Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие профессиональной пригодности, её виды и значение.





· При анализе ряда профессий с боле жесткими требованиями к профессиональным способностям и психологическим качествам человека используется понятие профпригодности.

· Существует ряд предрассудков относительно профессиональной пригодности: идея об одном единственном комплекте личностных качеств, подходящих для той или иной профессии; профессиональную пригодность ют неизменной характеристикой человека, и, следовательно, важно как можно раньше её обнаружить и диагностировать; профессиональная пригодность должна быть у человека до его включения в учебно-профессиональную деятельность.

· Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называются профессионально ценными. Так, хирургу, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым и дальновидным, чертежник – скрупулезно аккуратным и т.д. Любое качество в одном случае может оказаться профессионально ценным, а в другом – будет препятствовать успешной работе. Так, общительный, приветливый человек испытывает крайнюю неудовлетворенность работой, требующей сосредоточенности в одиночку (например, в бухгалтерии). Это – факт несоответствия личных качеств человека требованиям профессии, факт профессиональной непригодности, хотя считает этот человек без ошибок. Вступив же на педагогический путь, он находит себя, работает не только с успехом, но и с удовлетворением.

· В «Кратком психологическом словаре»(1998) профпригодность характеризуется совокупностью психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений, навыков, общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.

· Профессиональную пригодность человека надо понимать как взаимное соответствие данного человека в данной области приложения его сил в данное время. (Е.А.Климов)

· А.К.Маркова (1996) подчеркивает, что профпригодность это не простое соответствие некоторых свойств организма определенным требованиям профессии, а результат некоторого процесса, в ходе которого психологические качества человека, сталкиваясь с препятствиями, выдвигаемыми профессией, претерпевают ряд изменений, так или иначе формирующих профессиональный тип.

· Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности; её возникновению и упрочению способствует система материальной и моральной стимуляции, удовлетворение, получаемое от деятельности, осознание общественной значимости её результатов и др.

· Способности человека вообще и способности, необходимые для той или иной профессии, в частности, развиваются в процессе самой профессиональной деятельности. Следовательно, очень многое зависит от активности самого человека, от труда и воли, которые он употребляет для достижения поставленной цели.

· Формирование профпригодности происходит по разному у различных людей в зависимости от возможностей компенсации, от пластичности способностей.

· Требования к профпригодности меняются в зависимости от обновления содержания профессии. Человеку в ходе жизни надо постоянно работать над своей профпригодностью, ибо требования со стороны профессии меняются, вследствие обновления содержания профессии, роста запросов общества.

· Кроме системы профессионального образования, учреждений по подготовке и переподготовке кадров, нет никакого таинственного фактора, который бы почему-то обеспечил появление профессиональной пригодности людей. Природа, образно говоря, «не знает», какие профессии, с какими требованиями к человеку появятся завтра в условиях бурного научно-технического прогресса. Государственный и гуманный подход к человеку как высшей ценности требует подумать об оптимальном трудоустройстве и тех, которые оказались «отсеянными» в ходе профессионального отбора на определенный вид труда или профессионального обучения.

· Профпригодность – это наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма, личности, требованиям, предъявляемым профессией как в плане преимущественного использования наиболее развитых функций, так и в плане охраны функционально неполноценного органа или системы.

· Профессионально пригодный подросток – это подросток, способный успешно овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться в ней при работе и работать длительное время без ущерба для своего здоровья. Здоровье школьников в последние годы вызывает обоснованную тревогу. Более половины выпускников ограничены в выборе профессии из-за отклонений в состоянии здоровья. Третья часть школьников имеет нарушение органов чувств и нервной системы, изменение осанки, сердечно-сосудистой системы. Результаты ряда исследований показывают, что учреждениям здравоохранения, педагогическим коллективам, общественным организациям необходимо активизировать работу, направленную на сохранение здоровья детей и юношества.

· Задача профессиональной консультации – установление оптимального соответствия подростка избираемой профессии как по состоянию здоровья, так и по психофизиологическим особенностям. Профессиональное консультирование включает два раздела. Первый раздел традиционно медицинский: врачебная консультация, выбор профессии с учетом состояния здоровья. Второй раздел – сравнительно новый, развивающийся: выбор профессии с учетом индивидуальных физиологических и психофизиологических особенностей организма, психических особенностей личности.

· Медицинский аспект ориентации является одним из важнейших. В соответствии с КЗОТ РФ, все подростки, поступившие на работу или профессиональное обучение, проходят полное медицинское обследование. Только после освидетельствования подросток получает заключение о профессиональной пригодности к избранной профессии. Основная цель рекомендации подросткам того или иного вида деятельности заключается в том, чтобы труд не только не оказывал отрицательного влияния на г здоровье, а стимулировал бы дальнейшее улучшение его физического развития и обеспечивал оптимальные условия для высокой производительности труда.

