Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ)





Характеристика возрастных особенностей детей

У ребенка в возрасте от 2 до 3 лет масса тела увеличивается примерно на 2 килограмма и составляет - 13 – 16 килограмм, рост – на 7-10 сантиметров и достигает – 91-99 сантиметров, окружность грудной клетки – 52 сантиметра.

Ребенок данного возраста становится более самостоятельным, движения более координированными. Совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность их активного бодрствования - 6-6,5 часов.

Характерной особенностью этого периода становится потребность в разнообразных движениях, появляется интерес и желание в их выполнении. На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.

Третий год в жизни ребенка является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно произносит «Я»: «Я не хочу, я не буду!». Он узнает себя в зеркале и на фотографии.

Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Ребенок может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. Благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления игра имеет сюжет. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры.

Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка.

Организация жизнедеятельности детей

Организация жизни и воспитания детей, учебной деятельности в первой младшей группе строится с учетом:

–заботы о здоровье, эмоциональном благополучии, всестороннем развитии каждого ребенка;

–создания в группе атмосферы гуманного, доброжелательного отношения к воспитанникам;

–максимального использования возможностей разнообразных видов деятельности, присущих детям данного возраста, их интеграции;

–творческой организации процессов воспитания и обучения;

–вариативности использования образовательного материала;

–координации подходов к воспитанию и развитию детей в условиях дошкольной организации и семьи.

При построении режима дня детей третьего года жизни следует учитывать изменения, которые произошли в длительности и характере их бодрствования. В связи со значительно возросшей самостоятельностью уменьшается время, необходимое для удовлетворения органических потребностей и проведения различных гигиенических процедур. Поэтому бодрствование заполняется разнообразными занятиями.

При составлении режима дня необходимо учитывать смену видов деятельности, как в комнате, так и на прогулке. В каждый отрезок бодрствования самостоятельная игра сменяется деятельностью с воспитателем, игра в комнате – прогулкой, подвижные игры – спокойными играми. Важно так организовать жизнь детей, чтобы каждый ребенок, проснувшись, приняв пищу, сразу же, не дожидаясь других детей, мог под наблюдением воспитателя самостоятельно играть.

Содержание воспитания и обучения

Основой образовательного процесса является организованная учебная деятельность, которая планируется в рамках интеграции образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум».

Организованная учебная деятельность в первой младшей группе составляет 9 часов в неделю, продолжительность ОУД составляет 10–15 минут.

Несмотря на то, что дети на третьем году становятся более самостоятельными, на данном возрастном этапе они не могут долго играть одни. Взрослый должен постоянно стимулировать их активность. Поэтому в каждый период бодрствования самостоятельная деятельность детей сменяется организованной учебной деятельностью

Образовательная область «Здоровье»

В этом возрасте темп физического развития замедляется, но весь организм крепнет, совершентсвуются движения. Тем не менее опорно-двигательный аппарат у детей развит слабо, из-за небольшого двигательного опыта, движения часто непреднамерены, их направления случайны. Ребенок ещё не может самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Поэтому всё это необходимо учитывать при организации работы по физическому воспитанию детей.

Общеразвивающие упражнения проводятся в определенной последовательности: для рук и плечевого пояса, туловища и ног. Дети выполняют физические упражнения одновременно с показом и словесными указаниями взрослого.

Количество основных видов движений в ОУД составляет не более трёх (два знакомых + одно новое движение).

Детей обучают различным видам ходьбы и бега стайкой, с изменением темпа, ходьбы с постепенным переходом на бег и наоборот (за воспитателем), с изменением направления, врассыпную, обходя предметы.

Постепенно двигательные задания и упражнения для развития основных видов движений в ползании, лазании, бросании и метании мелких мячей, мешочков в цель даются с усложнением.

В режим дня данного возраста вводится утренняя гимнастика, продолжительностью 4-5 мин. Структура состоит из вводной части: построение и перестроение (в круг, врассыпную); основная часть: общеразвивающие упражнения (3-4 вида, с дозировкой 3-4 раза). Заключительная часть: упражнения на восстановление дыхания.

Формирование культурно-гигиенических навыков происходит в системе: во время приема, одевания, раздевания, кормления, игровой деятельности.

Образовательная область «Коммуникация»

Развивая речь двухлетнего ребенка, нужно заботиться о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием. Между пассивным и активным словарем ребенка наблюдается большой разрыв, поэтому воспитатель должен обеспечивать постепенное усвоение детьми новых слов.

Детей данного возраста в течение года знакомят с простыми казахскими и русскими народными сказками, малыми формами фольклора, с отдельными произведениями казахских и русских детских писателей, писателей-классиков.

Следует воспитывать умение слушать сказку, рассказ, потешку внимательно, не отвлекаясь, отвечать на вопросы по их содержанию. Побуждать детей повторять знакомые потешки, короткие стихи не спеша, внятно.

Формировать начальные формы целостного восприятия художественного слова: эмоциональную отзывчивость, элементарное понимание образов и содержания произведений детской литературы.

