Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Урок 2. Материалы и инструменты. Организация рабочего места.





Урок 1. Вводный урок.

Задания и материалы в рабочей тетради: Давай познакомимся. Моя анкета.

Задачи урока: познакомить учащихся с учебником и рабочей тетрадью для 1 класса, их особенностями (условными обозначениями, сквозными героями Аней и Ваней, разделами учебника, критериями оценки изделия, особенностью построения рабочей тетради); формировать первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; создать условия для знакомства с соседом по парте; показать возможности использования упрощенно-графических изображений (рисунков-пиктограмм); воспитывать интерес к новому предмету «Технология»; осуществлять связь

Планируемые результаты:

Предметные: проводить сравнительный анализ учебника и рабочей тетради по заданным критериям; реализовывать способность чтения, расшифровки условных обозначений; освоить критерии оценки изделия; проявить интерес к новому предмету

УУД:

Личностные: осмысление собственных интересов и соотнесение их с интересами других детей.

Регулятивные: уметь взаимодействовать со сверстниками

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; заполнять анкету на основе осмысления собственных интересов и предпочтений; переводить информацию в знаково-символическую систему при заполнении анкеты;

Коммуникативные: уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера.

Основные термины и понятия: учебник, рабочая тетрадь, условные обозначения, анкета, информация, изделие.

Ресурсы и оборудование.

У учителя: учебник, рабочая тетрадь, различные изделия, выполненные из различных материалов для демонстрации в течение урока, цветные карандаши, условные обозначения для демонстрации.

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Ход урока:

Учитель: «Ребята, сегодня мы познакомимся с вами с новым предметом, который называется «Технология». Давайте познакомимся с ним более подробно, в этом нам помогут учебник и рабочая тетрадь».

Начало урока начинается со знакомства с учебником и рабочей тетрадью. Знакомство проходит в сравнении предлагаемых пособий. Вначале рассматриваются обложки: сравнивается оформление, названия. Учащиеся высказывают свое мнение о том, что общего они находят в оформлении (цвет, надписи, изобразительный ряд), в чем отличия.

Учитель: «В учебнике нам будут встречаться различные условные обозначения, которые нам будут подсказывать, какая работа предстоит далее. Но условные обозначения встречаются нам и в повседневной жизни и очень важно правильно их читать. Вспомните ли вы, что это за обозначения, и какие нам встречаются в жизни?». В чем особенность этих условных обозначений? В маленьком рисунке заложена необходимая информация.

Учитель выслушивает ответы учащихся, затем демонстрирует некоторые условные обозначения и предлагает определить, что они обозначают и где они встречаются, например, «пешеходный переход», «туалет» «вход с собаками запрещён» «фотографировать без вспышки», «глажение запрещено».

Учащиеся объясняют, что данные условные обозначения можно встретить на улице, для того, чтобы соблюдать правила дорожного движения, также в музеях, на вокзалах? Также они могут встретиться и на одежде и т.д.

Делается вывод о необходимости использования условных обозначений в различных общественных местах и о том, чтобы ими пользоваться, нужно уметь их читать.

Далее учитель предлагает открыть учебник на первой странице и обратить внимание на условные обозначения, которые ребятам встретятся на страницах учебника.

Учитель: «Рассмотрим каждое условное изображение отдельно. На первом изображена мама с двумя ребятами. Как вы думаете, что может обозначать это изображение? (читаем со взрослыми). Учащиеся высказывают свои предположения: это значит, что в учебнике предлагается текст, который нужно прочитать вместе с взрослым, мамой, папой, учителем».

Также проходит знакомство с остальными условными обозначениями:

¾ изображение девочки с ножницами (работаем самостоятельно) –предлагается выполнить изделие;

¾ изображение мальчика с лупой (проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод) – предлагается провести какой-либо эксперимент;

¾ девочка с часами (путешествуем во времени) – описываются исторические факты;

¾ мальчик приоткрывает книгу (проверяем себя) – авторы предлагают ответить на вопросы по окончании изучения материала урока;

¾ собачка нюхает сверток (ищем информацию) – авторы предлагают найти информацию по заданной теме, ответить на вопросы;

¾ мальчик держит в руках тетрадь (рабочая тетрадь) – предлагается задание в рабочей тетради;

¾ розовый квадратик (заглянем в «Словарик юного технолога») – слово выделено в розовый цвет, определение нужно посмотреть в «Словарике юного технолога», который находится в конце учебника.

