|
Воля – это особая форма активности человека. Она предполагает саморегулирование, торможение других стремлений и побуждений, предусматривает организацию цепи действий для достижения поставленной цели.Этапы волевого действия представлены на следующей схеме. Воля осуществляет в жизни человека три основные функции: - торможения - контроля - регулирования поведения.
Анализ сложного волевого акта Этапы волевого действия Волевая деятельность заключается не просто в достижении поставленных перед собой целей. Суть этой деятельности заключается в том, что человек подчиняет главным целям все другие цели, которые имеют для него меньшую значимость. В ряде случаев само принятие решения о начале определенного поведения связано с большим внутренним напряжением, почти приобретающим стрессовый характер, с необходимостью победить в себе влияние других сильных потребностей. Такая борьба с некоторыми своими желаниями в себе самом связана с волевыми усилиями и является характерным этапом волевого акта. Переживание волевого усилия возникает не только при принятии решения, но и при исполнении принятого решения, так как выполнение решения нередко наталкивается на ряд препятствий субъективного и объективного характера. Только в волевой деятельности проявляются и формируются соответствующие волевые качества личности. Спектр волевых качеств личности, которые характеризуют волю человека с положительной и отрицательной стороны представлены на схеме: Схема волевых качеств личности и этапов волевого действия (по К.К.Платонову)
Методы и приемы стимулирования волевых усилий Глава 1.4. ОБЩЕНИЕ Личность в общении. · Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, в становлении культурного поведения. Через общение с личностями человек сам становится личностью. Если бы с рождения человек был лишен общения с другими людьми, он был бы обречен остаться существом, лишь внешне анатомо-физиологически напоминающим человека. · Вновь обратимся к структуре личности по Платонову (раздел 1.3.2.) и попробуем соотнести каждую подструктуру со способом её организации: направленность формируется на протяжении всей жизни, опыт приобретается за счет обучения, формы отражения развиваются упражнениями, конституционные свойства- тренингом. Таким образом, основой организации всех подструктур личности является общение. Человек общается всегда, даже наедине с собой человек сохраняет общение (ведет дискуссию, например, с воображаемым оппонентом) Сам же процесс межличностного общения может осуществляться на различных уровнях. · В процессе общения партнеры стремятся повлиять (осознанно или неосознанно) на систему мотивов, целей и т.д. друг друга. Мотивы же проявляются в интересах, желаниях, убеждениях личности, Следовательно, общение влияет на направленность личности. В этом смысле общение выступает как своеобразный «механизм тиражирования» определенных качеств личности. Если эти качества отвечают потребностям и запросам определенной социальной среды, то они становятся типичными и получают массовое распространения. Через общение реализуется также отношение человека к себе и другим людям. Отношение к себе начинает формироваться у ребенка в раннем детстве и обуславливается взаимоотношениями в семье, от того, какое место он занимает в этих взаимоотношениях. Неоправданно частое подчеркивание родителями мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенная самооценка (и уровень притязаний). В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей ничтожности, заниженной самооценки. · С самого раннего детства человек начинает учиться и учится всю жизнь, приобретая знания, умения, навыки и привычки (осознаваемые и неосознаваемые). Но любой процесс обучения (семья-ребенок, учитель-ребенок) протекает в ситуации общения. Поэтому общение является основным звеном в формировании подструктуры опыта. Даже в ситуации, когда человек болеет, процесс общения его с медицинским персоналом (врач, медсестра) все равно является обучающим, так как медперсонал учит больного, как быть здоровым. · Любой процесс обучения не может протекать вне участия познавательных процессов (см. 1.3.2.), с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Исследования психологов показали, что в присутствии других людей заучивание слов, выявление схожих геометрических фигур, сравнение тяжестей, различение запахов значительно продуктивнее, чем при индивидуальном выполнении заданий. Даже переносить боль в условиях одиночества оказалось сложнее, чем в присутствии других людей. В последнем случае повышался порог индивидуальной чувствительности. · Особенно ярко проявляется влияние общения на познавательные процессы в ситуациях, когда партнеры имеют возможность не только обсуждать предлагаемые задания, но и морально поддерживать друг друга, помогать, т.е. проявлять свое отношение друг к другу. При этом партнеры в той или иной мере, демонстрируют свои переживания, чувства, эмоции по отношению друг к другу. Через общение эмоции не только проявляются, но и формируются. Человек учится выражать свои эмоции в соответствии с нормами, принятыми в данной культуре. Таким образом, происходит социализация эмоций. Следовательно, общение является одним из существенных процессов, оказывающих влияние на формирование подструктуры форм отражения. · В общении проявляются не только знания, умения, привычки общающихся, но и эмоциональные особенности их личности. Социализация эмоций, то есть умение подчинять их общественным нормам, оказывает влияние и на темперамент. Таким образом, общение · «Индивидом рождаются, личностью становятся», и фактором становления личности является общение. · Благодаря наличию вербальных и невербальных средств передачи информации, общение условно можно разделить на вербальное (речевое) и невербальное.
Речевое общение · Речь – это процесс общения посредством языка, процесс воздействия общающихся людей. · Человек проявляет себя в речи, а также воздействует на окружающий мир. Основные функции речи: - Экспрессивная (способность словом выражать переживания); - Импрессивная (способность воздействовать на окружающих); - Познавательная (высказывание истинности или ложности) · Речь включена в различные виды деятельности личности: в игру, профессиональную деятельность, учебную и др. В речи непосредственно отражаются профессиональная деятельность человека, его личный и общественный опыт, культурное развитие, происхождение, семейная среда. Так, великий философ Сократ по темпу речи, модуляции, тонировке, интонациям, лексическому запасу и грамматике фразы мог определить профессию незнакомца, среду его проживания, уровень образованности, поклонение богам. · Речь тесно связана с мышлением и сознанием в целом.
