|
Профессиональные кризисы. Смена профессии.· Рассмотрим отдельные препятствия на пути человека к профессионализму. Самым распространенным препятствием в профессиональном развитии являются возрастные изменения, связанные со старением.
· В литературе описаны следующие виды старения и их признаки:
a. биологическое старение организма, связанное с изнашиванием его отдельных систем, причем в наибольшей мере испытывают влияние системы, на которые падала наибольшая нагрузка, например, центральная нервная система и мозг у научных работников; b. социально-психологическое старение как ослабление интеллектуальных процессов, мотивационных функций; психологическое старение: снижается темп психической деятельности, падает скорость умственной работы, торможение познавательных процессов, ослабляется память на свежие события при хорошей сохранности старой информации; c. профессиональное старение характеризуется невосприимчивостью к новому, канонизацией и универсализацией собственного опыта, отсутствием профессионального роста, закрытостью для профессионального развития, нарушением отношений партнерства с коллегами; d. нравственно-эстетическое старение проявляется в навязчивом морализировании, неумении понять молодежь и её вкусы, в противопоставлении поколений.
· Профессиональное старение не является фатальной необходимостью профессионального развития, оно не связано с возрастом человека (во всех профессиональных возрастах возможно сохранение человеком мотивов дальнейшего личностного и профессионального совершенствования). Одним из способов отодвигания профессионального старения является продолжение человеком профессиональной и другой трудовой деятельности, в которых могут сложиться новые качества, противодействующие профессиональному старению. · Еще одним неблагоприятным фактором, препятствующим профессиональной деятельности, являются профессиональные кризисы, которые могут происходить неоднократно в жизни, в том числе и у высоко профессионального работника. · Профессиональные кризисы могут возникать на стыке отдельных периодов внутри зрелости, например, на этапе после получения образования и перед началом профессиональной деятельности, на этапе перехода на смежную специальность внутри профессии, при необходимости переквалификации. · Профессиональные кризисы могут происходить и по внутренним причинам, когда человек существенно пересматривает свои профессиональные цели и мотивы, когда человек испытывает неудовлетворенность своими способами и приемами работы. · Кризисы возникают, когда старое в профессиональном труде уже не удовлетворяет, а новое еще не найдено. · При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, может проявляться ощущение исчерпанности своих возможностей, снижение интереса к дальнейшему профессиональному росту или стремление занять место, не соответствующее уровню своей компетентности. · Если человеку не удается справиться с кризисом как естественным сопровождением профессионального роста, то могут возникать личностные деформации, то есть искажение конфигурации личностного профиля за счет угасания позитивных установок к и усиления негативных отношений к себе или другим людям. · Возникновению профессиональных деформаций способствуют в ряде случаев особенности самой профессии. · Некоторые виды профессий, представители которых обладают трудно контролируемой властью (учителя, судьи, военные, медработники) ощущают, что от них зависят судьбы, достоинство, жизнь, свобода других людей, тоже могут предрасполагать к профессиональной деформации, к развитию качества черствости, властности, бездушия, отгороженности от переживаний другого человека. · Одним из проявлений деформации личности являются профессиональные этические ошибки: врачебные ошибки, судебные ошибки, педагогические ошибки. Например, ятрогения в медицине, когда неосторожное высказывание или деятельность медицинского работника оказывает на больного отрицательное влияние (медицинскому работнику важно контролировать свои высказывания при беседе с больным, следить за своими жестами, мимикой) или дидактогения в школе, когда из-за авторитарных приемов учителя у учащихся развивается неприязнь к учению. · Представители профессий типа «человек-человек», постоянно работающие с людьми (врачи, педагоги, социальные работники, руководители, работники сферы обслуживания, сотрудники правоохранительных органов), имеют опасность подвергаться профессиональной деформации больше, чем представители профессий других типов. Процесс «вживания» в роль другого, необходимость прожить часть жизни другого человека не проходит бесследно для субъекта данной профессии, оказывая влияние на его личность. У работников под влиянием профессии возникает одностороннее профессиональное восприятие других людей, прежде всего с профессиональной точки зрения и только затем как личности, как человека. · В литературе описаны различные проявления профессиональной деформации у представителей различных профессий: у учителей – в авторитарности и категоричности суждений; у врачей – в грубоватом защитном юморе, низкой эмпатии; у программистов – в подавлении эмоций, скрупулезности, склонности к алгоритмизации, тенденции поиска ошибок в различных жизненных ситуациях. · Каждому работающему человеку желательно время от времени