Далее учитель может предложить учащимся пролистать учебник и найти страницы, на которых встречаются условные обозначения и посмотреть, есть ли такие обозначения в рабочей тетради. Учащиеся находят на стр. 4 рабочей тетради различные линии. Учитель сообщает, что линии – это графические обозначения, которые будут подсказывать учащимся, что нужно будет сделать с различными заготовками. Их можно будет встретить на чертежах деталей в приложении.

Толстая сплошная линия – линия разреза, это контур фигуры, по которому фигуру необходимо будет вырезать; штрихпунктирная с двумя точками – линия сгиба, то есть по этой линии мы согнем фигуру; диагональная штриховка означает, что на данный отрезок нужно нанести клей; толстая точка – место прокола, необходимо сделать отверстие; пересечение линий говорит о том, что фигура симметричная. К описанию данных линий учащиеся всегда смогут вернуться на эту страницу. Учитель предлагает учащимся открыть приложение и рассмотреть, каким образом используются данные линии.

После изучения различных условных обозначений, учитель обращает внимание на страницу в учебнике с названием раздела «Давай познакомимся» (шмуцтитул).

Учитель: «Первый раздел учебника называется «Давай познакомимся». Как думаете, что авторы учебника предложат нам сделать в данном разделе? Опишите, что изображено на этой странице». Учащиеся отвечают на вопросы.

Стоит обратить внимание на мальчика и девочку, узнать, кто эти ребята, по их мнению; на совенка, мама которого, сова, является символом мудрости.

Затем учитель читает обращение авторов «Здравствуй, дорогой друг!» и предлагает ответить на вопросы: Чему вы сможете научиться, путешествуя по учебнику «Технология»? Кто будет помогать вам в этом путешествии? Учащиеся отвечают на предлагаемые вопросы.

Учитель: «Теперь откроем учебник на стр. 5 и узнаем, как работать с учебником. Посмотрим, какие разделы в учебнике встретятся нам дальше. Посмотрите, каждый раздел будет иметь свой цвет. Посмотрите на странички учебника – они малинного цвета, соответствуют разделу «Давай познакомимся!». Прочитаем названия следующих разделов: «Человек и земля» - зеленый цвет, «Человек и вода» - голубой цвет, «Человек и воздух» - фиолетовый цвет, «Человек и информация» - оранжевый цвет. В каждом разделе будет предлагаться определенная информация, различные изделия. Пролистаем учебник, посмотрим, какие изделия или информация встретятся вам в каждом из разделов.

Учащиеся пролистывают учебник и отмечают понравившиеся изделия, заинтересовавшую их информацию.

Посмотрите, какие игрушки мы будем мастерить. Может, сможет кто-нибудь ответить, из чего они выполнены? Какие изделия изготавливали вы своими руками?». На данном этапе урока, учитель также может продемонстрировать различные изделия.

Учитель: «Для каждого изделия отведено определенное количество времени, а также авторы сообщают, насколько, по их мнению, сложно изделие в выполнении. Рассмотрим эти значки».

Изучить значки к изделиям учитель предлагает на стр. 6 учебника, учитель сообщает, что данные значки помогут распределить время, узнать сложность предлагаемого изделия, а также смогут оценить свое изделие.

Учитель: «Итак, каким значком определяется сложность выполнения изделия? (учащиеся рассматривают изображение на стр. 6 и отвечают на поставленные вопросы). Как думаете, а почему для обозначения сложности выбрано изображение гири? (учащиеся высказывают свое мнение). Если задание выполнить легко, сколько гирек будет нарисовано? Если сложно?» - аналогичная работа проходит и по остальным значкам.

Учитель: «Итак, мы познакомились с «помощниками» - условными обозначениями. А теперь познакомимся с Аней на стр. 7. Здесь Аня предлагает вопросы анкеты и ответы на них. Что такое анкета? Для чего она нужна? Где может встретиться?». Учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель сообщает, что анкета – это лист с определенными вопросами. Она нужна для того, чтобы узнать информацию о человеке. Сам процесс заполнения анкеты называется анкетированием. Анкеты заполняют при получении загранпаспорта, при поступлении в университет, когда подают заявления о приёме на работу и т.д. Использовать анкеты очень удобно, нужно совсем немного времени, чтобы ее заполнить, некоторые анкеты могут обрабатывать машины.

