|
ПОЭТАПНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ АЛАЛИЕЙВ логопедической практике работа с детьми, страдающими разными формами алалии, проводится в течение четырех этапов. В соответствии с ними осуществляется логоритмическое и музыкально-ритмическое воспитание. На первом этапе создаются условия для установления контакта с детьми, несмотря на индивидуальность каждого ребенка; в поведении детей на первых занятиях выделяются общие признаки: отсутствие направленного интереса к игрушкам, отказ от общения, ослабленость ориентировочной деятельности, страх новой обстановки. Вначале педагог устанавливает внеречевой контакте ребенком. Это объясняется тем, что любая инструкция, оценка, в том числе похвала, являются ограничением спонтанной активности, так как в этом случае навязывается определенный модус поведения. Кроме того, попытки сразу же установить с ребенком речевые контакты либо навязывание определенных видов деятельности без учета доступного самому ребенку уровня коммуникации могут сразу же создать атмосферу непонимания между педагогом и детьми. На первых занятиях привлекаются мимические, ритмические, действенные формы взаимодействия, ласковая, ободряющая улыбка, поощрительный кивок головой. Используется тактика выжидания, и формируются внеречевые контакты с каждым ребенком. Поэтому музыкальный руководитель так же, как и логопед, с большой выдержкой и терпением, тактом и вниманием к ребенку на первых занятиях выявляет его двигательные и музыкальные возможности. Затем формируются и корригируются движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх. Основные движения (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание) благоприятно влияют на всестороннее физическое развитие детей: укрепляют и развивают мышцы, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обогащают двигательный опыт детей, способствуют укреплению нервной системы, благотворно влияют на соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга. Это создает у ребенка уравновешенное нервно-психическое состояние. Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к четким и точным движениям, выполняемым в определенном темпе и ритме, с музыкальным сопровождением. В зависимости от преимущественного воздействия на отдельные группы мышц, общеразвивающие упражнения делятся на упражнения: а) для рук и мышц плечевого пояса; б) для ног; в) для мышц туловища. Они могут проводиться без предметов и с предметами (флажками, обручами, палками, мячами), В задачу этих упражнений входит: гармоничное развитие разных групп мышц ребенка, умение управлять движениями, воспитание правильной осанки. Упражнения для развития мышц шеи. Исходное положение: руки подняты вверх. Посмотреть на них, подняться на носки, опустить руки; наклонить голову назад (посмотреть на потолок); опустить голову вперед из положения сидя на полу, вытянув ноги. С упором рук сзади; из положения сидя на полу, скрестив ноги, расслабленно опустить голову вперед, назад и т.п. Для верхних конечностей и плечевого пояса. Исходное положение: руки разведены в стороны. Проделать взмахи вперед с хлопками в ладони; круговые движения руками — одной или двумя, как крыльями мельницы; сжать пальцы в кулак и разжать; руки опустить безвольно из положения в стороны и пр. Для туловища. Исходное положение: ноги врозь, руки на поясе. Наклониться, не сгибая колен, постараться коснуться двумя руками носка правой (левой) ноги, выпрямиться, руки поставить на пояс; поднять с пола предмет (флажок, палку, мяч), по возможности не сгибая колен, передать предмет, с поворотом туловища из положения ноги врозь, следующему в колонне. Для осанки. Исходное положение: опуститься на колени, руками упереться в пол. Поочередно поднимать прямые ноги вверх; свободно ползать по ковру между предметами. Сделать качалку: прижать руками колени к груди, лечь, затем сесть в исходное положение; стоя на коленях, руками опираясь о пол перед собой, выгибать позвоночник в области поясницы и прогибать его («кошка выгибает спину»). Для нижних конечностей. Исходное положение: стоять прямо, ноги врозь. Смыкать и размыкать носки; поднимать ноги, согнутые в коленях; подскочить на месте на двух ногах; полуприсесть; выставить ноги поочередно на носок вперед, назад н в сторону; присесть на всю ступню; вытянуть руки вперед(ступни сомкнуты); присесть парами; присесть с хлопками рук над головой, перед грудью и т.