|
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЛОГОРИТМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В РЕЧЕВОМ УЧРЕЖДЕНИИЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В настоящее время в России имеется широкая сеть речевых учреждений, в которых люди с речевыми нарушениями разного возраста получают помощь. В тех речевых учреждениях, которые имеют в штате музыкального руководителя, проводятся занятия по логопедической ритмике (два раза в неделю в течение коррекционного курса до мая, в мае — июне проводится одно занятие по логопедической ритмике, одно — музыкально-ритмическое). В остальных учреждениях средства логопедической ритмики включаются в логопедические занятия или, если у логопеда музыкальное образование, он сам проводит занятия. На логои музыкально-ритмических занятиях музыкальный руководитель совместно с логопедом и воспитателем решает ряд задач как в процессе всего курса обучения и воспитания, так и в течение очередного занятия. Для их решения музыкальный руководитель отбирает материал соответственно возрасту и психическому развитию лице речевыми расстройствами. В дошкольных учреждениях отбор материала соответствует требованиям программы воспитания детей, в школьных — школьной программы по русскому языку, литературе, в работе со взрослыми — их образовательным и интеллектуальным цензам. Музыкально-ритмические занятия решают эстетические задачи, особенно в процессе использования самостоятельной музыкальной, изобразительной, художественно-речевой деятельности, в процессе театрализованных игр и постановок. Воспитательные задачи музыкально-ритмического занятия подчинены общим задачам воспитания данного учреждения: речевой группы детского сада, детского дома, логопедического пункта, стационара, санатория, больницы. Коррекционные задачи решаются в зависимости от ведущего речевого и неречевых расстройств, сопутствующих нарушений темпа, ритма речевой и двигательной деятельности, расстройства психических функций (внимания, памяти, мышления). Реализуя указанные задачи, музыкальный руководитель и воспитатель осуществляют контроль за детьми во время бега, прыжков, лазания и т.д., так как у детей с нарушениями речи могут встречаться паретичность мышц, нарушения осанки и координации движений. Музыкальный руководитель отвечает за общую постановку музыкально-ритмического воспитания в учреждении: систематически проводит занятия, используя разнообразные формы; занимается с воспитателями, повышая их музыкальный уровень; консультируется с логопедом, лечащим врачом, методистом по лечебной физкультуре, массажистом, обсуждая коррекционную направленность занятий, среди родителей и родственников лиц с речевой патологией пропагандирует вопросы логоритмического и музыкально-эстетического воспитания и образования. В «Уголке для родителей», наряду с логопедическими сведениями, помещаются материалы по музыкально-ритмическому воспитанию; список рекомендованных инструментальных произведений, методические статьи по вопросам обучения детей игре на детских музыкальных инструментах; как самостоятельно работать дома над укреплением голоса, певческих навыков и т.п. Содержание стенда меняется примерно через 1,5 месяца. Большое значение в речевых детских учреждениях имеют общие и групповые родительские собрания, включающие вопросы лого-музыкально-ритмического и эстетического развития детей. В стационарах, полустационарах больниц и диспансеров важную роль в эстетическом воспитании играют подготовка и проведение тематических и заключительных концертов. Структура музыкально-ритмического занятия должна обеспечить необходимую преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материала, программных навыков, умений. Она обусловлена возрастом занимающихся, видом речевой патологии, этапом логопедической работы и варьируется в зависимости от указанного. Можно начать занятие вводными упражнениями, а можно с пения или слушания музыки, или с исполнения новой песни, или пьесы для движения и т.д. Занятия с детьми носят более свободный, непринужденный характер, так как они строятся на основе музыкально-игровой, изобразительной и художественно-речевой деятельности. Логоритмические и музыкально-ритмические занятия требуют обязательного планирования: перспективного и календарного. Перспективное планирование помогает педагогу представить последовательность включения в занятия средств коррекционного воздействия. Музыкальный руководитель ведет одновременно работу в группах с разными речевыми нарушениями, и перспективное планирование помогает ему осуществлять дифференцированный подход в музыкально-ритмическом воспитании лиц с дислалией, дизартрией, заиканием, алалией и т.