Учитель: «Из анкеты мы можем узнать информацию о ком-либо. Информация – сведения о чем-либо, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Сейчас мы прочитаем вопросы и посмотрим, как на них ответила Аня. Обратите внимание, что ответы представлены в виде рисунков – тоже при помощи определенных условных обозначений. После знакомства с анкетой Ани, вам предстоит также ответить на вопросы и тоже перевести ответы в рисунки». Учитель читает вопросы анкеты, а ребята, рассматривая рисунки Ани, отвечают на них, после этого учитель предлагает пообщаться с соседом по парте, ответить на вопросы анкеты и может быть даже предложить свои (во время данной работы можно включить музыку).

Учитель обращает внимание на условные обозначения на данной странице (стр.7): «работаем самостоятельно» и «рабочая тетрадь».

Учитель: «Теперь более подробно познакомимся с рабочей тетрадью. Посмотрите, здесь на стр. 3 предлагается содержание, по которому всегда можно найти предлагаемое в учебнике задание. Теперь выполним задание «Моя анкета», посмотрите по содержанию, на какой странице данное задание. Итак, вам необходимо заполнить свою собственную анкету. Информацию вы переводите в рисунки, которые выполняете в квадратиках цветными карандашами.

Ответим вместе на первые два вопроса. Прочитаем первый вопрос (один из учеников читает: Как меня зовут?). Что вы напишите и нарисуете в первом квадратике? (учащиеся отвечают, что напишут свое имя и каким-либо образом украсят пространство вокруг надписи)». Учитель может отметить, что написать они могут то имя, как детям нравится, чтобы их называли.

Второй вопрос: Чем я люблю заниматься? Учитель выслушивает ответы нескольких учеников и также интересуется, каким условным обозначением можно отметить то или иное занятие. Если любите рисовать красками, можно нарисовать кисточку; если любите играть в футбол – мяч; если читать – книгу; если что-то коллекционировать, то предмет коллекции.

Далее учитель предлагает учащимся самостоятельно заполнить анкету.

Подведем итоги. В конце урока необходимо подвести итоги. Учитель предлагает учащимся рассказать об их опыте заполнения анкеты, может быть, они столкнулись с какими-то трудностями, что понравилось. Учитель может попросить нескольких учеников рассказать о том, какие сведения о себе они заполнили в анкете, какими рисунками они это отметили.

Также учитель задает ряд вопросов о материале урока. Как вы думаете, чем отличаются учебник и рабочая тетрадь? В чем нам будут помогать учебник, а чем рабочая тетрадь? Что такое условные обозначения? Как они используются? Приведите примеры некоторых условных обозначений, которые встречаются в жизни и которыми мы будем пользоваться ан уроках технологии? Что такое анкета? Для чего заполняют анкету? Где используют?

Рекомендации для занятий в семье. Провести анкетирование своей семьи.

Ресурсы и оборудование.

У учителя: учебник, рабочая тетрадь, «рюкзак путешественника» с материалами и инструментами; различные материалы для демонстрации: бумага (цветная тонкая, картон, газетная и т.д.), пластилин, глина, ткань, природные материалы (шишки, желуди, палочки, семечки, крупа); изделия из различных материалов.

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, карандаш.

Ход урока:

Урок можно начать с проверки домашнего задания. Учащиеся делятся впечатлениями о проведении анкетирования дома, рассказываю, было ли полезно проведение данного опроса, узнали ли они что-то новое и интересное о своей семье. Далее повторить материал прошлого урока, узнать о специфических особенностях учебника и рабочей тетради, о возможностях анкеты.

Учитель: «Итак, сегодня мы отравляемся в путешествие, но, ни одно путешествие не обходится без необходимых вещей, которые человек берет с собой для того, чтобы помогать ему. Аня и Ваня собрали для нас рюкзачок со всем необходимым, давайте заглянем в него и посмотрим, что же там спрятано».

Далее учитель достает из рюкзачка таблички со словами «материалы» и «инструменты». Дети читают эти два слова. Затем нужно поинтересоваться у детей, встречались ли им эти слова, что такое материалы и инструменты. Затем предлагает открыть учебник на стр. 8.

