Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сщмч. Ириней Лионский: жизнь и труды.(ок. 130 – ок. 202 гг.)





1. Основные этапы жизни и деятельности св. Иринея. Проблемы, определившие его учение.

Ириней – зап. отец Церкви, отстаивавший православие перед лицом гностической теософии.

Св. Ириней родился в Малой Азии (г.Смирна). Получил блестящее языческое светское образование. Его наставником в истинах христианского учения был ученик апостола Иоанна Богослова – святитель Поликарп Смирнский, который его же и крестил, впоследствии рукоположил во пресвитера и послал в галльский город Лугдун (ныне Лион во Франции) к престарелому епископу Пофину. После мученической кончины еп. Пофина (178г.), Ириней был избран епископом города Лиона.

Известно, что Ириней – так же как и его учитель Поликарп – принимал участие в диспуте по поводу даты празднования Пасхи. Папа Римский Виктор сказал, что те, кто празднует Пасху не с Римом - отлучен. Ириней убедил папу не форсировать процесс.

Согласно Евсевию, св. Ириней скончался мученически во время гонения императора Септимия Севера (ок. 202 г.).

Молодому христианству 2-го века приходилось противостоять: 1) гонениям римского имперского правительства, 2) гностическим умонастроениям, (среди христиан, и вне Церкви).

Гностицизм (или «лжеименное знание») – было по существу «гораздо опаснее» (Болотов) открытых гонений, «угрожавшим христианству полным разложением» (Попов). Под гностицизмом в истории известно своеобразное направление в религии и философии, представляющее собой синкретическое соединение отдельных элементов христианства, иудейства, язычества и тайных мистических учений Востока. Опасность такого направления, если бы оно могло проникнуть в Церковь, вполне правильно определена Болотовым: «в это время язычество уже было готово пойти на компромисс с христианством, но таило в себе мысль о реформе христианства».

Гностические учения неизменно характеризовались двумя существенными признаками: 1) гностические теории основывались на дуалистическом мировоззрении; 2) гностики утверждали существование двух божеств: верховного, трансцендентного, и низшего — демиурга, управляющего нашим миром. Низший бог, они считали, – ветхозаветный Ягве. Из этого неизбежно вытекало либо прямое отрицание, либо пренебрежительное отношение к Ветхому Завету.

Наиболее показательными примерами могут служить учения Валентина, Василида и Маркиона – против которых, в частности, и были направлены творения св. Иринея Лионского.

2. Письменное наследие св. Иринея Лионского. Проблематика основных его трактатов.

Большинство сочинений св. Иринея целиком не сохранились и известны нам лишь в отрывках и по упоминаниям у древнейших историков. Целиком до нас дошли: 1) «Изложение проповеди апостольской» (армянский перевод) 2) пять книг «Против ересей» (древний латинский перевод).

В сочинении «Против ересей»: книга 1-ая – содержит описание гностического учения Валентина; во 2-ой – содержится опровержение гностиков «на основании доводов разума»; в 3-ей книге – обсуждается наиважнейший вопрос о церковном Предании и отличие в понимании этого вопроса между гностиками и христианами; 4-ая книга – посвященна проблемам св. Писания; в 5-ой книге – обсуждается воскресение.

По свидетельству Евсевия, св. Ириней написал много сочинений (которые ныне или совсем утрачены, или дошли в отрывках): 1) Краткая апология «О познании». 2) Послание к римскому пресвитеру Флорину, склонившемуся к валентинианству «О единоначалии Божием». 3) Объяснение по поводу отпадения Флорина от Церкви «Об огдоаде» («Об осмерице»). 4) По поводу пасхальных споров 4.1) Послание к папе Виктору; 4,2). Послание к Александрийскому епископу и другие.

3. Проблема соотношения единства и многосубъектности в Боге во 2-3 вв. Место учения сщмч. Иринея Лионского в общем спектре решения этой проблемы.

Ириней один из первых последовательных исповедников учения о Святой Троице. 1=3

Бог - не Единица. Бог - не Троица. 1) Гностики говорили о многобожии; 2) Апологеты ближе к гностикам; 3) 1=3 – православие Иринея; 4) Модалисты, что Бог один, а в другое время были разные маски и модусы.

