|
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)Характеристика возрастных особенностей детей Три года - это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост 96 + 4,3 сантиметров, вес 12,5 + 1 килограмм, окружность грудной клетки 51,7 + 1,9 сантиметров, окружность головы 48 сантиметров, количество молочных зубов 20. Объем черепной коробки трехлетнего ребенка составляет 80% от объема черепа взрослого. Физиологические изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. С 3-4 лет память ребенка имеет непроизвольный характер. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен. Мышление ребенка этого возраста отличается качественным своеобразием: ему трудно различить фантазию и реальность. Он – эгоцентрист. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Рассматривая объекты, он, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета. В возрасте от 3 до 4 лет сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для общего психического, интеллектуального и личностного развития ребенка. Этот период также уникален для речевого развития, так как ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Дети младшего дошкольного возраста инициативны в общении с взрослыми, задают много вопросов, охотно рассказывают небольшие знакомые сказки, проявляют познавательные интересы. Неудовлетворенная потребность ребенка в общении с взрослыми ведет к эмоциональной отчужденности между ними. На четвертом году жизни ровесник остается для ребенка, прежде всего участником практической деятельности. Самооценка ребенка 3-4 лет завышена, что для него вполне закономерно, так как является своеобразным механизмом «личностной» защиты в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества. В возрасте от 3 до 4-х лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов, мир ощущений. От манипуляции с предметом дети приступают к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия. Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка 3-4-х лет приобретает речь. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствует осмысленному восприятию. В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться элементарные представления о пространстве, времени, числе. В возрасте 3-4 лет ребенок начинает осмысливать простые связи между погодными явлениями и их последствиями. Понимает, что не только он, но и все другие живые существа испытывают потребность в еде, воде. У 3-4–х летних детей конструирование - это игра. Экспериментируя с разными материалами, дети постепенно узнают их свойства, в том числе и конструктивные. На 4-ом году жизни дети эмоционально и целостно воспринимают художественный текст. Его понимание выражается не столько в речи, сколько в предметных и игровых действиях. Изобразительная деятельность для ребенка – это образы, которые он создает. Эти образы непосредственны, наивны, ярки, напоминают фольклорные. Процесс лепки, аппликации, рисования – это моменты «вхождения» в образы, когда мазки, линии и формы оживают перед ребенком. Используя линии, формы, цветовые пятна, мазки, дети могут передать несложный сюжет. В этот период для большинства детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот вопрос чрезвычайно благоприятным для занятия музыкальной деятельностью. С трех лет происходит четкое и осмысленное проявление интереса, в этот период ребенок начинает осознавать себя отдельным человеком, имеющим волю. Продолжают интенсивно развиваться функции мозга, психические функции, происходят изменения в характере. Трехлетний ребенок – неутомимый деятель, он готов клеить, лепить, рисовать, но не воспринимает продолжительные рассказы, объяснения. Организация жизнедеятельности детей Главная задача в воспитании детей 3-4 лет – обеспечение их эмоционально-положительного самочувствия, поощрение и поддержка проявлений детской самостоятельности, накопление чувственного опыта предметно-познавательной деятельности. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Задача воспитателя – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить критикой неумелые действия, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Дети младшего дошкольного возраста – это, в первую очередь, «деятели», а не наблюдатели. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах. Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач. Организованная учебная деятельность реализуется через интеграцию образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Творчество» и «Социум». Общий объем ОУД во ІІ младшей группе составляет 12 часов в неделю (в т.ч. вариативный компонент- 1 час), продолжительностью 10-15минут. Образовательная область «Здоровье» Важным фактором здоровья является физическая активность. Маленькому ребенку полезны и необходимы не только ходьба и бег, но и игры с лазаньем, прыжками, т.е. выполнение движений, связанных с напряжением сил. Организуя двигательную активность детей, воспитатель уделяет внимание смене разных видов деятельности, регулирует активность и отдых. Основную форму организации двигательной активности составляют игровые упражнения. В этом возрасте вводится ходьба на носках с высоким подниманием коленей, с изменением направления, с выполнением заданий (остановиться; присесть; повернуться лицом к окну, стене, педагогу). Продолжительность каждого упражнения в начале года не должна превышать 5 сек, а к концу – 10 сек. Основное внимание следует уделять формированию у детей умения бегать, не наталкиваясь друг на друга, придерживаясь заданного темпа. Это достигается путем непосредственного участия педагога, а также использования зрительных ориентиров. Необходимо постепенно увеличивать продолжительность бега. Так, в начале учебного года непрерывный бег в медленном темпе может продолжаться в течении 20-30 сек., постепенно к концу года он доводится до 1 мин. В середине года дается бег в быстром темпе на дистанцию 10 м. Проводя бег, воспитатель использует игровые приемы («Спрячемся от дождя под зонтик», «Побежим к Айгуле в гости» и т.