Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Урок 5. Работа с пластичными материалами. Пластилин. Аппликационные работы.





Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».

Задачи урока: познакомить со свойствами пластилина: цвет, пластичность, состав (глина, воск, краски); познакомить с инструментами, используемыми при работе с пластилином; формировать навыки работы с пластилином (приёмы работы, использование инструментов); показать на практическом уровне варианты использования приемов работы с пластилином; вырабатывать умения выполнения аппликации из пластилина; показать возможности использования карандаша, как разметочного инструмента; учить проводить анализ изделия, планировать последовательность изготовления изделия на основе слайдов и текстовых планов, представленных в учебнике, развитие мелкой моторики, координации движений; познакомить с технологией выполнения аппликационной композиции из пластилина; формировать навыки соблюдения правил работы с пластилином.

Планируемые результаты:

Предметные: знать свойства пластилина; выполнять аппликацию из пластилина; иметь представления о карандаше, как о разметочном инструменте; действовать по плану, анализировать изделие; выполнять работу на основе слайдов и текстовых планов, представленных в учебнике.

УУД:

Личностные: осмысление собственной деятельности на основе «Вопросов юного технолога;

Регулятивные: освоить некоторые приемы работы с пластилином; освоение организации рабочего места для работы с пластилином; умение осуществлять действие по образцу; осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов; действовать по плану

Познавательные: умение осуществлять анализ изделия под руководством учителя; в практической работе соблюдать правила работы с пластилином

Коммуникативные: выслушивать и слышать учителя, одноклассников; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов способность формулировать вопросы.

Основные термины и понятия: пластилин, стека.

Ресурсы и оборудование. В практической работе учащимся понадобится картон размером 10 ´ 15 см, так как учащимся сложно выполнить данную разметку то учитель может подготовить материал, разрезав пополам картон форматом А4, или предложить учащимся приобрести картон форматом А5.

У учителя: учебник, материалы для демонстрации: пластилин (бруски, цилиндры), глина, картон, стеки, нитка, образцы изделия.

У учащихся: учебник, картон, пластилин, стека, доска для работы с пластилином, нитка, простой карандаш.

Ход урока:

Вступительная часть (5 мин.).

Урок начинается с организации рабочего места. Учитель сообщает, что работать предстоит с пластилином, учащиеся предполагают, как не обходимо организовать рабочее место, какие инструменты, приспособления понадобятся на уроке. На парту постелить клеенку или бумагу, подготовить деревянную доску; работать в специальной одежде (нарукавник, передник или халат), справа или перед собой положить нитку для разрезания, или стеку, салфетку.

Далее проходит обсуждение задания, которое было рекомендовано выполнить дома. Учащиеся демонстрируют выполненные дома изделия, параллельно проходит и повторение материала прошлого урока: какие материалы использовали, листья каких деревьев, как называется данная техника, что такое аппликация.

Учитель: «На прошлом уроке мы познакомились с природными материалами, сегодня мы встречаемся с новым материалом, откройте учебник на стр. 17, прочитаем тему урока (пластилин). Какие материалы представлены на фотографиях? (глина и пластилин). Какими одинаковыми свойствами они обладают? (оба материала мягкие, то есть пластичные)». На данном этапе сравнение данных пластичных материалов (глины и пластилина) ограничивается только пластичностью.

Далее учитель предлагает внимательно рассмотреть и проанализировать пластилин по форме, пластичности, цвету и составу.

Форма. Какой формы пластилин? Учащиеся рассматривают материал, с которым они будут работать, высказываются: у кого-то пластилин в форме кирпичиков, брусков, также встречаются и в форме небольших цилиндров.

Пластичность. Как сделать, чтобы пластилин стал мягким? Учащиеся берут кусочек пластилина и начинают его мять, в итоге учащиеся делают вывод, что пластилин становится мягким при нагревании.

Цвет. Учащиеся рассматривают свою коробочку с пластилином и называют цвета, делают вывод, что пластилин может быть разнообразных цветов.

