|
Непристойность ради восстановления самосознания женщиныСтр 1 из 3Следующая ⇒ «Хорошая женщина - мертвая женщина» Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Илья Ильф, Евгений Петров В психотерапии женщин одна из главных причин, по которой «показано» обращаться к словарю нецензурных слов, - это отсутствие энергии. Однако традиционные системы психотерапии страдают недостатками, которые происходят из традиционного отношения к женщинам. Главный из них - ориентация женщины на адаптацию к доминирующим в обществе культурным ценностям, а именно - к неравноправию мужчин и женщин. Поэтому успешным можно назвать тот подход, который позволит женщине почувствовать удовлетворенность собой и своим местом в обществе. В женской терапии (как и в терапии этнических меньшинств) для восстановления роста самосознания разработана пятиступенчатая модель идентификации, отражающая последовательность паттернов и стадий развития самосознания: 1) конформизм, 2) диссонанс, 3) сопротивление и погружение в проблему, 4) углубление взглядов, 5) четкое выражение своей позиции и осознания себя в мире[52]. Повышение уровня индивидуального сознания приводит к изменению способа отношения личности к миру.
Пока феминистская психотерапия будет относиться к новейшим направлениям в области психической помощи, каждый шаг в ней будет спорным. Между тем подавляющее большинство клиентов составляют женщины, и они хотят изменений сегодня. Чего же хотят сами женщины? И чего хочет от женщин социум? Работая с женщинами как психотерапевт в течение более чем десяти лет, я бы обобщила социальные ожидания девизом: «Хорошая женщина - мертвая женщина» по аналогии с поговоркой «хороший индеец - мертвый индеец», возникшей в те времена, когда переселенцы осваивали территорию Америки, изгоняя ее коренное население - индейцев - с их родных мест и поселяя их в резервации. При этом индейцам оставляют их физическую жизнь, однако они уже не могут, как прежде, отправлять свои религиозные культы, поддерживать свою культуру. А что еще можно назвать смертью, если не уничтожение духа нации? Похожая вещь в ходе истории человечества произошла с женщиной. Обладая природной способностью воспроизводить жизнь, женщина не только была лишена других прав, но и это ее природное право было объявлено грехом. Таким образом, в социальных ожиданиях по отношению к женщине кроется противоречие: она должна быть продуктивной и при этом стерильной.
Говоря «продуктивной», мы подразумеваем акт творения, продуктивность в самом широком смысле - будь то творение детей, стихов, самой себя. К. П. Эстес называет эту способность женщины «священным жаром», «подземным пожаром», «который то разгорается, то затухает, следуя циклам. Получая высвобождающуюся при этом энергию, женщина действует, как считает нужным. Женский жар - не чувство сексуального возбуждения, а ощущение напряженной чувственной восприимчивости; оно включает в себя и сексуальность, но не ограничивается ею. В современном мире такому проявлению женской чувственности выносится суровый приговор, а во многих местах и во многие времена на него накладывается полный запрет»*. Снять этот запрет и разрешить это противоречие можно только признав, что женщина обладает всеми правами человека. Как это сделать? «Грязные богини» Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Анна Ахматова Кларисса Пинкола Эстес более двадцати лет практикует и преподает психоанализ К. Г. Юнга и исследует мифы разных культур. Ее книгу о женских архетипах в мифах и сказаниях «Бегущая с волками» женщины называют «женской библией». Секрет ее успеха в том, что автор не страшится никаких, даже самых запретных тем, она, подобно героине сказки «Синяя борода», открывшей запретную дверь, заглядывает в самые потаенные дверцы женской души. Так вот, К. П. Эстес считает, что богохульства и непристойности оказывают терапевтическое воздействие на женщин в большей степени по сравнению с мужчинами, потому что к женщинам общество предъявляет более строгие требования, в их речи не должно быть нецензурной брани. * Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. К.: София, 2000. С. 328. Поэтому, чтобы получить доступ к священному жару энергии, без которого творить невозможно, а можно быть только хорошей девочкой, женщине необходима встряска, в том числе вербальная. Раньше для этой цели в древних женских обществах существовали богини бесстыдства, которых называли так за их невинную и одновременно лукавую похотливость. Они рассказывали бесстыдные истории, остатки которых сохранились по сей день, несмотря на поношения и многочисленные чистки. «Долгое время они блуждали под землей. В хорошем смысле, они сродни плодородной земле, грязи, навозу души - той творческой среде, из которой вырастает все искусство. В сущности, грязная богиня олицетворяет тот аспект Дикой Женщины, который одновременно сексуален и свят»[53]. Согласитесь, что эти слова напрямую перекликаются со знаменитыми поэтическими строчками Анны Ахматовой, взятыми нами в качестве эпиграфа. Похожи не только слова, но и женщины, авторы этих слов, - обе настоящие богини, колдуньи, чародейки. «Бесстыдное - это вовсе не низменное, - поясняет К. П. Эстес. - Оно скорее похоже на некое фантастическое порождение природы, которое вы бы всей душой желали видеть рядом с собой, в числе своих ближайших друзей»[54]. Современной женщине, в отличие от ее прародительниц, такие вещи нужно заново объяснять. Вместо ощущения себя могущественной хозяйкой своей жизни, у большинства наших современниц наблюдается дисбаланс между персоной и тенью, дозволенным и осуждаемым.
