Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы





К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация необходимого режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура (ЛФК) и ритмика, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

Лечебная обстановка. И.М.Сеченов указывал, что в научное понимание организма человека и его деятельности должна входить и влияющая на него среда, так как без последней существование организма невозможно. Среде придается решающее значение в формировании и развитии организма, а также и в возникновении и, следовательно, устранении болезненных процессов.

Если мы говорим о необходимости благоприятного окружения для заикающихся детей, то имеем в виду прежде всего создание для них такой внешней среды, такого образа жизни, которые содействовали бы возможно более быстрой нормализации функций организма, в частности, высшей нервной деятельности.

Для заикающегося ребенка в условиях специализированного учреждения необходимо создать спокойное и в то же время бодрое, жизнерадостное настроение, отвлечь его внимание от тревожных мыслей о своем дефекте.

На ребенка благотворно влияет хорошо оборудованное помещение, в котором проводятся лечебно-педагогические занятия (соответствующая возрасту удобная мебель, интересные и красочные картины, дидактический материал, плакаты и пр.). Благоустроенность территории специализированных учреждений также способствует успеху лечения.

Работникам этих учреждений важно построить свои отношения с заикающимися так, чтобы постоянно поддерживать у них хорошее настроение, бодрость, уверенность в выздоровлении, душевное спокойствие, веру в свои силы, желание работать над собой. Дружеское участие в сочетании с необходимой требовательностью (но без резкости или стремления держать ребенка в слепом подчинении и тем более страхе) позволяет построить правильные отношения с детьми и подростками в процессе лечебно-педагогической работы.

Особое значение приобретает образец правильной речи и вообще речевое общение с заикающимися, так как слово является мощным фактором воздействия на высшую нервную деятельность и играет существенную роль в индивидуальной и общественной жизни человека. Основные требования к речи окружающих заключается в том, чтобы тон их речи был спокойным, доброжелательным; речь должна быть проста и доступна для понимания ребенка, нетороплива, выразительна; совершенно недопустимо подражание искаженной речи ребенка и тем более передразнивание его. Важно учитывать при этом, что разные требования к себе и детям порождают обычно недоверие к руководителю. Неосторожно сказанное слово или нерешительность педагога, которые быстро подмечаются детьми, могут заронить в них мысль о сложности их дефекта, его неизлечимости, подорвать веру в авторитет руководителя (см. «Предупреждение и устранение речевых запинок»).

Режим дня и рационального питания. Режим дня предусматривает определенный ритм жизни ребенка, правильное чередование сна и бодрствования, разных видов труда и отдыха. Установлено, что систематическое чередование различных видов деятельности, определенный ритм жизни имеют чрезвычайно важное значение, так как способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом.

Поскольку многие заикающиеся дети являются соматически ослабленными, в составлении распорядка их дня прежде всего важно предусматривать достаточное время для отдыха, не перегружать их внеклассной и домашней работой и пр.

Важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельности: переключение с одного вида деятельности на другой вызывает у ребенка интерес, играет роль своеобразного (активного) отдыха. Для детей возбудимых, подвижных следует подбирать занятия или игры спокойные, нешумные. Заторможенных детей нужно больше активизировать, развивать у них самостоятельность, уплотнять сроки заданий.

Огромное оздоровительное значение для нервной системы имеет сон. Он охраняет нервные клетки от истощения, способствует снабжению их питательными веществами, кислородом и выведению из них продуктов обмена. В режиме дня заикающегося ребенка-дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10— 11 часов ночью и 2 часов днем, а у школьников — 8—9 часов ночью и 1,5—2 часа днем.

От состояния питания ребенка зависит стойкость образующихся у него рефлексов, и оно же влияет на течение всех биохимических процессов в организме. Необходимо больше внимания уделять витаминизации пищи заикающегося ребенка. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.

Закаливающие процедуры. В режим дня заикающегося ребенка включаются и закаливающие процедуры. Ежедневное пребывание на свежем воздухе благотворно воздействует на ребенка. Прогулки, игры на свежем воздухе, различные спортивные развлечения (санки, лыжи) также успокаивают нервную систему, создают эмоциональный подъем, бодрое настроение. Перестройка организма при этом происходит естественно и просто. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечно-сосудистую систему, нормализуют ее.

