Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Права авторов произведений литературы, науки и искусства





Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом.

Автор обладает особым правом на опубликование произведения, которое отнюдь не совпадает с правом на обнародование, хотя в законе присутствует лишь последнее (см. ст. 1268 ГК). Автор вправе разрешать использовать название или персонаж своего произведения или произведение в целом в качестве товарного знака или иного средства индивидуализации и т.п.

Личные неимущественные права.

-право авторства (ст. 1265 ГК). - возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц:

- право на авторское имя (ст. 1265 ГК). - возможность использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно).

- право на неприкосновенность произведения, в соответствии с которым не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (ст. 1266 ГК).

- право на обнародование произведения (ст. 1268 ГК). - возможность публичной огласки созданного им произведения.

- право на отзыв произведения (ст. 1269 ГК). Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения, либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения.

- право на опубликование -возможность выпуска в обращение экземпляров произведения, предназначенных для чтения или ознакомления путем зрительского восприятия в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Имущественные права. (по использованию произведения).

- право на воспроизведение. -право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами. - право доступа (ст. 1292 ГК). - автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения.

- право на распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.

- право на сдачу в прокат оригинала произведения или его экземпляров, а также право на их импорт в целях распространения. Сдача в прокат - это предоставление оригинала или экземпляров произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Право на импорт- возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав оригинала или экземпляров произведения, которые изготовлены за границей.

- права на публичный показ и на публичное исполнение. - реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение - в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.

Показ произведения - демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технич. средств, или демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности либо с помощью технич. средств.

Исполнением произведения - его представление посредством игры, декламации, пения, танца и т.п. как в живом исполнении, так и с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком).

- Право на сообщение произведения в эфир

- право на перевод или другую переработку произведения. Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права.

- право на доведение до всеобщего сведения, т.е. право сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору.

- право авторов на практическую реализацию соответствующих проектов.

- правом следования. - в каждом случае публичной перепродажи соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (ст. 1293 ГК).

- право на вознаграждение за использование произведения.

81 Авторский договор: понятие, виды, форма, содержание. Из конспекта

По авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. Т.е. исключительные права здесь передаются пользователю на время.

Авторский договор - соглашение между автором произведения науки, литературы и искусства, или его работодателем, либо иным обладателем имущественных прав, с одной стороны, и пользователем произведения, по которому автор обязуется передать пользователю за вознаграждение право использования произведения обусловленным способом и в установленный срок, а пользователь обязуется использовать произведение в соответствии с предоставленным ему правом и уплатить вознаграждение.

Авторский договор характеризуют как консенсуальный, возмездный, взаимный.

Свобода договора.

Виды:

- Авторский договор о передаче исключительных прав;

- Авторский договор о передаче неисключительных прав;

- Авторский договор заказа.

Элементы:

субъект (автор, его правопреемник и пользователь с др. стороны),

предмет (имуществ-е права),

срок (срок охраны произведения – жизнь автора +70 лет, но в случае неопределенности срока по авторскому договору, автор может его расторгнуть по истеч. 5 лет с момента заключения),

цена (вознаграждение автору по усмотрению сторон, на практике фиксированная ставка – гонорар),

форма.

Содержание авторского договора законодательно пока не урегулировано. Вместе с тем законодательство конкретизирует существенные условия авторского договора:

1) условия о предмете договора;

2) условия, названные в законах или иных правовых актах как необходимые для данного вида договоров;

3) условия, предлагаемые для согласования одной из сторон.

В числе необходимых условий называются:

- способы использования произведения;

- срок и территория, на которые передается право;

- размер вознаграждения и (или) порядок его определения за каждый способ использования;

- порядок и сроки выплаты вознаграждения.

Форма авторского договора. Любой авторский договор заключается в письменной форме. Несоблюдение простой письменной формы влечен последствия по п.1 ст. 162 ГК. Специальный порядок оформления договора допускается п.2 ст. 32 Закона «Об авторских правах…» для продажи программ для ЭВМ и баз данных и предоставления массовым пользователям доступа к ним. На практике такие договоры называют оберточными лицензиями. Их условия печатаются на упаковке материального носителя программного продукта. Покупателя предупреждают, что, вскрыв упаковку, он вступает в договорные отношения с правообладателем на изложенных на упаковке условиях. Как правило, это обязанность пользователя не воспроизводить и не распространять программный продукт без согласия правообладателя.

