Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Воля – это особая форма активности человека. Она предполагает саморегулирование, торможение других стремлений и побуждений, предусматривает организацию цепи действий для достижения поставленной цели.





Этапы волевого действия представлены на следующей схеме.

Воля осуществляет в жизни человека три основные функции:

- торможения

- контроля

- регулирования поведения.

 

Анализ сложного волевого акта

       
   
 
 


Этапы волевого действия

 
 


Волевая деятельность заключается не просто в достижении поставленных перед собой целей. Суть этой деятельности заключается в том, что человек подчиняет главным целям все другие цели, которые имеют для него меньшую значимость.

В ряде случаев само принятие решения о начале определенного поведения связано с большим внутренним напряжением, почти приобретающим стрессовый характер, с необходимостью победить в себе влияние других сильных потребностей. Такая борьба с некоторыми своими желаниями в себе самом связана с волевыми усилиями и является характерным этапом волевого акта.

Переживание волевого усилия возникает не только при принятии решения, но и при исполнении принятого решения, так как выполнение решения нередко наталкивается на ряд препятствий субъективного и объективного характера.

Только в волевой деятельности проявляются и формируются соответствующие волевые качества личности.

Спектр волевых качеств личности, которые характеризуют волю человека с положительной и отрицательной стороны представлены на схеме:

Схема волевых качеств личности и этапов волевого действия (по К.К.Платонову)

Этапы волевых действий Волевые качества Цель и стремление Возможности и мотивы Борьба мотивов и выбор Решение Осуществле-ние решения
Сильная воля Четкое осознание цели; интенсивное стремление Достаточно Обоснованный и быстрый Обоснованное с интенсивным стремлением стойкое
Настойчи –вость Отдаленная цель, интенсивное стремление Н о р м а л ь н ы е Очень стойкое
Упрямство Объективно неопределенная Определяется не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением Необоснованное с интенсивным стремлением стойкое
Податливость Легко меняющаяся Определяется мнением других лиц Легко меняющееся различное
Внушаемость О т с у т с т в у ю т Дается извне различное
Решительность Четкое осознание цели; интенсивное стремление Достаточно, иногда чрезмерно Быстрый, но не всегда всесторонний Четкое и устойчивое стойкое
Нерешительность То же То же Длительный и незавершенный Отсутствует или часто меняется отсутствует
слабоволие Слабое стремление Достаточно или мало Незавершенный Без стремления к выполнению нестойкое

ВУ, связанные с соблюдением режима
ВУ, связанные с отрицательными состояниями (страх, робость, смущение, растерянность и др.)
ВУ, связанные с преодолением утомления и чувства усталости
ВУ при напряжении внимания
ВУ при мышечных напряжениях
Виды волевых усилий
Схема волевых усилий и приемов их стимулирования

Методы и приемы стимулирования волевых усилий

       
   
 


Глава 1.4. ОБЩЕНИЕ

Личность в общении.

· Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, в становлении культурного поведения. Через общение с личностями человек сам становится личностью. Если бы с рождения человек был лишен общения с другими людьми, он был бы обречен остаться существом, лишь внешне анатомо-физиологически напоминающим человека.

· Вновь обратимся к структуре личности по Платонову (раздел 1.3.2.) и попробуем соотнести каждую подструктуру со способом её организации: направленность формируется на протяжении всей жизни, опыт приобретается за счет обучения, формы отражения развиваются упражнениями, конституционные свойства- тренингом. Таким образом, основой организации всех подструктур личности является общение.

Человек общается всегда, даже наедине с собой человек сохраняет общение (ведет дискуссию, например, с воображаемым оппонентом) Сам же процесс межличностного общения может осуществляться на различных уровнях.

· В процессе общения партнеры стремятся повлиять (осознанно или неосознанно) на систему мотивов, целей и т.д. друг друга. Мотивы же проявляются в интересах, желаниях, убеждениях личности, Следовательно, общение влияет на направленность личности. В этом смысле общение выступает как своеобразный «механизм тиражирования» определенных качеств личности. Если эти качества отвечают потребностям и запросам определенной социальной среды, то они становятся типичными и получают массовое распространения.