Рассказывая о своей психотерапевтической практике, К. П. Эстес делится наблюдениями о том, как работа с непристойной лексикой помогает женщинам восстановить этот баланс. Слова-обереги Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят. Пословица «Камзол отпущения» - это название артметодики, названной так по аналогии с «козел отпущения». Эта методика, описанная К. П. Эстес в ее книге «Бегущая с волками», также напрямую затрагивает тему обращения к бранным словам в психотерапии. «Иногда, работая с женщинами, я учу их мастерить Из ткани или других материалов камзол отпущения - длинный, до самого пола. Камзол отпущения - это наряд, на котором в виде рисунков, надписей, всевозможных нашивок и наклеек подробно изображены все бранные слова, которые женщине доводилось выслушать, все оскорбления, все обвинения, все травмы, все раны, все шрамы. В нем находит выражение ее опыт пребывания в роли козла отпущения... Он очень помогает подробно вспомнить все обиды, удары и раны, которые выпадают на нашу женскую долю»*. Сначала психотерапевт сделала камзол отпущения для себя. Она собиралась сжечь его и тем самым избавиться от старых ран. «Но, вы знаете, я подвесила его к потолку в коридоре, да так и оставила; и каждый раз, проходя мимо, я чувствовала себя не хуже, а лучше. Я обнаружила, что восхищаюсь ovarios тех женщин, которые нося на себе такие камзолы, способны ступать гордо, петь, творить и помахивать хвостом... Иногда мы также называем их боевыми камзолами, ибо они являют собой свидетельства выносливости, неудач и побед каждой женщины в отдельности и всех женщин в целом»**. * Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. К.: София, 2000. С. 374. ** там же, С. 375
Комментарий Я как психотерапевт, ведущий группы женской психологической инициации, также не раз проводила эту методику на своих тренингах. Первый раз, соорудив свой собственный костюм, я также принесла его домой, повесила на вешалку и оставила. Надписи, покрывающие костюм, распределились неравномерно. Больше всего их было в области головы. Видимо, на развитие моего разума обращали внимания гораздо больше, чем на все остальное, поэтому, чтобы уместить все припомнившиеся мне ругательства, пришлось писать мелкими буквами. Вообще же на камзоле практически не осталось свободного места, так что я с удовлетворением отметила, что вниманием родителей не был обделен ни один участок моего тела, а следовательно - ни один аспект моей жизни. Моя дочь, увидев мой камзол отпущения, сначала отшатнулась, потом проявила любопытство и с моего позволения подробнейшим образом изучила все надписи. Уверенным голосом она сказала: «Ты забыла написать еще два ругательства!» - и напомнила мне эти ругательства, которые, безусловно, были мне знакомы. Как так? Ведь это были те слова, которые говорили мои мать и отец мне, от этих слов хотелось плакать, и я клялась себе, что когда стану матерью, то в жизни не скажу детям подобных слов! И вот выясняется, что моя дочь прекрасно знает все эти слова, от кого бы это? Отгадайте с трех раз.
Я поняла, что все эти бранные выражения имели двойной смысл - помимо оценочного, предназначенного для привлечения внимания ребенка, все они являлись, кроме того, и своеобразными оберегами. Что, любя своего ребенка, родители, тем не менее, заботятся и о том, чтобы он прошел социализацию, и зачастую этот процесс болезненный, где-то даже насильственный, но за ним все-таки скрыта любовь... Заключение Завершая эту главу, я отдаю себе отчет, что тема, поднятая в ней, не раскрыта полностью, а только едва затронута. Но для меня главным было, что называется, создать прецедент. Исследуя, каким образом слово воздействует на эмоции людей в современной психотерапии, поневоле выходишь далеко за ее рамки. Если обратиться к языковой практике воздействия на бессознательное людей, то мы обнаружим, что словами лечили, убивали, присушивали, очаровывали, убеждали во все времена и во всех общественных системах. И формулы внушений и самовнушений приобретали самые разные текстовые воплощения: от заговоров, молитв, заклинаний и мантр до поэтических художественных произведений. Сила слова коренится не в чем ином, как в действительных человеческих отношениях, которые мы самыми разными способами стремимся улучшать на протяжении всей истории человечества. Как мы увидели из этой главы, ненормативная лексика, сколь ни парадоксально, служит в психотерапии этой же благой цели.
206-207
Глава 5. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|