Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)





Характеристика возрастных особенностей детей

Три года - это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост 96 + 4,3 сантиметров, вес 12,5 + 1 килограмм, окружность грудной клетки 51,7 + 1,9 сантиметров, окружность головы 48 сантиметров, количество молочных зубов 20. Объем черепной коробки трехлетнего ребенка составляет 80% от объема черепа взрослого. Физиологические изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий.

С 3-4 лет память ребенка имеет непроизвольный характер. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен. Мышление ребенка этого возраста отличается качественным своеобразием: ему трудно различить фантазию и реальность. Он – эгоцентрист. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Рассматривая объекты, он, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета.

В возрасте от 3 до 4 лет сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для общего психического, интеллектуального и личностного развития ребенка. Этот период также уникален для речевого развития, так как ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Дети младшего дошкольного возраста инициативны в общении с взрослыми, задают много вопросов, охотно рассказывают небольшие знакомые сказки, проявляют познавательные интересы. Неудовлетворенная потребность ребенка в общении с взрослыми ведет к эмоциональной отчужденности между ними. На четвертом году жизни ровесник остается для ребенка, прежде всего участником практической деятельности.

Самооценка ребенка 3-4 лет завышена, что для него вполне закономерно, так как является своеобразным механизмом «личностной» защиты в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества.

В возрасте от 3 до 4-х лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов, мир ощущений. От манипуляции с предметом дети приступают к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия.

Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка 3-4-х лет приобретает речь. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствует осмысленному восприятию.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться элементарные представления о пространстве, времени, числе.

В возрасте 3-4 лет ребенок начинает осмысливать простые связи между погодными явлениями и их последствиями. Понимает, что не только он, но и все другие живые существа испытывают потребность в еде, воде. У 3-4–х летних детей конструирование - это игра. Экспериментируя с разными материалами, дети постепенно узнают их свойства, в том числе и конструктивные.

На 4-ом году жизни дети эмоционально и целостно воспринимают художественный текст. Его понимание выражается не столько в речи, сколько в предметных и игровых действиях.

Изобразительная деятельность для ребенка – это образы, которые он создает. Эти образы непосредственны, наивны, ярки, напоминают фольклорные.

Процесс лепки, аппликации, рисования – это моменты «вхождения» в образы, когда мазки, линии и формы оживают перед ребенком. Используя линии, формы, цветовые пятна, мазки, дети могут передать несложный сюжет.

В этот период для большинства детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот вопрос чрезвычайно благоприятным для занятия музыкальной деятельностью.

С трех лет происходит четкое и осмысленное проявление интереса, в этот период ребенок начинает осознавать себя отдельным человеком, имеющим волю. Продолжают интенсивно развиваться функции мозга, психические функции, происходят изменения в характере.

Трехлетний ребенок – неутомимый деятель, он готов клеить, лепить, рисовать, но не воспринимает продолжительные рассказы, объяснения.

Организация жизнедеятельности детей

Главная задача в воспитании детей 3-4 лет – обеспечение их эмоционально-положительного самочувствия, поощрение и поддержка проявлений детской самостоятельности, накопление чувственного опыта предметно-познавательной деятельности.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Задача воспитателя – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить критикой неумелые действия, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Дети младшего дошкольного возраста – это, в первую очередь, «деятели», а не наблюдатели. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах. Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач.

Организованная учебная деятельность реализуется через интеграцию образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Творчество» и «Социум».

Общий объем ОУД во ІІ младшей группе составляет 12 часов в неделю (в т.ч. вариативный компонент- 1 час), продолжительностью 10-15минут.

Образовательная область «Здоровье»

Важным фактором здоровья является физическая активность. Маленькому ребенку полезны и необходимы не только ходьба и бег, но и игры с лазаньем, прыжками, т.е. выполнение движений, связанных с напряжением сил. Организуя двигательную активность детей, воспитатель уделяет внимание смене разных видов деятельности, регулирует активность и отдых. Основную форму организации двигательной активности составляют игровые упражнения.