д. На равновесие. Ходьба через «лужу», «камень» (педагог чертит мелом на полу круги). Прыжки на одной ноге; ходьба и стояние на носках; стояние попеременно на одной ноге, как цапля; ходьба по прямой линии, с грузом на голове, на носках. На координацию движений. Исходное положение: стоять прямо, ноги врозь. Делать движения руками с флажками над головой в стороны, назад, вперед и т.д.; катать мячи, обручи друг другу, стоя в шеренге; бросать малый мяч в обруч, обруч должен быть на высоте I метра от пола; бросать мяч кверху, об пол, по воздуху партнеру; бросать мяч через голову при ходьбе по кругу; подбросить мяч вверх, быстро повернуться и успеть поймать его; подбрасывать мяч под ногу (правую, левую), на бегу и т.д Эти упражнения способствуют исправлению таких физических недостатков, как сутулость, некоординированность, неловкость и нечеткость движений и т.п. С общеразвиваюидими упражнениями тесно связаны упражнения на построение и перестроение: построение в колонну по одному, построение в шеренгу, в пары, в круг, перестроение из одного круга в несколько; из одной колонны в несколько, повороты направо и налево и т.п. Эти упражнения учат детей ориентировке в пространстве, организованности, четкости, самостоятельности, умению переключиться с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры. Развивают у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитывают ловкость. В свободной и эмоциональной форме способствуют закреплению навыков, полученных детьми на занятиях по развитию движений. В начале коррекционного курса используются подвижные игры с построениями и перестроениями, например: «Быстро встань в колонну», «Построй шеренгу, круг, колонну», «Два и три», «Река и ров» и др. «Два и три». Дети под музыку ходят или бегают врассыпную. На сигнал педагога «два» дети образуют пары с любым находящимся рядом ребенком, берутся за руки и бегут к заранее условленному месту (флажку), где строятся пара за парой в том порядке, в котором они подбегают. На сигнал «три» дети образуют тройки и затем уже бегут к месту построения. «Река и ров». Дети строятся в колонну по одному. Справа от колонны — «ров», слева — «река». Через «реку» надо переплыть: идти, имитируя руками движения пловца. Через «ров» — перепрыгнуть. По сигналу педагога: «Ров — справа», дети поворачиваются направо и прыгают вперед. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в «реку», ему помогают выбраться, подавая руку. Затем все возвращаются к начальному построению. По сигналу: «Река — слева», дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Тот, кто ошибется, попадает в «ров». Ему подают руку, и он возвращается к играющим. Как только появляются элементы спонтанной деятельности (одни сразу создают сюжетную игру, повторяют движения, танцуют; другие молча перебирают игрушки, ленты, мячи, катают обручи; третьи заинтересовываются песней), возможен переход к речевым контактам. Эффективным способом продуцирования речевых контактов является называние действий ребенка, музыкальных игрушек и инструментов, с которыми он играет, игровой атрибутики. У ребенка повышается ориентировочная деятельность, возникает либо усиливается спонтанная речевая и действенная активность. Так, в действенной и речевой формах, принимая и поощряя спонтанную деятельность, необходимо достигнуть устойчивых контактов с детьми. Этому способствует прием совместной деятельности (игры) с одним ребенком или со всеми детьми. Поэтому необходимо, чтобы на логоритмических занятиях присутствовали логопед и воспитатель, которые включались бы в подвижные игры детей, в выполняемые ими упражнения с предметами, звуковыми игрушками. Музыкальный руководитель обсуждает с логопедом план занятий, определяет музыкальное сопровождение деятельности детей. Музыка и игровая атрибутика создают условия для насыщенного эмоционального общения между взрослыми и детьми, обогащают фонд положительных эмоций, которые тормозят отрицательные переживания. На первом этапе коррекционной работы педагогу необходимо изучить внутрисемейные отношения ребенка, так как эффективность воспитательного воздействия во многом зависит от включения родителей в коррекционный процесс. Необходимо привлекать к участию в играх детей, способствовать выполнению заданий дома (спеть попевку, песню; поиграть, используя звукоподражание; потренировать в двигательных упражнениях и т.