Учитель: «Прочитаем, что говорит Аня. Она говорит о материалах. Посмотрите, слово «материалы» выделено цветом, а кто помнит, что это значит. Можно заглянуть на страницу с условными обозначениями и проверить себя. Откроем «Словарик юного технолога» на стр. 125 и прочитаем определение слова «материалы».

Материал — 1) предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо; 2) ткань, материя.

Учитель: «Как вы понимаете определение данного понятия?». Учащиеся объясняют, как они поняли, что такое материал, повторяют определение своими словами. «Давайте рассмотрим рисунок на стр. 8. Назовите, какие материалы вы видите на рисунках».

Учащиеся называют, учитель достает материалы из рюкзачка и демонстрирует их, а также сообщает некоторые сведения о них и демонстрирует изделия из данного материала.

Бумага. Бумага в наборе, цветная, картон; но не только такая бумага используется в изделиях, но и газетная, журнальная, металлизированная и т.д. Пластилин в наборе разных видов. Глина в упаковке. Ткань различных видов: шерсть, х/б, ситец и т.д. Нитки: шерстяные, ирис, мулине и т.д. Природные материалы: шишки, желуди, веточки, палочки, листья, крупа и т.д.

Далее учитель предлагает учащимся самим определить по демонстрируемым изделиям, какой материал использован в работе. Также учащиеся определяют, какой материал использован для изготовления различных бытовых предметов (можно определить по тем предметам которые есть в классе): стул, стол (парта), стакан, учебник, газета, одежда и т.д.

Учитель: «Прочитаем обращение Вани на стр. 8. Он говорит об инструментах. Слова «инструменты» выделено цветом. Заглянем в «Словарик юного технолога на стр. 125».

Инструмент — ручное орудие для производства каких-нибудь работ.

Учитель предлагает открыть учебник на стр. 9, рассмотреть рисунок и назвать инструменты. Затем проходит демонстрация некоторых инструментов и обсуждение назначения.

Ножницы необходимы для вырезания деталей. Кисточка необходима для того, чтобы наносить клей на детали. Карандаш нужен, чтобы рисовать детали, чертить. Линейка – для проведения прямых линий. Стека – для отрезания кусочков пластилина.

Затем учитель предлагает определить по демонстрируемым изделиям, какие инструменты были использованы для изготовления изделий, учитель задает наводящие вопросы.

Например, аппликация из бумаги. Детали к аппликации как получены? Учащиеся высказывают свои предположения. В итоге: для получения деталей их сначала нарисовали на бумаге карандашом, затем детали вырезали при помощи ножниц, а затем приклеили, используя кисточку для клея.

На данном примере показано, что уже с первых уроков учащимся представляется последовательность работы над изделием: разметка, раскрой, сборка.

Учитель: «Использовали ли вы какие-нибудь инструменты для производства каких-нибудь работ. В чем они вам помогали?». Учащиеся рассказывают, как инструменты помогают им в жизни. Мальчики, скорее всего, рассказывают, как они помогали папе, дедушке в каких-либо строительных делах (молоток, пила, отвёртка и т.д.). Девочки расскажут о том, какие инструменты они использовали на кухне для приготовления каких-либо блюд.

Здесь можно предложить игру по определению работы, которую выполняет инструмент.

Учитель делает вывод, что инструменты используются в любой профессии, они помогают человеку выполнять какую-нибудь работу. Очень важно, чтобы любой инструмент был в рабочем состоянии, необходимо бережно к ним относиться, хранить в чехлах или коробках.

Учитель: «На стр. 9 Аня предлагает выполнить задание: назвать приспособления, которые изображены на фотографии. Узнаем в «Словарике юного технолога» определение понятия «приспособления».

Приспособление — предмет, устройство, при помощи которого совершается какая-нибудь работа, действие. Приспособление – это помощник инструмента. Например (учитель демонстрирует нижеописанные действия), нож режет, а фальцлинейка помогает, загораживая пальцы руки от лезвия. Карандаш рисует, а шаблон помогает выполнить необходимый рисунок. Иголка прокалывает ткань, наперсток создает опору для иглы.

Далее учитель предлагает выполнить задание Ани и обсудить назначение названных приспособлений. После учитель может предложить снова по демонстрируемым изделиям предположить, какие приспособления были использованы в работе.