Солнечные ванны при осторожной и продуманной врачом дозировке (они противопоказаны детям с расстройством центральной нервной системы) усиливают и повышают обмен веществ в организме. Важное значение для закаливания организма ребенка имеют водные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание.

Чтобы не принести вреда ребенку, разные виды закаливания должны назначаться врачом строго индивидуально в зависимости от состояния здоровья ребенка и особенностей местных условий.

Лечебная физкультура и ритмика. Физические упражнения, развивая в целом мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов — легких и сердца, повышают обмен веществ. Эти упражнения у заикающихся детей способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности.

Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Как указывалось ранее, заикание у детей обычно сопровождается различными нарушениями моторики. Поэтому физические упражнения для заикающихся детей приобретают и лечебное значение.

В лечебных учреждениях для заикающихся детей, помимо общих физических упражнений, используются и специальные корригирующие упражнения на занятиях по лечебной физкультуре (ЛФК).

Своеобразной частью лечебной физкультуры является логопедическая ритмика. Она представляет собой систему двигательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью ребенка.

Музыкально-двигательные упражнения помогают корригированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и поведение и имеет серьезное значение для перевоспитания личности ребенка, для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.

Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т.д. На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их.

Медикаментозное лечение. Медикаментозное лечение нормализует деятельность центральной и вегетативной нервной системы заикающегося, ослабляют судороги речедвигательного аппарата, снимает психогенные наслоения, способствует оздоровлению организма в целом.

Среди медикаментозных средств, применяемых при лечении заикания, используются общеукрепляющие препараты, седативные, спазмолитические, успокаивающие и стимулирующие средства.

По наблюдениям В.С.Кочергиной, роль медикаментозного лечения с возрастом заикающихся увеличивается. Это объясняется усложнением клиники заикания вследствие присоединения дополнительных функциональных наслоений, связанных с пубертатными сдвигами и повышением роли слова как фактора социального общения. В связи с этим у заикающихся наблюдаются частые спады настроения, аутизация, навязчивые страхи, реактивные состояния и др.

Медикаментозное лечение заикания является существенным компонентом комплексного воздействия, так как в комплексе с другими лечебными компонентами оно дает хороший терапевтический эффект, служит базой для эффективной логопедической работы с заикающимися, способствует профилактике рецидивов заикания.

Психотерапия. Психотерапия — область медицины и врачей. Однако в настоящее время значительно возросло непосредственное участие логопедов в этой работе. Логопеды используют методы рациональной психотерапии, в некоторых случаях (после специальной подготовки) с успехом применяют приемы суггестивной психотерапии: внушение в бодрствующем состоянии, аутогенную тренировку и др. Все это требует от современного логопеда умения правильно ориентироваться и применять некоторые психотерапевтические приемы в логопедическом воздействии на заикающихся.

В комплексе лечения заикания психотерапия занимает одно из главных мест. Психотерапия — это не только лечебное воздействие словом (прямая психотерапия), но и лечебное воздействие через окружающие предметы, вторых лиц и пр. (косвенная психотерапия)). Все это имеет большое значение для заикающихся, так как дает хороший терапевтический эффект. Непосредственное лечебное воздействие словом — прямая психотерапия, в основе которой лежат методы разъяснения, убеждения, внушения и обучения, также широко используется в лечебно-педагогической работе с заикающимися детьми и подростками. В современной психотерапии различают два основных вида воздействия словом: 1) рациональную (по Дюбуа) или разъяснительную (по В.М.Бехтереву) психотерапию; 2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

В лечении заикания у детей преобладающее значение имеет косвенная и рациональная психотерапия; у подростков и взрослых — прямая и суггестивная психотерапия.

Все виды психотерапии заикания в основном направлены, с одной стороны, на устранение психогенных нарушений у заикающихся (страх речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаний в связи с этим и пр.), с другой — на перестройку у заикающегося ребенка измененного под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающими.

