|
Личностная и эмоционально-волевая сфераДетям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. В целом исследования показывают, что дети с тяжелыми нарушениями речи недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с их самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция. Речь и общение Изучение общения у детей с тяжелой речевой патологией показывает, что у большинства старших дошкольников преобладает ситуативно-деловая его форма, что характерно для нормально развивающихся детей 2—4-летнего возраста. У дошкольников с ОНР наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения, проявляющиеся прежде всего в незрелости его мотивационно-потребностной сферы. Имеющиеся у данной группы детей трудности в осуществлении речевого общения со взрослыми и сверстниками связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений. Преобладающей формой общения со взрослыми у детей 4—5 лет с недоразвитием речи является ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме. Педагогическое обследование Цель такого обследования — выявить соответствие уровня знаний и умений детей требованиям программы, разработанной для данной возрастной группы. Педагогическое обследование включает два раздела. 1. Общие сведения о ребенке: ФИО, родители и т.д. 2. Общие особенности поведения:
—реакция на новую обстановку (настроение бодрое, радостное или подавленное); —взаимоотношения с детьми (проявляет симпатию, доброжелателен; вступает в конфликты и т.д.); —взаимоотношения со взрослыми (общителен или наоборот и т.д.). При обследовании функционального состояния здоровья и уровня физической подготовленности необходимо выявить: —функциональные нарушения; —органические нарушения; —перенесенные болезни и травмы (из карты физического развития ребенка, беседы с матерью); —утомляемость (из наблюдений за ребенком во время игр). Показатели физической подготовленности (обследование проводится на участке или в спортивном зале): —прыжки — на двух ногах; на одной ноге; на двух ногах с продвижением вперед; перепрыгивание через предмет; —метание, лазание, равновесие. Развитие общей и мелкой моторики — походка, осанка, активные движения, скорость движения, точность движений, координация движений, уровень развития мелкой моторики. Эмоциональное развитие — выясняется, умеет ли ребенок сопереживать, способен ли работать самостоятельно, владеет ли организаторскими умениями, может ли справедливо разрешить конфликт и т.д. Игровая деятельность — стремление к совместной или одиночной игре; умение самостоятельно выбрать игру, развить сюжет; распределить роли и т.д. Предметно-практическая деятельность — владение техническими навыками и способами достижений результатов: рисование, аппликация, лепка, конструирование, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд. Элементарные математические представления — счет предметов в пределах пяти, отсчет предметов по образцу, сравнений множеств, владение основными величинными понятиями, различение геометрических тел, представления о времени, ориентировка в пространстве и т.д. Работоспособность — способность к продолжительной деятельности, старательность, целенаправленность, умение мобилизовать внимание, умение принять помощь, самостоятельность. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте особенности основных форм деятельности у дошкольников с речевой патологией. 2. Раскройте специфические особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи. 3. Каковы основные отличия игры детей с нарушениями речи? 4. Опишите нарушения в структуре коммуникации дошкольников с речевой патологией. 5. Каковы основные подходы к педагогическому обследованию дошкольников? Тест 16 1. Дошкольникам с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях инструкции: а) словесной; б) зрительной; в) слуховой и зрительной. 2. Виды контроля за деятельностью, которые более на а) упреждающий (связан с анализом условий задания) б) текущий и последующий (итоговый); в) упреждающий и последующий. 3. У детей с тяжелой речевой патологией преобладает общение: а) ситуативно-деловое; б) внеситуативно-познавательное; в) внеситуативно-личностное. 4. Дошкольники с недоразвитием речи в большей степени отстают в развитии мышления: а) наглядно-практического; б) словесно-логического; в) наглядно-образного. 5. По уровню продуктивной деятельности воображение у детей с ОНР: а) отстает от нормы; б) не отличается; в) превышает уровень нормы. ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Школьный возраст — это период становления и совершенствования всех познавательных процессов ребенка. Осуществляется переход на новый уровень восприятия, ощущения, внимания, мышления, памяти, речи. Одновременно формируется произвольность всех этих психических функций. Нарушения восприятия, внимания и памяти Восприятие Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с патологией речи. При дизартрии и ринолалии расстройство функции речедвигательного анализатора влияет на слуховое восприятие фонем. Формирование самого фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка. Зрительное восприятие у детей с речевой патологией отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Затруднения имеются при узнавании предметов в условиях наложения, зашумления. Наблюдаются бедность зрительных образов, инертность и непрочность зрительных следов, а также отсутствие адекватной связи слова с предметом. При выполнении задания на сравнивание с эталоном дети данной категории чаще пользуются элементарными формами ориентировки в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение. В результате изучения оптико-пространственного гнозиса, а также в ходе наблюдений за деятельностью детей с ЗРР, дизартриями и нарушениями речи по типу алалии в процессе рисования, конструирования и обучения грамоте было выявлено, что все эти навыки и умения у детей младшего школьного возраста, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, находятся на значительно более низком уровне. Динамика развития пространственного восприятия наиболее благоприятна у детей с ЗРР, а наименее — при алалии. Степень нарушений оптико-пространственного гнозиса также зависит от недостаточности других процессов восприятия, особенно пространственных представлений. А. П. Воронова в своих работах отмечает, что дети с ОНР в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом. Значительная роль пространственных нарушений усматривается в выраженности и стойкости расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии) нарушениях счета. В экспрессивной речи дети с тяжелой речевой патологией часто не находят языковых средств для выражения пространственных отношений или используют неверные языковые средства. Это связано с нарушением у них процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму. Наиболее выраженные нарушения орального стереогноза отмечаются у детей с наиболее грубыми расстройствами экспрессивной речи (особенно при алалии и дизартрии при выраженности нарушений фонетической стороны речи). Такие же нарушения наблюдаются у детей с грубым нарушением лицевого гнозиса. Внимание Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Замечено, что детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания при словесной инструкции, чем при зрительной. Темп деятельности у детей с ОНР не стабилен и имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между речью и практическим действием для них оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. У данных детей ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы. Все виды контроля за деятельностью часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога. Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений (в основном, это действия, не связанные с выполнением задания). Память Объем зрительной памяти у детей с ОНР практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Это связано с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений у них. Уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. У детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается ряд особенностей: они медленнее ориентируются в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой, ниже. Нарушения структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением слуховой памяти, но и с особенностями внимания. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|