Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ





 

Понятие и основные параметры политической власти. Власть – непременнейший и важнейший элемент любого общества. Она является объектом соперничества сословий, групп, классов, партий, отдельных личностей. В то же время власть – неотъемлемое условие организованности и порядка человеческого общества. Вопрос о власти выступает ключевым в социальных революциях и в процессах модернизации общества.

В политической науке отсутствует единый теоретико-методологический подход к анализу власти, к содержанию данного понятия, но все исследователи отмечают сложность и многоплановость проблемы власти, многообразие ее носителей (субъектов) и разновидностей.

Власть как таковая представляет собой особый вид общественных отношений, присущий человечеству на всех этапах его развития. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и организации.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры: масштабы, объем, время и пространство. Масштабы власти – это характеристики значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти представляет собой количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или властного органа. Время власти – это период функционирования данной власти или властного органа. Пространство власти определяется площадью, территорией, регионами, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует.

Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

Отличительными признаками политической власти являются:

· верховенство, т. е. обязательность ее решений для всего общества;

· право на легальное использование насилия против антиобщественных элементов;

· наличие единого центра принятия решений;

· выполнение роли арбитра в случае конфликтов между представителями различных социальных групп;

· обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции;

· целенаправленное использование средств массовой информации для формирования определенного общественного мнения.

Политическая жизнь общества включает деятельность определенных социальных групп и личностей по поводу власти. В зависимости от степени их вовлеченности в эту деятельность выделяют субъекты и объекты политической власти.

Субъект власти это ее обладатель, носитель. Субъектом власти может быть: правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов).

Объектом власти могут быть: отдельный гражданин, социальная группа, общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти.

Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократи-ческом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическими режимами народ является только объектом власти.

Ресурсы власти – это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.

Власть обычно применяет различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в их использовании располагает государство.

Процесс властвования характеризуется механизмом и способами властвования.

Механизм власти представляет собой социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.

Способы властвования могут быть: демократическими (при участии исполнителей в принятии решений), авторитарными (неограниченная власть, но не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом) и прочее.

Легальность и легитимность власти. Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность.

Политическая легитимность – это общественное признание власти и ее права на управление.

Легальность власти – это ее нормативно-правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах.

С первым понятием отождествляют ее оценочный, этический характер, со вторым – юридический.

Само понятие легитимности возникло в начале XIX в. во Франции и обозначало политическое движение, которое ставило своей целью восстановление власти короля как единственно законной в отличие от власти узурпатора Наполеона.

Легитимная власть характеризуется как правомерная и справедливая, так как связана с верой подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок является наилучшим для страны.

Выделяются следующие источники легитимности:

1. Участие граждан в управлении, которое создает общую причастность людей к политике, позволяет гражданам чувствовать себя ее субъектами.

2. Технократическая легитимность, т. е. легитимность посредством экономической, военной, образовательной и т. п. деятельности власти. В данном случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов этой деятельности (например, Япония, Сингапур, Южная Корея).

3. Легитимность через принуждение. Формы принуждения различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Сила – последний аргумент, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность.

Разделение властей и основные тенденции властных отношений. Невозможность осуществлять власть из единого центра и единым властвующим субъектом привела в демократическом государстве к разделению властей. Власть реализуется как по вертикали, так и по горизонтали. По вертикали это разделение власти между субъектами государственного управления различного уровня, прежде всего общенационального (центра) и местного. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например, региональный уровень. В этом случае регион (область, город, край) наделяется властью, которая защищена от посягательства центра конституцией. Такая система власти называется федеральной (США, Индия, Россия.). Региональный уровень власти может отсутствовать или быть зависимым от центра. Такая система власти называется унитарной, например, в Дании, Франции и др.

Разделение власти по горизонтали реализуется между субъектами государственного управления, которые находятся на одном и том же уровне. Власть в этом случае распределяется между тремя властными органами: законодательным, исполнительным и судебным.

Исследователи выявили основные тенденции властных отношений.

