Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация авиационных карт. Сборные таблицы





Все карты, используемые для подготовки и выполнения полета, делятся на: полетные, бортовые, специальные и справочные.

Полетные карты. Они предназначены для изучения маршрута полета, ведения визуальной и радиолокационной ориентировки, расчета навигационных элементов в полете. При выполнении специальных полетов, связанных с отысканием малых объектов на местности, используются полетные карты масштабов 1: 200 000, 1: 500 000, составленные в равноугольной поперечно-цилиндрической проекции. На картах нанесены населенные пункты, железные и шоссейные дороги, рельеф и другие важные элементы земной поверхности.

Основной полетной картой для ВС 4-го класса и вертолетов всех классов является аэронавигационная карта масштаба 1: 1 000 000, составленная в видоизмененной поликонической проекции. Она должна охватывать район, обеспечивающий возможность полета по маршруту, обход опасных метеоусловий, спрямление или изменение маршрута, уход на запасной аэродром и восстановление ориентировки в случае ее потери. На карту нанесены крупные населенные пункты, основные дороги и реки. Число населенных пунктов составляет примерно 8 – 15% от общего их числа. В качестве полетных карт для ВС 4-го класса и вертолетов всех классов при полетах по воздушным трассам и на перегонку разрешается использовать также полимаршрутные или маршрутные (радионавигационные карты) масштаба 1: 2 000 000.

Основной полетной картой для ВС 1, 2 и 3-го классов является аэронавигационная, полимаршрутная карта масштаба 1: 2 000 000, составленная в видоизмененной поликонической проекции. На карту нанесены основные элементы общегеографического содержания, которые способствуют ведению радиолокационной ориентировки.



Бортовые карты. Они предназначены для прокладки линий положения, полученных с помощью радионавигационных систем и астрономических средств, восстановления ориентировки в случае ее потери, обхода опасных метеоявлений и т.д. [9].

Полимаршрутная карта масштаба 1: 2 000 000 используется в качестве бортовой карты для самолетов 1, 2 и 3-го классов.

Аэронавигационная карта масштаба 1: 2 000 000 применяется в качестве бортовой карты для самолетов 4-го класса и вертолетов всех классов. Она составлена в видоизмененной поликонической проекции. На карту наносят только основные ориентиры.

Аэронавигационная карта масштаба 1: 4 000 000 применяется в качестве бортовой карты для самолетов 1, 2 и 3-го классов. Она составлена в видоизмененной поликонической, косой и цилиндрической проекциях. На нее нанесены только наиболее крупные населенные пункты, реки, озера и основные пути сообщения.

Аэронавигационные карты Арктики и Антарктики масштабов 1: 2 000 000 и 1: 4 000 000 применяется для обеспечения полетов в полярных районах Арктики и Антарктики. Они издаются в равноугольной стереографической полярной проекции с параллелью сечения 70°.

Специальные карты. Они предназначены для решения навигационных задач по данным измерений, полученных, главным образом, с помощью радионавигационных средств. На этих картах типографским способом нанесены: сетка равных пеленгов радиостанций, сетка радиопеленгов от наземных коротковолновых радиопеленгаторов, линии равных расстояний [18]. Кроме того, к этой группе относятся радионавигационные карты.

Радионавигационная карта (РНК) – документ аэронавигационной информации. Данную карту экипаж получает в бюро аэронавигационной информации (БАИ) и использует при подготовке и выполнении полетов. Перед каждым полетом экипаж сверяет бортовые РНК с контрольными экземплярами. После поступления карты нового издания, соответствующая карта предыдущего выпуска изымается из обращения.

РНК предназначены для обеспечения экипажей данными для выполнения полетов по воздушным трассам. Издается в равноугольной конической и видоизмененной поликонической проекциях. РНК определенного масштаба не имеет. Наиболее часто используются масштабы 1: 1 000 000, 1: 2 000 000 и 1: 4 000 000. На карту нанесены только большие города, крупные реки и озера, а также специальные данные: аэродромы, воздушные трассы, пункты ОВД, границы диспетчерских районов, пункты обязательных донесений, средства связи и радионавигации с указанием позывных, частот, времени работы и географических координат, ограничительные пеленги и другие данные, касающиеся системы ОВД.