Через общение реализуется также отношение человека к себе и другим людям. Отношение к себе начинает формироваться у ребенка в раннем детстве и обуславливается взаимоотношениями в семье, от того, какое место он занимает в этих взаимоотношениях. Неоправданно частое подчеркивание родителями мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенная самооценка (и уровень притязаний). В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей ничтожности, заниженной самооценки.

· С самого раннего детства человек начинает учиться и учится всю жизнь, приобретая знания, умения, навыки и привычки (осознаваемые и неосознаваемые). Но любой процесс обучения (семья-ребенок, учитель-ребенок) протекает в ситуации общения. Поэтому общение является основным звеном в формировании подструктуры опыта.

Даже в ситуации, когда человек болеет, процесс общения его с медицинским персоналом (врач, медсестра) все равно является обучающим, так как медперсонал учит больного, как быть здоровым.

· Любой процесс обучения не может протекать вне участия познавательных процессов (см. 1.3.2.), с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей.

Исследования психологов показали, что в присутствии других людей заучивание слов, выявление схожих геометрических фигур, сравнение тяжестей, различение запахов значительно продуктивнее, чем при индивидуальном выполнении заданий. Даже переносить боль в условиях одиночества оказалось сложнее, чем в присутствии других людей. В последнем случае повышался порог индивидуальной чувствительности.

· Особенно ярко проявляется влияние общения на познавательные процессы в ситуациях, когда партнеры имеют возможность не только обсуждать предлагаемые задания, но и морально поддерживать друг друга, помогать, т.е. проявлять свое отношение друг к другу. При этом партнеры в той или иной мере, демонстрируют свои переживания, чувства, эмоции по отношению друг к другу. Через общение эмоции не только проявляются, но и формируются. Человек учится выражать свои эмоции в соответствии с нормами, принятыми в данной культуре. Таким образом, происходит социализация эмоций. Следовательно, общение является одним из существенных процессов, оказывающих влияние на формирование подструктуры форм отражения.

· В общении проявляются не только знания, умения, привычки общающихся, но и эмоциональные особенности их личности. Социализация эмоций, то есть умение подчинять их общественным нормам, оказывает влияние и на темперамент. Таким образом, общение

· «Индивидом рождаются, личностью становятся», и фактором становления личности является общение.

· Благодаря наличию вербальных и невербальных средств передачи информации, общение условно можно разделить на вербальное (речевое) и невербальное.

 

Речевое общение

· Речь – это процесс общения посредством языка, процесс воздействия общающихся людей.

· Человек проявляет себя в речи, а также воздействует на окружающий мир. Основные функции речи:

- Экспрессивная (способность словом выражать переживания);

- Импрессивная (способность воздействовать на окружающих);

- Познавательная (высказывание истинности или ложности)

· Речь включена в различные виды деятельности личности: в игру, профессиональную деятельность, учебную и др. В речи непосредственно отражаются профессиональная деятельность человека, его личный и общественный опыт, культурное развитие, происхождение, семейная среда. Так, великий философ Сократ по темпу речи, модуляции, тонировке, интонациям, лексическому запасу и грамматике фразы мог определить профессию незнакомца, среду его проживания, уровень образованности, поклонение богам.

· Речь тесно связана с мышлением и сознанием в целом.

 

Невербальное общение.

Роль невербальных средств в общении чрезвычайно велика. Можно сказать, что значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части коммуникативного айсберга – в области невербального (бессловесного) общения. В частности, именно к этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнеру по общению. Через систему невербальных средств транслируется информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения.

При интерпретации языка следует учитывать ряд особенностей:

1. Совокупность жестов. Учитывать весь комплекс жестов, так как отдельно вырванный жест может дать неверную информацию.

2. Конгруэнтность слов и жестов. Обращать внимание на соответствие (конгруэнтность) словесным высказываниям.

3. Значение контекста для толкования жестов. Иметь в виду, что один и тот же жест в зависимости от ситуации может иметь различное толкование.

4. Культурные различия и интерпретация некоторых жестов. Во всем мире интерпретация основных коммуникационных жестов не отличается друг от друга (при радости – улыбаются, при печали – хмурятся), но бывают и различия.

 

Интерпретация некоторых жестов (смотри приложения).