Далее учитель обращает внимание на условные обозначения, которые встречаются на стр. 9 учебника.

Проверяем себя. Можно ли катушку назвать приспособлением для хранения ниток? Можно рассмотреть отдельно такой предмет, как «катушка». Здесь необходимо обратиться еще раз к определению понятия «приспособление» и узнать, помогает ли катушка совершить какое-нибудь действие, работу; помогает ли какому инструменту? Учащиеся высказывают свои мнения. Здесь катушка помогает рукам наматывать нитку, то есть руки – это инструменты.

Рабочая тетрадь. Учитель предлагает открыть содержание рабочей тетради и посмотреть, на какой странице предлагается задание «Материалы, инструменты и приспособления». На стр. 6 предлагается задание, учитель читает и обсуждается вместе с классом. Карандашом необходимо отметить те материалы, инструменты и приспособления, которые понадобятся на уроках технологии. Нужно поставить галочку около выбранного предмета. Первые два-три предмета стоит обсудить всем вместе, а далее работа проходит самостоятельно.

Работа в тетради продолжается на стр. 7, это задание можно выполнить всем вместе.

Учитель: «Итак, мы теперь знаем, что необходимо взять с собой в путешествие, но еще есть одно правило, которое необходимо соблюдать на наших уроках – это грамотно организовывать свое рабочее место, чтобы каждое приспособление, инструмент, приспособление было на своем месте. Откроем учебник на стр. 10. Здесь Ваня предлагает рассмотреть, как организовано рабочее место для работы с бумагой. Посмотрите, как располагаются все предметы. Прямо перед нами на столе лежит клеенка, подкладной лист. Для чего она понадобится? (учащиеся высказывают свои ответы). Слева сам материал – цветная бумага. Прямо за клеенкой клей, кисточка для клея, тряпочка, все это на подставочке. Справа стаканчик с ножницами, линейкой, карандашами». Объясняя организацию рабочего места при работе с бумагой, учитель демонстрирует расположение материалов, инструментов на макете (возможен электронный вариант).

Проверяем себя. По рисунку на стр. 10 определить, для работы с каким материалом подготовила рабочее место Аня? Здесь также обсуждается, какие инструменты и приспособления могут пригодиться для работы.

Можно заполнить таблицу подвести итоги, этой таблицей учащиеся могут пользоваться первое время, как подсказкой. Таблица заполняется по мере обсуждения материала учебника на стр. 10.

 

Материалы Инструменты и приспособления
БУМАГА Клеенка, ножницы, клей, кисточка, тряпочка, линейка, карандаш.
ПЛАСТИЛИН Подкладной лист, стеки, тряпочка.

 

Рабочая тетрадь. Вместе с учащимися читаются правила организации и уборки рабочего места на стр. 8.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради на стр.9.

Подведем итоги. Как в работе мы будем использовать материалы и инструменты? Для чего необходимо грамотно организовать свое рабочее место? Зачем хранить некоторые приспособления, инструменты, материалы в коробочках, пакетах, папках?

Рекомендации для занятий в семье. Узнать, какие материалы и инструменты используются дома.

 

Ресурсы и оборудование.

У учителя: учебник, разборная конструкция цветка умений, клей, изделия из различных материалов, бумага средней плотности для изготовления подставки (подготовлен необходимый формат каждому учащемуся).

У учащихся: учебник, фломастеры, для выполнения подставки для кисточки: бумага средней плотности (подготовлена учителем), ножницы, карандаш.

Ход урока:

Вначале урока проходит повторение материала прошлого урока. Необходимо повторить, что такое материалы, инструменты. Продемонстрировать предметы, которые нужно отнести к группе материалов или инструментов. Также поинтересоваться у учащихся о том, какие материалы и инструменты используются в домашних условиях.

Учитель: «Мы знаем, что нужно взять с собой в путешествие, как использовать рабочую тетрадь, учебник, как грамотно организовать свое рабочее место, сегодня мы узнаем, что же такое технология (слово «технология» должно быть на доске). Откроем учебник на стр. 11, прочитаем слова Вани. Откроем словарик юного технолога, прочитаем определение понятия «технология».

Один из учеников читает определение понятия в «Словарике юного технолога».

Технология — знания о способах и средствах изготовления различных вещей и предметов.