Невербальное общение. Роль невербальных средств в общении чрезвычайно велика. Можно сказать, что значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части коммуникативного айсберга – в области невербального (бессловесного) общения. В частности, именно к этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнеру по общению. Через систему невербальных средств транслируется информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. При интерпретации языка следует учитывать ряд особенностей: 1. Совокупность жестов. Учитывать весь комплекс жестов, так как отдельно вырванный жест может дать неверную информацию. 2. Конгруэнтность слов и жестов. Обращать внимание на соответствие (конгруэнтность) словесным высказываниям. 3. Значение контекста для толкования жестов. Иметь в виду, что один и тот же жест в зависимости от ситуации может иметь различное толкование. 4. Культурные различия и интерпретация некоторых жестов. Во всем мире интерпретация основных коммуникационных жестов не отличается друг от друга (при радости – улыбаются, при печали – хмурятся), но бывают и различия.
Интерпретация некоторых жестов (смотри приложения). A.Жест пожимания плечами является универсальным жестом, который обозначает, что человек не знает или не понимает о чем идет речь. B. Жест «О кей» (кружок образуемый пальцами рук) обозначает, что «все в порядке» в англоязычных странах. Однако во Франции он обозначает «ноль» или «ничего», а в Японии обозначает деньги. C.Создание серьезной атмосферы. Если Вы хотите, чтобы Ваш партнер чувствовал, что Вы настроены по-деловому, то представьте на лбу Вашего собеседника треугольник. Направляя свой взгляд на этот треугольник, Вы тем самым создаете серьезную атмосферу. D.Командные жесты ладони. Существуют три основных командных жеста ладони: -положение открытой ладони вверх (доверительный, не угрожающий жест, типа просящего); -положение ладони вниз (ограничивающий действия собеседников, -жест «указующего перста» принуждает к подчинению и является наиболее раздражающим. E.«Купол» - пальцы соединяются наподобие купола храма. Этот жест означает доверительность отношений, но также и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость. F. Нервозность, беспокойство проявляются: локти на столе, руки образуют пирамиду, вершина которой – кисти рук, расположенные прямо перед ртом. G. Критическое оценивание проявляется: подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные располагаются ниже рта. H. Ложь. При лжи у человека возрастает частота прикосновений рук к лицу. Прикрывание рта, касание носа, потирание века – это всё жесты, с помощью которых человек хочет скрыть неправду. Таким образом, умение читать и интерпретировать жесты партнера по общению помогают налаживать процесс общения.
Уровни общения. Условно по степени направленности в общении личности можно выделить несколько уровней общения: ритуальное, деловое и личностное. · Ритуальное общение представляет собой некоторые характерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, между мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным, учителем и учеником и др.) Личность общающихся в таком общении представлена минимально. · Деловое общение направлено на достижение целей, возникающих в деловой сфере. В этом общении особенности личности партнеров представлены более весомо, однако и этот уровень общения в основном «безличностен» (общение одной социальной роли с другой). «Не забудь – ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Даст он тебе роль нищего, - старайся вернее создать его тип, как тип калеки, высшего правительственного лица или частного человека» (Эпиктет, римский философ-стоик, I – II век до н.э.) Под автором здесь имеется в виду Бог или высшая сила. Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие своей роли права и обязанности, которые выступают в качестве регуляторов общения не только на работе, но и в семье (роли отца, матери, деда, брата, дочери и др.) Важной предпосылкой успешного выполнения своей роли являются знания индивида о содержании своей социальной роли, согласие с её требованиями, соответствие ролевых предписаний самовосприятию и самооценке личности, а также мотивы выполнения определенной социальной роли. Роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей, и, в известном смысле, зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так выполнение роли медицинского работника должно подчиняться одним официальным предписаниям, а выполнение роли больного – другим. Эти предписания безличны. · Личностное общение – это общение личности с личностью. Когда Экзюпери писал о роскоши человеческого общения, то, скорее всего он имел в виду именно этот уровень общения. Отсутствие подобного общения приводит к чувству одиночества в толпе. Любая личность в той или иной мере привносит в выполнение своей роли индивидуальное своеобразие, при этом проявляются её интересы, установки и убеждения. Иногда индивид может демонстрировать ролевую дистанцию – подчеркивать свою независимость от роли. Развитие общения Общение развивается. Меняется его содержание, цели, средства. Основные этапы онтогенетического развития общения: 1-й. Возраст от рождения до 8-9 месяцев. Общение преимущественно служит удовлетворению органических потребностей ребенка. Основные средства общения: мимика, жестикуляция. 2-й. Возраст от 8-9 месяцев примерно до 1,5 лет. Переход к использованию языка как средства общения. 3-й. Возраст от 1,5 лет до 6-7 лет. Возникновение предметной деятельности и игры. Становление произвольности в использовании разнообразных средств общения. 4-й. Школьный возраст. Дифференцируются цели, совершенствуются средства общения. 5-й. Взрослый человек. Постепенное накопление культуры общения. Совершенствуется способность сознательной саморегуляции общения. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|