобщенная и опосредованная словом форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные проблемы и задачи, человек наталкивается на нечто новое и незнакомое. Именно поэтому необходимо мышление. Оно возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далее выходит за его пределы. Кроме того, существуют явления, находящиеся за гранью чувственного познания, о которых можно только мыслить, поэтому мышление продолжает и развивает познавательную работу.

 

 

 
 
Виды мышления


Суждения
доказательство
аналогия
дедуктивные
индуктивные
Умозаключения
Понятия
конкретные
абстрактные
относительные
единичные
общие
Формы мышления
теоретическое
Практически- действенное
образное

 

 

   
 
проблематические
 
 
Ассерторические
 
 
Аксиоматические  

 

 


Эмоциональные процессы также входят в подструктуру форм отражения и дают информацию на языке переживаний об отдельных свойствах предметов, о предмете в целом, о ситуации, о явлениях, о других людях, об отношениях. Эмоции «метят» ситуации в двух полярностях: «хорошее-плохое», «радостное-печальное», «приятное – противное» и т.д.

 

 

Понятие о воле.

Существуют различные типы действий человека с точки зрения уровня их осознанности и обусловленности задачей, непосредственной, сиюминутной, или связанной с далекой, но важной для человека целью. Итак, действия человека могут быть подразделены на две категории:

· непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно осознаваемых побуждений. К ним могут относиться, например, действия человека в состоянии аффекта, страха, изумления и т.д.

· произвольные действия предполагают наличие цели, предварительного представления о тех операциях, которые могут обеспечить её достижение, а также сознательное регулирование своего поведения. Особую группу произвольных действий составляют волевые действия.

Волевые действия – это осознанные действия, направленные на определенную цель и связанные с усилиями, требующимися для преодоления препятствий, стоящих на пути к цели.

Этапы волевого действия

 
 


Волевая деятельность заключается не просто в достижении поставленных перед собой целей. Суть этой деятельности заключается в том, что человек подчиняет главным целям все другие цели, которые имеют для него меньшую значимость.

В ряде случаев само принятие решения о начале определенного поведения связано с большим внутренним напряжением, почти приобретающим стрессовый характер, с необходимостью победить в себе влияние других сильных потребностей. Такая борьба с некоторыми своими желаниями в себе самом связана с волевыми усилиями и является характерным этапом волевого акта.

Переживание волевого усилия возникает не только при принятии решения, но и при исполнении принятого решения, так как выполнение решения нередко наталкивается на ряд препятствий субъективного и объективного характера.

Только в волевой деятельности проявляются и формируются соответствующие волевые качества личности.

Спектр волевых качеств личности, которые характеризуют волю человека с положительной и отрицательной стороны представлены на схеме:

Глава 1.4. ОБЩЕНИЕ

Личность в общении.

· Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, в становлении культурного поведения. Через общение с личностями человек сам становится личностью. Если бы с рождения человек был лишен общения с другими людьми, он был бы обречен остаться существом, лишь внешне анатомо-физиологически напоминающим человека.

· Вновь обратимся к структуре личности по Платонову (раздел 1.3.2.) и попробуем соотнести каждую подструктуру со способом её организации: направленность формируется на протяжении всей жизни, опыт приобретается за счет обучения, формы отражения развиваются упражнениями, конституционные свойства- тренингом. Таким образом, основой организации всех подструктур личности является общение.

Человек общается всегда, даже наедине с собой человек сохраняет общение (ведет дискуссию, например, с воображаемым оппонентом) Сам же процесс межличностного общения может осуществляться на различных уровнях.

· В процессе общения партнеры стремятся повлиять (осознанно или неосознанно) на систему мотивов, целей и т.д. друг друга. Мотивы же проявляются в интересах, желаниях, убеждениях личности, Следовательно, общение влияет на направленность личности. В этом смысле общение выступает как своеобразный «механизм тиражирования» определенных качеств личности. Если эти качества отвечают потребностям и запросам определенной социальной среды, то они становятся типичными и получают массовое распространения.

Через общение реализуется также отношение человека к себе и другим людям. Отношение к себе начинает формироваться у ребенка в раннем детстве и обуславливается взаимоотношениями в семье, от того, какое место он занимает в этих взаимоотношениях. Неоправданно частое подчеркивание родителями мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенная самооценка (и уровень притязаний). В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей ничтожности, заниженной самооценки.