· Основными документами, которыми руководствуются врачи при проведении профессиональной консультации, служат перечни медицинских противопоказаний, определяемых на основе углубленного изучения санитарно-гигиенических условий труда в различных профессиях и базирующихся на данных научных исследований, включая изучение особенностей течения хронических заболеваний в подростковом возрасте, разработку и использование методов ранней диагностики и изучение преморбидных состояний (то есть доболезненных), являющихся факторами риска развития хронических заболеваний.

· У здоровых подростков профессионально-производственные воздействия накладываются на функционально –устойчивые, с высоким уровнем саморегуляции механизмы поддержания гомеостаза. Благодаря этому, профессионально- производственный фактор при соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил оказывает на них благоприятный эффект, способствуя дальнейшему совершенствованию гомеостатических механизмов организма подростков, что проявляется в оптимизации их срочных и долговременных адаптированных реакций в процессе обучения профессии и труда. У подростков с морфофункциональными отклонениями и хроническими заболеваниями профессионально-производственная нагрузка может привести к напряжению и перенапряжению адаптивных механизмов, формировать неадекватные изменения функционального состояния и в итоге ухудшать состояние здоровья.

· Исходный уровень состояния здоровья рассматривают как одну из важнейших предпосылок деятельности подростков, не только как показатель, отражающий характер адаптированности организма к профессионально-производственным факторам, но и условие успешного формирования самой адаптации.

· Наряду с разработкой медицинских и психофизиологических критериев профессиональной пригодности в последнее время все большее значение приобретает психологический аспект профессиональной консультации. В ходе проведения функциональной диагностики дается оценка психологических свойств индивидуальности человека в целях профессионального отбора, профессиональной ориентации и распределения кандидатов по специальностям, совершенствования профессиональной подготовки, оптимизации профессиональной деятельности.

· Свойство профпригодности может приписываться человеку лишь как ситуативное – присущее, строго говоря, не ему, а конкретной системе «Субъект – объект». Ситуацию взаимной пригодности субъекта труда и трудового поста можно создавать одним или несколькими из следующих способов: подобрать человеку подходящую работу из числа существующих; сформировать у него дополнительно некоторые требуемые профессией качества (знания, опыт, умение использовать свои «сильные» стороны и компенсировать те, которые противодействуют успеху); распределить трудовые функции, с которыми человек, как правило, не в силах справиться, между двумя и более людьми (положив тем самым начало формированию двух или более новых профессий вместо одной прежней); снабдить его новыми более совершенными средствами труда.

· Рассмотрим случаи соответствия и несоответствия как человека профессии и профессии человеку, так и взаимной непригодности профессии и человека.

Явление большей или меньшей профессиональной непригодности человека профессии в ряде случаев правомерно понимать как невольно созданное самими людьми. Например, человек, не различающий зеленый и красный цвета (дальтоник), считается явно непригодным для водительских профессий. Но ведь сигналы светофора, стоп-сигналы, аварийные – это не явления природы. Их придумали и сделали традиционными сами люди. Представим, что вместо зеленого сигнала будет вертикальная светящаяся белая полоса или три одноцветных точки одна над другой, а вместо красного – горизонтальная полоса или горизонтальный пунктир, вместо желтого – крест или окружность и т.п. В этом случае сотни и тысячи дальтоников перестанут рассматриваться как непригодные к водительской работе. Другой пример. Многие посты как бы специализированы для зрячих людей: на пульте преобладают зримые индикаторы – шкалы стрелочных приборов, кнопки с видимым для глаза обозначением и т.д. А разве нельзя сконструировать пульт так, чтобы сигналы стали звуковыми, осязательными? Пусть кнопки станут рельефными, различимыми на ощупь обозначениями («бугорками», «лунками» и пр.) Это приведет к тому, что во многих случаях операторами смогут стать незрячие люди. Они станут профпригодными к этому виду труда.

Профессия как область приложения сил человека может быть «неприспособленной» и в этом смысле непригодной для него. Так, в свое время для работы на тракторе нужно было иметь недюжинную силу. Не только женщины, но и не все мужчины могли эффективно повернуть рукоятку, чтобы завести трактор, нажимать на педали, перемещать рычаги. И чтобы не подбирать подходящих людей-силачей к неподходящей для многих технике, конструкторы пошли путем улучшения пригодности техники- приспособления её к особенностям человека. Теперь, как известно, тракторы заводятся не вручную, а от специального пускового двигателя, в систему управления введены устройства, заметно снижающие физические нагрузки на работника, а также вибрацию, тряску, шумы, перепады температур в кабине.

