Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Универсальные способы разрешения конфликтов





1. Институализация и структурирование конфликта, т.е. установление норм регулирования, правил, которые могут предусматривать запрет на применение насильственных действий и на привлечение новых участников, а также привлечение для разрешения конфликта авторитетных лиц, которым доверяют обе стороны.

2. Легитимация процедуры разрешения конфликта, т.е. признание всеми сторонами правомерности и справедливости порядка действий по разрешению конфликта.

3 Редукция конфликта, т.е. его ослабление путем перевода на более мягкий уровень противоборства.

Экстремизм, компромисс, толерантность. При разрешении конфликта необходимо стремиться найти определенный компромисс. При этом немалое значение имеет толерантное отношение сторон конфликта друг к другу. Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Заметные трудности в урегулировании конфликта возникают в том случае, когда по крайней мере одна из сторон занимает экстремистскую позицию - крайнюю позицию в каком-либо вопросе, заключающуюся в нежелании идти даже на малейшие компромиссы

Социальное законодательство и в целом социальная политика государства должны стремиться к локализации существующих конфликтов и недопущению возникновения их острых очагов, так как в подобных случаях возникает общественная нестабильность.

Социальные конфликты в России, как и в других странах мира, достаточно разнообразны. Их можно разделить, на глобальные и локальные по интенсивности и площади распространения. Глобальные конфликты, как правило, более интенсивны, затрагивают значительную долю населения страны, протекают на значительной площади.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое социальный конфликт?

2 Две крайние точки зрения на социальный конфликт.

3 Каковы основные причины конфликта?

4 Какими могут быть способы разрешения конфликтов?

Тема 8. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Культура и общество. Общество — это социально консолидированный устойчивый коллектив людей, преследующих столь же устойчивые цели и интересы. Культура – это совокупный способ реализации целей и интересов людей, основные технологические и социальные параметры которого определены сложной системой «социальных конвенций» (договоренностей), достигнутых этим обществом на протяжении многих поколений его интегрированного существования, что может быть названо социальным опытом данного коллектива.

Культура практически не может воспроизвести самое себя. Это общество воспроизводит себя в следующих поколениях как специфическую социальную целостность посредством трансляции своей культуры.

Место и функции культуры в обществе. Культура объединяет людское сообщество во времени и пространстве. Предначертанная культуре задача – связывать людей в общество и общества – находит выражение в целом ряде ее конкретных функций. В основном это такие функции культуры, как: а) функция приспособления к среде, б) познавательная, в) информативная, г) коммуникативная, д) регулятивная, е) оценочная, ж) разграничения и интеграции человеческих групп, з) социализации (или человекотворческая).

1. Функция приспособления к среде может считаться самой древней и едва ли не единственно общей для человека и животных, хотя в отличие от них Гомо сапиенс в деле своей защиты от стихийных сил пошел неизмеримо дальше других существ и вынужден приспосабливаться к двум видам обстоятельств – природным и социальным.. Все, что помогает человеку выжить и благоденствовать в окружающей ее естественной среде, будучи порождением культуры выполняет функцию приспособления.

2. Познавательная (или гносеологическая) функция находит свое выражение прежде всего в науке, в научном поиске. Наиболее ярко это проявилось в современной научно-технической революции. У познавательной функции культуры двойная направленность: с одной стороны, на систематизацию знаний и раскрытие законов развития природы и общества; с другой — на познание человеком самого себя. Как это ни парадоксально, на нынешнем этапе развития цивилизации первое направление неизмеримо преобладает над вторым. Человек постиг окружающий мир гораздо лучше, чем глубины собственной души, собственного интеллекта.

3. Информативная функция обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта. У человечества нет иного пути сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств, как через культуру. Культура не наследуется генетическим и биологическим путем. Иными словами, человек приходит в этот мир как в той или иной степени чистый лист бумаги, на котором старшие поколения – носители предшествующей культуры – пишут свои письмена.

4. Коммуникативная функция культуры неразрывно связана с информативной. Носителями коммуникативной функции выступают, главным образом, словесный язык, специфические “языки” искусства (музыки, театра, живописи, кино и т.п.), а также язык науки с ее математическими, физическими, химическими и другими символами и формулами. Если первоначальные знаковые системы в течение длительного времени существовали и передавались из поколения в поколение, от человека к человеку лишь устно и графически, на сравнительно небольшие дистанции во времени и пространстве, то с развитием техники, новейших транспортных средств и средств массовой информации (печати, радио, телевидения, кино, аудио- и видеозаписи) коммуникативные возможности культуры, т.е. ее способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности, неизмеримо возросли.

5. Регулятивно-нормативная функция проявляется прежде всего как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях. Главная задача этой функции — поддерживать социальное равновесие в том или ином обществе, а также между отдельными группами людей в интересах выживания человеческого рода или любой его части.