О тветственность сторон по авторским договорам. Их участники отвечают за нарушение принятых обязательств по общим нормам ст. 393-406 ГК, а также ст.15 ГК о возмещении убытков. Но п.2 ст. 34 ЗоАП предусматривает ограниченную ответственность автора за непредставление заказного произведения в соответствии с условиями договора (только в случае его вины!). Здесь на автора возлагается обязанность при «творческой неудаче» возместить только реальный ущерб заказчика (возвращение, например, полученного автором аванса). В соответствии с поправками к ЗоАП («РГ» № 159 от 28.07.2004) за любое незаконное использование произведений, объектов смежных прав или авторского права гарантируется «пиратам» гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, обладатели исключительных прав могут требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации. Мин. составляет 10 тыс. рублей, макс. – 5 миллионов руб..

 

82.Смежные права: понятие, субъекты, содержание, защита.

Смежными с авторскими правами (смежными правами) являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио– и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК, также личные неимущественные права.

Объектами смежных прав являются:

• исполнения (включая постановки), фонограммы;

• сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

• произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Под исполнениями понимаются исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, выраженные в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Важно отметить, что смежные права исполнителей возникают лишь тогда, когда «живое» исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

Фонограмма это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

Радио или телепередачи представляют собой совокупности звуков и (или) изображений или их отображений, сообщаемые в эфир или по кабелю.

Как и в случае авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1304 ГК). В соответствии со ст. 1305 ГК изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Указанный знак состоит из трех элементов:

1) латинской буквы «Р» в окружности;

2) имени или наименования обладателя исключительного права;

3) года первого опубликования фонограммы.

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 ГК), а также в иных случаях, предусмотренных гл. 71 данного Кодекса.

В отношении смежных прав применяются те же либо аналогичные тем, что регулируют соответствующие отношения по поводу авторских прав, положения, касающиеся договора об отчуждении исключительного права на объект таких прав, лицензионного договора о предоставлении права использования последнего, технических средствах защиты смежных прав, информации о них, ответственности за нарушение исключительного права на объект смежных прав, обеспечении иска по делам о нарушении этих прав (ст. 1307 – 1312 ГК).

Права на исполнение. Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, – артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Смежные права на совместное исполнение, которые практически не отличаются от ранее изложенных прав соавторов произведений науки, литературы и искусства.

Права исполнителя определены в ст. 1315 ГК. Согласно п. 1 данной статьи, исполнителю принадлежат:• исключительное право на исполнение;• право авторства;• право на имя;• право на неприкосновенность исполнения.

Согласно норме п. 2 ст. 1315 ГК исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. В то же время права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение, что свидетельствует об их самостоятельном характере.

Статья 1316 ГК аналогично авторским правам предусматривает охрану авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя.

Важное значение для охраны интересов исполнителя имеет ст. 1317 ГК, регламентирующая исключительное право на исполнение. В соответствии с названной статьей исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со ст. 1229 ГК любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными ниже. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.

В соответствии с п. 2 ст. 1317 ГК использованием исполнения считается:

1) сообщение в эфир; 2) сообщение по кабелю; 3) запись исполнения; 4) воспроизведение записи исполнения; 5) распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе; 6) действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное в п. 1 и 2; 7) доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения); 8) публичное исполнение записи исполнения; 9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

В публичных интересах закон допускает ограничение исключительного права на исполнение. Так, данное право не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (п. 3 ст. 1317 ГК).

По общему правилу исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние.

Право на фонограмму. Право организаций эфирного и кабельного вещания. Право изготовителя базы данных Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. Достаточно подробно в законе регламентированы также смежные права производителя фонограммы, организаций эфирного и кабельного вещания, изготовителя базы данных, публикатора (ст. 1322 – 1344 ГК). Так, исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи.

В соответствии со ст. 1331 ГК исключительное право на сообщение радио– или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио– или телепередачи в эфир или по кабелю.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные выше сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных (ст. 1335 ГК).

Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования (ст. 1340 ГК).

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.