Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Погрешности указателя воздушной скорости





Указатель скорости имеет инструментальные, аэродинамические и методические погрешности.

Инструментальные погрешности ΔVи.Это погрешности, которые возникают по тем же причинам, что и аналогичные погрешности барометрического высотомера. Они определяются в лабораторных условиях и по результатам проверки составляются таблицы инструментальных поправок, которые помещаются в кабине ВС.

Аэродинамические погрешности ΔVа. Это погрешности, которые возникают в результате неточного измерения полного и особенно статического давления в зоне установки ПВД. Они определяются при летных испытаниях ВС и указываются в РЛЭ для каждого типа ВС.

Методические погрешности ΔVм. Это погрешности, которые возникают вследствие несовпадения фактических условий атмосферы со стандартными условиями, положенными в основу тарировки шкалы указателя скорости. Эти погрешности подразделяются на две группы:

- погрешности от изменения плотности воздуха;

- погрешности от изменения сжимаемости воздуха.

1. Погрешности от изменения плотности воздуха возникают вследствие несовпадения стандартной массовой плотности воздуха ρ = 0.125 кг·с24, которая бывает на уровне моря и которая положена в основу тарировки шкалы указателя скорости, с плотностью воздуха на высоте полета. По мере увеличения высоты, плотность воздуха уменьшается, поэтому показания указателя скорости будут меньше истинной воздушной скорости. В практике методическая поправка на изменение плотности воздуха учитывается с помощью НЛ или расчетом в уме.

2. Погрешности от изменения сжимаемости воздуха возникают вследствие изменения сжимаемости воздуха на высоте полета относительно сжимаемости воздуха на уровне моря, принятой при тарировке шкалы указателя скорости. На малых скоростях и высотах сжимаемость воздуха незначительна. С увеличением скорости и высоты полета сжимаемость возрастает, что приводит к увеличению плотности воздуха, а следовательно, и скоростного напора, вызывающего завышение показаний указателя скорости. При расчете истинной воздушной скорости поправку на изменение сжимаемости воздуха алгебраически прибавляют к приборной скорости, а при определении приборной скорости – наоборот.



При скоростях полета до 400 км/ч и высотах до 3000 м поправка на изменение сжимаемости воздуха незначительна и ею можно пренебречь.

Расчет скорости полета

Расчет истинной воздушной скорости для однострелочного указателя скорости. Его выполняют по формуле [14]:

Vи = Vпр + (±ΔVи) +(±ΔVм), где Vпр – показания указателя воздушной скорости; ΔVи – инструментальная поправка указателя скорости; ΔVм – методическая поправка на изменение плотности воздуха с высотой.

Эта формула используется для расчета небольших скоростей, когда требуется учитывать только инструментальную и методическую поправки. Учет методической поправки на изменение плотности воздуха рекомендуется выполнять на НЛ по ключу, приведенному на рис. 6.8.

 
 

 

 


Рис. 6.8. Расчет истинной воздушной скорости

с учетом методической поправки на изменение плотности воздуха

Пример. Н760 пр = 1200 м; tн = +20°; Vпр = 160 км/ч. Определить истинную воздушную скорость.

Решение. 1. Находим по бортовой таблице инструментальную поправку указателя скорости: ΔVи = +6 км/ч.

2. Вводим в показание указателя скорости инструментальную поправку: Vпр.испр = Vпр + (±ΔVи) = 160 + (+6) = 166 км/ч.

3. Определяем истинную воздушную скорость, для чего с помощью НЛ (рис. 6.8) учитываем методическую поправку на изменение плотности воздуха: Vи = 180 км/ч.

Расчет приборной скорости. Его выполняют по формуле [14]:

Vпр = Vи – (±ΔVм) – (±ΔVи).

Как видно из формулы, приборную скорость определяют в порядке, обратном расчету истинной воздушной скорости.

Пример. Н760 пр = 1500 м; tн = –10°; Vпр = 180 км/ч. Определить приборную скорость.

Решение. 1. Вводим в истинную воздушную скорость с помощью НЛ методическую поправку на изменение плотности воздуха (рис. 6.8): Vпр.испр = 172 км/ч.

2. Находим по бортовой таблице инструментальную поправку указателя скорости: ΔVи = +2 км/ч.

3. Определяем приборную скорость: Vпр = Vпр.испр – (±ΔVи ) = 172 – (+2) = 170 км/ч.

