Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эпоха «мужей апостольских». Особенности письменности этой эпохи.





Апостольские мужии – авторы ряда раннехристианских текстов второй половины I и II века. Наименование «апостольские мужи» призвано продемонстрировать их прямую связь с апостолами, которых многие из апостольских мужей знали лично. Сам термин образовался лишь в XVII веке, и обычно связывается с именем патролога Котелериуса, издавшего в 1672 году писания Варнавы, Климента Римского, Ермы, Игнатия и Поликарпа (лат. название – «Patres aevi apostolici»).

К числу апостольских мужей относят:

1. Апостола Варнаву (ум. 61 г.);

2. Климента Римского (≈30 – ≈101 гг.);

3. Тимофея Эфесского (≈17 – ≈80 гг.); он был одним из самых любимых учеников ап. Павла.

4. Игнатия Антиохийского (Богоносца) (≈35 – ≈107 гг.);

5. Поликарпа Смирнского (≈70 – 156 гг.);

6. Папия Иерапольского (≈70 – ≈155 гг.).

Также к трудам апостольских мужей относятся различно атрибутируемые сочинения

1. «Дидахе» («Учение Господа народам через 12 апостолов». К.1в. – н.2в. Это памятник христианской письменности катехизического характера, памятник права и богослужения.)

2. «Пастырь Ермы» (2 век. Раннехристианская книга, встречающаяся в древних рукописях рядом с каноническими текстами Нового Завета. Перевод на русский язык – в 1862г., протоиереем Петром Преображенским).

Дошедшие до нас отрывки из сочинения Папия Иерапольского, ученика ап. Иоанна Богослова, несомненно подлинны; сочинения же остальных критика подвергает бо́льшему или меньшему сомнению. Послание Варнавы некоторые приписывают другому автору; из сочинений Климента Римского признают подлинным только его первое послание к коринфянам. Сочинение Ермы «Пастырь» приписывают не тому автору, о котором говорит апостол Павел (Рим. 16:14).

Оспаривают также послание Поликарпа Смирнского к финикийцам и послания Игнатия Антиохийского. Напротив, некоторые из патрологов защищают их подлинность.

Как бы то ни было, сочинения эти имеют большую важность для древнейшей истории христианства.

Сочинения апостольских мужей показывают отношение раннехристианской церкви к иудаизму и язычеству, содержат сведения о богослужениях и таинствах древней церкви, а также о жизни христианской общины того времени. Труды мужей апостольских были составлены на греческом языке, а затем переведены на латинский, сирский, коптский, эфиопский, армянский и проч.

Между всеми этими памятниками имеется много общего: содержание и форма их определяются одинаковыми условиями жизни Церкви того периода.

Отличительные особенности этих произведений:

1) Непосредственность религиозного чувства. Философская составляющая отсутствует.

2) Полная отрешенность от современных нехристианских идей.

3) Религиозная мысль мужей апостольских замкнута в круге положительного христианского учения.

4) Основные темы:

а) Христология (рассуждение о Христе)

б) Эклессиология (учение о Церкви)

в) Эсхатология (система взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни)

5) Все эти произведения по жанру – пастырские послания (за исключением 2-х произведений: 1) Пастырь Ерма - апокалиптическая литература; 2) 2-е Послание к Коринфянам Климента Римского – проповедь).

6) Тесная связь с позднеиудейской литературой. Не зная позднеиудейскую литературу сложно адекватно понять писания мужей апостольских.

 

5. Св. Климент Римский: жизнь и учение.(≈30 – ≈97 (≈101) гг.)

1. Проблемы жития св. Климента

Климент I – апостол от семидесяти, 4-ый епископ Римский (4-й Папа Римский) (согласно официальной хронике Католической церкви, ≈ 88 – ≈97 гг.), один из мужей апостольских. Широко почитался в Древней Руси. Почитаем в православии, как один из первых христианских проповедников в русских землях. По преданию, около 98 года был сослан изРима в Инкерманские каменоломни (район современного Севастополя), где проповедовал и встретил мученическую смерть. Память в Православной церкви — 25 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 23 ноября.

Тертуллиан сообщает, что Климент Римский был рукоположён святым Петром. Ириней Лионский упоминает Климента как современника апостолов. Согласно Евсевию, Климент был предстоятелем римской церкви с 92 по 101 годы.

Есть проблема со смертью Климента.

Евсевий Кесарийский писал о мирной кончине Климента в 101г, после 9 лет епископства.

В конце IVв появляется упоминание о мученичестве Климента Римского (упоминает пресвитер Руфин). Можно ли верить в этом Руфину? Блж. Иероним Стридонский полемизировал с Руфином, в том числе и по этому вопросу. В Зап. Церкви прижилось мнение Руфина. Винзорский собор констатировал, что Климент – священномученик. В чем состояло мученичество - неизвестно.

В 9 в. Кирилл и Мефодий прибывают в Крым и обретают мощи св. Климента в Херсоне. С этого времени вопрос о том, что был или нет мученик Климент, был снят.

Личность Климента была весьма авторитетна, его произведения были востребованы. Появилось много псевдоэпиграфов.

Действительные произведения Климента - два послания к Коринфянам.

