|
Диагностика речевых нарушенийНеобходимо помнить, что чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревожиться стоит не только тогда, когда у ребенка нет речи в 2 года, а уже, когда запаздывает гуление и лепет. Адекватная помощь возможна, только если выявлены причины возникших проблем, т.е. поставлен диагноз. Для получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения (история внутриутробного и раннего развития), которые содержат ответы на определенные вопросы. ♦ Как протекали беременность и роды? ♦ Не было ли серьезных заболеваний, операций, травм? ♦ Как плакал ребенок? (Громко, тихо; напористо, слабо; высоко, низко.) ♦ Была ли подготовка к крику в виде покряхтывания? ♦ Чем можно было его успокоить? Не создавалось ли ощущения, что малыш беспричинно плачет или заходится криком? ♦ Слышались ли интонации в крике? (Если да, то когда они появились.) ♦ Можно ли было понять, что требовал ребенок криком и какова была его ответная реакция на пони ♦ Когда появился интерес к погремушкам или к каким-нибудь другим предметам? Сопровождались ли занятия с ними эмоционально-голосовыми возгласами? ♦ Какие звуки, их сочетания произносил ребенок? ♦ Когда появились первые слоговые цепочки? Насколько разнообразными они были? Появлялись Существуют конкретные диагностические признаки нарушения речевого развития в младенческом возрасте. ♦ К концу 1-го мес. ребенок никогда не кричит перед кормлением. ♦ К концу 4-го мес. он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит ♦ К концу 5-го мес. не реагирует на звуки; не поворачивает голову в сторону взрослого. ♦ К концу 6-го мес. наблюдаются недостаточная интоннационная выразительность, немодулированность крика; ♦ нет подготовительного кряхтения перед криком, гуления однообразно; ♦ ребенок не смеется; не формируется избирательное внимание к речи окружающих. ♦ К 7 мес. не узнает голоса близких, не может адекватно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам., ♦ К концу 9-го мес. у него нет лепета, и он не может повторять за. взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего. ♦ К концу 10-го мес. малыш не выполняет простые словесные команды; нет подражательных игровых действий. ♦ К 1 году не может произнести ни слова, не выполняет простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не реагирует на свое имя; не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения. Коррекция речевых нарушений Большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля. Комплексное воздействие дает оптимальные результаты при устранении дефекта. Коррекционный процесс должен оxватывать все основные формы детской активности, способствовать формированию (в соответствии с возрастом) познавательной деятельности, развитию ВПФ, ассоциативных связей и т.д. ; От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит развитие ребенка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей. При правильной организации занятий не только устраняются возникшие нарушения, но и решаются задачи профилактики. Понимание Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо ребенок понимает речь взрослого. Нужно проверить, может ли малыш выполнить следующие инструкции: «Обними маму»; «Поцелуй папу»; «Пожалей бабушку»; «Закрой глаза»; «Помаши ручкой»; «Возьми маму за руку»; «Принеси ложку». Слуховое внимание С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собаки, сигналы машин, музыка, речь людей. Но младенец не сразу способен их различать и оценивать. Это умение приходит со временем. Оно необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенку следует научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно быть сформировано произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого — и результат и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Направления работы: —пробуждать интерес к звукам окружающего мира и звукам речи; —учить дифференцировать речевые и неречевые звуки; тихие и громкие звуки; —формировать умение определять направление и источник звука; локализовать звук в пространстве; —учить дифференцировать звукоподражания; —прививать навык локализовывать и узнавать голос; —формировать умение различать голоса различной громкости, ориентироваться на смысл сказанного; —развивать речевую память и устойчивое внимание к звуковой оболочке слова. Имитация и звукоподражание Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали, с орехами, с орехами...» побуждают ребенка вслед за взрослым воспроизводить ситуацию, а затем и подражать его речи. Подражание облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произнесения, так как обычно состоят из двух одинаковых слогов. В присутствии малыша следует говорить за разных зверюшек, имитировать звуки, издаваемые ими («гав-гав», «мяу», «ква-ква»); произносить междометия, отражающие эмоциональные состояния («ай-ай-ай», «ох»). Ребенок начнет «заражаться» обстановкой взаимодействия, повторять вслед за взрослым. Желательно не просто просить малыша повторить звукосочетания, а создать игровую ситуацию. Например, взрослый говорит, что ему холодно («бррр»), играет в прятки («ку-ку»), укладывает игрушки спать («бай-бай»), кормит кукол («ням-ням»), играет с водой («кап-кап»), говорит по телефону («алё, динь»). Зрительное восприятие Взрослые могут наклеить в альбом фотографии самых близких ребенку людей и рассматривать этот альбом вместе с ним. Вопросы и задания 1. Каковы условия нормального становления речевой деятельности? 2. Раскройте особенности психического развития ребенка с речевой патологией. 3. Какие анамнестические данные необходимы для диагностики отклонений в речевом развитии? 4. Предложите комплекс мероприятий для коррекции речевого дефекта на ранних этапах онтогенеза. Тест 11 1. Дети с органическим поражением мозга характеризуются: а) раздражительностью, возбудимостью, расторможенностью; б) заторможенностью, вялостью, утомляемостью; в) негативизмом. 2. Для комплекса оживления младенцев с речевой патологией характерно: а) его отсутствие или парадоксальность; б) выраженная дифференцированность. 3. Категория детей, у которой комплекс оживления проявляется в более ранние сроки: а) с недоразвитием речи; б) воспитывающиеся в условиях полноценного эмоционального общения с матерью; в) растущих в условиях эмоциональной депривации. 4. У младенцев с нарушением речевого развития в возрасте 6—9 мес. отклонениями от нормального психического развития являются: а) ориентировочная реакция; б) общий комплекс оживления и подражательная улыбка; в) игровое манипулирование. 5. При сложном дефекте (сенсорных и двигательных нарушениях) у ребенка имеет место: а) выраженное отставание в развитии речи; б) сформированность словесно опосредованных форм памяти; в) высокий уровень развития словесно-логического мышления. 6. Для детей с речевой патологией типично: а) задержанное формирование гностических функций; б) активное развитие познавательной деятельности; в) развитие навыков общения. 7. У младенцев с речевым недоразвитием отмечается: а) сформированное слуховое внимание; б) хорошее понимание обращенной речи; в) несформированность фонематического восприятия. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|