д.). Желательно присутствие родителей и на логоритмических занятиях. Помимо помощи, которую могут оказать родители педагогу, наблюдения за детьми и родителями помогают последнему выяснить их воспитательные позиции, вскрыть причины внутрисемейных трудностей или конфликтов. Игровые ситуации на занятиях позволяют понять не только представления родителей о воспитании, но и непосредственный, реальный процесс взаимодействия взрослых и детей. Так как на первом этапе начинается работа по организации детского коллектива, необходимо использовать коллективные виды деятельности: построения в шеренгу, парами, тройками; ходьба по кругу, «змейкой»; подвижные игры, в которых от совместных усилий зависит результат, и т.п. По мере нормализации двигательной и речевой сфер у детей на логоритмических занятиях проводятся подвижные игры с бегом, прыжками, лазанием, с метанием и ловлей. Например: «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурка с колокольчиком», «Два Мороза», «Паук и мухи», «Кто быстрее перенесет предметы?». «Ловишка» из круга». Дети стоят по кругу, взявшись за руки. «Ловишка». назначенный педагогом, находится в центре круга. Играющие идут по кругу вправо или влево (по указанию педагога) и говорят: Мы веселые ребята. Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три — лови! На последнем слове все дети разбегаются, а «ловишка» догоняет их. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока «ловишка» не поймает 2—3 детей. По сигналу педагога: «В круг» — все становятся в круг. Игра возобновляется с новым «ловишкой». Правила: бежать можно только после слова «лови». Пойманным считается тот, кого коснулся «ловишка». «Мы веселые петрушки». Дети, подпрыгивая с ноги на ногу, идут по кругу и говорят: Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три — лови! Мы веселые петрушки. Любим прыгать и скакать. На последние слова дети делают шаги назад из круга. После слова «лови» разбегаются; «ловишка», стоящий в кругу, ловит убегающих. На слова педагога: «Раз, два, три — в круг скорей беги» — дети строятся в круг. «Ловишка», дай руку!» Дети стоят врассыпную, педагог назначает водящего. Он выходит на середину зала, говорит: «Я ловишка» — и догоняет детей. Нельзя пятнать того, кто подает руку. Подавать руку можно только тому, кто убегает от «ловишки» {нельзя бегать парами). Тот, кого водящий коснулся рукой, становится «ловишкой». Он должен остановиться, поднять руку и сказать: «Я ловишка». Новому «ловишке» не разрешается сразу же касаться рукой прежнего водящего. Игры с прыжками «Не попадись». Педагог чертит круг, дети стоят за кругом на расстоянии полушага. Педагог назначает одного из играющих водящим, и тот становится в круг в любом месте. Дети прыгают через линию в круг. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих, когда они находятся внутри него. При приближении водящего все возвращаются за линию. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, считается проигравшим, но продолжает участвовать в игре. Через 30—40 сек педагог останавливает игру и считает проигравших. Затем выбирается новый водящий из тех детей, кого ни разу не смогли запятнать.' «Волк во рву». Посередине зала чертятся две линии на расстоянии 70—100 см одна от другой — что «ров». В стороне очерчен «дом коз». «Волк» располагается во «рву», а «козы» — в «доме». По сигналу педагога: «Козы, на луг» — дети бегут на противоположную сторону зала, перепрыгивая через «ров» («волк» в 'ато время «спит» и не трогает их). Затем педагог говорит: «Козы, • домой!» Дети перебегают на другую сторону зала — в «дом», перепрыгивая через «ров», а «волк» старается их поймать{коснуться). После 2—3 перебежек все пойманные «козы» возвращаются в свой «дом» и назначается новый «волк» (но не из числа пойманных). Вариант игры. Во «рву» находится не один, а два «волка». Чертятся два круга на расстоянии 3—4 м, в каждом — по «волку». Игры с лазаньем «Медведи и пчелы». Играющие делятся на две группы: «медведей» и «пчел». На расстоянии 