Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. МОЛОДЕЖЬ. СТАТУС МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕ





Молодежь – большая общественная общность, имеющая специфические социальные и психологические черты, которые обусловлены возрастными особенностями молодых людей. В некоторых источниках понятия социальная общность и социальная группа отождествляются. В этом случае молодежь может быть обозначена как социальная группа.

Системообразующими признаками молодежи являются:

1) возрастные характеристики;

2) особенности социального положения;

3) социально-психологические свойства.

Молодежь как социальная общность имеет присущие только ей культурные черты, специфические интересы, ценности и нормы поведения.

К молодежи обычно относят людей в возрасте 16-30 лет. Однако эти границы в разных странах и разных социально-экономических группах разные. Например, социальное и профессиональное становление молодого рабочего завершается к 25 годам, а молодого ученого к 35 (т.е. к этому возрасту они перестают считаться "молодежью") С другой стороны, широкое применение в какой-либо стране детского труда, труда подростков сдвинет "нижнюю" границу к более ранним годам.

Молодежь неесть особый класс, не слой современного общества. Напротив, социальная структура молодежи есть слепок, маленькое подобие социальной структуры всего общества.

Молодежь - наиболее мобильная часть общества. Она способна оказывать активное воздействие на изменение социальной структуры. Процесс включения новых поколении в активную жизнь общества имеет две стороны - социализацию молодежи и ювентизацию ("омоложение") самого общества. Социализация обеспечивает преемственность между поколениями, передачу накопленного опыта. А ювентизация - выражение новаторства молодежи и обновление общественного развития. При социализации общество влияет на молодежь и "создает" ее. Но даже социализируясь, копируя образцы поведения, она вносит в них новое содержание под влиянием изменившихся условий жизни.



Молодежная субкультура. В обыденной лексике культура ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией. Научное определение культуры шире. Под культурой понимают убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-либо группы людей. А субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих социальной группе внутри общества (армейская, криминальная, субкультура пожилых людей и т.д.). Субкультура – это подкультура или структурно менее развитая культура отдельных групп и социальных общностей, в которой могут отсутствовать отдельные культурные элементы. Субкультура связана с доминирующей культурой и в то же время отличается от нее. Под молодежной субкультурой понимается субкультура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей, стереотипов. Молодежная субкультура очень разнообразна и может быть поделена по разным возрастным параметрам, которые достаточно сильно различаются по структурированию отдельных элементов культуры. Поэтому структурировать целостную молодежную субкультуру и выделить ее типологические элементы достаточно сложно.

В современной молодежной субкультуре образование отходит на задний план перед реализацией экономических ("заработать денег") и, особенно, досуговых потребностей.

На уровне досуга молодежную субкультуру отличают следующие черты:

1. Преимущественно развлекательная направленность (а не познавательная, не творческая).

2. "Вестернизация". Любимые герои и образцы подражания - героини мыльных опер (для девушек) и герои боевиков (для юношей). Это проявляется в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

3. Слабая индивидуализированность - выбор культурных ценностей связан с групповыми стереотипами, а несогласные становятся "отверженными".

4. Досуг осуществляется вне учреждений культуры. Наиболее заметно влияние телевизионных программ и передач.

Молодежная субкультура часто наполняется искусственными заменителями реальных ценностей: подражанием отношениям взрослых с их системой господства и доминирования сильных личностей, участием в приключениях лидеров вместо реализации собственных устремлений, бегством от неприятной действительности (например, с помощью наркотиков).

Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. В условиях социальных перемен молодежь сталкивается с рядом новых трудностей: безработица, расстройство системы гарантированной социальной защиты и др. Эта сложная ситуация усугубляется тем, что общество оказалось не готовым предоставить молодежи получить широко пропагандируемый стандарт благосостояния. Это все создает для молодых поколений переходных периодов более жесткие условия существования по сравнению с периодами стабильности.

Молодежь, с одной стороны, способствует активизации переходных процессов, а с другой стороны - сам этот переход связан с потрясениями, кризисом, сокращением производства и, следовательно, рабочих мест. Молодежь, казалось бы, должна больше других выигрывать от перемен (например, может быстро получить модную профессию), но сама часто становится их жертвой.

Поэтому необходима молодежная политика как особое направление государственной деятельности. Молодежная политика имеет целью создание экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления молодого поколения и реализации его потенциала в интересах общества. Целью молодежной политики государства должна являться, с одной стороны, помощь молодому поколению в период его становления, с другой стороны, обозначение и структурирование общественного уровня ценностей, так как молодое поколение рано или поздно войдет в элиту (экономическую, политическую, социальную) общества и будет иметь право на принятие весьма значимых решений. В такой ситуации непринятие или игнорирование общественных ценностей новоструктурированной элитой может иметь тяжелые последствия для общества.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите системообразующие признаки молодежи.

