|
Тема занятия №4. Гигиеническая оценка инсоляционного режима. Оценка уровня естественного и искусственного освещения в помещении.6.2. Цель занятия: Формирование у студентов представлений о гигиенических требованиях к естественному и искусственному освещению жилых помещений и общественных зданий, ознакомление студентов с показателями оценки освещенности и нормированием. 6.3. Задачи обучения: 1. Формировать знания о составе солнечной радиации, биологическом и гигиеническом значении лучей солнечного спектра. 2. Формировать знания об основных показателях естественного и искусственного освещения, методах определения, нормативах для жилых и общественных зданий, типах инсоляционного режима и их гигиеническом значении. 3. Формировать навыки об оценке естественного освещения, определяя показатели СК, КЕО, угол падения лучей, угол отверстия, коэффициент заглубления. 4. Формировать навыки об оценке уровня искусственного освещения расчетным способом и при помощи приборов. 5. Формирование правовой компетенции в использовании нормативных правовых и методических документов в гигиене воздуха. 6. Развивать коммуникативные навыки по просвещению населения. 7. Развитие мотивации у студентов применять полученные знания в области гигиены воздуха для проведения санитарно-просветительной работы среди населения. 6.4. Основные вопросы темы: 1. Значение рационального освещения. Биологическое значение солнечного света. 2. Факторы, от которых зависит уровень естественного освещения в помещениях. 3. Методы оценки естественного освещения помещений (определение СК, КЕО, угла падения, отверстия, коэффициента заглубления). 4. Нормативы показателей естественного освещения в различных помещениях. 5. Инсоляция ее гигиеническое значение. Типы инсоляционного режима. 6. Гигиенические требования к искусственному освещению. Характеристика источников искусственного освещения. Светильники прямого отраженного и рассеянного света. 6.5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, работа в группах, дискуссия, презентация. 6.6. Литература: 1. Гигиена под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева. - М.: ГЭОТАР: Медицина, 2014, 271-276 с. 2. Мельниченко П.И., Ушаков И.Б., и др. Гигиена: Словарь-справочник– М.: Медицина, 2012, 46-67 с. 3. Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека – М.: Медицина, 2012, 68-72 с. 4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., и др. Гигиена и основы экологии человека. 4е изд., испр. и доп. – Ростов на Дону «Феникс». 2014, 67-90 с. 5. Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека. 2-е изд., стер. – М.: Медицина, 2012, 36-48 с. 6. У.И. Кенесариев, Р.М. Балмахаева, Ж.Д. Бекмагамбетова, Н.Ж. Жакашов, К.К. Тогузбаева «Общая гигиена». Учебник, Алматы, «ТОО Самара-Принт», 2012 г. 60-68 с. 7. Пивоваров Ю.П. и др. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене М. Медицина, 2012 г., 35-47 с. 8. Амрин М.К. Гигиена воздушной среды. Учебно-методическое пособие. – Алматы. 2003, 20-28 с. 9. K. Park. Preventive and social medicine. 2012. 10. E. Odum, Gary W. Barrett Fundamentals of Ecology, 5 edition. - Brooks Cole, 2012. - 624 p. 11. Manuel C. Molles Ecology. Concepts and Application, 2/e. - University of New Mexico- Albuquerque. - Mc Graw- Hill Higher Education, 2012. 12. Passmore R. et al. Handbook on Human Nutritional Requirement Zenewa, WHO.2012. 13. WOH. Health aspects of food and nutrition / Swaminathan M, Human Nutrition and Diet. Banglore, 2012. 6.7. Контроль (вопросы, тесты, задачи): презентация, устный опрос (компетенция – знания, коммуникативная компетенция). Темы презентаций: 1. Биологическое значение солнечного света. Значение рационального освещения. 2. Факторы, от которых зависит уровень естественного освещения в помещениях. 3. Методы оценки естественного освещения помещений (определение СК, КЕО, угла падения, отверстия, коэффициента заглубления) (вопрос разбирается на государственном языке). Бөлменің табиғи жарықтануының көрсеткіштері. Олардың нормативтері, анықтау әдкстері. 