Рациональная психотерапия начинается прежде всего с изучения заикающегося ребенка. Скрупулезно и тактично собранные у родителей и самого ребенка сведения о его развитии, домашней обстановке, отношении к нему со стороны окружающих, выявление интересов ребенка, его склонностей, Отношения к товарищам, к своему дефекту — все это составляет первую задачу психотерапевта и помогает глубже изучить психические особенности ребенка. Своеобразной формой собирания анамнеза, позволяющей выяснить представление детей старшего школьного возраста о своем дефекте, об отношении к нему, является дневниковая запись, которую предлагают сделать подростку при поступлении на лечение. Он должен откровенно и подробно написать о своей жизни, о том, когда стал тяготиться своим дефектом, в чем это выражается и т.п. Тщательно собранный анамнез позволяет, с одной стороны, построить необходимый план лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребенка, с другой — вызывает его доверие, открытость и расположение к психотерапевту.

На основании собранного анамнеза и тщательного его анализа строятся в дальнейшем индивидуальные и коллективные психотерапевтические беседы, которые представляют собой логически обоснованную систему бесед, разъяснений, убеждений и обучения.

Цель психотерапевтических бесед с заикающимися детьми заключается в том, чтобы разъяснить им в доступной, образной и убедительной форме сущность заикания, его обратимость, роль ребенка в его преодолении, критически разобрать особенности поведения заикающихся. При этом могут быть использованы выдержки из дневников тех, кто уже успешно закончил курс лечения, магнитофонные записи. Можно также организовать демонстрацию свободной речи прежде заикающихся детей и многое другое. Совместно с ребенком составляется план лечебной работы над собой, над речью. Силой логического убеждения и примером психотерапевт стремится помочь заикающемуся в перестройке неправильных форм поведения, усугубляющих заикание, внушает уверенность в свои силы, в возможности преодоления болезненного состояния. Все это требует от специалиста большого диапазона знаний, внешней убедительности и умелого использования слова как лечебного фактора.

Следует подчеркнуть, что для дошкольников рациональная психотерапия применяется в виде разнообразных игровых приемов с использованием игрушек, красочного и забавного дидактического материала, труда, музыки, ритмики и пр. Для школьников (а это период, когда в жизни и деятельности человека возрастает роль слова) возможно использование и основных приемов рациональной психотерапии.

Внушение (суггестия) — специальный метод психотерапии. Различают внушение со стороны другого лица (гетеросуггестия)[19] и самовнушение (аутосуггестия). Поскольку внушаемость свойственна в разной степени всем людям, то использование в лечебных целях этих методов требует специального ознакомления с ними, иначе это может привести к ухудшению в их состоянии. Метод внушения в бодрствующем состоянии заикающегося при лечении используется для снятия психогенных наслоений — страха, фиксации на своем дефекте, ухода в себя, скованности, ущемленности, для воспитания уверенности в своих силах, а также для уменьшения силы судорог, улучшения самочувствия.

Психотерапевтическое внушение, как правило, используется не как самостоятельный метод, а в общем комплексе лечебно-педагогических мероприятий.

К.М.Дубровским был предложен «одномоментный метод снятия заикания». Это сугубо психотерапевтический метод, который по существу представляет собой императивное внушение в бодрствующем состоянии. Суть его состоит в следующем. Психотерапевт на сцене большого зала выстраивает у стены шеренгу из тех, кому предстоит сегодня «снятие» заикания. В зале присутствуют родственники больных, их знакомые и те, кто еще только готовится приступить к лечению. Психотерапевт внушительно и образно говорит о силе слова, которое не только служит средством коммуникации между людьми, но и может иметь физиологическое, а следовательно, и лечебное значение. Проводятся для демонстрации пробы на внушаемость. Фиксируется внимание на могущественной силе слова психотерапевта. Если слово психотерапевта способно вызвать одеревенелость пальцев рук и заставляет падать человека, то он способен словом разомкнуть существующую у заикающегося в коре головного мозга «патологическую связь» и тем самым «расковать» его речь. После этого


происходит сам сеанс «снятия» заикания, который выражается в том, что резким движением рук возле висков пациента психотерапевт «снимает» заикание. Он говорит: «Теперь вы будете всегда говорить свободно! Вы чувствуете громадное облегчение! С вас сорваны путы трудной речи! Вы свободный человек со свободной раскованной речью! Мы можем! Мы все можем! Человек все может!» Поддерживая высокое эмоциональное напряжение пациентов и применяя сначала облегченные формы речи, психотерапевт переходит к демонстрации свободной речи пациентов.