Первая – укрепление государственной, национальной и бюрократической власти. Политическая практика показывает, что государственные органы и бюрократический аппарат стремятся расширить свою власть и функции, используя для этого все имеющиеся средства.

Вторая состоит в смещении политической власти от нижних ее звеньев иуровней в сторону центральных, общенациональных правительств. Это характерно для всех цивилизованных стран. Данная тенденция связана со сложностью самого современного общества, так как такие проблемы, как экономический спад, инфляция, экология и др., можно решить лишь на общенациональном уровне.

Третья – перемещение власти от законодательных органов к исполнительным. Законодательная инициатива и принятие решений всегда находились в руках исполнительной власти, а законодательная – служила противовесом, совершенствуя или отвергая исходящие от нее предложения.

Таковы основные проблемы власти и властных отношений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите отличительные признаки политической власти.

2. Охарактеризуйте субъект и объект власти.

3. Каковы источники легитимности власти?

4. Раскройте основные тенденции властных отношений.

Тема 12. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Понятие и структура гражданского общества. Понятие “гражданское общество” широко используется в обыденной жизни и политической практике.

Гражданское общество – это такое общественное устройство, при котором вмешательство государства в жизнь граждан сведено к необходимому минимуму, а его функции ограничены теми сферами, заботу о которых перепоручили ему граждане, делегировав часть своих прав и свобод. За собой они оставляют право и возможность контролировать их выполнение, решать задачи самоуправления.

Структура гражданского общества включает в себе три сферы: экономическую, социальную и духовную.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества и др. объединения граждан в области хозяйственной деятельности, которые создаются ими по собственной инициативе.

Социальная сфера гражданского общества включает: семьи, общественные организации, органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых и учебных коллективах, негосударственные средства массовой информации и др.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, совести, слова, реальные возможности публично высказать свое мнение; самостоятельность и независимость от государственных и политических структур творческих, научных и других объединений.

Во всех этих сферах ведется непрерывная, настойчивая и принципиальная борьба с объективной тенденцией государственных структур к монополизации экономической, социальной и духовной жизни общества.

Гражданское общество является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой. В странах с развитым гражданским обществом граждане редко общаются со своим государством. Например, один англичанин шутливо заметил, что его сограждане общаются с государством в двух случаях: когда вынимают почту из ящика (общаются с государственной почтовой службой) и когда нарушают правила уличного движения (вынуждены общаться с госчиновником - полицейским).

При низком уровне развития гражданского общества граждане вынуждены постоянно общаться со своим государством: оно все время что-то регламентирует, разрешает или запрещает и т. д.

Практика функционирования гражданского общества в развитых странах показывает, что оно развивается успешно при наличии благоприятных условий:

а) обладание каждым его членом конкретной собственностью или участие его в обладании собственностью, право использовать ее и распоряжаться ею по своему усмотрению. Владение собственностью может быть единоличным или коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности – кооператива, колхоза, предприятия и др. – фактически является таковым. Наличие собственности выступает базисным, фундаментальным условием свободы личности в гражданском обществе;

б) наличие в обществе развитой структуры, которая отражает разнообразие интересов представителей различных слоев и групп. Социальная структура должна иметь хорошо развитые вертикальные и особенно горизонтальные связи;

в) определенный уровень социального, интеллектуального и психологичес-кого развития личности, ее внутренняя свобода и способность к самостоятель-ности при включенности в один из институтов гражданского общества.

Осуществление этих условий достигается путем длительного эволюционно-го развития общества.

Взаимосвязь гражданского общества и правового государства. Существование гражданского общества неразрывно связано с правовым государством. В этом случае отношения государства с другими элементами политической системы и гражданским обществом строятся на основе партнерства, взаимодействия, учета политических реалий, поиска согласованных усилий в решении общих проблем и т.д.

Гражданское общество, как и правовое государство, не могут существовать вне свободы личности, ее социальных и гражданских прав. При этом речь идет о правах личности: в первом случае – о ее правах как отдельного человека на жизнь и свободу, а во втором – о ее политических правах.