2. Какие преимущества и какие проблемы имеет молодежь в переходный период?

3. Особенности досуговых потребностей молодежной субкультуры.

Тема6. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Социальный контроль - особый механизм поддерживания общественного порядка. Он включает два главных элемента - нормы и санкции.

Социальные нормы – это пространство, очерченное определенными границами, в рамках которых поведение определенной личности воспринимается как нормальное, допустимое применительно к данному обществу. Социальные нормы в зависимости от статуса и от конкретной ситуации в обществе могут быть структурированы более жестко и менее жестко. В том случае, если нормы структурированы жестко, то количество вариантов поведения, которое соответствует конкретному социальному статусу в рамках действующей социальной нормы, небольшое. Чем мягче структурирование социальных норм, тем больше вариантов поведения у человека появляется. Основная тенденция развития современного общества заключается в расширении границ социальных норм. Однако в тоталитарных и авторитарных обществах зачастую происходит сужение границ социальных норм, которые связаны с некоторыми социальными статусами, особенно в политической сфере жизни общества. Близкой к понятию социальной нормы является понятие социальной установки. Социальная установка – наиболее предпочтительное поведение личности с точки зрения общества, общности, групп, окружающих. У разных социальных групп и общностей могут быть различные социальные установки. Невыполнение человеком (группой людей) социальных норм влечет за собой применение санкций.

Санкции- средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальный контроль упорядочивает человеческое общество, задает "порядок" жизни и штрафует всех, кто его нарушает.

Социальный контроль - фундамент стабильности в обществе. Эта охранительная функция иногда мешает развитию общества. Но полное его отсутствие ведет к распаду общественных отношений, беспорядкам, социальным раздорам.

Основные институты социального контроля. Существует социальный контроль через групповое давление. Участвуя в коллективных действиях, каждый должен приспосабливаться к требованиям окружающих. Человек может являться членом многих групп (семья, класс, студенческая группа), и каждая малая группа имеет устоявшийся формальный или неформальный "кодекс" поведения, собственные социальные установки. Отклонения от правильного поведения осуждаются группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения - от простых замечаний, “косых” взглядов до изгнания из данной группы.

Существует социальный контроль через принуждение. Многие примитивные общества успешно контролируют поведение через групповое давление. Но в сложных обществах этого недостаточно. Групповое давление может ослабнуть, человек "потеряется" в толпе и контроль станет неэффективным. Отсюда возникает необходимость в формальном контроле - в законах, насильственном принуждении. Когда человек не желает следовать законам, т.е. записанным на бумаге нормам, то общество прибегает к принуждению, чтобы заставить поступать его так, как все.

Существует контроль через социализацию. Но на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Никакие законы и милиция не заставят, например, женщину стирать, мыть посуду, ухаживать за детьми и выполнять другую рутинную домашнюю работу. Она делает это под давлением "внутреннего контроля, который сформировался в процессе социализации. Женщина не просто заставляет себя заниматься домашней работой, она хочет ею заниматься. В процессе социализации формируются наши желания, привычки, и общество стремится, что бы они были такими, какие нужны ему. Общество нормально функционирует только тогда, когда его члены хотят действовать так, как это выгодно обществу.

Отклоняющееся поведение. Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Чем жестче сформулированы социальные нормы, тем большее количество вариантов воспринимается обществом в качестве девиантного поведения. Но парадоксально, что, как правило, чем жестче сформулированы социальны нормы, тем меньше людей их нарушают. Объясняется это достаточно легко : жесткие нормы – жесткая система санкций– меньше людей нарушают эти нормы. Особый вид девиантного поведения– это деликвентное поведение – поведение, нарушающее не только социальные нормы, но и уголовный кодекс, преступное поведение.

Политика современного российского государства в сфере социального контроля и мировая практика. В советском авторитарном обществе социальный контроль являлся одним из системообразующих факторов того общества. Границы социальных норм были сужены. Социальных институтов, осуществлявших социальный контроль, было достаточно. Эти социальные институты в зависимости от нарушения социальных норм более или менее жестко наказывали виновника. (Наказания были разнообразны – от общественного или общностного осуждения до применения санкций, предусмотренных в уголовном кодексе.) В период перестройки социальные нормы в значительной степени изменились, границы старых социальных норм, как правило, расширились, санкции смягчились. Социальные институты, контролирующие выполнение социальных норм, либо изменились, либо перестали существовать. В целом, механизм социального контроля в обществе значительно изменился. Если говорить об общемировых тенденциях, то механизм социального контроля во многом зависит от типа политического режима: в авторитарных и особенно тоталитарных странах он жестче, и жестче соответственно и санкции за невыполнения социальных норм. Такие режимы встречаются в Азии (особенно исламские недемократические режимы), в Африке и в Латинской Америке. Наоборот, в демократических странах механизм социального контроля, как правило, мягче, или, точнее, мягче наказание за нарушения социальных норм.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое социальный контроль, какова его роль в обществе?

