Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА





Социология и политология

Конспект лекций

для студентов технических специальностей

 

 

 

Нижний Новгород 2012

 

Социология и политология:Конспект лекций для студентовтехнических специальностей/ Сост.: Е.В. Коровина, М.В. Заплаткин, Е.А.Цветкова.; Нижегород. гос. техн. ун-т. – Н.Новгород, 2012. – 89 с.

 

 

В пособии «Социология и политология. Конспект лекций для студентов технических специальностей» в сжатой форме излагаются как фундаментальные положения данных наук, так и их современные достижения. Особое внимание уделяется актуальным вопросам социально-политической жизни современной России. Проблематика пособия является важной составляющей социально-гуманитарной подготовки специалистов новой генерации.

Пособие предназначено для студентов технических специальностей НГТУ всех форм обучения и призвано помочь им в освоении лекционного материала, подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Социология и политология».

 

Редактор О.В. Пугина

Научный редактор Е.А.Цветкова

 

 

Подписано в печать Формат 60 х 84 1/16 Бумага офсетная. Усл.печ.л.

Уч.-изд.л. Тираж 500. Заказ.

Нижегородский государственный технический университет

Типография Нижегородского государственного технического университета

 

Адрес университета и полиграфического предприятия:

603600, ГПС – 41, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 24

 

 

© Нижегородский государственный технический университет, 2012

 

 

    ОГЛАВЛЕНИЕ   Предисловие…………………………………………………………………….   Раздел 1. СОЦИОЛОГИЯ……………………………….................................. Тема 1. Социальная структура общества………………………………….. Тема 2. Социальные группы и социальные общности……………………. Тема 3. Личность как субъект общественных отношений……………….. Тема 4. Семья в социальной структуре общества………………………... Тема 5. Молодежь. Статус молодежи в обществе………………………… Тема 6. Сущность социального контроля…………………………………. Тема 7. Социальный конфликт…………………………………………….. Тема 8. Культура как социальное явление………………………………… Раздел 2. ПОЛИТОЛОГИЯ…………………………………………………… Тема 9. Политика и ее роль в жизни общества……………………………. Тема 10. Субъекты политики……………………………………………… Тема 11. Политическая власть……………………………………………… Тема 12. Гражданское общество, его основные черты…………………… Тема 13. Государство в политической системе общества………………... Тема 14. Политические партии……………………………… ……………. Тема 15. Избирательные (электоральные) системы………………………. Тема 16. Политические режимы …………………………………………… Тема 17. Политическая идеология………………………………………… Тема 18. Политическая культура………………………………………….. Тема 19. Политическое реформирование России: основные направления……………………………………………………….....        

 

РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ

ОТНОШЕНИЙ

 

Понятие личности. Личность - одно из центральных понятий в социологии. На изучение личности в социологии заметно влияют философские концепции и психологические теории. Философия больше оперирует ёмким понятием "человек", которое включает и биологическую, и разумную, и культурную природу. Философы говорят о человеке "вообще", о его смысле жизни, о роли во Вселенной и пр. Когда философы говорят "личность", то чаще всего имеют в виду "человек".

Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей - на темперамент, характер, особенности поведения. Под личностью психологи понимают индивидуальность.

В социологии личность - целостность социальных свойств человека. Личность является продуктом общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений.

Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки.

При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на точность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.

Социализация личности. Социализация - процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом общества.

Многие существа рождаются совершено готовыми к самостоятельной жизни, т.е. рождаются взрослыми (например, насекомые). Другим существам нужен некоторый период, чтобы адаптироваться в мире. Этот период называют детством. Он бывает разной длины: у птиц - 1 сезон, у тигров, обезьян и слонов - несколько лет.

Но ни у кого, кроме человека, нет социализации - периода, когда человек обучается жить в обществе, в мире общественных отношений (а не только в своей экологической нише, как животные). Ни одно социальное свойство не является врожденным. Чувство совести, ответственность, честь и пр. генетически не передаются.

Социализация - это не только обучение в школе, институте. Такое обучение - лишь формальное приобретение знаний. Школа не может научить человека быть хорошим мужем, деловым партнером, внимательным родителем, сыном и т.д. Этому приходится обучаться всю жизнь в реальных, а не лабораторных условиях. Каждая социальная роль включает в себя множество правил, культурных норм, стереотипов поведения, которые надо осваивать. Взрослея, человек приобретает новые роли (например, отца, начальника) и должен их осваивать. Поэтому социализация идет всю жизнь.