В связи с широкой рекламой в печати этот метод в свое время стал предметом внимания не только самих заикающихся, но и Министерства здравоохранения СССР. В инструктивном письме Министерства по этому поводу указывалось, что в психотерапии метод императивного внушения в бодрствующем состоянии не нов. Однако этот известный метод по-новому использован в лечении заикания. Были высказаны критические замечания по поводу излишнего его афиширования. Сомнительна категоричность установки на одномоментность снятия заикания. Отмечались нередкие случаи недостаточного обследования и отбора больных для сеанса. Однако в принципе как психотерапевтический метод лечения заикания он в комплексе с другими мерами воздействия может быть использован. В настоящее время некоторые специалисты применяют в своих методиках предложенные К.М.Дубровским психотерапевтические приемы.

В лечении заикания используется также метод внушения в состоянии гипнотического сна. В быту неправомерно большое значение придается этому методу. Практика использования гипноза в психотерапии заикания показывает, что его результаты недостаточно стойкие.

В настоящее время в психотерапии заикания применяется метод внушения в гипнотическом состоянии в комплексе с другими медико-педагогическими средствами воздействия на заикающихся подростков и взрослых.

Одним из видов суггестии является метод аутогенной тренировки, предложенный Шульцем, который может быть использован в лечебных целях. У нас этот метод также разрабатывался. Он применяется преимущественно при лечении различных неврозов, сопровождающихся расстройством эмоций, страхом, общим мышечным напряжением. Сущность метода состоит в том, что путем самовнушения по определенной формуле вызывается состояние покоя и мышечного расслабления (релаксация). В дальнейшем проводятся целенаправленные сеансы самовнушения по регуляции тех или иных нарушенных функций организма. В этом плане он может быть полезен при логоневрозах (заикании), поскольку больной овладевает способностью вызывать расслабление мышц, особенно лица, шеи, плечевого пояса, и регулировать ритм дыхания, что ослабляет интенсивность спазмов.

Использование психотерапевтических приемов, и в частности, аутогенной тренировки, в комплексной работе с заикающимися находит свое отражение в методиках, предлагаемых А.И.Лубенской, С.М.Любинской, М.И.Мерлис, Ю.Б.Некрасовой, В.М.Шкловским, Л.З.Андроновой и др. (см. «Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми»).

Задачи и формы коррекционно-воспитательной
(логопедической) работы

Логопедической работе придается очень важное, преобразующее значение в комплексном медико-педагогическом подходе к преодолению заикания.

Основной целью логопедической работы является перевоспитание неправильной речи и поведения, устранение психологических отклонений у заикающихся детей. Задача логопеда заключается в том, чтобы педагогическими средствами воспитать у заикающегося ребенка, с одной стороны, навыки правильной речи, с другой стороны, гармонично развитую, полноценную личность.

Задачи воспитания навыков свободной, правильной речи. Конкретные задачи логопеда выражаются в том, чтобы воспитать у заикающегося ребенка навыки правильной речи: неторопливый темп, достаточную громкость и выразительность, правильное речевое дыхание, опору на гласные звуки.

При воспитании свободной речи прежде всего необходимо выработать у ребенка неторопливый темп, т.е. умение говорить не спеша, чуть замедленно. Именно так говорить чаще всего и не умеют заикающиеся дети, так как речь для них неприятная обуза. Они стараются незаметно «проскочить» возникшую преграду, избавиться от нее, пытаются сделать это побыстрее. Быстрый темп провоцирует нарушение координации речевых движений и появление речевых судорог.

Неторопливый темп речи вырабатывается одновременно с неторопливым темпом общих движений ребенка. Спокойное, уравновешенное поведение в разговоре и во внеречевой деятельности помогает выработать и определенный темп речи. Умение справляться с волнением, погасить возбуждение, нормализовать аффективные состояния у заикающегося ребенка также способствует этой цели.

При воспитании неторопливого темпа речи ребенка логопед обращает внимание на сохранение ее выразительности и естественности. Ребенок, который свободно владеет словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче своих чувств он непроизвольно использует богатство интонации, мимико-жестикуляторные средства. Заикание лишает ребенка такой возможности. Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения нередко приводит к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной. Поэтому в процессе логопедической работы большое значение логопед придает воспитанию у ребенка умения говорить громко, выразительно, уверенно, правильно использовать логические ударения, повышение и понижение голоса, мимико-жестикуляторные средства.

