|
Основные принципы системно-деятельностного подхода в психологии.
Методология – это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способов построения теории. Различные направления (школы) психологической науки в качестве методологии рассматривают соответствующие философские воззрения (психология и философия тесно связаны между собой), а именно в качестве общенаучной методологии выступает диалектический подход, а в качестве конкретно-научной – системно-деятельностный подход. Схема основных методологических принципов (рис.5):
факторы внешней действительности речь идет об активности самой психики. Психика – свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом образа регулировать поведение.
Это означает, что, с одной стороны, поведение субъекта определяется тем, как он воспринимает данную конкретную ситуацию, а, с другой стороны, сам характер отношений к ситуации зависит от того, как субъект с этой ситуацией взаимодействует.
отношениях с окружающей действительностью: окружающей средой, обществом, отдельными людьми и т.д. Человек вынужден приспосабливаться. Для того чтобы регулировать свои действия, поведение, деятельность ему необходимо обладать
это закономерное, направленное необратимое изменение во времени. филогенез- становление структур психики в ходе биологической эволюции вида онтогенез-формирование психики в течение жизни отдельного индивида социогенез- развитие процессов познания, отношений, поведения, обусловленных
Заключается в том, что психология, как и любая другая наука, имеет свою
Заключается в том, что деятельность человека необходимо рассматривать исходящей из определенных потребностей и мотивов, которые направлены на решение задач, которые имеют для человека определенное значение.
Понятие о сознании. Сознание - высший уровень психики, свойственный человеку. (вообще высший уровень отражения действительности). Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.
Рассмотрим некоторые составляющие из представленных на схеме: Чувственное познание обеспечивает создание в сознании чувственной картины мира в данный момент. Это происходит за счет воздействия на мозг раздражителей через систему анализаторов: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Работа анализаторов вызывает соответствующие ощущения и за счет совокупности ощущений, действующих одновременно, создается целостное восприятие объектов реального мира. Познавательные процессы, включающие память, внимание, воображение и мышление, обеспечивают совокупность знаний об окружающем мире, еще одну составляющую сознания. Внимание - позволяет человеку выделять главное в этой картине мира. Память – позволяет возобновит в сознании образы прошлого. Воображение – помогает строить модели будущего. Мышление – обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Речь – является обязательным условием формирования сознания, именно речь помогает обобщать знания. Целеполагание – это формирование целей, без чего невозможна осознанная деятельность. При этом взвешиваются мотивы, принимаются волевые решения, разрабатывается программа действий с учетом ситуации, вносятся коррективы. Самосознание - Различение субъекта и объекта – то есть различение того, что принадлежит «Я» человека и что относится к «не –Я». Этот путь человек проходит в раннем детстве, осуществляется в процессе самоосознания и самоиндентификации личности. Мир чувств - отражает отношения, которые складываются у человека с окружающим миром. Творчество – высшая степень реализации сознания в его взаимодействии с окружающим миром, способность воздействовать на мир, созидать, со-творить вместе с Создателем. Это акт свободной воли и высшего уровня отношения к окружающему миру – любви.
Психология и возраст. Психика человека находится в состоянии постоянного развития, которое связано как с наследственными факторами, так и социальными. Кроме того, во многом развитие зависит от активности самой личности. Регулируется оно через социальные и личностные факторы, особенно через учение. Онтогенетическая динамика творческой активности ученых
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и определяется многими условиями: 1. системой требований, которые предъявляются к человеку на этом этапе; 2. отношениями с окружающими; 3. знаниями и умениями, которыми овладел человек; 4. метрическим возрастом и др. Внешние условия, определяющие особенности возраста, воздействуют на человека не непосредственно и по-разному, в зависимости от его психологических накоплений, то есть его внутренних условий. Таким образом, условия, определяющие специфику возраста можно подразделить на три группы: - физиологические условия, - социальные, - психологические. Переход от одной возрастной ступени к другой происходит при изменении условий, определяющих специфику возраста, через разрешение противоречий, возникающих между внешними и внутренними условиями. Причем, движущей силой психического развития является активность личности, благодаря которой человек сам может влиять на свое развитие. Традиционная возрастная периодизация: Детство: - младенчество (от рождения до 1года) - раннее детство (1-3 года) - младший и средний дошкольный возраст (3-4 года) - старший дошкольный возраст (от 4-5 лет до 6-7 лет) - младший школьный возраст (от 10-11 лет до 13-14 лет) - подростковый возраст (от10-11 до 13-14 лет) - ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет) юность (17-21 год) зрелость: - ранняя – 21 – 25 лет - средняя -25-40 лет - поздняя 41-45 лет старость (от 55 лет, а по международной классификации после 75 лет) Глава 1.3. Личность ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|