Понятно, что научиться жизни в обществе можно, только живя в обществе. Известно несколько реальных случаев, когда человеческие детеныши были изолированы от общества и их воспитывали звери (таких "маугли" называют феральными людьми). «Маугли» вели себя как животные - передвигались на четырех конечностях, испытывали сильный страх перед огнем, не смеялись. Когда их вернули в общество людей, они обрели лишь самые элементарные навыки, но не научились абстрактно мыслить, дружить, улыбаться. Они овладевали речью, состоящей не более чем из 30 слов, и в человеческом обществе жили не более 10 лет.

Пребывание в социальной среде и социализация играют решающую роль в превращении биологического существа в общественное. Этот процесс означает и превращение человека в индивида и в личность.

Процесс социализации проходит стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость, старость.

Этапы социализации. Детство и юность - начальная социализация, зрелость и старость - продолженная социализация. Самый важный - первый этап, детство, когда закладывается фундамент социализации и на 70% формируется личность. Поэтому дети, изолированные от общества, погибают (как социальные существа), а взрослые - нет.

Процесс социализации проходит не без посторонней помощи. Ему помогают люди и учреждения. Конкретных людей, ответственных за социализацию, называют агентами социализации. Учреждения, влияющие на социализацию и направляющие ее, - институтами социализации. Когда говорят о семье обобщенно, называют ее "институтом" социализации. А когда подразумевают конкретных членов семьи, то употребляют понятие "агенты".

Выделяют первичную и вторичнуюсоциализацию.

Существует два варианта интерпретации первичной и вторичной социализации.

Первый вариант интерпретации следующий. Существуют агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, родственники, друзья семьи, учителя, лидеры в молодежных группах и пр., т.е. те, кто непосредственно влияет на человека. На этапе вторичной социализации на личность в значительной степени начинают влиять институты социализации - администрация города, района, школы, университеты, армия.

Второй вариант интерпретации следующий. Первичная социализация– это социализация “набело”. Подобная социализация проходит преимущественно в детском возрасте, в том случае, когда в процессе социализации образцы поведения, ценности являются абсолютно новыми, т.е. как бы “ложатся” на чистый лист бумаги. Вторичная социализация то же, что ресоциализация – переструктурирование образцов поведения, ценностей, восприятия определенных процессов. Вторичная социализация начинается по времени позднее, чем первичная, и проходит, как правило, во взрослом возрасте. Однако жестко привязывать два вида социализации к возрасту – т.е. говорить о том, что первичная социализация проходит в детском возрасте, а вторичная во взрослом неправильно, так как у детей и подростков определенные ценности могут меняться и, наоборот, взрослый человек может получить какой-то новый опыт в уже зрелом возрасте.

Социализация и воспитание личности. Процесс социализации зависит от социальной организации общества, от ценностей, которым общество привержено. Например, в обществах с типом хозяйства, ориентированном на охоту и рыболовство, воспитание детей направлено на то, чтобы сделать их независимыми и самостоятельными. А земледельческие и животноводческие типы делают акцент на ответственность и послушание. И это оправдано - ведь успех охоты и рыболовства больше зависит от проявления индивидуальной инициативы, от умения действовать по ситуации, от самостоятельности. А в земледелии важны терпение и ответственность.

По признаку воспитания ребенка выделяют 4 типа общества:

1) слабая дисциплина и в раннем и в позднем детстве;

2) строгая дисциплина и в раннем и в позднем детстве;

3) в раннем детстве дисциплина строгая, в позднем - слабая;

4) в раннем детстве дисциплина слабая, в позднем - строгая.

Например, японцы относятся к четвертому типу общества - маленьким детям они предоставляют максимум свободы и практически не наказывают их. Строгость появляется позже, по мере взросления. Детей постарше японцы воспитывают в духе строгой, требующей послушания конфуцианской морали.

Европейские общества до XVIII века практиковали строгую дисциплину в любом возрасте. Считалось, что детское своеволие - основа всех пороков.

После XVIII века Европа превращается в третий тип, так как появляются понятия человеческого достоинства, права молодого человека на самостоятельный выбор жизненного пути и пр.

