Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обсессия (навязчивое поведение)





Мы все способны к обсессивному (навязчивому) поведению — мы все иногда требуем уважения к собственным инте­ресам, превращаем самовыражение в капризные требования к окружающим. Вы легко можете вспомнить подобный слу­чай из жизни окружающих, когда, например, стремление ва­шего соседа по Комнате приобретало нелепые формы. Когда человек настаивает на чем-то, требует, ставит окружающим ультиматумы, дело редко обходится без «гремлина». Наши друзья и родственники часто указывают на навязчивый характер наших ценностей. «Ты пытаешься всех подмять под себя!», «Ты ни о чем не думаешь, кроме работы», «Ты вечно требуешь к себе внимания». Такие заявления могут косвенно указывать на то, что нашими ценностями являются лидер­ство/власть, личностный рост/карьера и признание.

Клиенты должны понять, когда ценности уводят их слиш­ком далеко. «Что о Вас говорят окружающие? А что Вы сами говорите о себе? Над какими Вашими чертами люди подшучивают? Какие Ваши черты бесят окружающих?». Здесь мы имеем дело с важными, но по каким-то причинам «мутировавшими» ценностями. Ищите сами ценности, абстрагируясь от тех форм, которые они принимают.

Ценностная матрица решений

Данная матрица — один из наиболее мощных инструментов для принятия оптимальных жизненных решений. Эта матрица используется на стадии уточнения первичных ценностей. (Пожалуйста, не забудьте, что для составления списка ценностей может потребоваться несколько месяцев). Составив вместе с клиентом список ценностей (путем «мозгового штурма»), попросите его проранжировать 10 основных це­лей по важности.

Затем попросите клиента оценить по 10-балльной шкале степень своей удовлетворенности решением: насколько та или иная ценность была реализована. Большинство клиентов всегда узнает много нового о себе благодаря данному упражнению. Обычно коуч должен быть особенно внимателен к тем случаям, когда оценка оказывается ниже 7. Это может быть как раз та ситуация, в которой необходим коучинг, пос­кольку при таких оценках клиенты часто опускают руки, смиряясь с ситуацией, которую не следует терпеть. Часто в этом бывает повинен «гремлин», говорящий клиенту: «Лучше не дергаться, лучше не рисковать»; клиент порой даже не задумывается об этом. Может быть, полезно время от времени возвращаться к этому упражнению — так клиент не потеряет верное ощущение себя.

За годы своей работы мы отметили, что, если по большому счету все в жизни клиента складывается хорошо, он ставит высокие оценки во всех графах. Если же у клиента в жизни черная полоса, данная матрица показывает, что именно необ­ходимо исправить. Матрица особенно полезна и наглядна при принятии важных решений: бросать ли работу, начинать ли новое дело, заводить ли ребенка и т.д. Попросите клиента оценить его ценности на данный момент; затем предложите ему дать прогноз на 2 месяца вперед, на полгода или год: «Представьте, что Вы приняли это решение; каковы будут Ва­ши оценки? Какими они будут в том случае, если Вы не при­мете этого решения?». В ходе этого упражнения клиент может многое узнать о том, какой выбор ему предстоит сделать. Помните, что «гремлин» не оставит это упражнение без внимания, проявив себя подобными заявлениями: «Так я заработаю больше денег», «Думаю, мне стоит рискнуть», «Но он хочет сына!». Здесь следует спросить клиента, как то или иное действие поможет ему жить в согласии со своими ценностя­ми, оставаясь при этом верным самому себе.

Ниже приведена матрица человека, пытавшегося решить, стоит ли ему брать на себя руководство компанией. Как видно из таблицы, среди 10 самых важных его ценностей нет лидерства. Представьте себя на месте этого человека: какие оценки вы бы поставили в соответствующих графах? Обратите внимание на то, как много говорит это упражнение: в этой таблице нет таких осязаемых факторов, как деньги и общественное положение, которые обычно влияют на наши ре­шения, но при этом редко соответствуют нашим долгосроч­ным личностным целям.