Справочные карты. Они предназначены для различных справок, необходимых при планировании и подготовке полетов. К справочным картам относятся карты крупных аэродромных узлов, карты магнитных склонений, часовых поясов, климатические и метеорологические карты, карты звездного неба и некоторые другие [18].

Сборные таблицы, подбор и склеивание листов карт.Дляподбора нужных для полета листов полетной или бортовой карт используют сборную таблицу. Сборная таблица – схематическая карта мелкого масштаба с обозначенной на ней разграфкой и номенклатурой листов карты одного или нескольких масштабов. Для удобства пользования на этой таблице показано расположение крупных городов и некоторых основных линейных ориентиров.

Для подбора необходимых листов карт поступают следующим образом:

- на сборную таблицу простым карандашом нанести маршрут полета;

- отметить в масштабе таблицы необходимую ширину полос для полетной или бортовой карты;

- выписать номенклатуру тех листов, которые вошли в нанесенные полосы;

- составить заявку на получение необходимых листов карт.

Листы карт склеивают следующим образом: северный лист наклеивают на южный, а западный – на восточный.

В соответствии с этим правилом у наклеиваемого листа обрезают южное и восточное поля. При этом склеиваемые края листов карты не будут отдираться при прокладке карандашом линий, которые обычно проводят слева направо и сверху вниз. В случае склеивания большого числа листов рекомендуется сначала склеивать листы колонн, а затем колонны между собой. Склеивая листы карты необходимо следить, чтобы меридианы и параллели, а также линейные ориентиры соседних листов совпадали.

После прокладки на карте маршрута, намечают на ней нужную для работы полосу, а лишние края подгибают. Затем полученную полосу карты складывают «гармошкой» по формату планшета или портфеля для карт. Это позволяет быстро найти нужный район карты, не прибегая к полному разворачиванию ее.

Измерения на картах

Определение географических координат точек. Для определения по карте географических координат точки (пункта), используют сетку меридианов и параллелей. На рамках полетных и бортовых карт у каждого меридиана и параллели указаны значения широты и долготы.

Для определения по карте географических координат заданной точки необходимо (рис. 2.13) [19]:

- провести через эту точку отрезки прямых, параллельных ближайшим параллели и меридиану;

- в точках пересечения этих отрезков с меридианом и параллелью, отсчитать соответственно искомые широту и долготу заданной точки.

 
 

 

 


Рис. 2.13. Определение по карте географических координат точки

Нанесение точек на карту по заданным географическим координатам. Для нанесения на карту точки по заданным географическим координатам необходимо [19]:

- приложить линейку к делению широты заданной точки и провести карандашом линию, параллельную ближайшей параллели;

- приложить линейку к отсчету долготы заданной точки и провести линию, параллельную ближайшему меридиану;

- пересечение двух проложенных линий укажет место заданной точки на карте.

Измерение расстояний и направлений на карте. Измерение расстояний на карте выполняется с помощью специальной масштабной линейки. Чтобы измерить расстояние на карте между двумя пунктами, необходимо:

- наложить линейку так, чтобы нуль шкалы расположился в центре одного из пунктов, а против центра другого пункта отсчитать расстояние по шкале, соответствующей масштабу данной карты.

В практике полетов обычно измерение расстояний производят с помощью сантиметровой шкалы НЛ-10М. Измерив длину линии на карте в сантиметрах и, зная масштаб карты, определяют в уме, чему равно это расстояние в километрах. Кроме этого, пилотам очень важно уметь глазомерно определять на карте расстояния отрезков в 1, 5 и 10 см. Рекомендуется запомнить, какой длине в сантиметрах соответствует ширина ладони, раствор большого и указательного пальцев. Умение глазомерно определять расстояние на карте необходимо развивать систематическими тренировками.

Направление на карте измеряют при помощи навигационного транспортира. Его внешняя шкала оцифрована от 0 до 180º, а внутренняя – от 180 до 360º.

Чтобы измерить направление на карте между двумя пунктами, необходимо:

- провести прямую линию, соединяющую пункты на карте;

- наложить центр транспортира на середину линии таким образом, чтобы вершина транспортира была направлена в сторону полета, а линия 0 – 180º была параллельна ближайшему меридиану карты;

- отсчитать ЗИПУ против пересечения линии со шкалой транспортира (рис. 2.14);

- при полете с путевым углом 0 – 180º ЗИПУ отсчитывают по внешней шкале, а при полете с путевыми углами 180 – 360º по внутренней шкале.