задавать себе вопросы: не проявляются ли у меня издержки профессиональной деятельности? не оказывает ли профессия негативное влияние на мою личность? Важно научиться самому определять первые признаки профессиональной деформации, пока еще скрытые от окружающих, и своевременно принимать необходимые меры. · Человеку нередко приходится осуществлять свою профессиональную деятельность не в стабильных, а в изменяющихся социальных, профессиональных, временных и других условиях труда. · Приведем примеры ситуаций, сопровождающих человека при смене и потере работы, профессии: 1. Ситуация изменения или утраты социального статуса, ранга (в результате снятия с работы или перемещения на другую должность) – в этих условиях могут активизироваться негативные характеристики человека (неадекватная профессиональная самооценка, тревога, страх, зависть, эмоциональный дискомфорт) и закладываться новые позитивные качества (уточнение своих личностных и профессиональных возможностей, сопоставление своих профессиональных возможностей с возможностями других людей). 2. Ситуация вхождения в новую профессиональную среду- наблюдается при вынужденной смене работы, необходимости переучиваться, при переездах в другой город, другую страну. Это может вызвать у человека профессиональный, социальный и культурный шок (стресс, ностальгию). Вместе с тем в подобных ситуациях отрабатываются операциональная гибкость и профессиональная мотивация, легкость к последующим изменениям в профессиональной среде. 3. Ситуация потери работы – вызывает негативные состояния страха, утраты перспективы, которые имеют несколько фаз: a. фаза неопределенности и шока; b. фаза наступления субъективного облегчения и конструктивного приспособления к ситуации (3-4 месяца после потери работы); c. фаза утяжеления и угнетения (после 6 месяцев – нет активного поиска новой работы, разрушение жизненных привычек, целей, интересов); d. фаза беспомощности и примирения, апатия; e. непредсказуемые действия. Этим негативным проявлениям могут противодействовать: мобилизация усилий, активный поиск новых занятий, даже новых профессий, переоценка своих возможностей и поиск нового шанса.
· Е.А.Климов разработал схемы для изучения новой профессии в ситуации выбора профессии для себя. Программа-схема для ориентировочного изучения новой профессии (для себя) 1. Что делают представители этой профессии: a. в чем состоит продукт (изделие, произведение, вклад, «лепта» -какая и во что); b. особенности практической деятельности и перечень исполнительных действий; c. особенности познавательной деятельности и перечень гностических действий. 2. Перечень и особенности знаний, элементов опыта, умений успешных представителей этой профессии. 3. Каковы особенности и качество иполнительно-двигательных процессов, проявлений (движения, их точность, координированность, сила, дозировка усилий, поведение, выразительные движения, наружность, если это имеет значение)? 4. Каковы особенности и качества познавательных процессов (внимание, ощущения, восприятие, память, воображение, мышление – их виды и свойства)? 5. Каковы особенности содержания и динамики эмоционально-волевых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности? 6. Каковы особенности отношений личности (к окружающему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к себе)? 7. Каковы особенности направленности личности, системы мотивов (что превыше всего ценят профессионалы, что любят и что отвергают, ради чего тратят время и силы)? 8. Каковы особенности творческости (креативности)? 9. Каковы особенности саморегуляции? 10. Каковы противопоказания (медицинские, педагогические, психологические) к выбору профессий этого типа, и какие качества данная профессия развивает у человека? Общая схема принятия решения об очередном выборе для себя профессии может быть примерно такой: 1. Составить себе общую обзорную ориентировку в мире профессий. 2. Выделить возможности и ограничения, связанные с обстановкой в группе близких людей, в обществе; полезно подразделить их на три степени: - те, с которыми нельзя не считаться; - те, с которыми лучше считаться, чем не считаться; - те, которыми можно пренебречь. 3. Собрать, упорядочить сведения в соответствии с формулой «моей» профессии, учтя и запасные возможные варианты выбора. 4. Если необходимо уточнить для себя формулу своей профессии. 5. Обдумать варианты шагов на пути освоения новой профессии (или повышения квалификации в рамках имеющейся). 6. Мысленно «проиграть», продумать следующие пункты: a. Что буду производить (мой продукт, моя лепта в общее дело), с кем буду, каким буду, каким будет мой образ жизни; b. Цепочка ближайших и более отдаленных достижений; c. Конкретные пути и средства достижения самых ближайших целей (сегодня, завтра, послезавтра); d. Возможные внешние препятствия (свои способности, опыт, состояние здоровья, черты характера), пути преодоления; e. Запасные варианты целей на случай появления неодолимых препятствий. ПРИМЕЧАНИЕ: во всех предшествующих случаях полезно (это уже зависит, впрочем, от нрава человека) обсуждать названные вопросы с близкими людьми (диалог – путь к разумности решений)
7. Окончательно принять решение, объявить его значимым для себя людям.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|