Модель воспитания обусловлена социокультурными процессами (в тоталитарном обществе нельзя создать либеральную модель социализации). Конкретные исполнители, как правило, не могут изменить эту модель по собственному произволу.

Процесс социализации тесно связан с этапами морального развития личности.

1. В раннем детстве ребенок руководствуется эгоистическими мотивами. Он слушается, чтобы избежать наказания или в обмен на конкретные блага и поощрения.

2. На следующем этапе дети ориентируются на модель "хорошего ребенка" и стремятся заслужить доверие тех, кого они любят. Постепенно создается установка: "хорошо то, что соответствует правилам". На этом этапе формируется нравственное сознание. Люди осознают правила поведения в обществе, их необходимость. Человек начинает совершать поступки, самостоятельно ориентируясь на уже принятые, усвоенные ценности.

3. Но собственно свобода поведения и саморегуляция приходят (а часто и не приходят) много позже, когда человек осознает условность нравственных правил (релятивизм) и стремится найти более высокие принципы, которым и подчиняет - по своей воле - свое поведение.

Межличностые отношения и конфликты в межличностных отношениях. Межличностные отношения возникают посредством явлений взаимодействия. Социальное взаимодействие – взаимное влияние явлений и процессов, лиц или общностей, осуществляемое посредством социальной деятельности. Два основных уровня взаимодействий: межличностное взаимодействие и межролевое взаимодействие – это взаимодействие, при котором социальная связь людей определяется их общими интересами, дружбой, привязанностью, т.е. отношения строятся на личностном уровне. Межролевое взаимодействие – это взаимодействие, которое строится исходя из социальных статусов людей, осуществляющих социальное взаимодействие, их социальных ролей. Через определенное время межролевое взаимодействие может перейти на уровень межличностного в том случае, если у людей появляются общие интересы, не связанные со статусной структурой.

Межличностный конфликт – конфликт между отдельными личностями. Особой специфики межличностного конфликта в отличии от конфликта социального не существует. Поэтому можно говорить о типичности межличностного конфликта, как конфликта социального. См. подробнее о структурировании и разрешении конфликта в разделе “Социальный конфликт”

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое социализация? Почему она необходима? Какие она проходит этапы?

2. Что такое первичная и вторичная социализация?

3. Как зависит социализация от типа общества?

4. Как социализация связана с воспитанием и этапами морального развития личности?

Тема 4. СЕМЬЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА

Семья как социальный институт. Семья - группа людей, связанных отношениями родства или брака, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие значимые потребности.

Семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

В большинстве примитивных обществ (племена Центральной Африки, многие народы Севера) семья - единственно реально функционирующий общественный институт. Там нет правителей, формальных законов, специализированных профессий. Семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов, других ценностей решаются в рамках отдельных семей или на советах нескольких семей.

Семья является одной из главных социальных институтов в обществе. С увеличением размеров племен появляется необходимость в формальной политической организации. Появляются новые институты, которые берут на себя часть семейных функций.

Как все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления важных для общества функций.

Социально-демографическая структура общества. В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи – это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношений среди двоих детей недостаточно, двое лишь пара. Двухдетная семья — это семья, состоящая из двух пар — супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, так как первично отношения образуются, начиная с трех членов группы. С другой стороны, мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической). Чтобы предшествующие поколения замещались последующими, необходимо примерно 2,5 детей на семью или четверть двухдетных семей, а треть — трехдетных, 20 % — четырехдетных и 7 % – пятидетных и более, и 14 % – бездетных и однодетных. Реальная структура семей по детности в России, где уровень рождаемости упал ниже 16 рождений на 1000 жителей — границы простого воспроизводства населения — и достиг 11,5 на 1000 в 1992 г., соответствует в среднем 1,59 детей на семью. Это означает чрезмерное преобладание малодетных семей с 1 — до 16 лет — таковых в РФ примерно 90 %. Многодетных семей с 5 и более детьми, где детей намного больше для замещения поколений, меньше 1 %. Среднедетных семей с 3—4 детьми, где детей достаточно для слегка расширенного воспроизводства, около 9 %. Таким образом, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 15 с лишним раз меньше, чем следует, среднедетных — в 5 раз, тогда как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертность. Более того, в 1992 г. уровень смертности 12,6 на 1000 жителей превысил рождаемость, обнажив процесс депопуляции (вырождения нации), складывающийся из начавшегося в 60-е годы в России распространения малодетности и ускоренного роста смертности с середины 70-х годов.