· С самого раннего детства человек начинает учиться и учится всю жизнь, приобретая знания, умения, навыки и привычки (осознаваемые и неосознаваемые). Но любой процесс обучения (семья-ребенок, учитель-ребенок) протекает в ситуации общения. Поэтому общение является основным звеном в формировании подструктуры опыта.

Даже в ситуации, когда человек болеет, процесс общения его с медицинским персоналом (врач, медсестра) все равно является обучающим, так как медперсонал учит больного, как быть здоровым.

· Любой процесс обучения не может протекать вне участия познавательных процессов (см. 1.3.2.), с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей.

Исследования психологов показали, что в присутствии других людей заучивание слов, выявление схожих геометрических фигур, сравнение тяжестей, различение запахов значительно продуктивнее, чем при индивидуальном выполнении заданий. Даже переносить боль в условиях одиночества оказалось сложнее, чем в присутствии других людей. В последнем случае повышался порог индивидуальной чувствительности.

· Особенно ярко проявляется влияние общения на познавательные процессы в ситуациях, когда партнеры имеют возможность не только обсуждать предлагаемые задания, но и морально поддерживать друг друга, помогать, т.е. проявлять свое отношение друг к другу. При этом партнеры в той или иной мере, демонстрируют свои переживания, чувства, эмоции по отношению друг к другу. Через общение эмоции не только проявляются, но и формируются. Человек учится выражать свои эмоции в соответствии с нормами, принятыми в данной культуре. Таким образом, происходит социализация эмоций. Следовательно, общение является одним из существенных процессов, оказывающих влияние на формирование подструктуры форм отражения.

· В общении проявляются не только знания, умения, привычки общающихся, но и эмоциональные особенности их личности. Социализация эмоций, то есть умение подчинять их общественным нормам, оказывает влияние и на темперамент. Таким образом, общение

· «Индивидом рождаются, личностью становятся», и фактором становления личности является общение.

· Благодаря наличию вербальных и невербальных средств передачи информации, общение условно можно разделить на вербальное (речевое) и невербальное.

 

Речевое общение

· Речь – это процесс общения посредством языка, процесс воздействия общающихся людей.

· Человек проявляет себя в речи, а также воздействует на окружающий мир. Основные функции речи:

- Экспрессивная (способность словом выражать переживания);

- Импрессивная (способность воздействовать на окружающих);

- Познавательная (высказывание истинности или ложности)

· Речь включена в различные виды деятельности личности: в игру, профессиональную деятельность, учебную и др. В речи непосредственно отражаются профессиональная деятельность человека, его личный и общественный опыт, культурное развитие, происхождение, семейная среда. Так, великий философ Сократ по темпу речи, модуляции, тонировке, интонациям, лексическому запасу и грамматике фразы мог определить профессию незнакомца, среду его проживания, уровень образованности, поклонение богам.

· Речь тесно связана с мышлением и сознанием в целом.

 

Невербальное общение.

Роль невербальных средств в общении чрезвычайно велика. Можно сказать, что значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части коммуникативного айсберга – в области невербального (бессловесного) общения. В частности, именно к этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнеру по общению. Через систему невербальных средств транслируется информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения.

При интерпретации языка следует учитывать ряд особенностей:

1. Совокупность жестов. Учитывать весь комплекс жестов, так как отдельно вырванный жест может дать неверную информацию.

2. Конгруэнтность слов и жестов. Обращать внимание на соответствие (конгруэнтность) словесным высказываниям.

3. Значение контекста для толкования жестов. Иметь в виду, что один и тот же жест в зависимости от ситуации может иметь различное толкование.

4. Культурные различия и интерпретация некоторых жестов. Во всем мире интерпретация основных коммуникационных жестов не отличается друг от друга (при радости – улыбаются, при печали – хмурятся), но бывают и различия.

 

Интерпретация некоторых жестов (смотри приложения).

A.Жест пожимания плечами является универсальным жестом, который обозначает, что человек не знает или не понимает о чем идет речь.

B. Жест «О кей» (кружок образуемый пальцами рук) обозначает, что «все в порядке» в англоязычных странах. Однако во Франции он обозначает «ноль» или «ничего», а в Японии обозначает деньги.