Учитель предлагает также одному из учеников прочитать определение понятия «технология» в учебнике на стр. 12.

Технология – учебный предмет, который учит, как правильно изготавливать изделия из разных материалов с использованием инструментов и приспособлений, а также экономно расходовать материалы, силы и время человека.

Учитель задает вопросы на понимание прочитанной информации. Чему мы научимся на предмете «Технология» (Ответы учащихся: изготавливать различные вещи, предметы, изделия). Что мы будем использовать в работе для создания изделий? (различные материалы, инструменты, приспособления). Как вы думаете, будем ли мы применять какие-нибудь правила в работе? Что это за правила? Учащиеся высказывают свои предположения (правила работы с инструментами). Что значит, экономно расходовать материалы, силы и время человека? (правила использования материала, как грамотно отрезать, вырезать, чтобы осталось больше материала для следующей работы, как быстрее сделать изделие).

Учитель делает вывод, что технология – это предмет, который научит изготавливать много интересных и нужных вещей из разных материалов с использованием различных инструментов и приспособлений.

Учитель: «Обратимся к учебнику на стр. 11, рассмотрим цветок умений, он поможет ответить на вопрос: чему мы научимся на уроках технологии. Что означают эти слова?».

Обсуждение умений. Учитель параллельно демонстрирует различные изделия, выполненные описанными действиями.

Лепить. Делать изображение, сооружать из пластического, мягкого материала.

Вязать. Плести руками, крючком, спицами или на машине из какого-нибудь материала.

Вышивать. Изобразить, украсить шитьем.

Клеить. Изготовлять, скрепляя клеем.

Шить. Изготовлять, скрепляя нитью края ткани, какого-либо мягкого материала.

Вырезать. Сделать что-нибудь резанием.

Конструировать. Создавать конструкцию чего-нибудь, строить.

Готовить. Приготовлять пищу, стряпать.

Предложить учащимся заполнить свой цветок умений, желаний, чему бы ребята хотели научиться на уроках технологии. Каждый заполнит свой лепесток: на одной стороне свое имя, а на другой свое желание, затем прикрепит на общий цветок. Учитель предложит вернуться к цветку в конце года и проверить, какие желания исполнились.

Учитель: «Рассмотрим фотографии на стр. 12. Аня говорит, что такие изделия вы сможете сделать на уроках технологии. Попробуйте назвать эти изделия. Какие материалы использованы для изготовления данных изделий?». Учащиеся рассматривают изделия на фотографии, придумывают название работам и обсуждают, какие материалы использованы.

Практическая работа. Подставка под кисточку.

Учитель: «Посмотрите на данное изделие (учитель демонстрирует подставку под кисточку). Что это за изделие? Для чего оно применяется? (учащиеся рассматривают изделие и отвечают на поставленные вопросы). Эта подставка под кисточку нам понадобится на уроках, когда мы будем работать клеем, мы кисточку будем окунать в клей и намазывать детали, а по окончании работы будем ставить кисточку на подставку. Попробуем выполнить сегодня авторскую подставку под кисточку. Тем более, что ею удобно пользоваться и хранить, она занимает очень немного места. Из какого материала выполнена подставка? (бумага). А если это бумага, то какие инструменты и приспособления нам могут пригодиться в работе?». Можно обратиться к таблице, составленной на прошлом уроке и методом исключения учащиеся по наводящим вопросам учителя, исключают инструменты, приспособления, которые не понадобятся для изготовления подставки.

 

Материалы Инструменты и приспособления
БУМАГА Клеенка, ножницы, клей, кисточка, тряпочка, линейка, карандаш.

 

Учитель: «Нужна ли нам клеенка? (учитель выслушивает ответы учащихся после каждого вопроса). Понадобятся ли ножницы? Для чего? (ножницами вырезано в центре отверстие). Нужен ли клей (нет)». И т.д.

В итоге понадобятся следующие инструменты и приспособления: клеенка, ножницы, кисточка (чтобы проверить конструкцию), карандаш.

А как можно вырезать такой ровный ромб? (учащиеся предполагают, что бумагу можно сложить). Но сначала нужно будет нарисовать фигурку, по контуру которой вырежем отверстие. Итак, приступим к работе».

Учитель демонстрирует все этапы работы и контролирует работу учащихся, учащиеся, выполняя работу, сравнивают свое выполнение с образцом учителя. Оформление изделия учащиеся выполняют самостоятельно.

