|
И преодолению заикания у детей
Цель обследования
| Параметры обследования
| Рекомендации
| I. Определение причины заикания
| 1. Здоровье родителей: отягощенная наследственность, нервно-психическая предрасположенность
2. Общее развитие ребенка до момента возникновения заикания: нервно-соматическая ослабленность, психотравмы
3. Речевое развитие ребенка:
а) задержка речевого развития;
б) раннее и бурное формирование речи;
в) речевые запинки
4. Окружающая среда и особенности воспитания ребенка:
а) неблагоприятное речевое и социальное окружение;
б) неправильные педагогические приемы воспитания
| Консультации и лечение у невропатолога и психиатра. Укрепление работы нервной системы, оздоровление организма ребенка.
а) занятия по общему развитию речи;
б) занятия по упорядочению детский речи (не брать для заучивания наизусть сложные тексты; замедлять темп речи, ограничить знакомство с новыми книгами, от новых впечатлений и пр.);
в) то же. Не фиксировать внимание на запинках;
а) временно изолировать ребенка или воспитывать у него правильное (критическое в данном случае) отношение к дефекту;
б) воздействие на родителей: разъяснение, убеждение и обучение
| II. Особенности проявлений заикания
| 1. Место возникновения и формы речевых судорог (преобладание):
а) тонические, артикуляционные;
б) голосовые;
в) дыхательные
|
а) необходимы речевые упражнения с опорой на гласные звуки и упражнения на расслабление мышц артикуляционного аппарата;
б) рекомендовано пение, речевые упражнения от шепотной и громкой речи;
в) упражнения от ритмизованной к разноритмичной речи
|
Продолжение таблицы 4
| 2. Частота речевых судорог:
а) «трудные» звуки или слова;
б) только трудное начало фраз
3. Сохранные речевые возможности у ребенка (в зависимости от уровня его свободной речи)
4. Сопутствующие нарушения речи:
а) эмболофразия, речь на вдохе;
б) неправильное произношение звуков речи;
в) недостатки словаря, грамматического строя речи
|
а) отвлечение внимания, фиксация внимания на случаях свободного их проговаривания; упражнения в шепотном их проговаривании с постепенным переходом к громкой речи; произнесение звуков (сначала гласных, затем сочетаний их с согласными, слов с этими сочетаниями и, наконец фраз);
б) упражнения в мягком (не резком) начале фраз с опорой на первый гласный звук; борьба с короткими фразами
В зависимости от уровня свободной речи ставится задача:
а) сначала показать ребенку его свободную, хорошую речь, убедить его в том, что он может говорить хорошо, заставить его поверить в свои силы ив авторитет руководителя занятий, научить его правильно пользоваться речью на легком для него материале;
б) затем постепенно и гибко перенести полученные им знания, навыки на трудный для него материал, освоить его путем систематических и последовательных речевых тренировок;
в) постепенно отказаться от специальных речевых упражнений
а) обратить внимание ребенка на неправильности и добиваться, чтобы он отказался пользоваться этими речевыми уловками;
б) воспитание правильного произношения специальными приемами;
в) общеобразовательные занятия, развитие речи специальными приемами
|
Окончание таблицы 4
| 5. Сопутствующие двигательные
расстройства:
а) непроизвольные (судороги, тики, миоклонусы);
б) произвольные (сопутствующие движения);
в) недостатки речевого поведения: скованность, напряженность движений; резкость, хаотичность, несобранность движений
6. Отношение ребенка к своему речевому дефекту:
а) не замечает;
б) безразличен;
в) умеренная степень болезненной фиксированности на дефекте;
|
а) лечение у невропатолога; занятия лечебной физкультурой, ритмикой, физиопроцедуры по показаниям;
б) фиксация внимания на ненужном движении, добиваться их устранения; занятия логопедической ритмикой;
в) воспитание наступательного поведения, энергичного, смелого, уверенного речевого общения и, в то же время, спокойного, уравновешенного, сдержанного; упражнения на растормаживание движений, воспитание наступательного, активного поведения в момент речи; упражнения на затормаживание двигательных порывов, упорядоченность движений, спокойное поведение
а) речевые занятия проводить с целью научить говорить красиво (громко, выразительно, последовательно). Не привлекать внимания к речевым запинкам;
б) стимулировать к речевым занятиям; в некоторых случаях полезно обратить внимание ребенка, что он говорит неправильно, что это будет мешать ему в дальнейшем в жизни, и следовательно, необходимо такую речь исправлять;
в) воспитание уверенности в том, что ребенок может говорить хорошо (постоянная фиксация на свободной речи), что он обязательно будет говорить совершенно свободно, если будет выполнять указания руководителя занятий и следить за собой;
|
| г) выраженная степень болезненной фиксированности на дефекте
| г) то же. Борьба со страхом речи, угнетенным состоянием; переубеждение, создание радостных эмоций, ощущение собственной полноценности. Необходима консультация и лечение у психоневролога и, возможно, у психотерапевта
| К числу несовершенств многих методик логопедической работы с заикающимися можно отнести то, что логопедические занятия обычно строятся в зависимости прежде всего от разной сложности речевых упражнений (а не от разных индивидуальных возможностей каждого заикающегося). Такие системы упражнений предполагают последовательное усложнение речи, в одном случае, в плане ее самостоятельности для заикающегося (а отсюда путь коррекции от речи сопряженной к спонтанной), в другом — учитывается ситуативность речи (отсюда от речи сопровождающей к предваряющей), в третьем — принимаются во внимание структурные компоненты речи (отсюда от отдельных звуков и их сочетаний к сложным, развернутым фразам) и т.д.
Подобный подход к логопедическим занятиям часто ведет к механическому их проведению, отрыву от личностных и речевых особенностей каждого заикающегося. Здесь независимо от индивидуальных особенностей все заикающиеся в одинаковой мере проходят всю этапность последовательных логопедических занятий.
Опыт работы с заикающимися, однако, позволяет заключить, что в основу логопедических занятий должен быть положен прежде всего принцип сохранности речи у каждого заикающегося. Другими словами, выбор речевых упражнений определяется прежде всего сохранными речевыми возможностями заикающегося. Это в свою очередь требует серьезного учета индивидуальных особенностей каждого ребенка в логопедической группе. Тогда на одном и том же занятии, учитывая обязательные для всех одинаковые речевые упражнения, логопед комбинирует разные речевые задания и упражнения для каждого в зависимости от уровня его сохранной речи, закрепляет и упрочивает навыки правильной речи, постепенно расширяет речевые возможности каждого из них.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что наличие разных проявлений заикания, психологических особенностей и поведения у каждого заикающегося ребенка определяет особенности преимущественного выбора средств, приемов и направленности логопедической работы индивидуально для каждого ребенка в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей группой.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|