д.). Во второй младшей группе вводится обучение прыжкам с высоты (15-20 см.). Обучение начинают с подготовительных упражнений: пружинистых приседаний стоя на всей ступне, прыжки на двух ногах на месте, в полуприседании. Усложняются прыжки в высоту с места. Детей учат перепрыгивать через линию, шнур, через 4-6 параллельных линий поочередно, через предметы. Детей данного возраста продолжают обучать действиям с мячом. Педагог учит детей бросать мяч с расстояния 70 см, которое постепенно увеличивается до 1 м. Дети могут ловить мяч любым удобным для них способом, так как требования поймать мяч кистями рук, не прижимая его к туловищу, для детей второй младшей групы трудно выполнимо. Параллельно надо учить детей бросать мяч вверх, об пол и ловить его. Надо учить детей подбрасывать мяч не слишком высоко, но вертикально вверх, чтобы потом удобно было его поймать. Общеразвивающие упражнения выполняются при проведении утренней гимнастики и в вводной части организованной учебной деятельности «Физическая культура». Основные методы проведения утренней гимнастики в младшей группе – показ педагога с объяснением упражнений и одновременным выполнением детьми, распоряжения при строевых упражнениях по возрасту, зрительные ориентиры. Комплекс состоит из 5-6 упражнений, повторяющихся 5-6 раз. В комплекс упражнений для детей 3-4 лет в основном включают имитационные упражнения и упражнения с пособиями (погремушки, флажки, мячи, кубики). Для выполнения упражнений дети строятся в круг (далее можно строить врассыпную). Все больше используется ходьба друг за другом, ходьба парами, держась за руки, ходьба по кругу, держась за руки. Образовательная область «Коммуникация» Для этого возраста характерно стремление к подражанию и звукоподражанию, к освоению образцов чужой речи; интенсивное пополнение словаря, способность слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается. Дети данного возраста отличаются высокой эмоциональной отзывчивостью на художественное слово, способностью ярко переживать описанные события, неоднократно с волнением следить за развитием сюжета. Так же в 3–4 года ребенок отличается высокой познавательной активностью, пытается расширить свой кругозор, стремится вырваться за рамки окружающей его среды. Произведения о животных, природных явлениях, детях, описание игровых и бытовых ситуаций позволяют ему перешагнуть границы окружающего мира, открывать и познавать его. Образовательная область «Познание» Характерной чертой детей младшего дошкольного возраста является активное постижение окружающего мира через наблюдение. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у детей навыка истолкования своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью. Программа ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений и состоит из следующих направлений: - количество; - величина; - геометрические фигуры; - ориентировка в пространстве; - ориентировка во времени. Во второй младшей группе у детей продолжают воспитывать интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к растениям и животным, фомируют умение анализировать и делать выводы. В ходе наблюдений их учат замечать изменения, которые совершаются в природе от сезона к сезону. На ОУД дети получают элементарные представления о растениях (деревьях, цветущих травянистых и комнатных растниях), диких и домашних животных; у детей воспитывают умение видеть и замечать красоту окружающей природы, беречь ее богатства. Большое место на ОУД с малышами занимают наблюдения в природе за обитателями уголка природы, домашними животными. Воспитатель помогает детям рассмотреть внешний вид и особенности поведения животных, понять простейшие взаимосвязи и взаимозависимости. В уголке природы желательно иметь небольшой прямоугольный аквариум с рыбками. В ходе наблюдения дети знакомятся с внешним видом рыбок (удлиненное туловище, голова, хвост, плавники), их движениями (плавает в воде). Можно наблюдать за попугайчиком. Воспитатель знакомит детей с внешним видом и особенностями поведения (летает, прыгает на двух ножках, клюет корм, пьет воду). Клетку с птицей можно поместить в группе на 1-2 недели, чтобы дети могли наблюдать за ней, познакомиться с основными правилами ухода. В течении года проводятся наблюдению за животными. Весной и летом организуются наблюдения за домашними животными: курицей с цыплятами, кроликами, за детенышами домашних животных (теленком, козленком). Весной нужно привлекать детей к посеву семян и посадке лука на участке. При этом важно не только научить детей правилам посева семян и посадки лука, но и познакомить с основными требованиями по уходу за растениями. В уголок природы следует помещать растения неприхотливые, не более 8-10 штук (бегония, бальзамин, фиалка). В течении года детей необходимо познакомить с 2-3 видами комнатных растений. Образовательная область «Творчество» Организованная учебная деятельность направлена на формирование у ребенка художественно-эстетического вкуса через использование впечатлений и ощущений. Знакомство с материалами и работа с ними начинается с выполнения действий по образцу (поезд, такой, как у меня); по образцу с преобразованием (яблочко, которое нужно украсить листочком), по образцу с определенным условием (такой же дом, но с высокой башенкой), что в свою очередь подготовит детей к работе по замыслу. Работа ведется из заготовок (в аппликации – готовые круги, квадраты, треугольники), вводится работа с природным материалом. Дети учатся подмечать особенности природного материала, добавляя недостающие элементы до готовой работы (гриб: шляпка – каштан, ножка – пластилин; птица: туловище – шишка или каштан, голова, крылья, лапы – пластилин). В период знакомства со свойствами материалов и техникой работы педагог пошагово показывает и выполняет вместе с детьми работу. Полный показ не требуется в том случае, если ребенок