Путевой угол измеряют по среднему меридиану участка маршрута, так как меридианы на картах не параллельны.

 

 


Рис. 2.14. Измерение ЗИПУ на карте

 

В практике полетов пилотам необходимо уметь без транспортира, глазомерно, определять на карте углы в 5, 10 и 15º. Кроме того, рекомендуется уметь откладывать на глаз основные направления: 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315º.

 

 

Глава 3. ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ

В гражданской авиации соблюдение расписания движения ВС во многом зависит от единого счета времени. Знание времени необходимо при выполнении штурманских расчетов, особенно при использовании астрономических средств навигации. Кроме того, время является важным фактором, от которого зависит четкость управления воздушным движением и безопасность полетов.

Единицы измерения времени

Год (тропический) – промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра истинного Солнца через точку весеннего равноденствия. Тропический год равен 365 сут 5 ч 48 мин 46 с. Для удобства летоисчисления календарный год считается равным 365 сут и 6 ч. Поэтому три календарных года по 365 дней, а каждый четвертый год 366 дней. Такой год называется високосным.

Сутки – промежуток времени, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг своей оси относительно какой-нибудь точки на небе. В качестве таких точек принимают: точку весеннего равноденствия, центр истинного Солнца или центр среднего Солнца и различают соответственно: звездное, истинное солнечное и среднее солнечное время. Сутки делятся на 24 ч, 1 ч – на 60 мин, 1 мин – на 60 с, 1 с – на более мелкие доли. Рассмотрим кратко основные единицы времени, связанные с вращением Земли вокруг своей оси.

Звездные сутки – промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия на одном и том же меридиане. Однако в повседневной жизни пользоваться звездным временем неудобно потому, что начало звездных и солнечных суток не совпадает. Это объясняется движением Земли по орбите, которое приводит к тому, что точка весеннего равноденствия обгоняет видимое положение солнца на небесной сфере на 3 мин 56 с в сутки, а за год на 24 ч.

Истинные солнечные сутки – промежуток времени между двумя последовательными нижними кульминациями центра истинного Солнца на одном и том же меридиане. За начало истинных суток из практических соображений условились считать момент нижней кульминации центра истинного Солнца, т.е. момент средней полуночи. Однако, пользоваться истинным солнечным временем так же неудобно, как и звездным потому, что продолжительность истинных солнечных суток в разное время года различна. Это объясняется неравномерностью движения Солнца по эклиптике и наклоном эклиптики по отношению к небесному экватору. Чтобы получить сутки одинаковой продолжительности, условились измерять время относительно среднего Солнца. Среднее Солнце – условная точка на небесной сфере, которая движется равномерно по небесному экватору в том же направлении, в котором истинное Солнце движется по эклиптике, и совершает годичный оборот за то же время, что и истинное Солнце.

Средние солнечные сутки – промежуток времени между двумя последовательными нижними кульминациями среднего Солнца на одном и том же меридиане. Продолжительность средних солнечных суток постоянна и равна средней продолжительности истинных солнечных суток за год. Началом средних солнечных суток принято считать полночь. Среднее солнечное время положено в основу измерения времени в повседневной жизни.

Системы счисления времени

В авиационной практике применяется несколько систем счисления времени. Это системы счисления: местного, поясного и гринвичского времени. Кроме того, в нашей стране приняты еще системы счисления декретного и летнего времени. Поэтому пилот должен знать сущность каждой системы и уметь переходить от одной системы измерения времени к другой.

Местное время. Местное время Тм – время на данном географическом меридиане. Каждый меридиан имеет свое собственное местное время. Из рис. 3.1 видно, что во всех точках, лежащих на одном меридиане, в один и тот же момент местное время одинаково.

 
 

 

 


Рис.3.1. Связь между временем и долготой

 

На восток от любого меридиана оно увеличивается, а на запад – уменьшается. Местное время рассчитывается по следующей формуле:

Тм = Тгр ± , где Тгр – гринвичское время; - долгота пункта восточная или западная.