Пример матрицы решений

Ценности в порядке значимости Июль 1998г. значение 1999 г. Решение: ДА значение 1999 г. Решение: НЕТ Значение Значение Значение
1. Обучение/Рост 9 -          
2. Самовыражение            
3. Свобода/Независимость            
4. Творчество            
5. Сотрудничество            
6. Порядок            
7. Прямота/Честность            
8. Веселье/Интерес            
9. Чувство близости            
10. Приключения            

Другие формы

В этом разделе приведены еще три формы, которые могут пригодиться при работе с ценностями. «Перечень ценностей» (с. 311) поможет клиенту определить ценности; «Таблица стандартов и трудностей» (с. 312) потребуется для формулирования стандартов следования ценностям и трудностям, которые могут возникнуть на этом пути; «Реестр воплощения ценностей» (с. 313) будет полезен при разработке плана действий, основанного на ценностях клиента. Коучу не сле­дует передавать клиенту примерный список ценностей, приведенный на с. 314. В непосредственной работе мы часто забываем о каких-то ценностях, и этот список нужен просто как напоминание. Он может быть особенно полезен тогда, когда мы пытаемся определить ценности клиента, а он отрицает или игнорирует какие-то очевидные ценности (например, духовную жизнь или чувство юмора).


Перечень ценностей

Степень значимости Ценность (описание) Оценка удовлетворенности (степень реализации ценности, от 1 до 10)
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Таблица стандартов и трудностей

 

Ценность Оценка степени следования этой ценности Стандарт (что мы делаем в согласии с ценностью) Трудности в следовании ценности Оценка степени трудности
1.        
         
2.        
         
3.        
         
4.        
         
5.        
         
6.        
         
7.        
         
8.        
         

Реестр воплощения ценностей

 

Ценность Действия, которые нужно предпринять для того, чтобы жить в согласии с ценностью Когда?
1.    
     
2.    
     
3.    
     
4.    
     
5.    
     
6.    
     
7.    
     
8.    

Примерный список ценностей

Ниже приведен список слов и словосочетаний, иллюстри­рующих те или иные ценности. Помните, что можно сочетать различные слова при условии понимания того, что именно имеется в виду. Например, возможна комбинация «чест­ность/прямота/откровенность», в то время как в комбинации «честность/прямота/свобода» объединены разнородные идеи, поэтому она не совсем понятна.


Чувство юмора Участие/Прямота Эффективность Чувство партнерства Преобразующая деятель­ность

Производительность Сотрудничество Служение Личное влияние Вклад в жизнь общества Свобода выбора Совершенство Сопричастность Свободомыслие Одобрение

Умение концентрировать внимание Товарищеский дух Влюбленность Легкость

Признание заслуг Духовность Гармония

Расширение круга возмож­ностей


Достижение

Полнота самовыражения

Порядок/Откровенность-

/Катализация действия

Творчество

Честность

Независимость

Успех

Забота

Четкость

Радость

Дух приключений

Красота

Отсутствие показухи

Естественность

Энергичность

Рискованность

Традиция

Миролюбивость

Известность

Изящество

Рост

Бодрость

Эстетичность

Доверие



Продолжайте поиск

Ценности, принося порядок в жизнь клиентов, играют в ней важнейшую роль, поэтому нам важно не упускать их из вида. Чему бы ни была посвящена сессия — принятию реше­ния или уточнению программы действий, — всегда стоит помнить о ценностях: «Какой ценности Вы будете следовать, если поступите так?». Живя в согласии со своими ценностя­ми, клиент, во-первых, получает дополнительный мотивационный заряд, во-вторых, одерживает победу над своим «гремлином» (решения, основанные на ценностях, сильнее реше­ний, подсказываемых «гремлином») и, в-третьих, живет пол­ной жизнью.

РЕСУРСЫ КОУЧИНГА

 

Ниже приведены средства, помогающие реализовать весь диапазон возможностей коучинга, упомянутых в этой книге. Это далеко не исчерпывающий список: коучу по ходу его ра­боты предстоит дополнить его собственными примерами и вопросами.

Эффективные вопросы

Эффективные вопросы — специальные виды вопросов, позволяющие положить конец путанице и попыткам клиента уйти от ответа. Задавая эффективный вопрос, коуч помогает клиенту добиться ясности, узнать много нового о себе и принять важные решения. В приведенных примерах большинство эффективных вопросов имеет открытую форму, позво­ляя узнать большое количество дополнительной информации.

Анализ

Каким образом?

Это хорошо? Плохо? Ни то ни се? Поясните, пожалуйста. Соответствует ли это Вашим ценностям/планам/образу жизни?