4. Гигиенические требования к искусственному освещению. Характеристика источников искусственного освещения. Светильники прямого отраженного и рассеянного света. Задания по теме: 1. Измерить в учебной аудитории СК, КЕО (при заданной освещенности снаружи), расстояние между окнами, коэффициент заглубления. 2. Измерить освещенность при искусственном освещении люксметром. 3. Дать гигиеническую оценку светильников. 4. Определить инсоляционный режим в помещении. На основании полученных данных составить заключение о соответствии освещения гигиеническим требованиям и рекомендации по его коррекции. Устный опрос (вопросы по теме занятия): 1.Значение рационального освещения. Биологическое значение солнечного света. 2. Факторы, от которых зависит уровень естественного освещения в помещениях. 3. Методы оценки естественного освещения помещений (определение СК, КЕО, угла падения, отверстия, коэффициента заглубления). 4. Нормативы показателей естественного освещения в различных помещениях. 5. Инсоляция ее гигиеническое значение. Типы инсоляционного режима. 6. Гигиенические требования к искусственному освещению (вопрос разбирается на английском языке). 7. Характеристика источников искусственного освещения. Светильники прямого отраженного и рассеянного света. Заключительный уровень знаний по результатам выполнения заданий: Задания: 1. Измерить в учебной аудитории СК, КЕО (при заданной освещенности снаружи), расстояние между окнами, коэффициент заглубления (компетенция - навыки). 2. Измерить освещенность при искусственном освещении люксметром (компетенция - навыки). 3. Дать гигиеническую оценку светильников (компетенция - знания). 4. Определить инсоляционный режим в помещении (компетенция - навыки). На основании полученных данных составить заключение о соответствии освещения гигиеническим требованиям и рекомендации по его коррекции. Тема занятия №5. Гигиеническая оценка химического и бактериального загрязнения воздуха помещений и эффективности естественной и искусственной вентиляции. Гигиенические требования к качеству воздуха в помещениях стоматологических лечебных учреждений. 6.2. Цель занятия: Формирование представления об изменении физического и химического состава воздуха, загрязнение его пылью, газообразными, токсическими веществами и микроорганизмами. Формирование представления о вопросах организации рационального воздухообмена и вентиляции для оптимизации внутренней среды больниц. 6.3. Задачи обучения: 1. Формировать знания о химическом составе, микробиологических показателях воздуха закрытых помещений и их воздействие на организм человека. 2. Формировать знания и навыки о нормировании и способах санации воздуха помещений, методах определения СО2 в воздухе закрытых помещений, источниках бактериального загрязнения больничных помещений, пути поступления их в среду. 3. Формировать навыки о методах определения бактериального загрязнения и контроле над микробным загрязнением воздуха в кабинетах. 4. Формировать навыки об оценке эффективности работы вентиляции и рекомендации по улучшению её работы. 5. Формирование правовой компетенции в использовании нормативных правовых и методических документов в гигиене воздуха. 6. Развивать коммуникативные навыки по просвещению населения. 7. Развитие мотивации у студентов применять полученные знания в области гигиены воздуха для проведения санитарно-просветительной работы среди населения. 6.4. Основные вопросы темы: 1. Химический состав атмосферного воздуха. 2. Санитарно-гигиеническое значениеС02. 3. Источники химического загрязнения атмосферного воздуха и воздуха помещений. 4. Источники, пути поступления и распространения микроорганизмов в воздухе больничных помещений. 5. Нормы содержания микроорганизмов в воздухе помещений больниц. 6. Мероприятия по охране атмосферного воздуха и очистке воздуха помещений. 7. Виды вентиляции. Осуществление естественной вентиляции. 8. Виды искусственной вентиляции и пути её осуществления. Кондиционирование воздуха. 