Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Выявление и уточнение ценностей





Ценности — это то, чем мы являемся. Это не то, чем мы хо­тели бы быть. И не то, чем, на наш взгляд, мы должны быть. Это то, кем мы являемся в жизни — в данный конкретный момент. Можно сказать по-другому: в ценностях воплощается уникальная сущность личности, ценности — это предельная, наиболее полная форма самовыражения и отношения к миру. Это стрелка компаса, указывающая, что значит «быть верным самому себе». Если к ценностям относиться с уважением, последовательно и постоянно подчиняться указаниям сво­его компаса, жизнь принесет радость и удовлетворение.

Коуч знает, насколько благотворно влияет на клиента яс­ное понимание своих ценностей. Легче принимать важные решения, если смотреть на них сквозь призму хорошо осознанных жизненных ценностей, жизнь становится более на­сыщенной. Однако процесс выявления и уточнения ценностей часто труден для клиента. Люди начинают «интеллектуа-лизировать» или теряются в фантазиях, тогда как вы хотите, чтобы они вгляделись в свою жизнь и нашли ценности, которые там уже есть, в повседневных поступках, в общении с людьми. Вот почему почти никогда не дает результата способ выбора ценностей из предложенного списка. Список предоставляет возможность отобрать желаемые или одобренные об­ществом ценности, но никак не помогает определить, кем мы являемся на самом деле. Выбор ценностей из списка потакает стремлению разума разложить все по полочкам и правильно подобрать слова. Ценности клиента можно разглядеть непосредственно, «невооруженным глазом», они реально присутствуют в его жизни; таким образом, клиент ничего не выиграет, выбирая их из списка. Задача коуча — помочь клиенту взглянуть на свою жизнь под таким утлом, чтобы проявились существующие в ней ценности.



Иногда создается впечатление, что клиент никак не может найти нужную перспективу. В таком случае лучше задавать ему вопросы и предлагать воображаемые ситуации, которые позволят обратиться к жизни, а не к «голове». Работа по вы­явлению и уточнению ценностей позволяет клиенту рассмотреть и декларировать их в безопасном — и в то же время подталкивающем к новым смелым шагам — пространстве коу-чинга. Точная формулировка будет иметь значение в долгосрочной перспективе. В начале работы важнее всего, чтобы примерное, приблизительное определение ценностей нахо­дило отклик у клиента. С практической точки зрения проце­дура выявления и уточнения ценностей очень помогает коучу лучше узнать клиента, клиенту — познакомиться с самим со­бой. Опираясь на жизненные ценности, коуч и клиент могут сделать правильный, наиболее перспективный выбор, выра­ботать подходящую стратегию и распознать ситуацию, в ко­торой проблема «закручена» именно вокруг жизненных цен­ностей.

И все же многим клиентам бывает трудно подобрать вер­ные слова. Они чувствуют себя неуверенно, полагая, что должны найти слово, точно соответствующее моменту, а ни одно из них не может вместить всех эмоций, связанных с той или иной ценностью. В сущности, для каждого человека лю­бая ценность имеет свое конкретное значение. Пользуясь од­ними и теми же словами, мы можем вкладывать в них различ­ные значения ценностей. Выше мы приводили техники, поз­воляющие снять напряжение, которое испытывает клиент, пытаясь подобрать верные слова. Первый совет: пользуйтесь карандашом с ластиком. Некоторым клиентам не хочется за­писывать свои ценности ручкой — «что написано пером...» Коуч может обратить внимание клиента на то, что необязательно сразу правильно записывать ценность. Второй совет: уточняя ценность, полезно использовать несколько слов, а не одно, разделяя их косыми чертами (так проще читать). Например:

♦ прямота/честность/что говорю, то и делаю;

♦ прямота/целостность/конгруэнтность;

♦ лидерство/помогать окружающим/способствовать развитию окружающих;

♦ лидерство/власть/решительность.

