|
Отец — связующее звено поколений.Именно ему культурой отведена роль воспитателя родового сознания — важнейшего составляющего аспекта защищенности. Родовое сознание — буквально это осознание принадлежности к своему роду, знание его особенностей и информация обо всех членах рода — позволяет человеку не только осознать свое место в мире, но и является необходимым стартовым условием для формирования здоровой идентичности, целостности и личностной силы человека. Имея здоровое родовое сознание, дети через принадлежность к своему роду естественным образом ощущают свою значимость, а мальчики — осваивают ответственность за судьбу родной земли, за благополучие своего рода и нации. И исходить это обучение должно, прежде всего, от отца. Что же произошло с отцовской функцией в советском и постсоветском пространствах? Убийство последнего русского царя (для русского народа царь - всегда отец) и его семьи стало последней каплей в чреде российских цареубийств (отцеубийств) и привело к катастрофическому низложению роли отца в коллективном сознании русской нации. Дальнейшим проявлением этого кризиса явился распад семьи как таковой на духовном, психологическом и социальном уровнях. Специалист в области истории, теории и практики психоанализа, доктор философских наук В. М. Лейбин в своей книге "Эдипов комплекс: инцест и отцеубийство" [10] пишет: "Основанная на симбиозе соборности и самобытности российская святость породила своеобразное явление, уходящее глубокими корнями в коллективное бессознательное и представляющее собой то, что может быть названо социальным Эдипом… …В дореволюционной России неоднократно предпринимались попытки по убиению социального отца (царя) во имя любви к родине-матери… Эдипов комплекс приобретал социальное звучание, блокируя сознание индивидов, бессознательно отстраняющихся от внутриличностных конфликтов, сопряженных с кровнородственными отношениями… Предательство по отношению к собственному отцу не воспринималось в качестве трагедии, не вызывало внутриличностных переживаний, поскольку ответственность за содеянное со стороны сына брал на себя социальный отец. Вытесненный из индивидуального сознания Эдипов комплекс превращался в своего рода добродетель, следование которой отождествлялось с долгом сына перед родиной-матерью. Социальный Эдип порождал не Эдипов комплекс в его психоаналитическом значении, а образ героя, с которого следовало брать пример и которому следовало подражать. В постсталинской России социальные отцы сменяли один другого. В отличие от предшествующих периодов истории, главы государства хотя и претендовали на роль социальных отцов, тем не менее, часто воспринимались россиянами в качестве шутов и придурков, ради жизни и процветания которых никто не собирался жертвовать своим биологическим отцом. Пришло осознание того, что, обладая властью, очередной социальный отец не пользуется авторитетом у сыновей… Сегодня социальный Эдип в России оказывает свое воздействие не столько на поведение, сколько на мышление значительной части россиян, бессознательно отвергающих возможность проявления Эдипова комплекса в их жизни". В. Н. Дружинин так видит роль отца: "…Связь времен" — тонкая нить, связывающая поколения. Связующий — всегда мужчина… Если мужчина несет ответственность за себя и семью, ее настоящее и будущее, — семью можно считать "нормальной". Социальная структура советского общества, по Дружинину, привела к трагедии отцовства: "…Наиболее ярким проявлением краха нормальной семьи является семья в СССР… Лишение мужчины социальных и экономических возможностей обеспечивать семью и нести за нее ответственность, а также воспитывать детей, привело к краху семьи как социального института. Тоталитарное государство взяло на себя весь груз ответственности и заменило отца собой". Внутри же семьи ответственность легла на плечи работающей матери. Сегодня можно наблюдать признаки восстановления статуса отцовства: растет численность обеспеченных слоев общества, где кормильцем в семье чаще всего становится мужчина, а материальный вклад женщины в бюджет семьи постепенно перестает быть обязательным. Растущая социальная ответственность мужской фигуры все более придает ей очертания отцовской, и выводит ее в иерархической структуре семьи на первый план. В то же время в современных прозападных семьях в той или иной степени пока еще остается доминирующим тип отношений супругов "женщина- мать - мужчина- сын ". Это самый незрелый вид супружеских отношений. В таких семьях происходит дозревание мужчины-мальчика, что сопровождается процессом его сепарации (отделения) теперь уже не от родительской семьи, а от жены- матери. Проявляется это отделение в изменах со стороны мужа, в протестном игнорировании мужчиной своей ответственности мужа и отца. Мужчина выражает это в форме подростковой борьбы за "свободу", но не столько со своими родителями, сколько — с женой и даже детьми. Реже встречаются семьи с другим инфантильным типом супружеских отношений: женщина- дочь и мужчина- отец. Функция мужчины является здесь больше гипер отцовской, чем отцовской. Гиперотец На первый взгляд, тип супружеских отношений "жена-дочь — муж-отец" производит впечатление крепкой семьи. Так как кажется, что в основе таких отношений лежит фундаментальная мужская защита: мужчина- гипер отец либо сверхзаботлив и предельно внимателен, часто берет на себя многие функции жены, контролирует все уровни жизни семьи, либо — деспотичен и уверенно царствует в семье, создавая режим явной или тайной тирании. Можно предположить, что в основе гипер отцовской ответственности лежит мужская зрелость. Браки, основанные на системе отношений "жена-дочь - муж-отец", в течение многих лет могут выглядеть вполне надежными. Однако мужчина- гипер отец только кажется зрелым. С точти зрения архетипического строения личности, гиперотцовская позиция — результат слияния Я (центральной области личности) реального мужчины с его внутренней гипер материнской защитной структурой, а также — с той областью мужского начала, которая принимает на себя наиболее сильное давление гипер материнской защиты, то есть с областью внутреннего Кощея. Как уже упоминалось, в этой наиболее сдавленной области мужского начала образуется огромное напряжение, сходное с гипер материнским (рис. 10). Эта мужская область (Кощей) вытеснена глубоко в бессознательное и обладает той же защитной стратегией захвата и удерживания развивающихся мужских и женских аспектов личности, что и гипер мать. Подобно сказочному Кощею, гипер отец пленяет женское и держит его взаперти, в изоляции, в тайне — как некое сокровище. Истинным же, растущим мужским силам личности внутренний гипер отец противостоит так же, как и сказочный Кощей противостоит Ивану-царевичу, стремясь победить и уничтожить его в ходе соперничества за Василису (см. раздел "Для чего нужны битвы?" — "Битва с Кощеем").
Рис. 10. Гипер отцовский феномен с точки зрения Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|