Большинство людей в странах с развитым гражданским обществом заняты насущными проблемами жизнеобеспечения и жизнедеятельности и уделяют незначительное внимание политической сфере, так как рассматривают ее как далекую от конкретных реалий жизни. Семейная жизнь, дружеские отношения, повседневная экономическая деятельность, учеба подвержены лишь косвенному влиянию политики. Конечно, политика затрагивает эти сферы, но не прямо, а косвенно. Свои политические предпочтения граждане выражают через группы интересов, политические движения, клубы, партии, выборы, представительные органы и т. д.

Система отношений гражданского общества и правового государства носит цивилизованный характер.

Проблемы формирования гражданского общества в России. В России формирование гражданского общества происходит в условиях негативного опыта предшествующих поколений, для которого характерно смещение во взаимоотношениях государства и гражданского общества в пользу государства. Излишняя политизация и огосударствление социальных отношений разрушили социальную сферу гражданского общества и привели к его слабому развитию.

Процесс формирования гражданского общества в России имеет свои особенности и сложности. За последнее десятилетие ХХ в. в стране, особенно в центральной ее части, разрушены создававшиеся на протяжении веков органичные связи общественной жизни, утрачены народные традиции. В то же время горизонтальные связи гражданского общества только начинают складываться. Государственные структуры, пронизывающие все общество сверху донизу, оказались в этой ситуации единственной основой, соединяющей все общество. Ослабление вертикальной регулирующей роли государственных структур, федерализация и децентрализация общественного управления в условиях форсированного перевода экономики на рыночные рельсы создали социальный вакуум, который привел страну к серьезным потрясениям.

На пути формирования гражданского общества в нашей стране стоят следующие препятствия:

а) бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, которое присвоило себе общественные функции. Без ликвидации этого противоестественного положения развитие гражданского общества невозможно;

б) другим препятствием является отсутствие гражданской культуры. Под этим понимается уровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, его активности в деле претворения их в жизнь. Гражданская культура определяет фундаментальные ценности общества;

в) процесс формирования новых общественных движений и объединений по интересам вышел за рамки разумного. Такие объединения насчитываются тысячами, но реально их роль в жизни общества невелика. Многие партии и объединения не доживают до новых выборов, а количество членов в них можно пересчитать по пальцам;

г) серьезным препятствием являются также имеющиеся в стране очаги национальной напряженности. Естественный объективный процесс развития национального самосознания и национальной государственности в нашей стране превратился в парад авторитетов. Это грозит превращению России в маломощное “лоскутное” государство.

Принимая во внимание эти сложности, можно предположить, что процесс формирования гражданского общества в нашей стране будет длительным и во многом болезненным.

Выделим следующие направления формирования гражданского общества в России:

· создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально-ориентированной рыночной экономики;

· формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права;

· создание реального плюрализма в обществе;

· достижение необходимого уровня гражданской культуры.

Все эти процессы должны развиваться одновременно.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию «гражданское общество».

2. Как соотносятся гражданское общество и правовое государство?

3. Каковы наиболее благоприятные условия для формирования гражданского общества?

4. Какие препятствия стоят на пути формирования гражданского общества в России?

 

Тема 13. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

ОБЩЕСТВА

Политическая система общества. На рубеже XX-XXI вв. для мирового общества характерны различные принципы и нормы организации общественной жизни. Для одних народов и государств, в которых они проживают, – это твердая приверженность демократии, базирующейся на правах человека и основных свободах; для других – тотальный контроль всех сфер общественной жизни, отстранение народа от участия в политической жизни; третьим еще предстоит выбрать форму и принципы организации общественной жизни. Эти принципы не реализуются сами по себе. Для того, чтобы они действовали, создаются специальные институты, которые необходимы для обеспечения саморегуляции общественной жизни. Совокупность таких институтов составляет политическую систему общества.