Зависимость между долготой и временем. Эта зависимость позволяет долготу места выражать во времени и, наоборот, время выражать в единицах дуги, что необходимо при решении задач, связанных с расчетом времени. Принимая во внимание то, что Земля совершает полный оборот в 360º за 24 ч, можно установит следующую зависимость между долготой и временем:

15° = 1 ч; 1° = 4 мин; 15' = 1 мин; 1' = 4 с; 15'' = 1 с; 1'' = 1/15 с.

Пример. Гринвичское время Тгр = 4 ч 20 мин; долгота пункта λв = 90°. Определить местное время.

Решение 1. Переведем долготу пункта во время: λt = 90 : 15 = 6 ч.

2. Определим местное время: Тм = Тгр + λв = 4 ч 20 мин + 6 ч = 10 ч 20 мин.

Поясное время. Поясное время Тп – местное среднее солнечное время среднего меридиана данного часового пояса. В 1884 г. по международному соглашению была введена система счисления поясного времени. Сущность поясного времени состоит в том, что вся поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса, от нулевого по 23-й включительно. Каждый пояс занимает по долготе 15°. За средний меридиан нулевого пояса принят Гринвичский, от которого ведется отсчет долгот. Средние меридианы соседних поясов отстоят друг от друга на 15°, что соответствует 1 ч времени. Счет поясов ведут к востоку. В каждом часовом поясе единое для всего часового пояса время, которое соответствует местному среднему солнечному времени среднего меридиана данного пояса. Номер часового пояса равен долготе его среднего меридиана, выраженной во времени, и показывает, на сколько часов время данного пояса опережает гринвичское. На всех средних меридианах поясов поясное время совпадает с местным временем, а на границах поясов поясное и гринвичское время различаются на 30 мин. Поясное время можно рассчитать по следующей формуле:

Тп = Тгр + N, где N – номер часового пояса.

Границы часовых поясов проводят с учетом государственных и административных границ таким образом, чтобы население отдельной страны, края или области вело единое счисление времени. В открытых морях, океанах границы часовых поясов проходят по разграничительным меридианам. Границы часовых поясов на территории нашей страны периодически пересматриваются. Так, например, с 27 марта 1988 г. Волгоградская и Саратовская области переведены на исчисление по второму часовому поясу. На территории нашего государства проходят 11 часовых поясов со 2-го по 12-й включительно. При решении некоторых задач необходимо знать, в каком часовом поясе находится тот или иной пункт. Для этого используют карту часовых поясов, которая имеется в Авиационном астрономическом ежегоднике (ААЕ) для всего земного шара. Чтобы определить, в каком часовом поясе находится заданный пункт, необходимо найти его на карте часовых поясов. Если этого пункта на карте нет, его наносят на карту по широте и долготе, указанным на рамке карты, затем по его положению определяют, к каком часовом поясе он находится.

Гринвичское время. Гринвичское (всемирное) время Тгр – среднее солнечное время на меридиане Гринвича с началом отсчета от полуночи. Гринвичское время базируется на вращении Земли вокруг своей оси. Время вращения Земли может быть определено с помощью астрономических наблюдений или рассчитано по звездному времени. Однако, гринвичское время, определенное по астрономическим наблюдениям с течением времени, будет не соответствовать значению всемирного времени, которое рассчитывается по звездному времени. По этой причине Международное бюро времени (МБВ) в качестве международного стандарта времени ввело новый термин Всемирное координированное время (UTC)- атомное время, откорректированное в целях максимального его приближения к среднему солнечному времени Гринвичского меридиана [3]. Атомное время равномерно, начало его отсчета совмещают со шкалой всемирного времени. По рекомендации МБВ атомное время корректируют с таким расчетом, чтобы расхождение всемирного координированного времени со средним солнечным гринвичским временем не превышало 0.5 с.

По всемирному координированному времени согласовывают свою работу международные средства транспорта и связи, включая гражданскую авиацию. В практике решения задач, связанных с расчетом времени, приходится по местному времени данного пункта определять гринвичское время и наоборот:

Тгр = Тм , где Тм – местное время; - долгота пункта восточная или западная.

Пример. Местное время Тм = 10 ч 20 мин; долгота пункта λв = 90°. Определить гринвичское время.

Решение 1. Переведем долготу пункта во время: λt = 6 ч.

2. Определим время на меридиане Гринвича: Тгр = Тм – λв = 10 ч 20 мин – 6 ч = 4 ч 20 мин.