Огромное разнообразие семейных структур образуется, когда ставится задача классификации семей с учетом изменения семьи во времени от старта к финишу семейной жизни. Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи, изменения семьи в ходе жизни привело к понятию семейного цикла жизни или жизненного цикла семьи. Возможно, слово цикл здесь неточно, так как только при смене семейных поколений повторяются одни и те же стадии становления и распада семьи как социально-психологической целостности. Но в отличие от динамики взаимоотношений членов семьи, быстрых изменений состояний семейной атмосферы, термин цикл семейной жизни применим для характеристики повторяемости процессов, происходящих при последовательной смене стадий функционирования семьи.

Разработка схем семейного цикла представляет самостоятельную задачу социологии семьи (на основе статистических данных о распространенности тех или иных этапов цикла в семейной структуре населения.) Семейный цикл определяется стадиями родительства по семейным событиям от начала до прекращения брака. Семейный цикл может формироваться по разным основаниям: Ян Щепаньский выделяет при условии отсутствия развода три фазы: до рождения ребенка, социализацию до отделения от родителей взрослых детей и фазу постепенного распада супружества, другие ученые увеличивают число фаз и их содержание.

Семейные функции в большинстве обществ мало чем обличаются друг от друга.

1. Функция сексуального регулирования. С помощью семьи общество упорядочивает и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Часто после заведения семьи хаотичная интимная жизнь превращается в стабильные супружеские отношения.

2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровы.

3. Функция социализации. Семья занимает центральное место в процессе социализации. Семья для ребенка является первичной группой, с нее начинается развитие личности. У человека навсегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения.

4.Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится общение с близкими людьми. Врачи считают, что важной причиной трудностей в общении и даже болезней является отсутствие любви и тепла в семье. Преступления чаще совершают те, кто был лишен заботы в семье.

5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследства статусы, близкие статусам членов его семьи. Это принадлежность к определенному социальному слою, национальность и пр. Семья осуществляет ролевую подготовку ребенка к статусам, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.

6. Защитная функция. Семья осуществляет физическую, экономическую, психологическую защиту своих членов (хотя в разных обществах с разной интенсивностью). Мы привыкли к тому, что, задевая интересы человека, мы задеваем интересы его семьи.

7. Экономическая функция. Члены семьи ведут общее хозяйство. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Семья как малая группа. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, а с другой - малая группа. Семья имеет все признаки малой группы. Она имеет ограниченное, вполне определенное число членов, стабильность состава, чувство принадлежности каждого члена семьи к данной группе, полноценность общения внутри группы, неформальный уровень восприятия человека человеком внутри семьи, в семье также присутствует внутренняя структура.

Исторические типы и формы семейных отношений:

1. Семьи, в зависимости от представленности в них различных поколений, бывают нуклеарными (наличие в семье только двух поколений: родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители супругов, другие родственники). Процессы урбанизации в современном мире привели к преобладанию нуклеарной семьи.

2. По типу лидерства и распределения семейных обязанностей выделяются 3 типа семьи:

1) традиционная, или патриархальная семья. Под одной крышей живут как минимум три поколения, роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: экономическая зависимость женщины от супруга; признание безусловного авторитета мужчины в вопросах семейного главенства; закрепление женских и мужских обязанностей: муж- кормилец, жена- хозяйка;

2) неотрадиционная семья. В ней сохраняются установки на мужское лидерство и разграничение обязанностей, но, в отличие от семей первого типа, без достаточных объективных оснований. Такой тип семьи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом зарабатывать деньги, женщина получает "исключительное право" на домашний труд;

3) эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны справедливое разделение домашних обязанностей, совместное принятие важных для семьи решений (в западноевропейских странах частыми являются случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком).

3. По критерию значимости власти:

1) патриархальные – верхнее положение во властной структуре занимает отец;

2) матриархальные – верхнее положение занимает мать;

4. По социальному положению супругов до вступления в брак:

1) гомогенные – супруги из близких или одинаковых социальных слоев;

2) гетерогенные – супруги из разных социальных слоев.