Что, по-Вашему, это означает? Как Вы думаете, это возможно?

Варианты

Какие возможны варианты развития действий?

Что бы Вы выбрали, если бы на Ваше решение не влияли внешние факторы?

Каковы возможные решения этой проблемы?

Что будет, если Вы примете это решение? А если не примете?

Какие другие варианты Вы можете предложить?

Взгляд со стороны

Представьте, что Вам 95 лет. Что Вы скажете о прошедшей жизни?

Как Вы будете вспоминать все это через 5 лет?

Какое это имеет отношение к цели Вашей жизни?

Насколько это важно с точки зрения истории?

И что дальше?

Гипотетическая ситуация

Если бы могли вернуться назад на N дней/лет, что бы Вы сделали иначе?

Случись это с Вами, что бы Вы сделали? Как еще можно разрешить эту ситуацию? Что бы Вы сделали, если бы все было дозволено? Приведите пример.

Детализация

Можете рассказать подробнее?

Расскажите, пожалуйста, больше.

Что еще?

Есть еще что-то?

Что еще Вы об этом думаете?

Интеграция

Что здесь нужно устранить?

Как Вы объясняете это самому себе?

Чему Вы научились?

Как Вы можете сохранить это знание?

Как можно свести все это воедино?

Исполнение

Что нужно для этого сделать? Какая помощь нужна Вам для...? Что Вы намерены делать? Когда Вы приступите к действиям? Каков Ваш план действий?

Исследование

Давайте еще немного задержимся на этом вопросе.

Хотите провести «мозговой штурм» этого вопроса?

Есть ли еще какие-то стороны этого вопроса (которые мы не

затронули)?

Есть ли другие варианты? Приведите хотя бы один.

Какие у Вас альтернативы?

Меры

Какие меры Вы примете? И что дальше?

Что Вы сделаете? Когда?

Надо ли сейчас что-то делать? Что именно?

Что Вы будете делать дальше? Когда?

Каковы Ваши следующие шаги? Когда Вы их сделаете?

Начало сессии

Что произошло со времени нашей последней встречи? Что бы Вам хотелось обсудить? Что нового? Как Ваши дела?

Случилось ли что-то важное за то время, которое мы не виде­лись?

Обучение

Что бы Вы сделали, если бы от этого решения зависела Ваша жизнь?

Что бы Вы сделали, если бы ничто не влияло на Ваше решение?

Что бы вы сделали, если бы подобное повторилось? Что бы Вы сделали, если бы можно было все начать сначала? Что бы Вы сделали, если бы можно было переиграть всю ситуацию?

Оценка

Как Вы это оцениваете?

Что, на Ваш взгляд, лучше сейчас сделать?

Как Вам понравится такой вариант?

Что Вы на это скажете?

А что, если это не даст результата?

Подведение итога

Какой вывод Вы делаете?

Как все это работает?

Как бы Вы описали эту ситуацию?

Что, на Ваш взгляд, все это означает?

Кратко охарактеризуйте свои действия.

Планирование

Что Вы планируете сделать в этом отношении?

Каков план Вашей игры?

Какой план Вам нужно разработать?

Как Вы можете изменить положение в лучшую сторону?

И что Вы будете делать теперь?

Предположения

Как Вы полагаете, как все сложится?

Что это Вам даст?

К чему это приведет?

Каковы Ваши шансы на успех?

Пример

Можете привести пример?

Например?

То есть?

На что это похоже?

С чем это можно сравнить?

Причинно-следственная связь

Чем это было вызвано?

Что привело к этому?

Что Вы пытались сделать?

Вы можете вспомнить, как это произошло?

Как Вы можете это объяснить?

Прогнозирование

Что может произойти?

Что будет, если все сложится не так, как Вы хотите?

А что, если ничего не выйдет?

Что Вы будете делать, если это не сложится?

Какой Ваш запасной план?

Результаты

Чего Вы хотите?

На что Вы рассчитываете в итоге?

Что это Вам даст?

Как Вы узнаете, что добились своего?

В чем заключается ваша цель?

Ресурсы?

Что Вам необходимо для принятия решения?

Что Вы теперь об этом знаете?

Как, по-Вашему, вы можете узнать об этом больше?

Как Вам все это видится?

Какими ресурсами Вы располагаете?







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.