Подводить детей к умению следить за развитием сюжета в сказке, коротком рассказе, за появлением новых персонажей в произведениях со многими действующими лицами, за их отношениями, сопереживать героям в драматических событиях, радоваться встрече с уже знакомыми персонажами.

Образовательная область «Познание»

У малышей рано возникает интерес к явлениям общественной жизни, поэтому взрослым следует вовремя удовлетворять их потребности, используя разнообразные методы и приемы.

В данном возрасте ведется работа по формированию представлений о явлениях окружающей среды, общественной жизни, обогащение детей разнообразнымисенсорными впечатлениями. Следует побуждать детей выполнять действия, направленные на совершенствование восприятия, учитывая различные сенсорные свойства и качества предметов: разбирать и правильно собирать кубики-вкладыши, матрешки, пирамидки, проталкивать предметы в соответствующие отверстия коробок, подбирать к коробкам разной формы и величины крышки и т.д.

В данном возрасте дети конструируют как с кубиками так и с бумагой.

Необходимо показывать детям первые способы работы с бумагой - сминание и разрывание, помогать им увидеть в смятых комочках и разорванных бумажках «образ» (собачка, колобок, птичка и т.п.). Составлять вместе с детьми простые комбинации (например, дети делают травку путем разрывания зеленой бумаги, и туда помещаются одуванчики (комочки), птички и т.п.).

Одна из важных задач, стоящих перед педагогом, - воспитание у детей интереса к явлениям природы. Необходимо также учить ребенка бережно относиться к растениям и животным, замечать их красоту.

Растительный мир. Рассмотривание с детьми травы, цветов, ознакомление с деревьями, обучение называнию: «дерево», «трава», «цветы». Воспитатель обращает внимание детей на основные части дерева (ствол, ветви, листья), привлекает внимание малышей к тому, что листья падают с деревьев и медленно кружатся в воздухе; упражняет в различении листьев по цвету, величине, форме; дает представление о частях растения (стебель, лист, цветок), о приемах полива; вызывает желание ухаживать за растениями.

Осенью проводятся ОУД по формированию у детей простейших представлений: рассматривание овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, редис, яблоко, груша), умение правильно называть их, различать по внешнему виду и вкусу,

Животный мир. На ОУД дети получают первоначальные представления о животном мире с характерными особенностями, умение различать и называть части тела (голова, хвост, ноги).

Целесообразно организовывать рассматривание картинок с изображениями животных (заяц, медведь, собака, кошка, курица), находить на картинке и называть их.

В ходе прогулок целесообразно организовывать наблюдения за животными и птицами, игры с песком и водой для ознакомления со свойствами природных материалов. Воспитатель обращает внимание малышей на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить водой, то он делается влажным, и тогда можно лепить из него «пирожки» для кукол, рисовать на нем палочкой.

Ухаживая в уголке природы, воспитатель называет и показывает как надо поливать цветы. В уголке природы рекомендуется иметь небольшой примоугольный аквариум с 1-2 крупными, яркими рыбками (карасик, золотая рыбка). Дети узнают, что рыбки живут в воде, плавают, едят корм, за ними надо ухаживать (менять воду, кормить).

Образовательная область «Творчество»

В данной образовательной области проводится организованная учебная деятельность по рисованию, лепке, аппликации и музыке. Рисование и лепку можно разделить на предметную и по замыслу, а аппликация проводится без наклеивания с использованием фланелеграфа, музыка делится на слушание, пение выполнение музыкально-ритмических движений.

На рисовании детей следует научить умению проводить различные линии: вертикальные, горизонтальные и волнообразные; создавать рисунок нетрадиционным способом: складывание листа бумаги с нанесением на неё с одной стороны краски.

Детей следует постоянно поощрять, подбадривать и эмоционально поддерживать. Перед детьми данного возраста не ставится задача передавать форму предметов, воспитатель лишь подводит их к передаче предметов круглой, удлиненной формы, например: колобок, лужи после дождя и т.д.

ОУД «Аппликация» (за исключением обрывной аппликации) проводится без наклеивания. Для того чтобы выполнить аппликацию, можно помочь в наклеивании деталей разложенных ребенком. Ребенок, при желании, помогает, подавая детали и примазывая их. Для обрывной аппликации используются салфетки или тонкая бумага, которая легко рвется. Для всех других видов аппликации берется более плотная бумага, но глянцевую лучше не использовать. В качестве клея для обрывной аппликации лучше всего использовать клейстер - он долго сохнет и безопасен для здоровья.

При знакомстве со свойствами глины дать понятие о том, что она мягкая, можно отделять куски, делать углубления, лепить. Наиболее целесообразно знакомить детей с материалом в процессе элементарного действия с ним, при этом они сразу получают видимый результат.