1. Сгибание заготовки. Положите перед собой бумагу вертикально, сложим лист пополам от себя так, чтобы нижний край листа совпал с верхним краем, хорошенько прогладьте линию сгиба. Поверните заготовку так, чтобы согнутый край оказался наверху. Сложим каждый слой бумаги к верхнему краю (сначала один, перевернем заготовку, затем другой). Раскройте до сложенной пополам фигуры.

2. Разметка отверстия. Положите перед собой заготовку, возьмите карандаш и нарисуйте треугольник (можно два) примерно посередине на линии сгиба.

3. Вырезание отверстия. Не разворачивая заготовку, вырежем треугольник. Ножницами работаем аккуратно, закончив работу, отложите ножницы сразу в сторону сомкнутыми концами. Работайте только над столом.

4. Оформление изделие. Поставьте свою подставку, проверьте на устойчивость. Оформите изделие по своему выбору. Можете нарисовать на ней геометрические фигуры или оформить ее цветами, кому как нравится.

Подведем итоги.

Учитель: «Попробуйте объяснить своими словами, что такое технология. Чему вы сможете научиться на этих уроках? Попробуйте назвать, что можно сделать из показанных материалов».

Учитель демонстрирует разнообразные материалы, а учащиеся называют, что можно сделать из данных материалов, здесь необходимо постараться вывести учащихся на некоторые виды деятельности с материалами. Параллельно демонстрировать изделия.

Нитки: вязать, вышивать, плести. Ткань: сшивать, клеить. Бумага: конструировать, приклеивать, складывать, вырезать. Пластилин: лепить, вырезать. Фрукты (яблоки например): варить, выпекать. И т.д.

Все необходимое для своей жизни люди производят, изменяя и преобразовывая то, что дает им природа, с помощью определенного способа действий – технологии. Технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Современный человек может сделать самые разнообразные вещи!

Учитель предлагает рассмотреть изделия – подставки под кисточку. Учащиеся выходят к доске, показывают, что у них получилось, рассказывают, как они оформили свою подставку.

Также можно повторить, в какой последовательности подставка изготавливалась.

 

Экскурсия в парк (занятие во внеурочной деятельности).

Перед проведением следующего урока 4 «Работа с природными материалами. Аппликационные работы», мы рекомендуем провести экскурсию, как вариант для занятий во внеурочной деятельности.

 

Задачи экскурсии: формирование понятия о жизненных формах растений (деревья, кустарники, травы, мхи и т.д.) и о том, как их использует человек; освоение правил сбора природных материалов.

В зависимости от местных условий и того, куда будет организована экскурсия (в парк, лес, во двор школы и т.д.), содержание и объем информации будут разными.

Основная информация.

Деревья (древесина) используются для строительства дома, изготовления мебели, игрушек, в качестве топлива, шпал на железной дороге, столбов для проведения электричества, а также для изготовления бумаги; кустарники – для плетения корзин, коробов, мебели и т.д.; травы – для корма животных; ягоды, грибы – для употребления в пищу; семена растений – для питания, выращивания новых растений; опавшая листва идет на перегной и очень полезна для роста растений.

Во время экскурсии учитель предлагает учащимся внимательно изучать природу. Предлагает рассмотреть деревья, как они выглядят, чем они похожи, чем отличаются. Также можно рассмотреть опавшие листья, сравнить их по цвету, форме.

Учитель предлагает детям собрать красивые опавшие листья, травинки, веточки, шишки, желуди и т.д., чтобы использовать для создания в дальнейшем красивых аппликаций.

 

Помимо проведения экскурсии перед уроком по созданию аппликации из листьев, желательно после экскурсии провести занятие, задачами которого будут изучение правил подготовки и хранения природного материала; познакомить с назначением пресса в высушивании растений

Ресурсы и оборудование.

У учителя: учебник, различные виды природного материала, пресс, 2 дощечки, различные емкости: коробочки, пакеты.

У учащихся: учебник, различные виды природного материала, пресс, 2 дощечки, коробочки, пакеты.