В воспитании правильной речи важное значение имеет также нормализация речевого дыхания, так как у заикающихся оно обычно бывает поверхностным, резким, неспокойным, коротким. Нередко наблюдаются случаи, когда отдельные звуки, слова произносятся ребенком на вдохе.

В речевых упражнениях логопед обращает внимание на то, чтобы ребенок произносил слитно слова во фразах, т.е. не по отдельности каждое слово, а все вместе, как одно большое слово. Это объясняется тем, что заикающимся обычно трудно начать говорить, и поэтому, чем меньше он произнесет разрозненных слов, тем меньше для него будет затруднений.

Научить выделять гласные в слове (опора на гласные звуки) приобретает значение для тех детей, у которых наблюдаются речевые судороги на согласных звуках. Произнесение удлиненно некоторых гласных звуков (бааабушка, гооород) облегчает речь, снимает речевые судороги.

При воспитании правильной речи логопед проводит одновременно и по необходимости работу по исправлению недостатков произношения, расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя, развитию способности правильно и последовательно излагать свои мысли и желания.

Задачи воспитания гармонично развитой личности. Не меньшее значение имеет и другая сторона логопедической работы — устранение у заикающихся детей возможных психологических уклонений, воспитание правильного отношения к своему дефекту, к себе, к своему месту в коллективе, к окружающим, выработка правильного поведения в коллективе, а также развитие их интеллектуальных способностей, этических и нравственных представлений.

С этой целью логопед широко использует в своей работе методы разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В доступной форме разъясняет детям, почему у них затруднена речь (спешит в разговоре, неправильно дышит, излишне обращает внимание на свою речь, стесняется окружающих и т.д.). Детям школьного возраста разъясняются в доступной форме механизм заикания, приемы его преодоления и т.д. Логопеду необходимо убедить ребенка в том, что в его неправильной речи ничего постыдного или страшного нет. Чтобы успешнее избавиться от неправильной речи, нужно следить за собой: не спешить, говорить громко, спокойно, уверенно, яснее произносить гласные звуки и т.д.

Логопед должен постоянно убеждать заикающегося ребенка в том, что он может говорить хорошо, свободно, внушать ему, что с каждым днем он говорит все лучше и лучше. Для этого, используя облегченные формы речи, логопед демонстрирует ребенку его же свободную речь: «Вот видишь, ты сейчас сказал хорошо, правильно. Ты умеешь говорить хорошо и свободно. Надо только не торопиться в разговоре (или: говорить громко, смело выразительно и т.д.). Ты теперь всегда сможешь говорить хорошо, если будешь стараться».

Логопед обязан быть внимательным к состоянию речи ребенка и отмечать на каждом занятии ее положительные стороны. Каждое речевое занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения от своей правильной речи, от успехов, которые он делает.

Постоянная фиксация на успехах не только стимулирует ребенка для дальнейших занятий, но и постепенно вытесняет у него мысли о своей неполноценности, способствует появлению уверенности в своих силах, в положительном исходе занятий. Таким образом, происходит постепенная перестройка отношения его к своему дефекту, к себе, к окружающим, меняются в лучшую сторону его характерологические черты.

Итак, воспитание навыков свободной, правильной речи и гармонично развитой личности — это две главные задачи логопедической работы с заикающимися.

Формы логопедической работы. К обязательным формам работы с заикающимися детьми относятся следующие: психолого-педагогическое изучение ребенка, логопедические занятия, организация самостоятельной работы, использование в логопедической работе помощи разных специалистов, консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка, самообразование и повышение квалификации логопеда.

Совокупность названных форм работы логопеда в практическом учреждении составляет целостную и необходимую систему организации логопедической работы с заикающимися.

Психолого-педагогическое изучение заикающегося ребенка. С него фактически начинается логопедическая работа, оно по существу определяет выбор средств и приемов до начала и в процессе этой работы, позволяет оценить ее результативность и дать рекомендации после окончания.

Психолого-педагогическое изучение заикающегося ребенка состоит из первичного логопедического обследования, динамического наблюдения в процессе логопедической работы с ним и заключительного обследования (эпикриза) перед выпуском.