3—5 м вправо от гимнастической стенки очерчивается «лес», а на расстоянии 8—9 м на противоположной стороне находится «луг». Пчелы помещаются на гимнастической стенке — «улей». По сигналу педагога «пчелы» летят на «луг» и жужжат. Как только «пчелы» улетят, «медведи» влезают на стенку — в «улей» и лакомятся «медом». По сигналу: «Медведи» «пчелы» — летят к «ульям» и жалят «медведей»: дотрагиваются до них рукой, затем, «пчелы» снова становятся в «улей», и игра возобновляется. Ужаленный «медведь» не выходит за «медом». После повторения игры 2 — 3 раза дети меняются ролями. Игры с метанием и ловлей «Стоп» (мяч от стены). Играющие встают перед стеной на расстоянии 4—5 шагов. Водящий бросает в стену мяч так, чтобы он, коснувшись стены, отскочил от нее. Бросая мяч, водящий называет того, кого он назначает его ловить. Последний ловит мяч на лету или быстро поднимает его с полу (все играющие при этом разбегаются). Если он поймает мяч, то сейчас же бросает его обратно в стену, называя нового ловящего, если же поднимает с пола, то, взяв мяч, кричит: «Стоп!» — и, когда все остановятся, пятнает, не сходя с места, ближайшего ребенка. Тот в свою очередь быстро берет мяч, кричит: «Стоп!» — и пятнает другого. Итак до первого промаха. После промаха все снова идут к стене, но право бросать мяч и назначать, кто должен ловить, принадлежит промахнувшемуся. Правила игры: при ловле мяча все играющие разбегаются, но как только мяч будет пойман и раздастся возглас «Стоп!», все должны остановиться. Игроку, в которого целятся, разрешается увертываться: приседать, подпрыгивать, нагибаться, но не сходить с места. Слушание музыки помогает детям обрести чувство музыкального ритма, слуховое внимание, сосредоточенность и выдержку. Музыка успокаивающе действует на одних и поднимает эмоциональный тонус у других. Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, определять направление звучания, находить разницу в силе, высоте и длительности звука; отличать по этим признакам контрастные произведения (танец и колыбельную), а затем контрастные части одного и того же произведения (польки, эстонской народной польки, польки Янка и др.). Чтобы дети хорошо чувствовали темп и ритм музыки, надо сопровождать слушание ее отстукиванием метра (сильной доли), счетом. После таких упражнений дети легко узнают по ритмическому рисунку сыгранное им ранее произведение. Например, проигрывается 2—3 отличных по размеру и ритму произведения («Полька» М. Глинки, «Калинка» — русская народная песня, «Мой флажок» В. Герчика), потом педагог отхлопывает ритмический рисунок одного из них, а дети называют это произведение. В последующей работе над воспитанием чувства ритма в музыке дети учатся воспроизводить ритмический рисунок хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане (без музыкального сопровождения). Для этой цели используются несложные в ритмическом отношении, двудольные произведения: «Во саду ли, в огороде», «Ах вы, сени», «Калинка». Работа по воспитанию чувства ритма в музыке, слухового внимания помогает перенести эту способность в движения, а позднее и в речь. Для привлечения внимания детей к речи педагог прикрывает рот листом бумаги и просит ребенка показать кошку («мяу»), собаку («ам-ам» или «гав-гав»). На последующих занятиях устанавливается связь между звукоподражанием и определенной мелодией и ребенок при исполнении мелодии подает педагогу (или указывает) соответствующую игрушку. Особое внимание обращается на развитие произносимой речи с помощью звукоподражаний. Для вызывания у ребенка звукоподражания волку(«ууу») показывается картинка волка, наигрывается мелодия, помогающая создать его образ. Так же проводится игра в дудочку, гудок игрушечного паровоза. Для вызывания звука [«а»] — качание куклы, звука [«го»] — болят зубы у мальчика, звука \«а»\ — лошадка ржет, слога «ау» — дети в лесу; слога «ду-ду» — мальчик играет на дудочке и др. Двигательные упражнения с речевым сопровождением способствуют воспитанию умения вслушиваться в речь и получать ответные двигательные или звуковые реакции ребенка. Одновременно эти упражнения формируют у детей подражательность движениям, наиболее часто употребляемым ими в жизни и быту. При развитии моторики артикуляционного аппарата и для постановки звуков можно использовать игровые приемы. Например, свист в пузырек — [«с»\, полет осы — [«3*1, мама спит, гусь шипит — [«щ»], жук жужжит — [«ж»], болтушка— «бл», остановить лошадку— «тпру»(язык вибрирует между губами) и т.