A.Жест пожимания плечами является универсальным жестом, который обозначает, что человек не знает или не понимает о чем идет речь.

B. Жест «О кей» (кружок образуемый пальцами рук) обозначает, что «все в порядке» в англоязычных странах. Однако во Франции он обозначает «ноль» или «ничего», а в Японии обозначает деньги.

C.Создание серьезной атмосферы. Если Вы хотите, чтобы Ваш партнер чувствовал, что Вы настроены по-деловому, то представьте на лбу Вашего собеседника треугольник. Направляя свой взгляд на этот треугольник, Вы тем самым создаете серьезную атмосферу.

D.Командные жесты ладони. Существуют три основных командных жеста ладони:

-положение открытой ладони вверх (доверительный, не угрожающий жест, типа просящего);

-положение ладони вниз (ограничивающий действия собеседников,

-жест «указующего перста» принуждает к подчинению и является наиболее раздражающим.

E.«Купол» - пальцы соединяются наподобие купола храма. Этот жест означает доверительность отношений, но также и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость.

F. Нервозность, беспокойство проявляются: локти на столе, руки образуют пирамиду, вершина которой – кисти рук, расположенные прямо перед ртом.

G. Критическое оценивание проявляется: подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные располагаются ниже рта.

H. Ложь. При лжи у человека возрастает частота прикосновений рук к лицу. Прикрывание рта, касание носа, потирание века – это всё жесты, с помощью которых человек хочет скрыть неправду.

Таким образом, умение читать и интерпретировать жесты партнера по общению помогают налаживать процесс общения.

 

Уровни общения.

Условно по степени направленности в общении личности можно выделить несколько уровней общения: ритуальное, деловое и личностное.

· Ритуальное общение представляет собой некоторые характерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, между мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным, учителем и учеником и др.) Личность общающихся в таком общении представлена минимально.

· Деловое общение направлено на достижение целей, возникающих в деловой сфере. В этом общении особенности личности партнеров представлены более весомо, однако и этот уровень общения в основном «безличностен» (общение одной социальной роли с другой).

«Не забудь – ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Даст он тебе роль нищего, - старайся вернее создать его тип, как тип калеки, высшего правительственного лица или частного человека» (Эпиктет, римский философ-стоик, I – II век до н.э.) Под автором здесь имеется в виду Бог или высшая сила.

Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие своей роли права и обязанности, которые выступают в качестве регуляторов общения не только на работе, но и в семье (роли отца, матери, деда, брата, дочери и др.) Важной предпосылкой успешного выполнения своей роли являются знания индивида о содержании своей социальной роли, согласие с её требованиями, соответствие ролевых предписаний самовосприятию и самооценке личности, а также мотивы выполнения определенной социальной роли.

Роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей, и, в известном смысле, зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так выполнение роли медицинского работника должно подчиняться одним официальным предписаниям, а выполнение роли больного – другим. Эти предписания безличны.

· Личностное общение – это общение личности с личностью. Когда Экзюпери писал о роскоши человеческого общения, то, скорее всего он имел в виду именно этот уровень общения. Отсутствие подобного общения приводит к чувству одиночества в толпе.

Любая личность в той или иной мере привносит в выполнение своей роли индивидуальное своеобразие, при этом проявляются её интересы, установки и убеждения. Иногда индивид может демонстрировать ролевую дистанцию – подчеркивать свою независимость от роли.

Развитие общения

Общение развивается. Меняется его содержание, цели, средства.

Основные этапы онтогенетического развития общения:

1-й. Возраст от рождения до 8-9 месяцев. Общение преимущественно служит удовлетворению органических потребностей ребенка. Основные средства общения: мимика, жестикуляция.

2-й. Возраст от 8-9 месяцев примерно до 1,5 лет. Переход к использованию языка как средства общения.

3-й. Возраст от 1,5 лет до 6-7 лет. Возникновение предметной деятельности и игры. Становление произвольности в использовании разнообразных средств общения.

4-й. Школьный возраст. Дифференцируются цели, совершенствуются средства общения.

5-й. Взрослый человек. Постепенное накопление культуры общения. Совершенствуется способность сознательной саморегуляции общения.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.