Нормативно-регулятивная функция культуры осуществляется ею на целом ряде уровней: высшим из них являются нормы морали, которые изменяются в ходе истории и от народа к народу. Следующим уровнем, на котором осуществляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. Если нормы морали содержатся, главным образом, в религиозных текстах и документах, а также в светской морализаторской литературе, то нормы права, неизменно основываясь на нормах морали и конкретизируя их (сравните убийство из ревности и убийство при отягчающих обстоятельствах), подробно излагаются в конституциях и законах. При этом они приобретают не только нравственную, но уже и юридическую силу. Различия в нормах права у разных народов гораздо более заметны, чем в нормах морали. Это объясняется конкретной историей каждой нации, ее темпераментом, достигнутым уровнем культуры и другими факторами.

Помимо норм морали и права, регулятивная функция культуры проявляется и в нормах поведения на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе. К этому уровню относятся правила воспитания, этикета, личной гигиены, культура общения с людьми и т.п.

6. Оценочная функция культуры выражается в том, что представляющие ее люди в теории и на практике стремятся ответить на вопрос, поставленный еще Сократом: “Что есть благо?”. На протяжении всей истории человечества его наиболее светлые умы как бы классифицируют все предметы и явления окружающего мира с точки зрения их “полезности” или “вредности” для выживания грядущих поколений. В ходе практической деятельности происходят естественный отбор ценностей, производимых человеческим интеллектом как основной движущей силой культуры. По мере накопления опыта многие ценности пересматриваются и “отпадают”, появляются новые, обогащающие уже сложившуюся традицию. У разных народов на разных этапах развития понятия о “добре” и “зле” и выработанные системы ценностей различны, однако все они имеют и некое общечеловеческое “ядро”, которое постепенно расширяется.

7. Функция разграничения и интеграции человеческих групп сводится к следующему: как нельзя себе представить языка “вообще”, ибо он существует лишь в виде множества конкретных языков, так и культура всегда предстает перед нами в какой-то определенной национально-исторической форме. Больше того, именно в этом многообразии и состоит богатство мировой цивилизации. В действительной жизни этносы, нации и страны разделены не столько географией и политическими границами, которые легко преодолимы и изменяемы, сколько своими культурно-психологическими особенностями, имеющими многовековую историю и огромную сопротивляемость к ассимиляции и чужеродным влияниям. Весь ход мировой история учит: несмотря на утрату и экономической, и политической независимости, несмотря на попытки создания огромных “империй”, малые этносы и народы сохранялись и возрождались как таковые именно благодаря верности своей культуре, психологическому складу, образу жизни, нравам и обычаям, вере и т.п.

8. Функция социализации (или человекотворческая), по существу, связана с выполнением одной-единственной и важнейшей задачи: сделать из биологической особи разумного общественного человека. Иными словами, все перечисленные выше функции культуры — от функции приспособления до функции разграничения и интеграции человеческих групп — объединяются в этой одной синтетической функции и подчиняются ей. Процесс социализации заключается в усвоении человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. При этом речь идет не только о том, что каждого из нас формирует и воспитывает окружающая общественная среда, но и о необходимости активной внутренней работы самого человека, стремящегося в любых условиях сохранить и усовершенствовать свою неповторимость.

Раздельное рассмотрение основных функций культуры в обществе, конечно, весьма условно. В реальной жизни разграничить их невозможно. Они тесно сплетены, переходят одна в другую и практически представляют собой единый процесс, в целом обеспечивая культурно-историческое движение человечества.

Личность и культура. Как социальное явление культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизни, представленный в продуктах материального и духовного производства, системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях.

Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Традиционно всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях.

Во-первых, как «продукт» культуры, введенный в ее нормы и ценности, обученный технологиям деятельности и этике взаимодействия с другими людьми в процессе социализации, осуществляемой в ходе детского воспитания, при получении общего и специального образования, посредством контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.). Получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т. п., человек прямо или опосредствованно формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Этот процесс не заканчивается с достижением возрастной зрелости; корректировка параметров этой адекватности продолжается на протяжении всей жизни человека.

Во-вторых, как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр., как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сообществе.

В-третьих, как «производитель» культуры, либо творчески порождающий новые культурные формы, либо воспроизводящий или оценивающий имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования может быть квалифицировано как акт творчества.

И, в-четвертых, как «транслятор» культуры, ибо, воспроизводя какие-либо культурные образцы в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям.

Культура как система. Исторически культура явилась продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования и взаимодействий во имя достижения общих целей, удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей (как материальных, так и познавательных, символических, оценочных). Но она не механическая сумма всех актов жизнедеятельности людей. Ее ядро – это набор «правил игры» коллективного существования, выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению тех или иных социально значимых интеллектуальных и практических действий (при различной степени жесткости их нормативной регуляции).

Будучи явлением социальным, культура представляет собой системное образование и является совокупностью элементов, связанных между собой и образующих подсистемы культуры как целого.

В структуре культуры как системы можно выделить три ее подсистемы, отражающие основные группы потребностей людей, а именно: материальные, социальные и духовные потребности.

Материальная культура – охватывает производственную и хозяйственно-бытовую сферы деятельности людей. Она представляет собой так называемое «предметное поле» культуры: жилища, техника, предметы быта, одежда –словом, все то, что образует формы удовлетворения материальных потребностей человека как представителя своей эпохи. Так холодильник, телевизор, компьютер – это предметы, которые и были созданы самим человеком как выражение его растущих потребностей в комфорте, эффективности получения информации или организации его деятельности.