Состав. Что нужно добавить в пластилин, чтобы он был разнообразных цветов. Учащиеся высказывают свои мнения. Для придания цвета, в состав пластилина входят краски. Также в состав пластилина входят воск, глина.

Учитель: «Сегодня мы с вами будем работать с пластилином. Посмотрим на стр.17, что говорит о пластилине Ваня. Посмотрим определение понятия «пластилин» в «Словарике юного технолога».

Пластилин — искусственный материал для лепки.

Что значит искусственный?

Еще можно сказать, что пластилин – это пластичный материал для лепки.

Учитель до конца читает абзац на стр. 16 – слова Вани. После этого учащиеся отвечают на вопросы на понимание прочитанной информации. Что такое стека, кто может сказать? Для чего ее используют? (необходимы для надрезания заготовок, выравнивания поверхности пластилина и т.д.).

Учащиеся заглядывают в свою коробочку с пластилином и рассматривают вложенную стеку, которая должна быть вложена в коробку. Дети рассматривают стеку, описывают ее форму (небольшая палочка с закругленной или прямой, или скошенной лопаточкой – учитель обращает внимание на рис. в нижней части стр. 17, стеки бывают односторонними и двусторонними, то есть рабочая лопаточка может быть с одного конца или двух). Обсуждается, из какого материала сделана стека (стека может быть из дерева, металла, кости или пластика).

Выполнение упражнений. (5 мин.)

Дальше проходит изучение приемов работы с пластилином. Учащиеся открывают учебник на стр. 18. Учитель предлагает рассмотреть рисунок, назвать прием работы и выполнить данный прием на практике. (Прием – отдельное действие, движение).

Перед тем, как приступить к работе, необходимо обсудить несколько простых правил, которые необходимо соблюдать при работе с пластилином, на которые учитель обращает внимание во время работы:

¾ на стол нужно постелить клеенку или бумагу, чтобы защитить его от случайного попадания пластилина;

¾ лепить нужно на доске, положенной на стол;

¾ нельзя подносить стеки близко к глазам, ко рту;

¾ нельзя бросать кусочки пластилина, а тем более пробовать на вкус;

¾ после лепки необходимо очистить рабочее место, разложить неиспользованные кусочки пластилина по коробочкам и помыть руки.

Дети выбирают один брусок пластилина, еще раз проверяют рабочее место и приступают к работе. Учитель задает вопросы на понимание технологии выполнения работы, учащиеся высказывают свое предположения, которые корректирует учитель.

Отрезать. При помощи какого инструмента можно отрезать кусок пластилина? (при помощи стеки). Положите перед собой брусок и попробуйте отрезать, пользуясь, как ножом. Данную операцию можно выполнить при помощи нитки. Обмотайте брусок ниткой, оставляя концы нитки, затем потяните за оставленные концы.

Размять. Возьмите отрезанный кусочек пластилина, положите его на доску и пальчиками разомните, можно размять кусочек пластилина в руках, он станет более пластичным.

Раскатать. Раскатывая пластилин, получатся валики. Как можно выполнить данный прием? Для этого кусок пластилина раскатывается между ладошек «туда-сюда». Также попробуем сделать валик, положив кусок пластилина на доску и сверху покатать раскатать ладошкой.

Слепить. Как можно слепить представленную на рисунке фигуру? Раскатанный валик согните так, чтобы концы валика совпали, прижмите кончики, чтобы круг не распался.

Сплющить. Чтобы сплющить такую ровную лепешечку, сначала скатаем шарик. Для этого кусочек пластилина зажмите между двумя ладошками и круговыми движениями скатайте шарик. После этого положите шарик на доску и хорошенько прижмите его сверху. Края лепешки могут потрескаться, поэтому подровняйте их пальцами.

Вдавить. Как можно выполнить данную операцию? Надавите пальчиком в центр получившейся лепешки.

Скатать. Скатать два шарика и соединить их друг с другом.

