Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сщмч. Игнатий Антиохийский: жизнь и учение.(35 – 107 гг.)





1. Свидетельства древней Церкви о мученичестве св. Игнатия

1. Симеон Метафраст свидетельствует об Игнатии, что "Игнатий - это то самое дитя, которое некогда Господь взял на руки и, обращаясь к ученикам, сказал: если не уподобитесь этому дитяти, то не войдете в Царствие Божие". Мф. (18,2-3). Это неправдоподобно.

2. И.Златоуст: «Игнатий не видел Христа при жизни, т.к он уже из другого поколения. Богоносец - скорее всего этический эпитет (потому что он Бога носил в сердце)».

3. Из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (IV век). Игнатий был вторым еп. антиохийским (после Еводия) и скончался мученической смертью во время правления императора Траяна (53 – 117гг.). Согласно Евсевию, он был послан в Рим и отдан на растерзание диким зверям в цирке. По дороге в столицу Игнатий написал ряд посланий, в которых ободрял и утешал малоазийские христианские общины. Игнатий рассуждает: о христологии; экклессиологии, но прежде всего его тексты – это богословие мученичества.

2. Письменное наследие сщмч. Игнатия Антиохийского

До нас дошло 7 посланий: 1) Римлянам, 2) Эфесянам, 3) Магнезийцам, 4) Траллийцам, 5) Филадельфийцам, 6) Смирнянам и 7) частное письмо Поликарпу Смирнскому, который собрал эти письма и издал их.

На Западе были распространены 8 подложных посланий: 1) Тарсийцам; 2) Антиохийцам; 3) Ирону, антиохийскому диакону; 4) Филиппийцам; 5) переписка с Марией Кассобольской; 6) 1-е ап. Иоанну Богослову; 7) 2-е ап. Иоанну Богослову; 8) Переписка с Богородицей.

3. Христология сщмч. Игнатия Антиохийского

Христология Посланий Игнатия обусловлена его полемикой, с одной стороны, с докетами (отрицавшими материальный аспект Боговоплощения), с другой стороны, с иудействующими.

Игнатий убеждает нас, что Христос есть, во-первых, Бог, во-вторых, Человек. В этих посланиях присутствуют теопасхистские выражения. (Ересь Нестория началась с отказа от теопасхистских формул). В споре с Несторием Кирилл Александрийский часто ссылается на послания Игнатия Антиохийского. У Игнатия одно из интересного – доказательство того, что Христос - Человек. Это доказательство весьма важно было в полемике с докетами. Игнатию важно показать, что Христос был в том числе и Человеком: 1) Пророчества; 2) Закон Моисеев; 3) Евангелие; 4) Страдания каждого из нас. Это 4 аргумента Игнатия, по которым он доказывает, что Христос есть Человек. Страдания христиан могут убедить, что Плоть Христа реальна. Если мы страдаем во Христе, то и Христос страдает в нас. Сколь не иллюзорно мученичество христиан, столь реалистичны и страдания Христа. Согласно учению Игнатия, в страдании христиан плоть Христа прирастает новыми членами. Игнатий пишет о своем мученичестве о: "как только что начатом домостроительстве Божием относительно нового Человека Иисуса Христа", - т.е. идея сотелестности. Есть аналог в книге Деяния Апостольских. Обращение Савла. Христос говорит, Савлу, что тот гонит Его, когда гонит христиан (Интересно!!!). Идея сотелестности у Павла находит свое основание не только в евхаристии но и в мученичестве. У Игнатия еще более явно - источник сотелестности Богу - мученичество. Это самое важное у Игнатия Антиохийского. У Игнатия идея сотелестности тоже имеет евхаристическое основания. Когда Игнатий узнает, что римляне могут освободить его, он пишет: "князь века сего хочет обольстить меня... Пусть же никто из вас, в Риме находящимся, не помогает ему". Игнатий пишет - " диавол господствует над человеком посредством страхом смерти ". Такое понимание мученичества сохранялось очень долго.

4. Экклессиология Игнатия:

В тесной связи с христологией Игнатия стоит его экклезиология: коль скоро для нашего спасения потребен плотский, реально исторический Христос, то и спасение может совершаться только в реальной, видимой Церкви. В его послании к Смирнянам впервые употребляется понятие "Кафоличность церкви" (Смирн.8,2: "Где будет епископ – там должен быть и народ... так же как где Иисус Христос – там и кафолическая Церковь").

Ключевая фраза в экклезиологии Игнатия — επι το αυτο — выражение, которое он использует как технический термин для обозначения евхаристического собрания, то есть Церкви.

Говоря о местных Церквах, он прилагает к ним причастие от глагола παροικεω, что обозначает временное пребывание на чужбине.

Игнатий впервые употребляет слово "кафолики" (кафолическая – соборная; буквально «по целому»; антоним «катамерон» – «частично»).

"в этих словах Игнатия (Смирн. 8,2) - мысль о Христе и Церкви должны рассматриваться как основание или доказательство того, что говориться об епископе и народе. Подобно тому, как епископ выявляет присутствие Христа, точно так же народ выявляет кафолическую Церковь. Значит кафолическая Церковь по Игнатию есть каждая местная Церковь, возглавляемая епископом или тем, кому поручит епископ." (Как в физике принцип голографии - во фрагменте присутствует целое). - в принципе можно рассматривать как принцип сомодостаточности.