Создавая такую цепочку ценностей, попросите клиента поставить на первое место самое важное определение (в на­ших примерах это «прямота» и «лидерство»). Отметьте, что для подбора достаточно полного списка определений может потребоваться несколько месяцев. Ценности в нашей жизни становятся очевидны далеко не сразу, поэтому за одну сес­сию редко удается составить полный список. Когда вы пол­ностью и детально определите ценности клиента, они станут мощным инструментом в вашей работе и помогут направлять клиента на путь их достижения.

Предлагая различные воображаемые ситуации клиенту, коуч помогает ему выявить и уточнить его ценности. С ситуа­ций, приведенных ниже, можно начать работу с клиентом в этом направлении. Поэкспериментируйте с ними и отыщите другие методы, пользуясь которыми, вы сможете помочь кли­енту увидеть его ценности.

Пиковые переживания

Попросите клиента назвать моменты в его жизни, связан­ные с наиболее сильными переживаниями. Важно, чтобы они были ограничены во времени (т.е. это должны быть моменты, а не периоды), иначе клиенту будет трудно выделить конкрет­ные ценности. Когда клиент выберет определенный момент, задавайте уточняющие вопросы: «Что происходило?», «Кто там был?», «Каким ценностям в этот момент вы следовали?». Удостоверьтесь в том, что вы правильно поняли слова клиента и продолжайте задавать вопросы, время от времени проверяя его слова и отмечая, на какие ценности он реагирует. «Да, это была настоящая победа!... а ценность для Вас здесь связа­на с завершением дела или с достижением успеха? » или: «Вот это момент! Правильно ли я понимаю, что тогда Вы следовали двум ценностям: природе и близости?».

Когда слова будут подобраны правильно, клиент станет ак­тивнее. Попросите клиента подробнее остановиться на пер­вом слове: «Что для Вас значит успех?», «Что Вы имеете в виду, говоря о близости?». Ищите моменты пиковых пережива­ний — эти крупицы жизненного опыта клиента, связанные с наиболее полной реализацией его потенциала в следовании ценностям.

Подавленные ценности

Другой способ определить ценности — рассмотреть те слу­чаи, когда клиент испытывал раздражение, недовольство или фрустрацию. Сначала попросите клиента описать все обстоя­тельства конкретного момента (когда он испытывал то или иное ощущение) и чувства, ему сопутствовавшие. Затем как бы переверните его слова, найдите антонимы к его чувствам. Например, если клиент говорит, что чувствовал себя «загнанным в угол», то коуч может заметить: «Загнанным в угол? Можно ли тогда сказать, что возможность выбора или свобо­да являются для Вас ценностью?». Коуч держится при этом несколько отстраненно — в данный момент его не должно волновать, правильно ли подобраны слова, если они вызывают у клиента необходимую реакцию. Еще один пример воп­роса коуча: «То есть Вы были расстроены тем, что они про­должали крутить свою шарманку, повторять все то, что дела­ли раньше? Это, должно быть, обратная сторона такой цен­ности, как новаторство или творчество?».

Многие люди выстроили свою жизнь так, чтобы быть в сог­ласии с большей частью своих ценностей, даже не замечая этого. Поэтому они не считают их ценностями, пока что-либо не помешает их реализации. Здесь важно показать клиенту, что за многими его расстройствами и неприятными момента­ми стоят подавленные, нереализованные ценности.

Без этого никак не обойтись

Еще один способ определить ценности клиента — выяс­нить, без чего он никак не может обойтись. Попробуйте сами. Что нужно вам самим (кроме еды, крова, минимального круга общения) для того, чтобы почувствовать, что вы реализова­ли свой потенциал? Можете ли вы обойтись без той или иной формы творческого самовыражения? Можете ли вы обойтись без приключений и развлечений? Можете ли вы обойтись без других людей, без общего дела? Можете ли вы обойтись без ощущения собственного успеха? Можете ли вы не окружать себя красотой? За всем этим стоит один вопрос: «Какие ценности для Вас наиболее важны? Без каких ценнос­тей Вы — уже не вы?».









Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.