Расчет приборной и истинной воздушной скорости в уме.В практике аэронавигации имеет большое значение умение рассчитывать воздушную скорость в уме. Такой расчет позволяет контролировать правильность результатов вычислений, полученных с помощью НЛ. Для расчета в уме необходимо запомнить значение методических поправок на изменение плотности воздуха для различных высот, которые даются в процентах от скорости полета:

Нпр, м , 1000 2000 3000 4000 5000 6000

ΔVм, % , 5 10 15 20 25 30

Из приведенных выше данных видно, что до высоты 6000 м на каждые 200 м методическая поправка на изменение плотности воздуха составляет 1% от скорости полета.

При определении истинной воздушной скорости методическая поправка прибавляется к приборной скорости, а при определении приборной скорости – вычитается из истинной воздушной скорости.

 

Пример. Н760 пр = 1200 м; Vпр = 160 км/ч; ΔVи = +5 км/ч. Определить истинную воздушную скорость в уме.

Решение. 1. Вводим в приборную скорость инструментальную поправку: Vпр.испр = Vпр + (±ΔVи) = 195 + (+5) = 200 км/ч.

2. Находим методическую поправку на изменение плотности воздуха для данной высоты полета. Она равна 6%, что составляет 12 км/ч.

3. Определяем истинную воздушную скорость: Vи = Vпр.испр + (±ΔVм) = 200 + 12 = 212 км/ч.

 

 

Глава 7. ВЛИЯНИЕ ВЕТРА НА ПОЛЕТ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Одним из основных метеорологических элементов, учитываемых в аэронавигации, является ветер. Он оказывает большое влияние на полет воздушного судна.

Общие сведения о ветре

Полное безветрие (штиль) явление очень редкое. Обычно в каждом полете ВС подвергается воздействию ветра. Для правильного решения различных задач аэронавигации, связанных с выполнением полетов, необходимо знать, в чем конкретно выражается влияние ветра на полет ВС. Безопасность взлета и посадки, длина разбега и пробега ВС, время полета по маршруту и расход топлива зависят от ветра.

Ветер– горизонтальное движение воздуха относительно земной поверхности. Причиной его возникновения является неравномерное распределение атмосферного давления в горизонтальной плоскости. Ветер характеризуется направлением и скоростью, которые изменяются по времени, месту и высоте. В авиационной метеорологии и в аэронавигации применяют различные правила указания направления ветра. Существуют два понятия о направлении ветра: метеорологическое и навигационное (рис. 7.1).

Метеорологическое направление ветра – угол, заключенный между северным направлением меридиана и направлением из точки, откуда дует ветер. Отсчитывают его по часовой стрелке от 0 до 360°. Это направление ветра может отсчитываться относительно северного направления истинного или магнитного меридиана.

Для экипажей, производящих взлет и посадку, принято давать направление ветра у земли (δ0), на высоте 100 м (δ100) и на высоте круга (δкр) относительно магнитного меридиана [20]. Полученное на АМСГ направление ветра на высотах маршрута полета дается относительно истинного меридиана, которое экипаж при необходимости переводит в направление, отсчитанное относительно магнитного меридиана по формуле δ = δи – (±Δм). Магнитное склонение в формуле берется для района определения ветра.

 

 


Рис. 7.1. Метеорологическое и навигационное направление ветра

 

Навигационное направление ветра – угол, заключенный между северным направлением, принятым для ориентации направления полета, и направлением в точку, куда дует ветер. Отсчитывают его по часовой стрелке от 0 до 360°. Перевод метеорологического направления ветра в навигационное относительно магнитного меридиана и обратно выполняют по формулам:

δн = δ ± 180°; δ = δн ± 180°.

Скорость ветра (U) – скорость движения воздуха относительно земной поверхности. Ее измеряют в километрах в час или в метрах в секунду. Перевод единиц скорости на НЛ показан на рис. 5.2. Для перевода скорости ветра в уме, необходимо скорость ветра в м/с умножить на 4 и из полученного произведения вычесть его десятую часть. Эта разность будет соответствовать скорости ветра в км/ч.

Пример. Скорость ветра U = 10 м/с перевести в км/ч.

Решение. 1. U (км/ч) = U (м/с)·4 – 0.1(U (м/с) ·4) = 10·4 – 4 = 36 км/ч.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.