Центральным пунктом в учении Иринея Лионского о действии Бога в истории спасения является Божие единство. В отличие от гностиков, которые учили, что Бог проявляется в истории спасения в качестве различных эонов или божественныхэманаций, различая при этом монаду и Демиурга, Ириней Лионский использовал учение о Сыне и Святом Духе как о «двух руках Бога», подчёркивая тем самым неделимость Святой Троицы. Его акцент на единство Бога отражалось в учении единства истории и непрерывной преемственности истории спасения.

4. Антропология сщмч. Иринея Лионского.

Впервые в церковной письменности сщмч. Иринеем формулируется концептуальная антропология: но в основном, в пределах идей, без строгой догматики.

Ириней учит о трехчастности человека (Дух, душа, тело). Плоть создана по образу Божиему. Мы сотворены такими, каким должен был быть воплотившийся Бог. Душа – седалище свободы. В свободе Ириней видит подобие. Душа свободна, т.к она свободна и может следовать за телом или за духом. Благодать Божия не передается вне общения с Богом – никому и ничему.

*** *** ***

Ириней считал человека целокупным единством, в котором физическое и духовное начала существуют неотделимо друг от друга. Однако в едином человеческом бытии различается как бы три «полюса» – дух, душа и тело (трихотомический взгляд на человека характерен для христианской антропологии (ср. 1 Кор. 15, 50)).

По Иринею: духу принадлежит господство над телом, душа же подвижно располагается между ними; чем ближе к духу «поднимается» душа, тем больше человек приближается к Богу, чем ниже она «спускается», тем ближе человек к животному.

Только «целый» человек может «участвовать» в Боге, и если нет тела, то нельзя говорить и об «участии». «Образ и подобие» человека Богу следует представлять в категориях единства, общей жизни, общения или участия. Такое понимание человека в общении с Богом через принадлежащий им обоим Дух Святой в современном богословии носит название «теоцентрической антропологии». (Основной принцип – Дух Божий присущ человеку «по природе», потому что человек был создан дуновением Духа Божия и без Него превращается в животное).

Как уже отмечалось, антропология св. Иринея служит ключом к пониманию его учения о Воплощении, искуплении и спасении. Грехопадение, согласно Иринею, состояло в том, что человек пренебрег своим духовным началом и сделал плоть единственным критерием жизни и самосознания. Воплощение и искупление заключались в восстановлении первозданной гармонии человеческой природы во Христе.

Св. Ириней противополагает учению гностиков свое представление о Боге, как о создателе человека. Человек сотворен Словом и Духом – как бы двумя «руками» Божиими – по образу и подобию Божию, способным к участию в божественной жизни. Грехопадение хотя и разорвало связь между человеком и Богом и разрушило подобие, однако не уничтожило образ. Спасение заключается в воссоздании, восстановлении всего нарушенного миропорядка, в том числе и подобия человека Богу. Это восстановление человека происходит во Христе через соединение человека с Духом: Бог, будучи сам источник Духа, делает Дух источником человеческой жизни, тем самым возвращая человека к первозданной цельности, к способности быть причастником Божиим:

5. Учение сщмч. Иринея Лионского о боговидении и участии в Божественной Жизни.

Много сказал о воскресении тел. Аргументы: 1) В.З. Пророчества. 2) Слова Христа. 3) Факт воскресения.

Ириней рассуждает о том, в каком соотношении будет состав воскресшего человека с нынешним. По Иринею: тела возродятся во всей точности. Самое главное – учение о характире (Характир – греч. – «печать, которую ставили на скот»): тела воскреснут во всей точности, ибо они наделены характиром. Ириней хочет показать, что тела возникнут с тем же характиром. Это слово всплывет у защитников иконопочитания, особенно у Феодора Студита. В иконе свято имя, но и икона должна быть узнаваема. Носителем характира является душа, которая пребывает в умном месте у Бога, когда разложились тела. В момент всеобщего воскресения душа передаст характир материи.

У Иринея тоже есть учение о хилиазме.

Воскресение связывается с Евхаристией. Если мы в евхаристии становимся сотелесниками Христа, то мы не можем до конца истлеть, потому что мы приняли в себя залог Воскресения.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.