Перекрутить. Сделать два валика, закрепить их вместе с одной стороны и перекрутить их друг с другом.

Прищипнуть. Двумя пальчиками взять с одной стороны лепешку и прижать двумя пальцами.

Вытянуть. Захватить часть лепешки и потянуть.

Анализ изделия. Планирование работы. (5-7 мин.)

Учитель: «На стр. 19 под знаком «Работаем самостоятельно» нам предлагается выполнить изделие «Ромашковая поляна». Обратите внимание на знаки сложности выполнения и затраты по времени. Насколько сложным является выполнения данного изделия? (трудно, встретятся новые приемы работы). Сколько времени понадобится для изготовления данного изделия? (авторы предполагают, поделку надо доделать дома, то есть делать ее по времени достаточно долго). Посмотрим, в конце урока насколько действительно сложно выполнять данное изделие и сколько времени мы затратим на его изготовление.

Учитель: «Рассмотрим изделие, которое предстоит нам выполнить на стр. 19, также вы можете видеть данную работу у меня. Проанализируем изделие. На доске представлены критерии для анализа, попробуйте сами сформулировать вопросы для анализа изделия». Данную работу учитель проводит по выбору, анализ может быть проведен традиционно: учитель задает вопросы, учащиеся отвечают, рассматривая изделие.

Критерии для анализа, написанные на доске: материалы, инструменты и приспособления, элементы, цвет, приемы работы. Учащиеся читают предлагаемые критерии и пытаются сформулировать вопросы.

Материалы. Какой вопрос можно сформулировать? Какие материалы использованы в работе? (картон, пластилин).

Инструменты и приспособления. Какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения изделия из пластилина?

Элементы картины. Что изображено на картине? Какие элементы?

Цвет. Какие цвета использованы в работе? (голубой, или синий – изображение неба, выбор оттенка может зависеть от погоды или времени суток, для изображения утра выбрать пластилин светлее, а для вечера темнее; белый использован для изображения лепестков ромашек; зеленый – поляна; оранжевый, или желтый – сердцевина ромашки).

Приемы работы. Какие приемы работы с пластилином используются в данной работе? Посмотрите список на стр. 18-19. Размазывание, сплющивание, прилепливание.

Техника. Как называется данная техника? (рельефная аппликация). Рельефная аппликация, значит, что изображение в аппликации выпуклое.

Применение. Где можно использовать такое изделие? (повесить на стену) для украшения комнаты, класса.

Дальше учитель предлагает попробовать составить план работы по изготовлению изделия, здесь не нужно требовать от учащихся точной формулировки этапов, достаточно, чтобы они высказывали свои предположения, учитель дополняет и корректирует ответы учащихся.

Учитель: «Теперь составим примерный план работы. В какой последовательности, как вы думаете нужно выполнить данную работу? Запишем ваш план на доске. (Примерный план: разметка рисунка на небо и землю, размазывание фона, прилепливание облаков, цветов, оформление изделия в рамку).

Далее мы предлагаем выполнять практическую работу по планам текстовому и слайдовому, предложенным в учебнике на стр. 20.

Изготовление изделия. (20-25 мин.)

Учитель сообщает, что мы приступаем к практической работе, работа будет проходить следующим образом: читаем пункт текстового плана, сравниваем его со слайдом и выполняем действие, описанное в плане; при этом учитель демонстрирует действия по выполнению изделия.

Учитель контролирует работу учащихся, оказывает необходимую помощь.

1. Подготовь инструменты и материалы, в том числе картон размером 10х15 см.

Посмотрим на слайд №1, что на нем показано? (материалы и инструменты, необходимые для работы). Учащееся проверяют свое рабочее место, все ли материалы и инструменты подготовлены для работы.

Учитель обращает внимание, что в нашем плане данный пункт отсутствует (или присутствует). Здесь предлагается подготовить картон размером 10 ´ 15 см, но у вас на столах, картон такого размера уже лежит.