Ход занятия:

Учитель: «Итак, мы собрали множество интересных видов природного материала. Теперь необходимо подготовить и сохранить эти материалы до того момента, как мы будем их использовать в практической работе. Откроем учебник на стр. 15. Аня предлагает рассказать, листья каких деревьев вы собрали? Рассмотрим рисунки под знаком «Работаем самостоятельно», как грамотно нужно подготовить листья для хранения и использования? Такой способ сушки называется «сушка под прессом. Слово «пресс» выделено цветом, что нужно сделать? Заглянуть в «Словарик юного технолога».

Пресс — механизм для сильного сжатия чего-нибудь, разглаживания, обработки чего-нибудь давлением. Также понятие «пресс» можно определить, как тяжелый предмет, предназначенный для придавливания чего-нибудь. Это груз.

Далее проходит обсуждение, что может служить прессом, какой предмет можно использовать, ведь, чтобы придавить, нужно использовать тяжелый предмет. Это могут быть книги. Возможна демонстрация настоящего переплетный пресс. Также можно поинтересоваться, использовали ли дети когда-нибудь пресс, родители, в каких целях.

Учитель предлагает рассмотреть последовательность сушки под прессом и попробовать самостоятельно описать схему. При этом учитель помогает, корректирует ответы учащихся, задает наводящие вопросы.

1. Собранные листья необходимо положить на газету, расправить их, положить на небольшом расстоянии друг от друга. При этом газету нужно положить на дощечку.

2. Теперь необходимо накрыть листья другим слоем газеты.

3. Затем положить дощечку, которая смогла бы закрыть всю поверхность газеты и сверху придавить грузом, в данном случае используется камень. Почему мы сразу на газету не положили пресс, камень? Он имеет неровную поверхность и закрывает не всю высушиваемую площадь.

4. На последней фотографии показаны уже высушенные листья, с которых аккуратно сняли пресс и фанерку. Листья готовы к работе.

Теперь листы необходимо аккуратно переложить в коробку.

Далее учитель может предложить разобрать остальной собранный материал: веточки положить в пластиковую сумочку, шишки отсортировать по виду, форме и величине и разложить в отдельные коробки.

 

Электронное приложение к данному уроку состоит из 4 разделов: «Новый материал», «Проверь себя», «Видео», «Сделай сам».

Материал первого раздела включает в себя информацию о видах листьев и может быть использован в начале занятия. Проверить умение классифицировать деревья ученикам можно в разделе «Проверь себя», где для выполнения задания необходимо соотнести лист и дерево, с которого он упал. В разделе «Видео» показан процесс засушивания листьев, с использованием пресса. Этот материал рекомендуется использовать в основной части занятия или предложить для домашнего просмотра. Обсудить план работы и подробно остановиться на каждом этапе сушки листьев поможет раздел «Сделай сам».

 

 

ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ

Ресурсы и оборудование.

У учителя: учебник, рабочая тетрадь, различные виды природного материала для демонстрации, инструменты и приспособления для выполнения изделия: картон, клей, кисть для клея, листы (подкладной и притирочный), тряпочка, рамка, готовое изделие.

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, 1 лист картона, природный материал (листья), клей ПВА, кисть для клея, подкладной лист, притирочный лист, тряпочка, рамка, цветные карандаши.

Ход урока:

Вступительная часть (5 мин.).

Начало урока стоит посвятить организации рабочего места. Учитель сообщает, что работать сегодня на уроке будем с природными материалами, а именно с листочками, учащиеся предполагают, какие материалы и инструменты могут понадобиться на уроке, учитель вносит коррективы. Дети предлагают, как нужно разместить все материалы, инструменты и приспособления на парте.

Учитель: «На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое технология. Кто может сказать определение своими словами? Откройте учебник на стр.13 – это шмуцтитул, здесь написано название раздела «Человек и земля», какого цвета этот раздел? Можно посмотреть на стр. 5 (страницы зеленого цвета)». Учащиеся стараются описать шмуцтитул: что нарисовано на нем, какие фотографии. Предполагают, с чем будет связан этот раздел?

Учитель предлагает перевернуть страницу, он обращает внимание на то, что сверху страницы написана тема урока: природный материал (учитель может отобразить тему урока на доске).

Далее учитель интересуется, знают ли дети, что это за материал (материалы, созданные природой). Учащиеся вспоминают, что недавно ходили на экскурсию и собирали природный материал, учитель предлагает перечислить виды материала, при этом показывая их наглядно. Вспоминают, для чего человек исп







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.