Картина взаимной непригодности профессии и человека может сложиться не только за счет технической, предметной, но и за счет социально-организационной стороны труда. Нельзя работать где-то «вообще»; человек всегда оказывается во вполне определенной обстановке как предметной, так и «микросоциальной» – трудится с кем- рядом, от кого-то получает задания, выслушивает замечания и т.д. В связи с этим возникают явления «соответствия- несоответствия» работников друг другу и одновременно вопросы профпригодности. Например, человек может очень точно, аккуратно, быстро выполнять определенную работу, но не переносит, если над ним подтрунивают или с ним невежливо обходятся. А сосед по рабочему месту как раз любит пошутить и не проявляет разборчивости в средствах общения. Возникает картина профессиональной непригодности – работать с таким человеком просто невмоготу, снижается внимание, ухудшается точность движений. Приходится принимать организационные меры.

Из сказанного ясно, что вопрос о профессиональной пригодности необходимо рассматривать индивидуально и конкретно.

· Факт «соответствия-несоответствия» человека требованиям трудового поста имеет сложную структуру.

Наиболее очевидны факты соответствия –несоответствия работы и работника в связи с характеристиками личностных качеств человека –его идеалами, убеждениями, потребностями характером, хотя именно эти психические регуляторы наиболее существенным образом определяют «крутые повороты» человека на профессиональном жизненном пути.

· От плохой досягаемости кнопки на пульте или «тугой» рукоятки никто профессию менять не станет, а вот от разочарования в трудовом коллективе, от рассогласования между своими убеждениями, ценностями, моральными понятиями и требованиями профессии – сменить профессию иногда приходится.

· Наиболее общими признаками соответствия человека работе являются:

(1) её успешность;

(2) удовлетворенность человека избранным трудовым путем;

(3) преобладание благоприятных функциональных состояний человека в ходе трудовой деятельности (таких, как хорошая внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, положительные эмоциональные переживания от контактов с предметной и социальной средой).

· Выделяют следующие степени выраженности профессиональной пригодности:

1. Непригодность к профессии – временная или практически непреодолимая, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с точки зрения медицины с работой в данной области.

2. Годность к профессии (или группе профессий) – в этом случае говорят: нет противопоказаний, но и нет показаний.

3. Соответствие данной области деятельности – противопоказаний к профессии нет, присутствуют некоторые личностные качества и интересы, способности.

4. Призвание – налицо явные признаки соответствия человека всем основным требованиям профессиональной деятельности. В этом случае говорят: «В этой и именно этой области деятельности ты будешь наиболее нужен и полезен людям»

· У человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность (способности формируются в деятельности). В то же время некоторые необходимые слагаемые пригодности к профессии могут быть сформированы именно заблаговременно (такие как гражданские качества, отношение к труду и общая дееспособность), даже должны быть заблаговременно сформированы. При конкретном анализе профессиональной пригодности данного человека (в связи с данной профессией) и при соответствующем воспитании, самовоспитании полезно помнить, что профессионально ценные качества в каждом случае не рядоположены, а образуют целую систему. В этой системе важно не упустить пять основных слагаемых.

Основные компоненты пригодности человека к работе (Е.А.Климов,1998):

1. Г ражданские качества – идейный, моральный облик человека как члена общества. В профессиях, связанных с руководством людьми, обучением и воспитанием их, оказанием медицинской помощи, торговым обслуживанием, правоохранной и т.д. человек оказывается непригодным, если названная группа качеств у него не развита нужным образом.

2. О тношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности. Если, например, профессия требует ответственной работы в одиночку, без частого внешнего контроля за исполнением (объездчики, осмотрщики, контролеры), то такая черта характера, как добросовестность в отношении к труду, выступает в роли особенно важного звена профпригодности. Ещё: отсутствие интереса к человеку – важное препятствие для успеха работы в качестве медицинской сестры.

3. Д ееспособность (общая) Она образуется качествами, важными во многих и разных видах деятельности: состоянием физического и психического здоровья, так называемыми общими способностями, в основе которых лежат активность и саморегуляция человека как субъекта деятельности. Частным выражением общих способностей является, например, склонность к постоянной занятости, качества ума, развитый самоконтроль, инициативность, «творчесткость» - непредвзятый подход к решению возникающих на трудовом посту задач.

4. Е диничные, частные, специальные способности. Это стойкие личные качества человека, которые важны для данной работы, профессии или узкого их круга (например, цепкая память на эталоны вкусовых качеств для кулинара, товароведа, контролера пищевых продуктов; устойчивость к действию монотонных раздражителей для машиниста локомотива; тонкий звуковысотный и тембровый слух для настройщика пианино и роялей, приемщика продукции на фабрике музыкальных инструментов и др.)

5. Н авыки, выучка, знания, опыт. Эта составляющая профессиональной пригодности обычно с большей или меньшей полнотой бывает представлена в специальных документах – профессионально-квалификационных характеристиках, составляемых в разных ведомствах и ориентировочно задающих, «что должен знать» и «что должен уметь» тот или иной специалист.