9. Методы определения бактериального загрязнения воздуха. 10. Методы оценки эффективности работы вентиляции. 6.5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, кейс-стади (решение ситуационных задач), презентация. 6.6. Литература: 1. Гигиена под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева. - М.: ГЭОТАР: Медицина, 2014, 263-267 с. 2. Мельниченко П.И., Ушаков И.Б., и др. Гигиена: Словарь-справочник– М.: Медицина, 2012, 68-90 с. 3. Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека – М.: Медицина, 2012, 73-92 с. 4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., и др. Гигиена и основы экологии человека. 4е изд., испр. и доп. – Ростов на Дону «Феникс». 2014, 91-103 с. 5. Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека. 2-е изд., стер. – М.: Медицина, 2012, 49-68 с. 6. У.И. Кенесариев, Р.М. Балмахаева, Ж.Д. Бекмагамбетова, Н.Ж. Жакашов, К.К. Тогузбаева «Общая гигиена». Учебник, Алматы, «ТОО Самара-Принт», 2012 г. 68-105 с. 7. Пивоваров Ю.П. и др. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене М. Медицина, 2012 г., 69-85 с. 8. Амрин М.К. Гигиена воздушной среды. Учебно-методическое пособие. – Алматы. 2003, 38-50 с. 9. Жалпы гигиена: оқулық/А.М.Большаков; қазақ тілінде аударған М.Б.Жандаулетова; жауапты редакторы Ш.Е. Тоқанова. - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014.-400б.:ил. 10. K. Park. Preventive and social medicine. 2012. 11. E. Odum, Gary W. Barrett Fundamentals of Ecology, 5 edition. - Brooks Cole, 2012. - 624 p. 12. Manuel C. Molles Ecology. Concepts and Application, 2/e. - University of New Mexico- Albuquerque. - Mc Graw- Hill Higher Education, 2012. 13. Passmore R. et al. Handbook on Human Nutritional Requirement Zenewa, WHO.2012. 14. WOH. Health aspects of food and nutrition / Swaminathan M, Human Nutrition and Diet. Banglore, 2012. 6.7. Контроль (вопросы, тесты, задачи): Заключительный уровень знаний по результатам выполнения самостоятельной работы студентов: Задание№1: решить ситуационные задачи по оценке вентиляции в помещениях (компетенция - навыки): Задача №1 В 6-ти коечной палате, площадью 42 м2 и высотой 3 м, проветривание осуществляется через форточку площадью 0,3 на 0,4 м каждый час в течение 10 минут. Скорость движения воздуха 1,2 м/сек. 1) Рассчитайте кратность воздухообмена в 1 час. 2) Сопоставьте с гигиеническими нормами. Пример решения задачи №1 Для определения фактической кратности воздухообмена (см. 4.1) нужно знать фактический объем вентиляции и объем помещения. Фактический объем вентиляции находим по формуле Q = S отв. • V • 3600. Однако, учитывая, что проветривание осуществляется только лишь в течение 10 минут, вместо 3600 в формулу вставляем 10 • 60 = 600. Тогда Q =0,3•0,4•1,2•600= 86,4(м3). Поскольку за счет естественной вентиляции без проветривания в течение часа достигается однократный обмен воздуха, действительный объем вентиляции в данном помещении будет равен сумме объемов вентиляции за счет проветривания (86,4м3) и без него (однократный объем вентиляции = объему помещения = 42•3= 126) = 86,4+126=212,4 (м3). Фактическая кратность воздухообмена будет равна: В палате размещается 6 человек, следовательно, необходимый объем вентиляции для них должен составить, исходя из нормативов, приведенных в табл. 3.: 80 м3• 6 = 480 м3, а необходимая кратность воздухообмена - . Фактическая кратность воздухообмена почти в 2 раза ниже требуемой. Недостаточен также воздушный куб, норма которого составляет 25-27 м3 на одного больного, т.е. палата по объему предназначена для размещения 5, а не 6 больных. Рекомендуется уменьшить число больных в палате и увеличить время проветривания. Задача №2 В палате площадью 15 м2 и высотой 3 м концентрацияС02 составляет 2,4%o. 1) Рассчитайте кратность воздухообмена. 2) Рассчитайте необходимое количество воздуха в час на 2-х больных. 