5. По принципу наследования:

1) патрилинеальные. Наследственные права передаются по отцовской линии;

2) матрилинеальные. Наследственные права передаются по материнской линии.

6. По количеству детей:

1) многодетные;

2) малодетные;

3) бездетные.

Тенденции изменения и развития семьи в современном обществе. Семья – достаточно изменчивый социальный институт. Изменения семейных отношений на протяжении длительного времени очень заметны. Существует различная классификация этих изменений. Например, российский социолог А.Г. Эфендиев использует следующую классификацию.

Во-первых, семья движется по направлению от традиционной к современной. При традиционализме прежде всего бросается а глаза родственно-семейный принцип организации общественной жизни, перевес ценностей родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью. Модернизм, напротив, отделяет родство от социально-экономической и политической жизни, подменяет интересы родства экономическим целям индивида.

Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. Модернистская модель связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях. Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо генетических и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг внесемейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностей, женщины, участвующие в наемном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство. В феминистских теориях подобная двойная занятость женщины интерпретируется как итог господства мужчин, поэтому часто желательное равноправное распределение семейных функций между мужем и женой объявляется идеалом демократизации семьи, и в угоду этому идеалу даже сочиняются оптимальные модели семейного равенства. Однако методология исследования, разработанная для общесоциального уровня, как абсолютная схема, переносится на уровень первичной группы, что приводит к излишней политизации семейной проблематики, поскольку сама установка ученых на демократизацию семьи не согласуется с законами функционирования малых групп.

В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными общностями при традиционализме контрастируют с резким размежеванием дома, и внесемейного мира, семейной близости и стандартности, обезличенности отношений слоев и каст, напряженной конкурентности и опасности внешнего окружения в условиях модернизма.

В-четвертых, социальная и географическая мобильность при традиционализме (как правило, сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца) отличается от высокой мобильности, присущей а условиях модернизма, тем, что проявляет индивидуальную активность.

В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость родителей. Доминирование родительского авторитета и мужского влияния по мере модернизации становятся менее престижными, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных достижений, самоактуализации и т.п., что вызывается сменой основного типа семьи — расширенную семью меняет нуклеарная семья.

В-шестых, переход от централизованной, расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых-родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм).

В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.

В-восьмых, от “закрытой” к “открытой” системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных брачным контрактом)

В-девятых, переход от традиционной культуры с жестким табу на применение контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т.е. к предупреждению и прерыванию беременности.

В-десятых, исходя из предыдущих признаков, переход от эры стабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены. Реальные изменения семейных структур в ХХ веке на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических защитных механизмов, останавливающих это падение на каком-то безопасном для общества уровне).

Брак. С институтом семьи связан другой общественный институт - институт брака. Брак - санкционированная обществом, социально целесообразная устойчивая форма половых отношений. Основу семьи, как правило, составляет брачная пара. (Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей растет, особенно в развитых странах. Кроме того, есть и неполные семьи, где нет одного из родителей или где дети - по каким-то причинам - живут с бабушками и дедушками.)

Главными чертами, характеризующими брак по современному законодательству, являются:

- брак - это союз мужчины и женщины;

- союз добровольный и равноправный;

- не временный, а, как правило, пожизненный;

- направленный на создание семьи и рождение детей;

- заключенный по определенным, установленным государством правилам и порождающий вследствие этого супружеские права и обязанности.

Брак пользуется защитой и поддержкой государства. Юридически существующим признается только брак, официально зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. Венчание и аналогичные церемонии не порождают каких-либо правовых последствий.

Права ребенка. Россия является участницей Конвенции ООН 1989 г. о правах ребенка. Таким образом, Россия приняла на себя обязательства по обеспечению прав ребенка, который рассматривается как самостоятельная личность, наделенная правами и способная в той или иной степени к их самостоятельному осуществлению и защите. Ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет. Права ребенка в семье:

1. Одним из важнейших прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Дети, оставшиеся без попечения семьи, передаются на усыновление. Только в случаях, когда устройство в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения.

2. Дети имеют право знать своих родителей (на тайну усыновления это положение не распространяется).

3. Право на совместное проживание со своими родителями.

4. Право ребенка на заботу со стороны родителей.

5. Право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие. Родители также обязаны обеспечить право ребенка на получение образования.