2. Какой из видов социального контроля является самым эффективным?

3. В каких обществах возникает контроль через принуждение и почему?

 

Тема7. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Социальный конфликт- столкновение противоположно-направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

Существует несколько точек зрения на конфликт в общественных отношениях, крайние позиции сводятся к следующим:

1) конфликт в общественных отношениях присутствует всегда (в разных формах). Конфликт между отдельными элементами социальной структуры - нормальное состояние общества. Опасными являются только конфликты в острой стадии развития. Задача участников конфликта - понять противоположную сторону и сблизить позиции сторон путем поиска компромисса. Эта точка зрения характерна для конфликтологического подхода;

2) конфликт опасен для общества. Его необходимо гасить всеми возможными методами и любой ценой необходимо достигать компромисса. Компромисс,соглашение между противоположными, различными позициями, мнениями, направлениями и т.д., достигнутый путем взаимоуступок. После достижения компромисса необходимо переходить от конфликта к сотрудничеству. (Сотрудничество – взаимовыгодное развитие процесса.). Эту точку зрения условно можно обозначить функционалистской.

Между этими крайними точками зрения существует ряд других.

Исходя из разного понимания роли конфликта в обществе, эти два подхода по-разному рассматривают взаимовлияние сотрудничества и конфликта. С точки зрения конфликтологического подхода сотрудничество возникает непосредственно из структуры конфликта. Успешное разрешение конфликта в любом случае ведет к сотрудничеству, в той или иной форме. С точки зрения функционального подхода сотрудничество совсем не вытекает из структуры конфликта. Сотрудничество возникает только в случае его успешного разрешения, в противном случае конфликт переходит в латентную ( скрытую) фазу и затихает, при этом никакого сотрудничества сторон не возникает.

Большинство социальных конфликтов возникает из-за того или иного основания социального неравенства или, если точнее, из-за социальной дифференциации в этих основаниях.

Основные признаки конфликта:

1) наличие ситуации, которая воспринимается противоположными сторонами как конфликтная;

2) наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;

3) взаимодействие конфликтующих сторон и результаты этого взаимодействия;

4) использование давления и силы.

Основные причины конфликта:

1) распределение ресурсов;

2) взаимозависимость людей и организаций;

3) различия в целях и задачах;

4) различия в представлениях и ценностях;

5) коммуникативные различия (различия в способах и методах взаимного общения).

Структура конфликта и этапы его развития. Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.

Попробуем совместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации — накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.

Вторая фаза начинается с инцидента или повода, т.е. какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, т.е. противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.

Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу с ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в “образе врага”. Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.

В современной конфликтологии большое внимание уделяется понятию “сила” участников конфликтов. Сила — способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов: 1) физическую силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия; 2) информационную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и т. д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т. п.; З) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.); 4) прочие ресурсы — деньги, территория, лимит времени, число сторонников и т.д. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

Первая стадия конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению конфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы “переоценка ценностей”. Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте и его намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т.д . Именно этот образ, т.е. идеальная картина конфликтной ситуации, а не сама реальность, является непосредственной психологической действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе и друг о друге, и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны или одна из них, исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно, фаза “переоценки ценностей” является вместе с тем и фазой “выбора”.

Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения: 1) достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта — стадия разрешения.

Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Вообще возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае “образ врага” трансформируется в “образ партнера”, а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить “деловую зону” конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы, и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

Функции конфликта (по Л.Козеру)

1. Установление четких границ конкретной группы.

2. Централизация принятия решений в группе.

3. Интеграция группы.

4. Мягкие конфликты предотвращают более жесткие.

5. Мягкие конфликты позволяют легче измениться всей социальной системе, заменить старые отжившие и создать новые необходимые социальные нормы.

Единая типологизация конфликтов в социологии отсутствует. Выделение отдельных типов зависит от критериев, на которых они строятся.

В зависимости от направленности конфликтов их подразделяют на горизонтальные, происходящие между объектами, находящимися на одном уровне социального пространства, и вертикальные, возникающие между участниками, занимающими разные статусные позиции.

Ситуация конфликта может завершиться либо победой одной из сторон в конфликте, либо достижением определенного компромисса. В том случае, если в конфликте победила одна из сторон, не исключено, что конфликт просто перейдет в скрытую (латентную) фазу. Как правило, у проигравшей стороны возникает жажда реванша, что чревато переходом через некоторое время конфликта вновь в открытую фазу.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.