3) Сопоставьте с гигиеническими нормами. Пример решения задачи № 2 Кратность воздухообмена определяем по формуле, приведенной в разделе 4.1, для чего нужно рассчитать фактический объем вентиляции и объем помещения. Для определения фактического объема вентиляции используем формулу Q = (22,6 • n) / (С факт. -0,4) (разд.4.3). Q = ( м3) Так как объем помещения равен 15•3=45 (м3), а Q =22,6, кратность воздухообмена будет равна: . В соответствии с гигиеническими требованиями необходимый объем вентиляции на 1 больного должен составлять 80 м3 в час, тогда на 2 больных он будет равен 160 м3. Необходимая кратность воздухообмена должна быть: . Таким образом, кратность воздухообмена в палате недостаточна. Кроме того, воздушный куб на одного больного меньше нормативного. Рекомендуется перевод одного больного в другую палату и проветривание помещения. Задача-№3 В 4-х коечной палате, площадью 30 м2 и высотой 3 м, вентиляция осуществляется за счёт естественного проветривания через форточку площадью 0,3 на 0,4 м каждый час в течение 20 минут. Скорость движения воздуха - 0,6 м/сек. 1) Рассчитайте кратность воздухообмена. 2) Сопоставьте с гигиеническими нормами. Задача №4 В боксе площадью 21 м2 и высотой 3 м, находится 1 больной. Вентиляция приточно-вытяжная. Приток воздуха идёт через отверстие, площадью 0,2х0,3 м со скоростью 0,8 м/сек, а удаление - через отверстие площадью 0,8 м2 со скоростью 1м/сек. 1) Рассчитайте объём поступающего и удаляемого воздуха. 2) Рассчитайте кратность воздухообмена. 3) Сравните с гигиеническими нормами. Задача №5 В послеоперационной палате кубатура - 45 мЗ на одного больного, концентрация С02 равна 1,2%o. Рассчитайте кратность воздухообмена в палате за 1 час. Если по гигиеническим нормам в послеоперационной палате кратность воздухообмена равна 10, то какое количество воздуха надо подавать в помещение. Задача№6 В операционной площадью 36 м2 и высотой 3 м работает бригада из 6 человек. Вентиляция приточно-вытяжная. Приток воздуха идёт через отверстие, площадью 0,25 со скоростью 0,4 м/сек. Вытяжка через одно отверстие площадью 0,5 м2 со скоростью 0,3м/сек. 1) Рассчитайте объём поступающего и удаляемого воздуха. 2) Рассчитайте кратность воздухообмена по притоку и вытяжке. 3) Сравните с гигиеническими нормами и укажите, как можно улучшить работу вентиляции (10-кратная). Задача №7 В 4-х коечной палате, площадью 30 м2 и высотой 3,2 м, концентрация СО2 составляет 1.8%o. 1) Рассчитайте кратность воздухообмена. 2) Сопоставьте с гигиеническими нормами. 3) Рассчитайте потребную кратность воздухообмена, когда концентрация СО2 в воздухе не превышает гигиенических нормативов (1%o =1,0 л/мЗ). Задача №8 В операционной, кубатурой 112 мЗ, на 1 операционный стол, работает хирургическая бригада из 4-х человек. Вентиляция осуществляется путём проветривания через 2 фрамуги, площадью 0,4 м2 каждая в течение 20 минут. Скорость движения воздуха 1,2 м/сек. Вытяжка идёт через отверстие, площадью 0,25 м2 со скоростью 0,4 м/сек. 1) Рассчитайте объём поступающего воздуха. 2) Рассчитайте кратность воздухообмена. 3) Сравните с гигиеническими нормами и укажите: достаточно ли организовано проветривание операционной? Задача №9 В боксе площадью 22 м2 и высотой 3 м, находятся 2-е больных. Концентрация СО2 в воздухе составляет 1,5%o, т.е. 1,5 л/мЗ. Определите: 1) Объём поступающего в помещение воздуха. 2) Кратность воздухообмена. 3) Сравните с гигиеническими нормами. 4) Рассчитайте потребное количество поступающего воздуха в реанимационный зал. 5) Рассчитайте концентрацию СО2 в реанимационном зале при достаточной работе вентиляции. Задача №10 В реанимационном зале, кубатурой 110 мЗ находятся 2-е больных и работает б мед. работников. Концентрация С02 составляет 1,2%o, т.е. 1,2 л/мЗ. Определите: 1) Объём поступающего в помещение воздуха. 2) Кратность воздухообмена. 3) Сравните с гигиеническими нормами. 4) Рассчитайте потребное количество поступающего воздуха в реанимационный зал. 5) Рассчитайте концентрацию С02 в реанимационном зале при достаточной работе вентиляции. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|