|
ПОДГОТОВКА КАДРОВ. ОФОРМЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Специального учебного заведения для подготовки специалистов по логоритмике в настоящее время не существует. Музыкальными руководителями в дошкольных образовательных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи назначаются лица, имеющие музыкальное образование и подготовку на курсах по обучению детей, страдающих различными речевыми расстройствами. Музыкальные руководители, работающие в учреждениях для детей с речевыми нарушениями, обязаны повышать свою квалификацию через каждые 5 лет. Отличия от работы в массовом детском саду весьма значительны. Например, в массовом детском саду в первом квартале начинается активная подготовка к праздникам. В речевом учреждении такая работа не может проводиться, так как в группах с заиканием в октябре соблюдается ограничение речи и движений (режим молчания, шепотной речи); в группах с дислалией только начинается работа по нормализации речевой моторики; в группах с дизартрией и алалией речевые расстройства столь значительны, что дети не могут (и не должны пока) справиться с требованиями программы массового сада. Поэтому раскрытие коррекционной направленности музыкально-ритмического воспитания в речевыхдетских учреждениях обязательно должно предусматриваться в учебных планах курсов повышения квалификации музыкальных руководителей. Логоритмическую подготовку получают студенты факультетов коррекционной педагогики. Преподавание курса «Логопедическая ритмика» осуществляется по программе, утвержденной Министерством просвещения СССР; Министерством образования РФ.1 Знания по логопедической ритмике студенты закрепляют в процессе логопедической практики в речевых дошкольных и школьных учреждениях. Они проводят логои музыкально-ритмические занятия, анализируют их, в конце практики оформляют конспекты занятий, выступают на конференциях о необходимости (пользе, недостатках) логоритмического воздействия в системе коррекционно-педагогической работы. Логопеды, подготовленные по логопедической ритмике, более целенаправленно руководят деятельностью музыкального руководителя, его участием в коррекционном процессе. Желательно, чтобы студенты факультетов коррекционной педагогики самостоятельно совершенствовали свои музыкальные и ритмические способности. Любая деятельность, а музыкальная, художественная по своему содержанию особенно, требует и соответствующей организации предметно-пространственной среды, эстетически обдуманной, поскольку эстетическое отношение, чувство прекрасного проявляются в тесном контакте с действительностью, материальным окружением. Для осуществления комплекса художественно-речевой, музыкально-ритмической, театрально-игровой, изобразительной деятельности необходимо следующее предметное оснащение: книги, альбомы, технические средства, книжки-самоделки, настольно-печатные дидактические игры по литературе; инструменты, музыкально-дидактические игры и пособия, самоделки, мячи, шары, обручи, ленты, флажки, шапочки-маски, костюмы для танцев, хороводов и др.; образные и театральные игрушки {мягкие и жесткие), рисованные плоские фигурки персонажей и декорации, куклы би-ба-бо, пальчиковые и перчаточные, ширмы, планшеты-сцены, спецоборудование, материал для кукол, костюмы детские и элементы декораций, театральные игрушки-самоделки; материалы (краски, кисти, карандаши), художественно-конструкторские, настольно-печатные и дидактические игры, игрушки-самоделки и элементы оформления помещения, которые должны отвечать педагогическим и эстетическим требованиям. В оборудование помещения для музыкально-ритмических занятий включаются технические средства: грамзапись, магнитофонная запись, радио и телевидение, диапозитивы и диафильмы. В речевых дошкольных учреждениях, детских стационарах стимулируются индивидуальные склонности детей: к рисованию, лепке, пению, музицированию. Чтобы эта деятельность развивалась успешно, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить музыкальный уголок, оборудовать его пособиями и инструментами. В музыкальном уголке, отгороженном невысокой легкой декоративной ширмой, размещаются детские инструменты, игрушки-самоделки, дидактические пособия, атрибуты для музыкальных игр, плясок, 1—2 небольших столика для музицирования. Для удовлетворения стремлений занимающихся в движении, мышечной активности целесообразны типы планировок и оборудования, позволяющие им музицировать и танцевать, рисовать и лепить, читать и рассматривать книжки, разыгрывать сценки и этюды. Необходимо также предусмотреть возможность людям с речевыми расстройствами уединяться или работать небольшими группами, по интересам. Таким образом, в комплексе лечебно-восстановительных, логопедических, логои музыкально-ритмических мероприятий по социальной реадаптации лиц с речевой патологией немаловажную роль играет организация предметно-пространственной среды. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте обязанности музыкального руководителя, логопеда и воспитателя в организации логоритмического воспитания лиц с речевой патологией. 2. Как педагогический коллектив речевой группы детского сада организует работу с родителями по вопросам логоритмического воспитания детей? 3. Какие требования предъявляются к оборудованию зала, к оформлению логоритмического занятия? 4. В чем выражается связь между перспективным и календарным планами? 5. Наметьте вопросы по логоритмическому воспитанию, которые можно поставить на родительском собрании. 6. Составьте конспект логоритмического занятия (используя музыку в грамзаписи), которое может провести воспитатель без музыкального руководителя. ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ 1. Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей удетей // Вопросы психологии. 1982. № 5. — С. 94—100. 2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966. 3. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. Изд. 2. — М., 1959. 4. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983. 5. Волкова Г.А. Содержание логоритмического воспитания заикающихся детей преддошкольного возраста //Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи.— Л., 1989. — С. 128—137. 6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Программы педагогических институтов. — М., 1990. 7. Волкова ГА. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (методические разработки к проведению коррекционных занятий). — Л., 1992; 1993. 8. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. — СПб., 1993. 9. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование заикающихся детей дошкольного возраста. — СПб., 1993. 10. Волкова Г.А. Личностно-психологический аспект в изучении и устранении заикания: Программа спецкурса. — СПб., 1993. — С. 20—24. 11. Волкова Г.А. Программа курса «Логопедическая ритмика» // Программы для студентов факультета коррекционной педагогики (специализация «Логопедия»). — СПб., 1996. — С. 45-60. 12. Волкова Г.А., Смирнова Т.В. К проблеме логоритмического воздействия на детей с моторной алалией //Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. — СПб, 1999. — С. 37—46. 13. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. — М., 1976. 14. Дзержинская И.М. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М.. 1985. 15. Кильпао Н.Н. 80 игр для детского сада. Изд. 3, испр. и доп. — М., 1973. 16. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. — М., 1973. 17. Конторович М.М., Михайлова Л.И. Подвижные игры в детском саду. — М., 1961. 18. Леонтьева О.Т. Карл Орф. — М., 1964. 19. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. — М., 1979. 20. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Изд. 2. — М., 1969. 21. Матейова 3., Mauiypa С. Музыкотерапия при заикании. — Киев, 1984. 22. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1976. 23. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. — М., 1979. 24. Павлов И.Л. Полн. собр. трудов. В 5-ти томах. — М.-Л., 1949. 25. Pay Е.Ф. Музыкально-двигательные занятия с заикающимися детьми дошкольного возраста // 5 научная сессия по дефектологии. — М., 1967.— С. 246. 26. Руднева С, Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972. 27. Руководство по кинезитерапии / Под ред. Л. Бонева, П. Слынчева и Ст. Банкова. — София, 1978. 28. Румянцева Е.Ю. О формировании чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей с церебральным параличом // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — СПб, 1994. — С. 52—60. 29. Румянцева Е.Ю. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартриями, страдающих церебральным параличом //Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. — СПб., 1999. — С. 27—31. 30. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1980. 31. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. — М., 1980. 32. Станиславский К.С. Собрание соч., т. 3. — М., 1955. 33. Страковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. — М., 1978. 34. Тарасова К.В. К вопросу об уровне развития музыкальности у детей-дошкольников // Новые исследования в психологии. № 1. 1979. — С. 59. 35. Тугова НА. Коррекционно-воспитательные упражнения на музыкально-ритмических занятиях // Преодоление заикания у дошкольников / Под ред, Р.Е.Левиной. — М., 1975. —С. 135—147. 36. Тяпугин Н.П. Заикание, Изд. 4. — М., 1966. 37. Фомина Л.В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребенка раннего возраста // Уч. зап. МГПИИЯ- Т. 60. Исследование и речи. — М., 1971. —С. 32—38. 38. Шершнева Е.Ф. Музыкально-двигательные занятия с коллективом заикающихся детей младшего возраста // Из опыта логопедической работы. — М., 1955.—С. 67—76. 39. Шостак Б.И. О некоторых расстройствах моторики при заикании // Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 3 / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1967. — С. 148—169. 40. Ятунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. — М., 1977. ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Александрова Н.Г. Ритмическое воспитание. — М., 1924. 2. Аристов В.М. О внеречевых нарушениях лицевой моторики у логоневротиков // Неврология и психиатрия. 1941. № 3. 3. Басов М.Я. Движения под музыку // Избранные психологические произведения. — М., 1975.—С. 147—149. 4. Бехетерев В.М. О воспитании в младенческом возрасте// Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. — СПб., 1913. Т.Х. Вып. III. —С. 1—29. 5. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. — М., 1916. 6. Боровиков И.В. Исследование моторной одаренности у детей, страдающих расстройством речи (логопатов) и у глухонемых(акупатов)// Вопросы изучения и воспитания личности. № 2—3. 1926.—С. 175—179. 7. Брунс М.Ф. Значение корригирующей гимнастики для заик и методика проведения ее // Новое в психоневрологии детского возраста. — М.; Л.,1935. 8. Галяровский В.А. Предисловие // Самойленко Н.С., Гринер В.А. Логопедическая ритмика. — М., 1941. — С. 3—4. 9. Гиляровский В.А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечение // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена, Т. I. Вып. 9—10, 1932. — С. 570—582. 10. Гринер В.А. и Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика. — М., 1941. 11. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. — М.; Л., 1930. 12. Жак-Далькроз Э. Ритм: Ежегодник института Жак-Далькроза в Геллерау близ Дрездена. — Берлин-Фриденау. Том 1, 1912. 13. Жак-Далькроз Э. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. 6 лекций. Перевод Н. Гнесиной. — СПб.. 1913. 14. Збруева Н.П. Ритмическое воспитание: Пособие для театральных техникумов, вузов, студий. — М., 1935. 15. Зоткана Е.И. Музыкальная игрушка как средство развития ритма и слуха у детей // Эстетическое воспитание в детском саду. — М., 1964. — С. 46—52. 16. Квинт Л.А. Эволюция мимической психомоторики // Проблемы психоневрологии развивающегося человека и педологии. — Харьков, 1931. — С. 7-77. 17. Конорова Е.В. Ритмика в театральной школе. Изд. 2, доп. — М., 1947. 18. Конорова Е.В. Ритмика как лечебный фактор в работе с душевно больными детьми // Проблемы клиники и терапии психических заболеваний. — М.,1946,6.— С. 202—210. 19. Мураховская И.Н. Об особенностях моторики детей, страдающих заиканием // Проблемы психоневрологии развивающегося человека и педологии. — Харьков, 1931. — С. 79—92. 20. Мусатов И.Н. Ритмическое воспитание глухонемых детей. — М., 1941. 21. Озерецкий Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности у детей. — Орехово-Зуево, 1923. 22. Озерецкий Н.И. Шкала исследования моторной одаренности по методу проф. Н.И. Озерецкого. — М., 1930. 23. Озерецковский Д.С. Ритмическая гимнастика в нервно-психиатрических стационарах // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена, 1933. Т. 2. Вып. 3. — С. 96—104. 24. Осипова З.Р. Об исследовании ритмических способностей // Вопросы педологии и детской психоневрологии. Вып. 3, 1928.—С. 112—118. 25. Пунина З.Е., Брозелио Л.Я., Кыштымова A.M. Ритмика для детей с расстройствами слуха и речи. — М., 1948. 26. Ритмические игры и пляски для проведения с молодежью в клубах, кружках и на экскурсиях/ Под ред. Н. Александровой, М. Румер, Е. Коноровой. — М., 1926. 27. Самойленко Н.С. Ритмика с логоневротиками дошкольного возраста // Невропатология и психиатрия. Т. VIII Вып. 9—10, 1939. — С. 77—82. 28. Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика для дошкольников. —М., 1941. 29. Сборник речевых игр: Пособие для учителей / Сост.: Куприянова Т.И., Левина Р.Е., Правдина О.В., Самойленко Н.С. — М., 1941. 30. Серебровская М.В. Возрастные особенности моторики детей и подростков // Физическое воспитание детей и подростков. — М., 1935. — С. 5—37. 31. Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию? //Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы. — М., 1952. 32. Сикорский И.А. О заикании. — СПб., 1889. 33. Флоренская Ю.А. и Гринер В.А. Музические расстройства в процессе обратного развития афазии и их ритмотерапия // Вопросы логопедии. Вып. 4, 1941. —С. 53—66. 34. Флоренская Ю.А. Клиника и терапия нарушений речи. — М., 1948. 35. Фрешельс Э. Заикание. — М.; Л., 1931. 36. Чаянова Е.В. Ритмика как лечебный фактор в детской психоневрологической больнице // Учение И.П. Павлова в лечебной практике психоневрологической больницы. — М., 1954. — С. 122—128. 37. Шепулин Е.П. Влияние ритмических упражнений на детский коллективс повышенной нервной раздражительностью // Вопросы изучения и воспитания личности (педология и дефектология). № 2. — Л., 1928. — С. 28. 38. Эркман В.А. Проведение логопедической ритмики со взрослыми заикающимися. Мет. рекомендации. — Л., 1974. 39. Ярмоленко А.В. Обследование движений нормальных и аномальных детей. — М., 1931. 40. Kilinska — Ewertowska Э. Logorytmice. — Lublin, 1978. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|