В конкретные задачи изучения ребенка логопедом входят: 1) сбор анамнестических сведений, позволяющий судить об особенностях его раннего развития, о причинах заикания и разворачивающейся картине его проявления; 2) определение места и форм речевых судорог, частоты их проявления и сохранных речевых возможностей устной и письменной речи (импрессивной и экспрессивной); 4) выявление сопутствующих речевых и двигательных нарушений и психологических особенностей (отношение к своему речевому дефекту, к себе, к окружающим, поведение в коллективе)[20].

Результаты изучения заикающегося ребенка должны фиксироваться логопедом в соответствующей документации: в речевой карте (амбулаторной карточке, истории болезни), в логопедическом дневнике.

Логопедические занятия. Они являются основной формой логопедической работы, так как наиболее полно выражают непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие логопеда на заикающегося (прямое логопедическое воздействие). Все другие формы работы логопеда (см. выше) составляют систему косвенного логопедического воздействия, так как, по сути, они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия.

Логопедические занятия проводятся как с группой заикающихся детей, так и индивидуально. Преимущественной формой являются групповые занятия, на которых используется коллектив сверстников для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребенка в коллективе. Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по воспитанию навыков правильной речи и поведения (коррекция неправильного произношения, беседы психотерапевтического характера и т.д.).

Иногда под логопедической работой с заикающимися подразумеваются только речевые занятия. Причем эти речевые занятия представляются как жестко-определенная и обязательная система речевых упражнений для всех заикающихся. В связи с этим высчитывается количество часов на те или иные речевые упражнения, описывается их обязательная последовательность вне зависимости от тяжести заикания и индивидуальных особенностей заикающихся.

Такая механическая речевая тренировка оторвана не только от гибкого использования приемов логопедического воздействия на заикающихся и противоречит дидактическим принципам, но и оторвана от жизни и интересов ребенка.

Речевые занятия, являясь основной формой логопедической работы с заикающимися, тем не менее, не могут быть исчерпывающими. Воспитание навыков правильной речи и поведения требует длительных и постоянных тренировок, не ограниченных рамками логопедических занятий, а имеющих место в процессе ежедневного речевого общения ребенка с окружающими. Логопедические занятия должны проводиться на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и системы его воспитания. И все это должно сочетаться с необходимыми оздоровительными и лечебными мероприятиями.

На основании сказанного можно сформулировать основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми:

1) Логопедические занятия должны прежде всего отражать основные задачи коррекционно-воспитательного воздействия на речь и личность заикающегося ребенка (см. выше).

2) Логопедические занятия должны быть построены с учетом основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; опираться на сознательность и активность детей; должны быть оборудованы необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения[21].

3) Логопедические занятия должны быть согласованы с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного или школьного возраста.

Для дошкольников логопедические занятия должны быть согласованы с «Программой воспитания и обучения в детском саду», т.е. с обучением детей родному языку и с их наблюдениями за окружающим, с обучением счету, труду, с эстетическим воспитанием и, конечно, с многообразными детскими играми. Следовательно, для речевых занятий с дошкольниками должен подбираться материал, который рекомендуется в разных разделах программы. Необходимо, чтобы эти занятия сохраняли и форму их проведения, принятую в детских садах.

Речевые занятия, совмещающие цели общеобразовательные и коррекционно-воспитательные, оказываются полезными ребенку еще и тем, что подготавливают его к тому, как нужно правильно держать себя и говорить на разных занятиях в детском саду.

При организации речевых занятий важно учитывать также интересы ребенка. Новая игрушка вызывает интерес, значит, она должна быть включена в занятие в качестве наглядного пособия. Ребенок любит помогать по хозяйству, значит, нужно предусмотреть речевые упражнения в процессе трудовой деятельности. Девочка любит рисовать, играть в куклы, и это следует включать в занятия и сопровождать речью. В семье часто бывают гости, значит, нужно обыграть (и не один раз!) мотив «гости и хозяева» и т.д.

Таким образом, связь речевых упражнений с общеобразовательными занятиями, с интересами и особенностями повседневной деятельности ребенка подготовит его к тому, как надо правильно говорить в разных условиях, облегчит ему возможность постепенного переноса новых речевых навыков в свою деятельность.