6. Право на уважение человеческого достоинства ребенка в семье.

Семейная политика российского государства. Основными принципами семейной политики являются:

1. Принцип суверенности (независимости семьи от государства). Любое ограничение принципа суверенности семьи (например, регулирование производства абортов, установление процедуры регистрации брака, введение воинской повинности и т.п.) должно вводиться и регулироваться законодательно. При этом все неоговариваемые юридически случаи прямого вмешательства государства в жизнь семьи должны считаться нарушением принципа суверенности. Однако поддержка (в том числе и экономическая) и пропаганда каких-либо типов семьи не считается нарушением.

2. Принцип общественного договора. Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого "продукта семейного производства" общество не может функционировать, т.е. общество испытывает потребность в нормальной жизни семьи. Взамен общество обеспечивает всестороннюю поддержку нужных моделей семейной жизни.

3. Принцип единства целей федеральной и региональной политики. Цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от особенностей региона. Регион может лишь конкретизировать цели и применять специфические средства достижения.

4. Вовлеченность граждан и их объединений в процессы создания, принятия и реализации политических решений в сфере семейной политики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение семьи. Каковы функции семьи как социального института?

2. Какие права в семье имеет ребенок?

3. Каковы основные принципы семейной политики РФ?

4. Перечислите главные черты, характеризующие брак по современному законодательству РФ.

5. Чем отличается патриархальная семья от нуклеарной?

РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТОЛОГИЯ

 

Тема 10. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Виды субъектов политики. Политика не безлика, в нее вовлечены участники политической жизни – субъекты политики. Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.

Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. В политическом процессе также участвуют:

· социальные общности людей – классы, нации, профессиональные, корпоративные, конфессиональные общности;

· социальные группы: политические элиты, бюрократия;

· личности, граждане;

· а также созданные ими общественные организации, движения и политические партии.

Они проявляют различную активность и влияние на политический процесс.

Например, такие специфические социальные группы, как элиты и бюрократия, нередко вырабатывают и принимают решения по важнейшим вопросам политической жизни общества и государства, концентрируют в своих руках огромную власть. Сила и влияние этих субъектов исходит из того, что они являются устойчивыми социальными группами, которые имеют свои интересы, противостоящие интересам других социальных групп.

Среди субъектов политики, активно участвующих в политическом процессе, выделяется политическая элита.

Политические элиты – это сравнительно немногочисленная и сплоченная группа лиц, которая концентрирует в своих руках власть путем монополизации права принимать решения, отдавать приказы, определять цели и стратегию политического развития.

Не останавливаясь на происхождении этого понятия, перейдем к изложению его сущности.

Эта категория политологии характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций.

Идеи политического элитизма возникли в глубокой древности. Разложение родового строя, разделение труда, в особенности отделение умственного труда от физического, привели к появлению в обществе взглядов, которые оправдывали деление общества на высших и низших, благородных и чернь, аристократов и простой люд. Наиболее последовательно эти мысли обосновываются в трудах Конфуция, Платона, Н. Макиавелли, Т. Карлейля, Ф. Ницше.

Сам термин “элита” появляется в политологии в XX в. в трудах Ж. Сореля (1847-1922 гг.) и В. Парето (1848-1923 гг.) и до сегодняшнего дня является одной из наиболее исследуемых и дискуссионных тем в науке.

Как объяснить интерес политической науки и, в частности, ее российских представителей к элите?

Во-первых, материализуя власть, элиты предопределяют принятие важнейших политико-управленческих решений и оказывают реальное влияние на судьбу народов и государств.

Во-вторых, представляя народ, эта социальная группа должна быть в той или иной мере подконтрольна массам и относительно открыта для граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью. Таким требованиям она подчиняется в демократическом обществе.

Существование политических элит обусловлено следующими основными причинами:

· психическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми возможностями и способностями, желанием участвовать в политике;

· законом разделения труда, так как для эффективного управления необходимы профессиональные знания;

· общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

· широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд непосредственно связан с распределением ценностей);

· невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

· политической пассивностью широких масс населения, жизненные интересы которых обычно лежат вне политики.

Эти факторы обусловливают элитарность общества и постоянный интерес к изучению политических элит в политологии.

 

Роль политических элит Росси







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.