В данном возрасте формируется интерес:

-к слушанию музыкальных произведений разного жанра - песенка, полька, марш, вальс, спокойные и веселые песни;

-к пению, подпеванию отдельных слогов и слов песни, повторяющихся в песне фраз, подстраиваясь и подражая интонациям голоса взрослого, совместное с ним пение, подражая протяжному звучанию, подстраивание к звучанию инструмента, пение без напряжения, естественным голосом, не форсируя звук и не выкрикивая отдельные слова;

-навыки движения в соответствии с ярко выраженным характером музыки; выполнение движения рук: «хлоп-хлоп», движения ног «топ-топ»; повороты туловища вправо, влево; наклоны головы вправо, влево; помахивание рук, ходьба по кругу. реагирование смены движений на двухчастную форму пьесы, на изменение силы звучания (громко - тихо), на его начало и окончание.

В течение года рекомендуется около 7 упражнений разных по характеру (с атрибутами и без них).

Формирование навыков слушания песни и пьесы в исполнении педагога на разных инструментах, подпевания знакомых песен, активного участия в играх, хороводах и в несложных инсценировках.

Организация игровой деятельности

Для того, чтобы игра проходила успешнее, надо обязательно познакомить детей с предметами, которые будут использованы, с их свойствами, с изображениями на картинках. Если в игре должно прозвучать стихотворение, воспитатель заучивает его наизусть.

При проведении итогов отмечаются, как правило только положительные стороны: играли дружно, научились делать, убрали на место игрушки. Необходимо настраивать малышей на предстоящую игру: «сегодня мы хорошо играли с куклой. А в следующий раз у нас в гостях будет «чудесный мешочек». Мы будем отгадывать, что в нем». Целесообразно предложить детям игрушки, которые были использованы в дидактической игре. Это вызовет у малышей интерес к игре и желание участвовать в ней еще.

Воспитателю следует поддерживать интерес к театрализованной деятельности: обучать несложным играм-драматизациям сказок, обогащать игры детей при помощи инсценировки с куклой (семья, детский сад).

Поощрять эти игры, инициировать их, помогать ребенку перенести опыт театрализованной игры и игры-драматизации в самодеятельные игры.

Опираясь на активность детей, следует привлекать их к строительным играм, сооружению комнаты, мебели, дворика, дома. Побуждать детей создавать постройки из строительного материала для развития сюжета игры. Предоставлять материалы, которые могут быть использованы детьми как предметы-заместители. Поощрять речевые высказывания.

Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).

Учить детей передавать простейшие образные действия некоторых персонажей.

Развивать у детей интерес к играм с дидактическими игрушками. Необходимо проводить игры для развития ориентировки в цвете, форме, величине предметов, способствующие развитию внимания, мышления, полноценного восприятия, воображения, мелкой моторики рук ребенка.

В играх с песком, водой, снегом закреплять знания детей о свойствах этих материалов.

Организация трудовой деятельности

Трудовая деятельность детей 3-го года жизни в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Самообслуживание

С 2 лет детей учат интересоваться трудом взрослых, желанию помогать им.

Главным в трудовом воспитании детей данного возраста является приобщение их к самообслуживанию, формирование простейших навыков в этом виде труда. Цель перед детьми должна ставиться конкретная, посильная, понятная, с учетом того, что малыш увидит результат труда, почувствует его необходимость для себя: застегнул с помощью взрослого пуговицы на рукавах – стало удобно играть, рукава не спускаются на кисти рук, не мешают и т.п.

Трудовая деятельность детей младшего возраста проходит в игровой форме, что способствует созданию у детей радостного, эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению трудовых навыков.

Формирование тех или иных навыков самообслуживания всегда начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением, затем выполнением действия вместе с детьми. Например, обучая детей мыть руки, воспитатель заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает, вытирает и затем побуждает малышей повторить эти операции в той же последовательности. При этом он старается вызывать у детей радостное настроение.

С 2 до 3 лет дети учатся с помощью взрослых снимать одежду и обувь (растегивают спереди пуговицы, развязывают шнурки), раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать вещи.

В этой возрастной группе рекомендуется привлекать малышей к выполнению простейших поручений индивидуального характера (принести игрушку, положить на место мяч и т.д.). Если ребенок отказывается выполнить поручение, настаивать не следует.

Хозяйстенно-бытовой труд

В хозяйстенно-бытовом труде ознакомление детей с новой трудовой операцией следует начинать с совместной деятельности детей со взрослым. Вначале воспитатель обращается к малышу с просьбой, например, помочь стереть со стола. Затем рассказывает и показывает, что нужно делать, спокойно и доброжелательно побуждая детей работать вместе с ним.

Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений, побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию.

Труд в уголке природы

Воспитаетель постоянно воспитывает в детях бережное отношение ко всему живому, учит проявлять заботу об обитателях уголка природы.Особенно действенным является личный пример взрослого. Ухаживая за птичкой, воспитатель приговаривает: «Хорошая, красивая птичка, ты такая маленькая, мы тебя все любим, сейчас нальем водички, дадим зерен, чтобы ты всегда пела нам свои песенки» и т.д.

Следует формировать у детей предпосылки для совместной деятельности, побуждая малышей к кратновременному взаимодействию друг с другом, учить трудиться дружно, не мешая друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.