Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Св. Лев Великий: жизнь и учение.(390 – 461 гг.)





1. Церковная деятельность св. Льва, папы Римского

Святитель Лев I Великий – папа римский (440–461).

Происходил родом из Этрурии (Италия). Получил прекрасное и разностороннее образование, которое открывало перед ним блестящую светскую карьеру. Однако, стремясь к духовной жизни, он избрал иной путь и стал диаконом, сперва при папе Целестине I (422-432), а затем при папе Сиксте III (432–440), после смерти которого был избран папой Римской Церкви.

Лев Великий принял управление Церковью в смутное для нее время. В Риме ему пришлось вести борьбу с манихейской ересью и пережитками язычества, колдовством и астрологией, по-прежнему весьма распространенными среди паствы. Другой заботой святителя Льва было укрепление папской власти, как в метрополии, так и в отдаленных провинциях.

Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Именно он явился основным защитником Православия против ереси Евтихия и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе Иисусе Христе, и ереси Нестория. Он употребил всё свое влияние для того, чтобы умирить смущаемую еретикамиЦерковь и своими посланиями к святым Константинопольским царям Феодосию II (408–450) и Маркиану (450–457) деятельно способствовал созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для осуждения ереси монофизитов. На Соборе, где присутствовало 630 епископов, было оглашено послание святителя Льва к уже почившему тогда святителю Флавиану, Патриарху Константинопольскому (447–449), пострадавшему за Православную веру от разбойничьего Ефесского собора в 449 году. В послании святителя Льва было изложено Православное учение о двух естествах в Господе Иисусе Христе. С учением этим согласились все присутствовавшие на Соборе епископы. Еретики Евтихий и Диоскор были отлучены от Церкви.

Святитель Лев явился также защитником своего отечества от натиска варваров. В 452 году он силой своего слова удержал от разорения Италии грозного предводителя гуннов Аттилу, а в 455 году, когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, он сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать крови.

Святитель Лев дожил до глубокой старости. Он заранее знал о своей смерти и приготовил себя теплой молитвой и добрыми делами к переходу из этого мира в вечность. Он умер в 461 году и был погребен в Риме, в Ватиканском соборе святого Петра. Мощи его и сейчас покоятся там, в приделе его имени. В 1754 году по инициативе папы Бенедикта XIV состоялось прославление Льва Великого как учителя Церкви. Почитается он и в России как святитель и пастырь Церкви Божией. Память его празднуется 18 февраля / 3 марта.

2. Письменное наследие св. Льва

Его литературное и Богословское наследие состоит из 96 проповедей и 143 посланий, из которых самое знаменитое — «к святителю Флавиану».

3. Св. Лев о главенстве Римского престола

Истина Богочеловечества Спасителя неотделима от внешнего единства видимой Церкви с преемником св. Петра, папой римским во главе. Кто неправо верует, тот уходит от этого единства, перестает быть членом Церкви, и, наоборот, всякое свободное, и сознательное отделение от внешнего единства рано или поздно приведет к заблуждению в вере, к ереси. Таковы неизбежные выводы, вытекающие из учения св. Льва.

В основе всего лежит истина Богочеловечества Христа (нераздельное и неслиянное соединение в едином лице Христа Богочеловека двуx природ, Божеской и человеческой), которая является содержанием веры, соединяющей нас со Христом и друг с другом в Его Мистическом Теле. Истина этой веры была впервые открыта в исповедании св. ап. Петра, в Кесарии Филипповой: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго!» (Мф., 16, 16). Петру Господь сказал в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Иона <…> ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». (Мф., 16, 17-18). Исповедание Петра столь прочно и твердо, что его не смогут одолеть ни извращения еретиков, ни вероломство язычников. Сам Петр — камень, скала, ибо он никогда не устанет возвещать эту веру и никогда не отступится от нее. Петр получил миссию утверждать ее и в других апостолах и укреплять их стойкость в ней. Спаситель знает, что сатана собирается подвергнуть всех апостолов испытанию, «сеять их, как пшеницу» (Лк., 22, 31), но Господь молится об одном только Петре, чтобы не оскудела вера его и чтобы он утвердил потом своих братьев (Лк., 22, 32). Св. Лев: «В лице Петра предохранены силы всех остальных, и помощь благодати Божией устроена так, что твердость веры дана Христом Петру, а через Петра — остальным апостолам».