В этом возрасте вводится ходьба на носках с высоким подниманием коленей, с изменением направления, с выполнением заданий (остановиться; присесть; повернуться лицом к окну, стене, педагогу). Продолжительность каждого упражнения в начале года не должна превышать 5 сек, а к концу – 10 сек.

Основное внимание следует уделять формированию у детей умения бегать, не наталкиваясь друг на друга, придерживаясь заданного темпа. Это достигается путем непосредственного участия педагога, а также использования зрительных ориентиров. Необходимо постепенно увеличивать продолжительность бега. Так, в начале учебного года непрерывный бег в медленном темпе может продолжаться в течении 20-30 сек., постепенно к концу года он доводится до 1 мин. В середине года дается бег в быстром темпе на дистанцию 10 м. Проводя бег, воспитатель использует игровые приемы («Спрячемся от дождя под зонтик», «Побежим к Айгуле в гости» и т.д.).

Во второй младшей группе вводится обучение прыжкам с высоты (15-20 см.). Обучение начинают с подготовительных упражнений: пружинистых приседаний стоя на всей ступне, прыжки на двух ногах на месте, в полуприседании.

Усложняются прыжки в высоту с места. Детей учат перепрыгивать через линию, шнур, через 4-6 параллельных линий поочередно, через предметы.

Детей данного возраста продолжают обучать действиям с мячом. Педагог учит детей бросать мяч с расстояния 70 см, которое постепенно увеличивается до 1 м. Дети могут ловить мяч любым удобным для них способом, так как требования поймать мяч кистями рук, не прижимая его к туловищу, для детей второй младшей групы трудно выполнимо. Параллельно надо учить детей бросать мяч вверх, об пол и ловить его. Надо учить детей подбрасывать мяч не слишком высоко, но вертикально вверх, чтобы потом удобно было его поймать.

Общеразвивающие упражнения выполняются при проведении утренней гимнастики и в вводной части организованной учебной деятельности «Физическая культура».

Основные методы проведения утренней гимнастики в младшей группе – показ педагога с объяснением упражнений и одновременным выполнением детьми, распоряжения при строевых упражнениях по возрасту, зрительные ориентиры.

Комплекс состоит из 5-6 упражнений, повторяющихся 5-6 раз. В комплекс упражнений для детей 3-4 лет в основном включают имитационные упражнения и упражнения с пособиями (погремушки, флажки, мячи, кубики).

Для выполнения упражнений дети строятся в круг (далее можно строить врассыпную). Все больше используется ходьба друг за другом, ходьба парами, держась за руки, ходьба по кругу, держась за руки.
Продолжительность бега до 10 сек и может проводиться с различными заданиями: со сменой направления (за первым и последним), врассыпную, на носках. В этом возрасте применяются упражнения из исходного положения сидя на стульях, на полу, лежа на спине. ОРУ даются в следующей последовательности: для мышц плечевого пояса и рук, для туловища и для ног. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с дыхательными упражнениями на релаксацию, игрой малой подвижности. Физическую нагрузку в ходьбе, беге, упражнениях можно регулировать, наблюдая за внешними признаками утомления детей (одышка, бледность лица или его покраснение, нарушения координации).

Образовательная область «Коммуникация»

Для этого возраста характерно стремление к подражанию и звукоподражанию, к освоению образцов чужой речи; интенсивное пополнение словаря, способность слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.

Дети данного возраста отличаются высокой эмоциональной отзывчивостью на художественное слово, способностью ярко переживать описанные события, неоднократно с волнением следить за развитием сюжета. Так же в 3–4 года ребенок отличается высокой познавательной активностью, пытается расширить свой кругозор, стремится вырваться за рамки окружающей его среды. Произведения о животных, природных явлениях, детях, описание игровых и бытовых ситуаций позволяют ему перешагнуть границы окружающего мира, открывать и познавать его.

Образовательная область «Познание»

Характерной чертой детей младшего дошкольного возраста является активное постижение окружающего мира через наблюдение. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у детей навыка истолкования своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

Программа ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений и состоит из следующих направлений:

- количество;

- величина;

- геометрические фигуры;

- ориентировка в пространстве;

- ориентировка во времени.