Структура политической системы любого общества включает в себя государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения, различные политические объединения граждан, а также средства коммуникации, нормативно-правовую основу и политическую идеологию. Каждый из этих структурных элементов находится в непрерывном развитии и выполняет свои специфические задачи.

Политическую систему можно представить как совокупность взаимодействующих подсистем. Обычно выделяются следующие подсистемы:

институциональная или система органов власти, которая включает государство, центральные и региональные органы власти и управления, силовые структуры, правоохранительные органы и т. д. Эта подсистема включает также систему организаций, воздействующих на органы власти: политические партии, группы давления, профсоюзы, различные ассоциации;

информационно-коммуникативная подсистема устанавливает связи между институтами политической системы. Многие исследователи относят к ней средства массовой информации (TV, радио, газеты, журналы, книги, которые рассчитаны на массовую аудиторию), которые передают информацию как внутри самой системы, так и из окружающей ее среды;

нормативно-регулятивная подсистема представляет собой политические нормы и принципы, которые определяют поведение людей в политической жизни, т. е. их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в политические решения, осуществление решений.

идеологическая подсистема включает политическое сознание и прежде всего господствующую в данном обществе идеологию. В каждой политической системе идеология обладает специфическими характеристиками.

Сущность политической системы проявляется в ее функциях.

Под функциями понимается любое действие, которое способствует сохранению достигнутого состояния общества, власти и их развитию.

Рассмотрим функции, характерные для деятельности политической системы в целом.

Функция определения и достижения целей. Общественное регулирование и все задачи решаются при следовании общей цели, сохранении целостности общества. Цели могут носить глобальный характер и открыто декларироваться. В современной России общественной целью, по мнению ряда ученых, является переход к рыночной экономике. Могут меняться правительства, законодательные органы, политические лидеры, но эта цель остается неизменной, хотя открыто и не декларируется.

Адаптивная функция (приспособление к окружающей среде, ее возможностям и частичное подчинение среды своим интересам, использование и формирование условий эффективного функционирования) проявляется в политическом поведении конкретных лидеров, элиты, в действиях, которые направлены или на изменения, или на сохранение общественного устройства.

Функция интеграции состоит в обеспечении связей, координации между элементами власти. Особенность политической интеграции заключается в том, что политическая целостность достигается действием властных структур, направленных на достижение национального единства.

Функция самосохранения заключается в обеспечении соответствия политических действий и политического развития базовым принципам политической системы. Простое проявление этой функции сводится к предотвращению насильственного изменения правления, строя, проводимой политики.

Действие этой функции не тождественно понятию полной политической стабильности. Даже в стабильно развивающихся странах происходит смена правительств, действует оппозиция.

Успешное осуществление всех функций зависит от состояния самой политической системы, а также от процессов, происходящих в обществе.

Рост экономики и благосостояния, уменьшение социальных контрастов способствует успешному осуществлению всех функций политической системы. Социальные контрасты, религиозные, территориальные и этнические противоречия, наоборот, препятствуют функционированию политической системы.

Функционирование политических систем в различных обществах имеет сходные черты, которые позволяют выделить типичное, характерное для целого ряда политических систем. Как общее, так и различное в политических системах, объясняется объективно существующими социально-историческими и культурными особенностями.

Государство в политической системе. Основным звеном политической системы любого общества является государство. Государство – это организация публичной политической власти, которая производна от гражданского общества, его социально-экономических и культурно-духовных отношений. Государство призвано обеспечивать реализацию права, законов, институционально и формально - юридически гарантировать права и свободы граждан и создаваемых ими организаций.

Власть государства подконтрольна организованному гражданскому обществу, которое формирует органы государственной власти и управления таким образом, чтобы обезопасить себя от их произвола.

Признаками (или атрибутами) государства являются:

1) легитимное (т. е. законное, признанное большинством общества) право на насилие;

2) взимание налогов;

3) наличие особого аппарата управления;

4) территориально-административное деление;

5) обладание суверенитетом. Суверенность государства выражается в том, что только ему принадлежит право официально представлять общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, которые обязаны выполнять все члены общества и государственные учреждения, осуществлять правосудие.