Изложенную выше структуру очень легко запомнить, объединив начальные буквы главных слов, которые выделены жирным шрифтом, получается – ГОДЕН.

· Иногда профпригодность определяют как отсутствие противопоказаний: соматических или психологических к данной профессии.

В некоторых профессиях требования к профпригодности велики, существуют абсолютные противопоказания к профессии. Например, абсолютно противопоказаны водительские профессии всех видов транспорта людям с повышенной сонливостью в монотонной обстановке. Абсолютные противопоказания чаще присутствуют в тех профессиях, где могут возникнуть неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с ответственностью за жизнь и безопасность людей, за большие материальные ценности. Для определения соответствия людей требованиям некоторых групп профессий используется профессиональный отбор.

· Профессиональный отбор психологи рассматривают как процедуру определения соответствия человека данной профессии, пригодности человека к овладению специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях. Иными словами, профессиональный отбор – есть определение профпригодности к конкретному виду труда.

· «Краткий психологический словарь» (1998) дает следующее определение «профотбору» - это разновидность психологического отбора, который представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения заданий, устойчивой эмоционально-волевой регуляции.

· Основой профотбора являются конкретные нормативные характеристики профессии:

1) социальные (функции, задачи, цели);

2) операциональные (точность исполнения, временные, пространственные, логические характеристики);

3) организационные (гигиенические, социально-психологические, психо-физиологические условия труда)

· Критерии отбора позволяют врачам, психологам, физиологам подбирать и адаптировать методы, строить процедуру отбора и проводить диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессиональной деятельности.

· В каких случаях проводится профотбор? Он нужен прежде всего там, где профессия предъявляет требования к личности специалиста (например, специалист в судебных органах) или требования к деятельности специалиста, например, к скорости реакции (в профессиях машиниста, водителя), где могут быть тяжелые последствия при профессиональных ошибках, авариях.

· Психологи отмечают, что профотбор целесообразно применять там, где научно доказано, что профессия требует особых природных данных, причем мало поддающихся развитию в течение жизни. Это профессии, связанные с трудом максимальной сложности, требующие высоких скоростей двигательных и рече-мыслительных процессов, быстроты двигательных реакций, оперативности принятия решений в ситуациях с изменением производственных условий, с резкими колебаниями в объеме поступающей информации. Профотбор здесь осуществляется для того, чтобы защитить самого человека – исполнителя от аварий, травм, а также, чтобы оградить других людей от последствий его профессиональных ошибок.

· Следует различать профотбор и профподбор. Профотбор – это выбор человека для профессии, а профподбор – это выбор профессии для человека, распределение работников по специальностям и местам работы.

· В большинстве же профессий не требуется строгого профотбора, ибо эти профессии требуют разных психофизиологических данных, многие из которых могут компенсироваться в течение жизни человека.

· Психологическая пригодность к профессии предполагает учет свойств личности, о ней можно судить по двум критериям: по успешному овладению профессией и по степени удовлетворения человека своим трудом.

· Существует еще так называемый «естественный профотбор», состоящий в том, что человек, будучи не на своем месте, испытывает в вязи с этим неприятные переживания),и могут быть результирующим эффектом несоответствия его трудовому посту по самым разным признакам, начиная от несносного характера непосредственного руководителя и кончая вынужденной неудобной рабочей позой), из-за этого он уходит, увольняется с одного места работы в поисках наиболее подходящего. Такого рода факты ведут, с одной стороны, к тому, что часть людей «находит себя» в той или иной работе, а с другой _ общество сталкивается с явлениями повышенной текучести кадров, их нестабильностью, неоправданными миграциями и т.п.

· Можно сделать вывод, что творцом профпригодности является сам человек. Для этого важно ориентироваться в разнообразии тех личных качеств, которые ценятся в разных профессиях. Существуют примеры, когда люди компенсируют отсутствие у них необходимых психологических качеств или трансформируют личные качества, которые содействуют или препятствуют успешному осуществлению ими профессиональной деятельности.

 

· Основные рекомендации по формированию профпригодности средствами самовоспитания:

1) подробно разобрать требования избранной профессии к человеку, ориентируясь на изложенные выше пять пунктов (Г,О, Д, Е, Н);

2) выделить те пункты, где можно с большей вероятностью ожидать удовлетворительное или хорошее соответствие своих качеств требованиям деятельности, и пункты, где такого соответствия нет или оно может быть достигнуто после значительных усилий;

3) имея в виду факты проявленного несоответствия, наметить план работы над собой, план самовоспитания (расширения навыков, знаний, проб сил в практической работе ). Завести личный дневник и отмечать в нем ход работы по самовоспитанию. Полезно различать некоторые степени профпригодности, хотя бы приблизительно.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.