Во второй младшей группе у детей продолжают воспитывать интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к растениям и животным, фомируют умение анализировать и делать выводы. В ходе наблюдений их учат замечать изменения, которые совершаются в природе от сезона к сезону.

На ОУД дети получают элементарные представления о растениях (деревьях, цветущих травянистых и комнатных растниях), диких и домашних животных; у детей воспитывают умение видеть и замечать красоту окружающей природы, беречь ее богатства.

Большое место на ОУД с малышами занимают наблюдения в природе за обитателями уголка природы, домашними животными. Воспитатель помогает детям рассмотреть внешний вид и особенности поведения животных, понять простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.

В уголке природы желательно иметь небольшой прямоугольный аквариум с рыбками. В ходе наблюдения дети знакомятся с внешним видом рыбок (удлиненное туловище, голова, хвост, плавники), их движениями (плавает в воде).

Можно наблюдать за попугайчиком. Воспитатель знакомит детей с внешним видом и особенностями поведения (летает, прыгает на двух ножках, клюет корм, пьет воду). Клетку с птицей можно поместить в группе на 1-2 недели, чтобы дети могли наблюдать за ней, познакомиться с основными правилами ухода.

В течении года проводятся наблюдению за животными. Весной и летом организуются наблюдения за домашними животными: курицей с цыплятами, кроликами, за детенышами домашних животных (теленком, козленком).

Весной нужно привлекать детей к посеву семян и посадке лука на участке. При этом важно не только научить детей правилам посева семян и посадки лука, но и познакомить с основными требованиями по уходу за растениями.

В уголок природы следует помещать растения неприхотливые, не более 8-10 штук (бегония, бальзамин, фиалка). В течении года детей необходимо познакомить с 2-3 видами комнатных растений.

Образовательная область «Творчество»

Организованная учебная деятельность направлена на формирование у ребенка художественно-эстетического вкуса через использование впечатлений и ощущений. Знакомство с материалами и работа с ними начинается с выполнения действий по образцу (поезд, такой, как у меня); по образцу с преобразованием (яблочко, которое нужно украсить листочком), по образцу с определенным условием (такой же дом, но с высокой башенкой), что в свою очередь подготовит детей к работе по замыслу.

Работа ведется из заготовок (в аппликации – готовые круги, квадраты, треугольники), вводится работа с природным материалом. Дети учатся подмечать особенности природного материала, добавляя недостающие элементы до готовой работы (гриб: шляпка – каштан, ножка – пластилин; птица: туловище – шишка или каштан, голова, крылья, лапы – пластилин).

В период знакомства со свойствами материалов и техникой работы педагог пошагово показывает и выполняет вместе с детьми работу. Полный показ не требуется в том случае, если ребенок выполняет работу из знакомых форм (лепка неваляшки из шаров разных размеров). В этом случае дети должны самостоятельно использовать усвоенные приемы, однако до самостоятельной работы следует провести ее анализ, показать способ и последовательность скрепления деталей.

В этот возрастной период педагог знакомит ребенка с основами цветоведения, композиции, эстетического контекста, дающего представление об универсальности мира и его содержательном своеобразии, обеспечивает необходимыми технологическими приемами изобразительной деятельности.

Образовательная область «Социум»

У детей данного возраста формируются способности к позитивному поведению и отношению в окружающем мире, основы социальной культуры.

В течении всего учебного года через все виды деятельности воспитателю необходимо обучать детей умению называть свое имя, имени родителей, имена других членов семьи, рассказывать о своих родственниках. воспитывать у детей уважительное и заботливое отношение к членам семьи. Учить соблюдению правил общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками: называть взрослого по имени и отчеству; обращаться к сверстнику по имени, слушать друг друга, играть и заниматься рядом, не мешая друг другу, проявлять заботу о другом человеке. Развивать интерес к трудовым поручениям, чувство любви к своей семье, детскому саду, родному дому, поддерживать в ребенке уважение к себе, чувство собственного достоинства, давая ребенку понять, что взрослый готов порадоваться его успехам, посочувствовать и помочь в случае неудачи. Знакомить детей с правилами поведения в детском саду.