Декретное время. Декретное время Тд – время часового пояса, увеличенное на 1 ч. Согласно декрету Совета Народных Комиссаров СССР от 16 июня 1930 г. в нашей стране все часы были переведены на 1 ч вперед относительно поясного времени: Тд = Тп + 1 ч. Это мероприятие было проведено с целью более полного использования населением дневного света из соображений экономии электроэнергии, идущей на освещение предприятий и жилых помещений.

Летнее время. Летнее время Тл – поясное декретное время, увеличенное на 1 ч. Это время введено постановлением Совета Министров СССР от 24 октября 1980 г. Порядок перехода на это время был уточнен постановлением Совета Министров СССР от 13 сентября 1984 г., в соответствии с которым ежегодно, в последнее воскресенье марта, в 2 ч по московскому времени стрелки часов на территории нашей страны переводят на 1 ч вперед, а в последнее воскресенье октября в 3 ч – на 1 ч назад. Таким образом, счисление времени в летний период смещается на 1 ч вперед по сравнению с декретным временем или на 2 ч по сравнению с поясным. Введение летнего времени позволяет дополнительно экономить электроэнергию, потребляемую на освещение. Летнее время применяют во многих странах, например, в Англии, Франции, США.

Московское время. Московское время Тмск – декретное (летнее) время Москвы, или поясное время третьего (четвертого) часового пояса. Следовательно, московское время в период действия декретного времени идет впереди гринвичского на 3 ч, а в период летнего – на 4 ч. В практике приходится по московскому времени определять поясное декретное или поясное летнее время в заданном пункте:

Тп.д(л) = Тмск.д(л) ± , где - разность между часовыми поясами.

В этой формуле знак «плюс» берется, если данный пункт расположен восточнее второго часового пояса, а знак «минус» - если западнее.

Пример. Дата 25 декабря 2004 г. Московское декретное время Тмск.д = 12 ч 20 мин. Определить поясное декретное время в г. Салехарде.

Решение 1. Определяем по карте часовых поясов, в каком часовом поясе находится г. Салехард, а затем находим разность между часовым поясом заданного пункта и 2-м часовым поясом г. Москва: = 5 – 2 = 3.

2. Определяем поясное декретное время в г. Салехарде: Тп.д = Тмск.д ± = 12 ч 20 мин + 3 = 15 ч 20 мин.

Зависимость между временами. Зависимость между рассмотренными выше системами измерения времени показана на рис. 3.2.

Переход из одной системы измерения времени к другой выполняется по формулам [14]:

Тм = Тгр ± ;Тд = Тп + 1 ч;

Тгр = Тм ;Тп = Тд – 1 ч;

Тгр= Тп – N;Тл = Тп + 2 ч;

Тп = Тгр + N;Тп = Тл – 2 ч;

Тм = Тп – N ± ;Тгр = Тмск.д – 3 ч;

Тп = Тм + N;Тгр = Тмск.л – 4 ч,

где N – номер часового пояса, в котором расположен данный пункт.

В аэронавигации принято показания бортовых часов обозначать буквой Т. Перевод бортовых часов в местное время и наоборот, удобнее производить по следующим формулам:

Тм = Т – Nч ± ; Тп = Тм + Nч, где Nч – номер часового пояса, по времени которого идут часы.

 
 

 

 


Рис. 3.2. Зависимость между системами измерения времени

 

Пример. 20 мая 2004 г. Показания бортовых часов Т = 11 ч 15 мин; Nч = 4; долгота пункта λв = 45°. Определить Тм на данном меридиане.

Решение 1. Переведем долготу пункта во время: λt = 3 ч.

2. Определим местное время: Тм = Т – Nч + λв = 11 ч 15 мин – 4 ч + 3 ч = 10 ч 15 мин.

Линия смены дат. Для исключения ошибок в счете суток по международному соглашению установлена линия смены дат (демаркационная линия времени). Она проходит в основном по меридиану 180°. Линия смены дат идет от Северного полюса через Берингов пролив, обходя многочисленные острова в Тихом океане, и заканчивается на Южном полюсе. На западной стороне этой линии каждый раз в полночь начинается новая календарная дата. При пересечении линии смены дат в направлении с востока на запад необходимо изменить дату на сутки вперед, а при пересечении линии с запада на восток – на сутки назад.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.