выполняет работу из знакомых форм (лепка неваляшки из шаров разных размеров). В этом случае дети должны самостоятельно использовать усвоенные приемы, однако до самостоятельной работы следует провести ее анализ, показать способ и последовательность скрепления деталей. В этот возрастной период педагог знакомит ребенка с основами цветоведения, композиции, эстетического контекста, дающего представление об универсальности мира и его содержательном своеобразии, обеспечивает необходимыми технологическими приемами изобразительной деятельности. Образовательная область «Социум» У детей данного возраста формируются способности к позитивному поведению и отношению в окружающем мире, основы социальной культуры. В течении всего учебного года через все виды деятельности воспитателю необходимо обучать детей умению называть свое имя, имени родителей, имена других членов семьи, рассказывать о своих родственниках. воспитывать у детей уважительное и заботливое отношение к членам семьи. Учить соблюдению правил общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками: называть взрослого по имени и отчеству; обращаться к сверстнику по имени, слушать друг друга, играть и заниматься рядом, не мешая друг другу, проявлять заботу о другом человеке. Развивать интерес к трудовым поручениям, чувство любви к своей семье, детскому саду, родному дому, поддерживать в ребенке уважение к себе, чувство собственного достоинства, давая ребенку понять, что взрослый готов порадоваться его успехам, посочувствовать и помочь в случае неудачи. Знакомить детей с правилами поведения в детском саду. Организация игровой деятельности В младшем дошкольном возрасте игры предметны и служат для развития и совершенствования памяти, мышления, восприятия и т. д. При руководстве играми детей 3-4 лет воспитателю необходимо знать, что на 4-м году жизни дети становятся активнее, а их действия сложнее и многообразнее. У детей данного возраста возрастает стремление утвердиться «Я сам!», но внимание детей еще неустойчивое, они быстро отвлекаются. Занимательность игры возрастет, если в нее включить элементы загадочности: что-то лежит в красивой коробочке, кто-то постучал в дверь, кто-то играет на инструменте за ширмой и т.д. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносить что-то новое, более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому игры рекомендуется повторять в разных вариантах с постепенным усложнением. Организация трудовой деятельности На 4-м году жизни у детей повышается активность и целенаправленность действий, разнообразней и координированней становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания пока еще быстор отвлекаются и переходят от одного дела к другому. В младших группах основной задачей является воспитание сомостоятельности, положительного отношения к труду. Самообслуживание Большое место в трудовой деятельности детей 4-го года жизни занимает самообслуживание. Формированию у детей потребности участвовать в посильном для них труде способствует воспитание у детей интереса к трудовой деятельности взрослых. Давая детям элементарные представления о труде няни, дворника, повара, медсестры, необходимо обратить внимание на добросовестное отношение взрослых к работе (работают для всех, старательно, аккуратно, быстро). В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым (няня смочила тряпку в воде, отжала, протерла полку, прполоскала тряпку, опять отжала и т.д.), рассмотреть материалы и оборудование, которые используются в работе. Нужно обязятельно подчеркнуть конечный результат труда (няня вымыла полку, и она стала чистой). Так у детей складывается представление о том, что в основе каждого конкретного трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей. Хозяйственно-бытовой труд Хозяйственно-бытовой труд в данной группе сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда несложно – это отдельные действия, кторые дети производят на первых порах совместно со взрослыми. Например, дети вместе с дворником убирают на участке листья, вместе с няней протирают полки, стульчики. И пусть их труд совсем незначителен, но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважанения и бережного отношения к труду взрослых. Труд в уголке природы Ухаживая в утренние часы за растениями и животными уголка природы, воспитатель показывает и объясняет детям, что он делает и для чего, привлекает их к посильному участию.Дети могут поливать растения, вытирать пыль с крупных листьев. Периодически – примерно 1 раз в 2 недели, надо в присутствии детей производить частичную смену воды в аквариуме. Чтобы малышам было удобнее наблюдать, их усаживают полукругом. Можно предложить им выливать воду кружечкой. Следует проводить с детьми посадку лука и посев крупных семян декоративных растений в уголке природы. Труд в природе Осенью целесообразно организовать наблюдение за сбором старшими детьми урожая овощей на огороде, выполнение малышами некоторых поручений (напрмер, с помощью воспитателя собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие игрушечные грузовики и отвезти в указанное место). Если воспитатель сам по-настоящему увлечен работой, у детей появляется желание помочь ему. С наступлением весны следует провести наблюдение за обрезкой деревьев и кустарников, посадкой на участке цветов, перекапыванием огорода. Это помогает заинтересовать малышей трудом в природе, вызвать у них желание самим что-то посадить или посеять. На групповом участке в присутствии детей нужно разбить огород. Дети наблюдают, как воспитатель перекапывает большой лопатой землю, делает ровные грядки и дорожки. Детей привлекают также к посеву крупных семян цветочных растений. Всю работу по уходу за растениями надо проводить а присутствии малышей, привлекая их к посильному участию. Прополку,рыхление, подкормку воспитатель выполняет один, показывая и рассказывая детям, что он делает.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|