4) В логопедических занятиях должна быть предусмотрена необходимость тренировки правильной речи и поведения у заикающихся детей в разнообразных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в разных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых людей и т.д.

Фактически с этой же целью используется все разнообразие логопедических занятий: многочисленные формы работы по развитию речи, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка и участие в утренниках, детских концертах, выступления перед микрофоном и др.

5) На логопедических занятиях (прежде всего) ребенок должен научиться всегда говорить без заикания.

Речевые занятия могут оказаться бесполезными и даже вредными в тех случаях, когда ребенок на них продолжает заикаться. Ведь задача речевых упражнений — тренировка правильной, незаикливой речи. На речевых занятиях ребенок должен постоянно убеждаться в том, что может говорить хорошо, он должен слышать свою свободную, правильную речь. При наличии же речевых судорог практически трудно убедить ребенка в том, что их у него нет. Значит, нужно так подбирать для него речевые упражнения, чтобы они были доступны для свободного проговаривания и в то же время каждый раз были чем-то новым, более сложным по сравнению с предыдущим. Следовательно, логопеду нужно очень хорошо знать речевые возможности ребенка и в целом систему последовательного, постепенного усложнения занятий.

Если ребенок на речевых занятиях ни разу не заикнулся, значит, занятие было скрупулезно продумано, значит, руководитель был максимально внимателен к ребенку. К этому следует стремиться.

Ну а если все-таки запинки были, означает ли это, что занятие проведено впустую?

Здесь следует отметить, что если ребенок запнулся и сам исправился — отлично, если руководитель помог исправить неправильность — тоже хорошо, речь осталась неисправленной — плохо. Отговорки, что лучше не обращать внимания на речевые спазмы, чтобы не фиксировать на них внимание ребенка, нам кажутся несостоятельными. Ребенок обычно хорошо знает, когда он сказал свободно, правильно, а когда — нет. Оставленная же без внимания неправильная речь свидетельствует о нашей беспомощности или неискренности. И то и другое подрывает авторитет логопеда в глазах ребенка, лишает его веры в помощь логопеда, и, кроме того, тем самым нарушается необходимая система постоянных тренировок его правильной речи.

О том, как предупредить возможную речевую судорогу, мы говорим в следующих главах, где описываем последовательное нарастание сложности речевых занятий. Но как помочь ребенку в том случае, когда он все-таки не сумел сказать свободно? Как устранить его запинку?

Чтобы определенно ответить на этот вопрос, нужно знать речевые возможности ребенка. На разных этапах занятий и у разных детей эти возможности будут неодинаковы. Поэтому одному достаточно напомнить, что он должен сказать не спеша, другого попросить просто повторить фразу, с третьим только начать ее, четвертому предложить повторить фразу вслед за логопедом. Логопеде в подобных случаях свою помощь облекают в разного рода замечания: «Ты сейчас правильно сказал? (Это если уверены, что он может сам исправиться.) Скажи правильно! Встань спокойнее, не напрягайся, скажи громче. Повтори снова фразу. Скажи неторопливо. Скажи яснее звука (когда добиваются опоры на гласные звуки). Скажи выразительнее. Повтори за мной снова. Давай скажем вместе. Ну, а теперь ты сам».

Это далеко не полный перечень указаний, которые могут делать логопеды с целью исправить у ребенка замеченную неправильность речи. Для каждого ребенка эти замечания будут разными. Одинаковым в них будут только стремление в случае ошибки, речевой запинки у ребенка отойти временно назад, использовать форму речи, которая не будет представлять для него трудностей (повторить фразу, совместно произнести ее и пр. с тем, чтобы тут же добиться свободного ее произнесения). А когда это будет достигнуто, обратить внимание ребенка на то, что он сумел сказать хорошо, умеет говорить правильно.

Таким образом в борьбе с речевыми запинками на занятиях логопед гибко использует тактику временных отступлений, с тем чтобы, оттолкнувшись от них, с уверенностью штурмовать новые «высоты». А освоение такой новой «высоты» — это каждый раз маленькая победа, из ряда которых в дальнейшем складывается успех всей работы с заиканием.

6) На логопедических занятиях с заикающимися постоянно должны присутствовать образцы пр







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.