Государство – основной институт политической системы общества, который осуществляет управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Государство является основным институтом политической системы общества в силу следующих объективных причин:

a) общество делегирует государству в лице его законодательных и исполнительных органов основные властные функции и полномочия;

б) в руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и др.);

в) оно обладает всей полнотой власти на определенной территории;

г) государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами;

д) только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.

Функции государства. Помимо этого, государство выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы. Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности. Принято выделять внутренние и внешние функции.

Внутренние функции:

· хозяйственно-организаторская функция регулирования экономики;

· культурно-образовательная и воспитательная функция;

· правовая (защита законных прав и интересов граждан, предотвращение социальных конфликтов);

· защиты существующего политического и экономического строя и социальной системы.

В научной литературе существуют различные классификации внутренних функций государства. Помимо уже перечисленных, к ним относят экологическую, законодательную и др. Но, как правило, все они поглощаются функциями, перечисленными выше.

Внешние функции:

· защита отечества от внешних врагов;

· защита интересов страны на международной арене;

· участие в международном разделении труда.

Внутренние и внешние функции тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Свои функции государство осуществляет через систему государственных органов, через государственный аппарат.

Формы государственного устройства. В современном мире существуют различные по своему устройству государства. Под государственным устройством понимается его административно-территориальная организация, которая включает механизм взаимоотношений между государством и его составными частями, центральными и местными органами.

В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.

1. Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. К таким государствам относятся Дания, Польша, Португалия, Франция и др.

2. Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т. п.), наделенные определенными правами, защищенными от центра законом (конституцией). Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской), двойной правовой системы, двухпалатного парламента, который представляет попалатно интересы субъектов Федерации и общенациональные интересы. Например, в российском парламенте: Совет Федерации и Государственная Дума. Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава федерации.

Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, Германия), так и по национальному (Индия, Россия, Югославия).

3. Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного объединения – проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т. д. Для проведения согласованной политики создаются совместные органы управления. Однако их решение вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфедерации. Страны такого союза – самостоятельные субъекты международного права.

В современной истории примеров конфедераций немного: ОАР (Объединенная Арабская республика – союз Сирии и Египта, 1958-1961 гг.), Сенегамбия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 гг.) и др.

Конфедерация является самой неустойчивой из форм государственного устройства в силу слабого характера взаимоотношений и отсутствия серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.

В последние годы наблюдается тенденция к объединению и интеграции стран не только в военном, но и в тесном политическом и экономическом аспектах. Объединенная Европа создала такие органы, как Совет Европы, Европейская парламентская ассамблея, установила бестаможенные и безвизовые границы, единую валюту, осуществляет совместные проекты в различных областях.

Формы государственного правления. Под формой правления принято понимать способ организации высшей государственной власти и систему ее взаимоотношений с населением.

Основными современными формами правления являются:

1. Монархия формальным источником власти здесь выступает монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения.

Монархии бывают абсолютные: Саудовская Аравия – с неограниченной властью монарха. Но наиболее распространенной формой являются конституционные монархии, которые в настоящее время существуют в виде парламентарных монархий. Пост главы государства (монарх) передается по наследству одновременно с наследственным титулом (короля, императора, герцога и т. п.). Впервые конституционная монархия возникла в Англии, где действует и поныне наряду с другими странами (Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Япония и др.). Законодательная власть при этой форме правления сосредоточена в двухпалатном парламенте, исполнительная в правительстве, которое формируется парламентом и ответственно перед ним. Монарх не имеет конституционных полномочий решать важные государственные дела и является своего рода символической фигурой, отражающей сложившиеся традиции в стране.

2. Республика. В республике формальным источником власти является воля большинства народа. Глава государства сменяем, его власть производна от населения или от представительного органа власти. Различают республики парламентские и президентские. Главное их отличие состоит в том, кто руководит страной – парламент (коллективный орган, избираемый населением) или президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны).