д. Перспективный план составляется на 3 месяца, в нем планируются все виды музыкальной и сенсорно-двигательной деятельности; объем умений и навыков; программное содержание по всем видам логоритмического воздействия; проверка знаний, качество исполнительства; уровень музыкального и певческого развития у занимающихся. При перспективном планировании уточняются задачи в соответствии с этапами логопедической коррекции. Первый этап {сентябрь, октябрь, ноябрь) начинает коррекцион-ный курс (в тех учреждениях, где он длится учебный год), в это же время комплектуются группы. Параллельно с логопедом ставится задача организации коллектива из вновь приступивших к логопедическим занятиям. Музыкальный руководитель проверяет уровень музыкального, сенсорного и психомоторного развития каждого, намечает путь его дальнейшего развития и коррекции. При отборе репертуара учитываются этап коррекционной работы, речевые возможности детей. Второй этап (декабрь, январь, февраль)характеризуется тем, что работа в группах уже налажена, педагог знает коллектив, возможности каждого. В процессе занятий совершенствуются ритмические умения, развиваются музыкальные способности. Песенный, музыкально-двигательный репертуар обогащается тематикой зимних забав, развлечений, веселых елочных инсценировок. Во время индивидуальных занятий педагог помогает тем, кто испытывает затруднения в пении, движении, подготавливает отдельные выступления на праздничных утренниках. Третий этап (март, апрель, май, июнь) завершает годичный кор-рекционный курс. В процессе занятий отмечаются значительные события: проводы зимы, Международный женский день, День весны и труда. Праздник Победы и другие. На занятиях проверяется уровень усвоенных музыкально-двигательных и речевых умений у всей группы и у каждого в отдельности. На конце этапа можно планировать такие занятия, где закрепляется выученный материал: песни, игры, пляски, хороводы, театрализованные представления. Календарный план составляют музыкальный руководитель и воспитатель, и они же ведут учет. План включает программные и коррекционные требования текущего занятия, репертуар и некоторые наиболее существенные методические приемы. План составляется на 1 — 2 недели, т.е. включает 2 или 4 занятия. В календарном плане ведется учет результатов каждого занятия. Необходимо отмечать, что хорошо усвоили занимающиеся, в чем затрудняются, какие нужны дополнительные упражнения. В учете должны фигурировать имена и фамилии занимающихся, чтобы можно было судить об их продвижении. Музыкальный руководитель готовит сам открытые уроки и участвует в них. Целью их является обмен опытом, возможность показа образцов логоритмического мастерства, уточнение представлений о задачах, содержании и методике работы с людьми, страдающими различными формами речевой патологии. Конечно, открытые занятия проводятся не на всех видах речевой патологии и обязательно согласуются с логопедом. Тема занятия и вопросы к наблюдению и анализу сообщаются присутствующим заблаговременно. При обсуждении проведенного занятия нужно обратить внимание на следующее: в какой мере были решены задачи обучения движениям и речи и закрепления умений и навыков; как реализуются принципы обучения; соответствуют ли и в какой степени методы обучения возрасту занимающихся, речевому нарушению, этапу коррекционной работы, характеру упражнений, музыкальному сопровождению; предупреждаются и исправляются ли речевые ошибки; как решаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и коррекционные задачи; правильно ли установлены и точно ли выдерживаются темп выполнения и дозировка каждого упражнения; как регулируется двигательная нагрузка; какова продолжительность всего занятия и каждой его части; какова плотность занятия. Разбирая качество выполнения упражнений занимающимися, нужно отмечать меру организованности, качество взаимоотношения со сверстниками; степень проявления элементов творчества, произвольность внимания, активность, инициативность, саморегуляцию психической деятельности; признаки изменения самочувствия и настроения. Рассматривая требования к музыкальному руководителю, необходимо обратить внимание на качество показа и объяснения упражнений; умение видеть всю группу (подгруппу), на качество речевой продукции; поведение занимающихся; умение владеть голосом, культурой речи; умение соблюдать педагогический такт, правильный тон общения с занимающимися; характер проведения занятия (уверенно, неуверенно). Обсуждение просмотренного занятия заканчивается теоретически обоснованным заключением логопеда, музыкального руководителя и оценкой занятия в целом. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|