C.Создание серьезной атмосферы. Если Вы хотите, чтобы Ваш партнер чувствовал, что Вы настроены по-деловому, то представьте на лбу Вашего собеседника треугольник. Направляя свой взгляд на этот треугольник, Вы тем самым создаете серьезную атмосферу.

D.Командные жесты ладони. Существуют три основных командных жеста ладони:

-положение открытой ладони вверх (доверительный, не угрожающий жест, типа просящего);

-положение ладони вниз (ограничивающий действия собеседников,

-жест «указующего перста» принуждает к подчинению и является наиболее раздражающим.

E.«Купол» - пальцы соединяются наподобие купола храма. Этот жест означает доверительность отношений, но также и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость.

F. Нервозность, беспокойство проявляются: локти на столе, руки образуют пирамиду, вершина которой – кисти рук, расположенные прямо перед ртом.

G. Критическое оценивание проявляется: подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные располагаются ниже рта.

H. Ложь. При лжи у человека возрастает частота прикосновений рук к лицу. Прикрывание рта, касание носа, потирание века – это всё жесты, с помощью которых человек хочет скрыть неправду.

Таким образом, умение читать и интерпретировать жесты партнера по общению помогают налаживать процесс общения.

 

Уровни общения.

Условно по степени направленности в общении личности можно выделить несколько уровней общения: ритуальное, деловое и личностное.

· Ритуальное общение представляет собой некоторые характерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, между мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным, учителем и учеником и др.) Личность общающихся в таком общении представлена минимально.

· Деловое общение направлено на достижение целей, возникающих в деловой сфере. В этом общении особенности личности партнеров представлены более весомо, однако и этот уровень общения в основном «безличностен» (общение одной социальной роли с другой).

«Не забудь – ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Даст он тебе роль нищего, - старайся вернее создать его тип, как тип калеки, высшего правительственного лица или частного человека» (Эпиктет, римский философ-стоик, I – II век до н.э.) Под автором здесь имеется в виду Бог или высшая сила.

Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие своей роли права и обязанности, которые выступают в качестве регуляторов общения не только на работе, но и в семье (роли отца, матери, деда, брата, дочери и др.) Важной предпосылкой успешного выполнения своей роли являются знания индивида о содержании своей социальной роли, согласие с её требованиями, соответствие ролевых предписаний самовосприятию и самооценке личности, а также мотивы выполнения определенной социальной роли.

Роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей, и, в известном смысле, зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так выполнение роли медицинского работника должно подчиняться одним официальным предписаниям, а выполнение роли больного – другим. Эти предписания безличны.

· Личностное общение – это общение личности с личностью. Когда Экзюпери писал о роскоши человеческого общения, то, скорее всего он имел в виду именно этот уровень общения. Отсутствие подобного общения приводит к чувству одиночества в толпе.

Любая личность в той или иной мере привносит в выполнение своей роли индивидуальное своеобразие, при этом проявляются её интересы, установки и убеждения. Иногда индивид может демонстрировать ролевую дистанцию – подчеркивать свою независимость от роли.

Развитие общения

Общение развивается. Меняется его содержание, цели, средства.

Основные этапы онтогенетического развития общения:

1-й. Возраст от рождения до 8-9 месяцев. Общение преимущественно служит удовлетворению органических потребностей ребенка. Основные средства общения: мимика, жестикуляция.

2-й. Возраст от 8-9 месяцев примерно до 1,5 лет. Переход к использованию языка как средства общения.

3-й. Возраст от 1,5 лет до 6-7 лет. Возникновение предметной деятельности и игры. Становление произвольности в использовании разнообразных средств общения.

4-й. Школьный возраст. Дифференцируются цели, совершенствуются средства общения.

5-й. Взрослый человек. Постепенное накопление культуры общения. Совершенствуется способность сознательной саморегуляции общения.

Третий (высший)

 
 
Характерно: 1.Учитываются личностные особенности каждого. 2.Учитываются отношения друг к другу. 3.Учитываются общие нормы и способы реализации общих целей


Второй

 
 
Характерно: 1. Кристаллизуется общая цель деятельности. 2. Вырабатываются групповые нормы поведения, способствующие достижению цели. 3. Формируются стереотипы общения. 4. Личностные особенности друг друга не учитываются.  


Характерно: 1. Общение на уровне совместного пребывания. 2. О





Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.