Парламентская республика как форма правления оформилась во Франции в 70-х годах XIX века. В основу ее деятельности положена идея разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Реальная власть находится в руках парламента. Им назначается правительство, которое подотчетно парламенту. Правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте. Исполнительная власть сосредоточивается в руках премьер-министра. В большинстве парламентских республик существует пост президента, который избирается парламентом, но полномочия его крайне ограничены, так как он выполняет только представительские функции.

Президентская республика также основана на идее разделения властей. Верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право “вето” на законопроекты, принятые парламентом, но может быть досрочно переизбран при чрезвычайных обстоятельствах: нарушение конституции, совершение уголовного преступления. Парламент располагает всей полнотой законодательной власти и является независимым от президента, который не имеет права роспуска парламента. Президентская республика была впервые установлена и действует ныне в США, а также распространена в странах Латинской Америки.

Парламентская и президентская республики – близкие формы правления. В мире отмечается тенденция трансформации парламентских республик в президентские.

Основные тенденции в развитии современного государства. В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций. Ведущей является превращение государств в демократические, правовые. В функционировании современных государств взаимодействуют этатистская и деэтатистская тенденции.

Этатистская тенденция (усиление роли государства в жизни общества) проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Оно с помощью налогов, инвестиций, кредитов стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в экономике, обеспечивает социальную стабильность. Важное место в его деятельности занимает разработка стратегии общественного развития.

Деэтатистская тенденция проявляется в активизации гражданского общества, усилении его контроля над государством, расширении влияния на государство политических партий и групп интересов, в децентрализации ряда государственных функций. В демократических странах с рациональным типом политической культуры преобладает эта тенденция.

В современных государствах действуют также тенденции интеграции и дезинтеграции.

Первая проявляется в создании экономических, политических и военных объединений. Например, ЕС (Европейский Союз), АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) и др.

Вторая тенденция со всей очевидностью проявилась в СССР, Чехословакии и Югославии. Разделение на языковой основе произошло в Бельгии, назревает в Канаде.

Мировой опыт показывает, что государство является важнейшим фактором функционирования, развития и реформирования общества.

Правовое государство. Гражданское общество предъявляет к государству определенные требования. Они заключаются в том, что государство правовыми методами должно обеспечивать социальную справедливость и защищенность каждого его гражданина. Это значит, что государство должно быть правовым. Только в этих условиях и государство в целом и каждый гражданин будут находиться в одинаковом положении перед законом и будет установлена четкая иерархия законов, главенство Конституции.

Идея правового государства восходит к Платону и Аристотелю. Теоретические концепции правового государства сложились в Западной Европе в XVII-XVIII вв. У ее истоков стояли Джон Локк (”Два трактата о правлении” 1690 г.), Ш. Монтескье (концепция о разделении властей), Ж-Ж. Руссо (идея народного суверенитета), И. Кант (учение о государстве как объединении людей, подчиненных правовым законам) и др.

Сущность правового государства заключается в верховенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, а также в безусловном подчинении власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву.

Ученые выделяют следующие признаки правового государства:

Конституция – основной закон государства, которому подчинено и само государство.

2. Равенство всех перед законом.

3..Ответственность государства перед каждым гражданином и наоборот. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти. При этом гражданин или любой социальный субъект должен соблюдать законы и защищать государство.

4. Государство имеет стабильную конституцию и систему законодательства. Стабильность законодательства необходима для того, чтобы граждане знали законы и уважали.

Становление правового государства в любой стране требует реализации ряда принципов.

Первый – господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона.

Этот принцип означает, что не только граждане, но и само государство, все его органы и должностные лица, представляющие законодательную, исполнительную и судебную власть, действуют строго на основе и во исполнение законов, выполняют порядок, установленный законом.

В Германии, например, возбудили дело за неуплату налогов на министра экономики, во Франции пенсионерка подала в суд на президента страны только за то, что ей задержали пенсию на один день и получила большую компенсацию за моральный ущерб.

Второй принцип – разделение властей. Он предполагает оптимальное разделение сфер деятельно







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.