Мы понимаем, что Вселенская Церковь – это абстракция, а Волгоградская епархия – кафолическая. Признаки кафоличности выявляются и в быту. Назначение пастыря сверху может осознаваться как потеря целостности, а если его избрали, то принцип целостности реализуется – это проблема современности (в любом случае нужно идти к идеалу).

Кафоличность Церкви должна подчеркиваться в каноничности устроения каждого элемента. Ни у ап. Павла, ни у других церковных писателей Церковь или община не называется членом. Ни одну общину Павел не называет членом. " Вы - тело ".

Иначе в католической экклессиологии. Кардинал Рацингер (папа Бенедикт): «поместные Церкви - называются членами Вселенской Церкви».

Назначение пастыря сверху есть то плохое, что осталось от Византинизма. Не все в Византинизме было абсолютным добром. (Устав РПЦ современной редакции – противоположность тому, о чем говорил Игнатий). Идеалы нужно держать в голове. Если мы не будет этого понимать, то будет суета сует. Все будет разрушаться и т.д. Причины тех или иных проблем нужно видеть в себе. Если к Церкви есть претензии то нужно посмотреть, за Христа гонят нас, или за нас самих. Нужно самим видеть, какие претензии общества к Церкви и исправлять. Так же и расколы. Есть болезни именно нас самих.

5. Принцип монархического епископата в посланиях сщмч. Игнатия

Игнатий – основоположник учения о монархическом епископате.

«Моно» – «архос» – «единоначальник». На одном месте должен быть только один епископ. Епископ является свидетелем и знаком единства Церкви, единства общины (В Византии была ориентация на светские границы). У ап. Павла признаком единства Христиан была общая Трапеза. Но ко временам Игнатия стало появляться много общин, в той же Антиохии. Трапеза уже не может быть единственным критерием единства. Таким образом один епископ становиться критерием единства, общности трапез. Епископ делегирует совершение трапез пресвитерам.

 

Пастырь» Ерма.(2 век)

1. Авторитет книги в древней Церкви

Неизвестный нам Ерм - преставитель эпохи мужей апостольских. Возможно был учеником апостолов, возможно учеником учеников. Относительно авторства есть разные мнения:

Ерм - возможно тот, кого упоминает ап. Павел (Рим 16,14: «Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма»), но навряд ли.

Книга Пастырь находится в составе Синайского кодекса.

Ириней Лионский и Климент Александрийский называли "Пастыря" - боговдохновенной книгой. Афанасий Великий говорил, что "Пастырь" служил пособием для оглашенных. Очень необычно. Сохранилось много списков этой книги, на разных языках. 24 - греч, 2 копст, 2 эфиоп и т.д. Книга "Пастырь" была востребована Церковью.

Эта книга состоит из 27 глав: 5-ти видений, 12 заповедей и 10 подобий. (разное название глав). Адресат книги неясен. Обращена к христианам, в памяти которых свежи гонения. По мысли Ерма гонения будут и в будущем. Эта книга - призыв к покаянию и исправлению жизни.

2. Проблема авторства и автобиографический элемент в «Пастыре»

В книге есть некоторые автобиографические сведения. По-видимому Ерм был рабом христианином, и его госпожа Рода предоставила ему свободу. Возможно, что все это есть метафора. Ерм женился и свидетельствует о трудностях и неудачах своей жизни. Дети Ерма отступили от веры в годы гонений. Ерм умел писать, но был слабограмотным человеком, по крайней мере Свящ. Писание знает слабо. Цитаты из В.З. отсутствуют. Можно усмотреть аллюзии на (Ин.) и (послания Павла).

3. Учение Ерма о Церкви. Этика Ерма. Эсхатологическое чувство «Пастыря».

Экклессиология Ерма. Отождествление Церкви и Мессии. Призыв к свидетельству, мученики сидят по правую сторону от Церкви. Идея предсуществующей Церкви (Домостроительный план), ради нее сотворен мир. Построение башни-Церкви из камней-верующих. Основывается на камне с дверью Сыне или на воде крещения. Необходимость принятия крещения. Отождествление Сына Божия и Духа Святаго. Видимо истоки понимания Ерма - тексты позднеиудейских сект. В учении Ерма примечательно отождествление состояния самого Ерма с состоянием самой Церкви. Н–р, в одном месте церковь отождествляется со старицей – дух которой обветшал, а в другой раз – с молодой девушкой; Значит Ерм отождествляет церковь, как со Христом, так и с общиной.

"Пастырь" написан в апокалиптическом жанре; по содержанию - это этические наставления.

Этика "Пастыря" Ерма. Этика зиждется на удалении от всего мирского и простоте. Покаяние - Ерм весьма ригористичен. 4 заповедь "Для рабов Божиих покаяние одно". Ерм полагает, что после крещения новые грехи не прощаются. (2-е понимание, что после крещения можно покаяться еще один раз). Отношение полов – продолжение мыслей ап. Павла: женившиеся – будьте как неженившиеся.

Эсхатология Ерма. У Ерма есть чувство Страшного Суда. Сочетание в Боге любви и судьи всегда в сознание людей вызывает проблему. У ессеев считалось, что грешников наказывают злые духи. Ерм исповедует другую традицию. У него говорится об ангеле справедливого наказания. У Ерма в одном из видений открывается образ суда и наказаний. Некая старица прочитала ему об этом, это было величественно, но вместе с тем страшно и жестоко. Ерм ничего не запомнил.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.