Подложные сочинения:

· Апостольские постановления (составлен, возможно, ок. 380г., в Сирии)

· «Восьмикнижие Климента» (хорошо было известно в 6в.)

· «Климентины» или «Псевдо-Климентины» (4в.)

2. Учение Климента в 1 послании к Коринфянам

Повод послания - братское послание христианам Коринфа. В Коринфе были нестроения. В Коринфской церкви были антииерархические настроения. Иерархию укоряли, отвергая иерархию как таковую. Проблематика послания - экллесиологическая. Принципиальной темой является учение о церковном единстве. Главное: Климент конкретно говорит о церковной иерархии.

Климент строит аргументацию вначале на Ветхом Завете, потом на словах Христа, затем говорит об апостольском преемстве (впервые). Апостолы ушли и должны быть их продолжатели - те, на кого апостолы возложили свои руки. Важно (для нашего времени особенно это важно): Климент говорит об участии народа в избрании предстоятелей. У Климента нет богословских обоснований этой практики, но практика была, и для нас это важно (Так в «Дидахе» читаем, что пресвитеры и диаконы избираются местной церковью без участия др. епископов, а епископы участвуют только в поставлении, Киприан Карфагенский тоже об этом говорил). В поставлении епископа принимает участие весь народ. В поставлении должны быть два момента: 1) Народное одобрение – синевдокесис. 2) Поставление – катастасис. Эти два момента важны для поставления епископа. С IVв. эта практика уже повсюду применялась.

В послании Климента есть эсхатологическое чувство. Проявляется напр., в тех эпитетах, которые Климент прилагает к Церкви. (Церкви сущие в эфесе радоваться – «сущая», значит пребывающая).

Парикуса - термин, обозначающий Церковь у Климента; в Септуагинте - это слово - положение евреев в период чужестранствия. В Новом Завете это понятие однажды применяется к христианам: "вы уже не странники, но свои для Бога" (Еф.). Апостол Павел термин чужестранники - прилагает к христианам относительно этого мира. Климент прилагает это слово к Церкви. В понимании первых общин было важно остаться чуждыми миру, в плане - быть солью мира - с миром не смешиваться (потому что в нем много ересей).

Парикия - производная от парикуса - в новогреческом - приход. Мы думаем, что приход - от слова приходить. Но с греч. приход - от слова "пришельцы". Приход - потому что мы - собрание пришельцев. Желание остаться солью земли. Желание сохранить в себе то, что является основанием всякого миссионерства и всякой проповеди.

3. Учение о «духовной церкви» 2-го послания к Коринфянам

В III – IV веках большинство христианских авторов рассматривало первое послание как каноническую часть Нового Завета; оно читались на воскресных службах наряду с Новым Заветом.

Чистота учения и назидательность второго послания вместе с его древностию были причиною того, что еще в IV веке оно употреблялось для церковного чтения (по крайней мере в римской церкви) наравне с первым посланием Климента. Свидетельство это сохранилось в собрании «правил апостольских» (правило 85; это правило не отменялось), где оно упомянуто в числе книг, назначенных для общего употребления христиан, наряду с I-м посланием Климента и другими священными книгами.

По жанру произведение (2-е послание к Коринфянам), несмотря на свое название, никак не подходит под определение "посланий": оно является типичной проповедью и, вероятно, первой по времени из сохранившихся христианских гомилий.

2-е послание считалось еретическим – (проф. МДА, патролог Попов; прот. Николай Афанасьев; Сидоров проф. тоже так считал 10 лет назад).

Недоразумение связано с учением этого послания о Духовной Церкви. В послании говориться, что Церковь была духовна прежде создания мира, но явилась в последние дни в плоти Христа. Здесь видели аналогии учения о Премудрости Божией, чуть ли не как 4-й ипостаси. Здесь видели учение о Церкви, как о субъекте, существующем с Богом. В последние два десятилетия исследователи говорят следующее: исток для понимания этих слов о Духовной Церкви являются слова пророка Амоса (9,11): "В тот день восстановлю скинию Давидову падшую". В Кумранской традиции впервые эту скинию рассматривают как пророчество о Мессии. В Кумранских текстах появляется учение о Мессии как о храме, Церкви.

Христос говорит Сам: "Разрушьте храм Сей, и Я треми денми созижду Его." Для ессеев было актуально, что храмом было само собрание верующих.

Такие же идеи есть во 2-м послании Климента Рим. (Церковь - это и есть Сын Божий – Мессия). Учение о Христе, как о Церкви. В эпоху мужей апостольских Мессия отождествляется с Церковью. Климент и говорит, т.о. Церковь – это и есть Слово Божие, это Бог, поэтому Она и существовала прежде солнца и луны.

Также имеет место отождествление Сына Божия и Духа Святого и это отождествление видимо имеет своим источником ессейские тексты. (Сейчас на наших глазах формируется интертостаментарное Богословие, на основе опубликованных в кон. 90гг. XXв. – нач. XXIв. кумранских рукописей – появляется идея многосубъектности Бога – в Боге Три Субъекта, в ранней христианстве это было трудно проговорить, проговорили только в VI в.)

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.