Социальная культура охватывает социальную сферу жизни людей и предстает в виде стандартов, правил и норм их взаимодействия в качестве носителей определенных социальных статусов и исполнителей соответствующих социальных ролей в рамках различных социальных общностей (например этнических), социальных групп (например профессиональных). Эти стандарты и образцы (учитель учит, врач лечит, родители заботятся о детях), человек усваивает в процессе социализации. Они принципиально важны, так как отражают наши взаимные социальные ожидания и делают совместную жизнь людей (в сфере политики, в семейной жизни, в деловых отношениях) возможной и целесообразной.

Духовная культура – это сфера человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет собой духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных “продуктов” (творчество ученых, писателей, законодателей и т.д.), сами продукты духовной деятельности в виде духовных ценностей (полотна, обычаи, научные теории и т.д.). К духовной культуре относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык, письменность и т.д.

Культура и культуры. Понятие «культура» есть не более чем умозрительная категория, отмечающая определенный класс явлений в социальной жизни людей, определенный аспект их совместного существования. Разные популяции людей обитают на Земле как автономные сообщества в заметно различающихся природных и исторических условиях. Необходимость в адаптации к этим разнообразным условиям привела к сложению столь же специфических способов и форм осуществления коллективной жизнедеятельности людей. Такие комплексы специфических способов и форм жизнедеятельности получили название локальных культур соответствующих сообществ (народов). Некоторые из этих культур похожи друг на друга в силу генетического родства практикующих их народов или сходства условий их возникновения и истории, другие различаются настолько, насколько разнятся условия жизни породивших эти культуры этносов. Но «ничейно культуры» или «культуры вообще» в принципе быть не может.

В отличие от биологических свойств человека нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. Отсюда, сколько в истории существовало сообществ, столько обнаруживается сравнительно самодостаточных культур, что не исключает значительного внешнего сходства некоторых из них.

Общечеловеческое и национальное в культуре. Признание множественности культур ведет к формированию различных мнений и выводов. Некоторые ученые исходят из представления о равенстве культур, о невозможности их противопоставления в качестве разных величин. Другие, напротив, полагают, что разнообразие культур не исключает принципа иерархичности. В этой системе отсчета одни культуры оцениваются как значимые, развитые, ценностно-богатые и плодоносные. Другие, напротив, воспринимаются как менее богатые, патриархальные, истощившиеся и утратившие свое верховенство.

Национальное и общечеловеческое — две взаимосвязанные стороны развития культуры как целостности. Однако опыт ХХ века выявил ограниченность европоцентрического подхода к культуре, когда техногенная европейская культура объявлялась главенствующей, базисной по отношению ко всем другим региональным и национальным культурам. Стало очевидным, что каждая культура имеет свою специфическую уникальную ценность.

Различные группы стран, национальностей делятся не по регионам, а по своим культурным, национальным особенностям, каждая из которых важна в общечеловеческом процессе.

Национальная культура — это пластическое целое, изменяющееся эволюционным способом. Поэтому трансплантация, механическая замена одних элементов другими не может дать положительных результатов, простое копирование ценностей других культур было бы величайшей ошибкой. Полноценное развитие мировой культуры, вхождение какой-либо страны в цивилизованное сообщество народов возможно только на основе всестороннего развития национальной культуры.

Тенденции культурной универсализации в современном мире. Современная эпоха характеризуется формированием единой общепланетарной цивилизации, становлением общечеловеческой культуры на основе представления о целостности мира. Этот процесс предполагает принятие представителями разных национальных культур системы общечеловеческих ценностей, установок и ориентиров. Однако культурная универсализация не означает унификации, т. е. сведения всего многообразия национальных культур к какому-либо единому образцу. Речь идет, прежде всего, о взаимосвязи, взаимодействии национальных культур, что возможно при условии принятия общих культурных предпосылок, иначе взаимопонимание будет затруднено.

Формированию общечеловеческой культуры способствует увеличение роста и интенсивности различных связей — политических, экономических, коммуникационных, культурных. Явления, возникающие в одном регионе или сфере жизни, достаточно быстро распространяются по всему миру и отражаются на развитии различных областей. Тенденция культурной универсализации проявляется тогда, когда нация или социальная группа готова воспринять соответствующие ее уровню развития и возможностям элементы общечеловеческой культуры.

Активное межкультурное взаимодействие, осуществляющееся благодаря современным информационным технологиям, развитию транспортных коммуникаций, расцвету путешествий и туризма, способствуют превращению всей планеты в «глобальную деревню». В этой связи возникает представление о том, что национальные культуры в этих условиях постепенно теряют своеобразие и уникальность. Традиционных культур остается все меньше, и почти все они испытывают натиск модернизации. Поэтому в настоящее время возрастают тенденции сохранения особенностей национальных культур, противостоящие универсализации и глобализации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково место культуры в обществе?

2. Выявите взаимосвязь социальных функций культуры.

3. Охарактеризуйте диапазон ролей личности в культуре.

4. Укажите основные тенденции развития культуры современного общества.

РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТОЛОГИЯ

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.