2. Нарисуй карандашом на картоне линию.

Посмотрим на слайд №2, как нарисована линия? Для чего? (вид полянки). У нас в плане данный пункт присутствует. На данном этапе используем карандаш – это разметочный инструмент, разметить, значит, нарисовать на материале (здесь на картоне). И разметку производим на глаз, рисуем сами. Можно обсудить, что есть карандаши мягкие, есть твердые, у карандаша есть грифель.

3. Выбери пластилин цвета неба и травы. Пластилин синего цвета размажь пальцами по картону выше нарисованной линии — получится небо. Пластилин зелёного цвета размажь пальца ми по картону ниже линии — получится поляна. Обрежь стекой выступающий за края картона пластилин.

В тексте написано, что можно размазать пластилин пальцами, а как еще показано на слайде под №3? (при помощи стеки). В нашем плане такой пункт работы присутствует, в учебнике написано более подробно.

Выполним действия, описанные в данном пункте плана: отрывая небольшие кусочки пластилина, размажем по картону фон нашей картины.

Аккуратно стекой по краю картона (основы) обрежем выступающий пластилин, остатки не выбрасываем, а сложим в коробочку, эти кусочки мы еще используем для лепки других изделий.

4. Отщипни кусочки белого пластилина и примажь их на синий фон — получатся облака.

Посмотрим на слайд №4, что здесь изображено? (форма облаков).

Четвертый пункт совпадает с нашим, здесь необходимо примазать кусочки белого пластилина и сделать облака.

5. Скатай и сплющи пять белых шариков и один оранжевый шарик пластилина, сделай из них ромашку. Прилепи её на зелёный фон.

В этом пункте плана необходимо сделать ромашки, сначала подготовить-скатать шарики, а затем прилепить их на зеленый фон. Ромашки не обязательно должны быть одного размера.

Посмотрим, какой формы ромашки на слайде №5.

6. Сделай стекой узоры на лепестках.

Такое оформление мы не предусмотрели. Стекой можно нарисовать узоры на лепестках ромашек. Посмотрим, как это сделано на слайде №6. Изделие можно оформить в рамку. Предложить учащимся усложнить работу, сделать бабочек, пчел, дополнить другими цветами и т.д. (если позволяет время). Учитель может продемонстрировать несколько вариантов работ.

Подведем итоги. (3-5 мин.)

В конце урока проходит выставка. Здесь учащиеся вспоминают, какие критерии сложности и какое время для изготовления изделия было предложено авторами учебника, сравнивают свои данные с предложенными. Также оценивают свои изделия: сделано ли изделие аккуратно, или нужно еще потрудиться над изделием. Если учащиеся решают, что над изделием нужно потрудиться, то учитель спрашивает, что учащиеся хотели бы доделать, что исправить, над чем поработать. Также сам учитель отмечает положительные стороны изделий, особо можно отметить работы, в которых учащиеся проявили творчество, оригинальность – доработали картину дополнительными элементами.

Рекомендации для занятий в семье. Подумать, какие изделия можно сделать из пластилина, может быть дома есть какая-нибудь интересная работа, которую можно принести в класс, показать.

Электронное приложение к данному уроку состоит из 3 разделов: «Новый материал», «Видео», «Сделай сам».

На этапе знакомства с новым материалом — пластилином, рекомендуем работать с вкладкой «Материалы» из раздела «Сделай сам». В ней представлена вся необходимая информация о пластилине: что такое пластилин, какие приёмы лепки нужно знать для выполнения работ, как подготовить пластилин к лепке. Кроме того, открыв вкладку «Инструменты», можно продемонстрировать ребятам разные виды стек.

В разделе «Новый материал» представлены интересные факты о ромашках и видах этих растений. Данную информацию лучше использовать перед анализом изделия или в начале урока, во вступительной части, таким образом повышая мотивацию детей к новому материалу.

Самостоятельное выполнение изделия учениками рекомендуем сопровождать видеорядом из раздела «Видео».

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.