Христос, Богочеловек, истинный архиерей, установил, в лице апостолов пастырей, но из них Он избрал Петра, на которого возложил особое служение: говорить и начальствовать именем Христовым, чтобы обеспечить незыблемость веры и отразить все нападения сатаны. Петр – начало и в этом смысле, начальник или князь Церкви.

Хоть ап. Петр уже окончил поприще своей земной жизни, но он всегда будет непоколебимо исповедовать возвещенную им однажды правую апостольскую веру, он никогда не перестанет утверждать своих братьев. Это вечное Петрово исповедание совершается ныне устами преемников Верховного Апостола, римских епископов. Папа — преемник св. ап. Петра, и он наследует все Петровы преимущества. Первенство, которое ему дается около гробницы того, кто был первым епископом Рима, есть для него служение.

С кафедры Петровой не может возвещаться ложное, неправославное, еретическое учение. Учение св. Льва прямо опирается на веру в безошибочность римского епископата в делах веры и нравственности. Будучи, таким образом, непогрешимым хранителем, исповедником и истолкователем святой истинной православной веры Христовой, папа является главою всех Церквей. Он — не только безошибочный учитель веры, но, кроме того, и верховный правитель всей Вселенской Церкви, — от него зависит окончательное решение всех вопросов, как вероучительного, так и дисциплинарного порядка.

Ничего нового в учении св. Льва о главенства римского епископа не было. Св. Лев лишь ярче и полнее выразил то, чему учили задолго до него. Это учение не было его учением, — это было выражением древнего апостольского предания. Протестантский ученый М. Зои, говорит, что уже задолго до IV века Римская Церковь имела попечение обо всех церквах. Крупные церковные вопросы, поставленные во 2-м и в 3-м веках, «нашли свое разрешение в Риме для всей Церкви». Уже в эти первые века христианства «Рим — глава Вселенской Церкви, а без Рима Церковь — уже не Церковь».

4. Христология Томоса св. Льва Великого в свете богословия Искупления. Жертва Христа как выкуп Диаволу и как Средство примирения с Богом.

Во Христе — две природы, Божеская и человеческая, соединенные в одном Лице. «Оба естества сохраняют свои свойства без всякого ущерба. Каждое из двух естеств в соединении с другим действует так, как ему свойственно: Слово делает свойственное Слову, а плоть исполняет свойственное плоти. Одно из них сияет чудесами, другое подлежит страданию. Хотя в Господе Иисусе одно Лицо — Бога и Человека, — однако, иное то, откуда происходит общее того и другого, — уничижение, а иное то, откуда проистекает общее, их прославление. От нашего естества у Него есть меньшее Отца человечество, а от Отца у Него есть равное со Отцем Божество». (Томос Льва).

5. Учение св. Льва Великого о наследии Адама и совершенстве Человечества Христа.

Иисус Христос – Сын Божий – совечен Богу Отцу: ибо мы «веруем в Бога Отца Вседержителя, и в Иисуса Христа, единородного сына Его, Господа нашего, родившегося от Духа Святаго и Марии Девы» («Послание к святителю Флавиану»).

«Он же — вечнаго Отца вечный Единородный родился от Святаго Духа и Марии Девы. Это временное рождение ничего не убавило у того божественного и вечного рождения, и ничего к нему не прибавило, но всецело предало себя на спасение заблудшего человека, чтобы и смерть победить, и силою своею сокрушить диавола, имущаго державу смерти (Евр. 2, 14). Ибо мы не могли бы победить виновника греха и смерти, если бы нашего естества не воспринял и не усвоил Тот, которого ни грех не мог уязвить, ни смерть — удержать в своей власти. Он зачался от Духа Святаго во чреве Матери Девы, которая как зачала Его пребыв девою, так и родила сохранив девство». (там же)

«Посему истинный Бог родился в подлинном и совершенном естестве истинного человека: всецел в своем, всецел в нашем. <…> в Спасителе не было и следа того, что привнес в человека искуситель, и что прельщенный человек допустил (в себя). <…> Он восприял образ раба без скверны греха, возвеличивая человеческое, и не уменьшая божественнаго. <…> Оба естества сохраняют свои свойства без всякаго ущерба. Как образ Божий не уничтожает образа раба, так и образ раба не умаляет образа Божия».(там же).







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.