Организация игровой деятельности

В младшем дошкольном возрасте игры предметны и служат для развития и совершенствования памяти, мышления, восприятия и т. д.

При руководстве играми детей 3-4 лет воспитателю необходимо знать, что на 4-м году жизни дети становятся активнее, а их действия сложнее и многообразнее. У детей данного возраста возрастает стремление утвердиться «Я сам!», но внимание детей еще неустойчивое, они быстро отвлекаются. Занимательность игры возрастет, если в нее включить элементы загадочности: что-то лежит в красивой коробочке, кто-то постучал в дверь, кто-то играет на инструменте за ширмой и т.д.

Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносить что-то новое, более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому игры рекомендуется повторять в разных вариантах с постепенным усложнением.

Организация трудовой деятельности

На 4-м году жизни у детей повышается активность и целенаправленность действий, разнообразней и координированней становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания пока еще быстор отвлекаются и переходят от одного дела к другому.

В младших группах основной задачей является воспитание сомостоятельности, положительного отношения к труду.

Самообслуживание

Большое место в трудовой деятельности детей 4-го года жизни занимает самообслуживание.

Формированию у детей потребности участвовать в посильном для них труде способствует воспитание у детей интереса к трудовой деятельности взрослых. Давая детям элементарные представления о труде няни, дворника, повара, медсестры, необходимо обратить внимание на добросовестное отношение взрослых к работе (работают для всех, старательно, аккуратно, быстро). В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым (няня смочила тряпку в воде, отжала, протерла полку, прполоскала тряпку, опять отжала и т.д.), рассмотреть материалы и оборудование, которые используются в работе. Нужно обязятельно подчеркнуть конечный результат труда (няня вымыла полку, и она стала чистой). Так у детей складывается представление о том, что в основе каждого конкретного трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей.

Хозяйственно-бытовой труд

Хозяйственно-бытовой труд в данной группе сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда несложно – это отдельные действия, кторые дети производят на первых порах совместно со взрослыми. Например, дети вместе с дворником убирают на участке листья, вместе с няней протирают полки, стульчики. И пусть их труд совсем незначителен, но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважанения и бережного отношения к труду взрослых.

Труд в уголке природы

Ухаживая в утренние часы за растениями и животными уголка природы, воспитатель показывает и объясняет детям, что он делает и для чего, привлекает их к посильному участию.Дети могут поливать растения, вытирать пыль с крупных листьев.

Периодически – примерно 1 раз в 2 недели, надо в присутствии детей производить частичную смену воды в аквариуме. Чтобы малышам было удобнее наблюдать, их усаживают полукругом. Можно предложить им выливать воду кружечкой.

Следует проводить с детьми посадку лука и посев крупных семян декоративных растений в уголке природы.

Труд в природе

Осенью целесообразно организовать наблюдение за сбором старшими детьми урожая овощей на огороде, выполнение малышами некоторых поручений (напрмер, с помощью воспитателя собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие игрушечные грузовики и отвезти в указанное место). Если воспитатель сам по-настоящему увлечен работой, у детей появляется желание помочь ему.

С наступлением весны следует провести наблюдение за обрезкой деревьев и кустарников, посадкой на участке цветов, перекапыванием огорода. Это помогает заинтересовать малышей трудом в природе, вызвать у них желание самим что-то посадить или посеять. На групповом участке в присутствии детей нужно разбить огород. Дети наблюдают, как воспитатель перекапывает большой лопатой землю, делает ровные грядки и дорожки.

Детей привлекают также к посеву крупных семян цветочных растений.

Всю работу по уходу за растениями надо проводить а присутствии малышей, привлекая их к посильному участию.

Прополку,рыхление, подкормку воспитатель выполняет один, показывая и рассказывая детям, что он делает.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.