д. На первом этапе коррекционной работы с детьми с алалией для установления с ними контакта и активизации последующей речевой продукции целесообразно использовать изобразительную деятельность. Ее применение в целях коррекции на логоритмических занятиях (или до, после них) обусловлено следующими положениями. Изобразительная деятельность так же, как и музыка, обладает ритмом. Ритм, ритмичность в области изобразительного искусства имеют узкое и широкое определение. В узком значении ритм понимается как повторяемость, чередование тех или иных композиционных элементов рисунка. В широком значении он представляет собой особую соразмерность частей, ведущую к стройной закономерности, слаженности целого. Проявляться ритм может в чередовании или сопоставлении любых элементов композиционного характера — через контрасты и соответствия группировок, фигур, предметов, линий, движений, световых и цветовых пятен и т.д. Конечно, в детских рисунках ритм не может проявиться в многообразии указанных признаков, поскольку чувство ритма в изобразительной деятельности является весьма сложным, включающим в себя сенсорные, сенсомоторные, эмоционально-образные и другие компоненты. Использование способности рисования детей для воспитания у них сенсорных и сенсомоторных компонентов чувства ритма обусловлено тем, что отдельные проявления ритма, характерные для изобразительной деятельности, обнаруживаются именно в дошкольном возрасте. Отмечаются две формы его проявления: в ритмичности рисовальных движений и в пространственной организации плоскости листа. Сначала в основе изобразительной деятельности ребенка лежит только временная ритмичность (для рисунков характерно штриховое беспорядочное содержание, не связанное пространственно с листом бумаги). Когда же впервые двигательный ритм начинает связываться с пространственным, то плоскость листа все более строится как замкнутое целое, а беспорядочное заполнение поверхности становится постепенно пространственно организованным. В этот период утверждаются статичность, неподвижность, устойчивость изображения. Элементы обычно размещаются по законам симметрии. Далее возникает потребность изображения действия. Фронтальность и симметричность сменяются неустойчивостью, например, руки человека выходят из симметричного положения, на направление движения указывает поворот ступней ног в одну сторону. Изображение действия функционально связывается с изменениями конструктивно-композиционными, статическое построение сменяется динамическим. Расположение изображений на линии или узкой полосе, по мнению А. В. Бакушинского, высший этап дошкольного рисования. Последовательность развития детской изобразительной деятельности предполагает выделение следующих форм ритмичности: двигательную, двигательно-пространственную и пространственную. По функциональному значению двигательный ритм выступает как организующее начало процесса освоения плоскости листа, пространственный ритм — как изначальная форма композиционного размещения изображений в рисунке. Уже к 2 годам в творчестве детей отчетливо выделяются две формы проявления ритмичности: зрительно-двигательная (как и в общих движениях тела в пространстве) и пространственно-ритмическая, образуя при этом самостоятельную «ветвь» рисования — декоративно-орнаментальный рисунок. С того времени, как движения приобретают формообразующий характер и из пространства вычленяются отдельные замкнутые формы, в рисунок вносится определенный смысл. В это же время все более крепнет структурноизобразительная его сторона. Однако проявление чувства ритма в рисовании не является «общедетской» особенностью — она наблюдается далеко не у всех детей. Изучая способности к рисованию у детей дошкольного возраста, Н. П. Сакулина выделяет два типа детей-рисовальщиков: для одних свойственно чувство ритма, другие им не обладают. Ритмические структуры усваиваются детьми в известной последовательности, определяемой их объективной сложностью. Вначале, на четвертом году жизни, усваивается структура, состоящая в равномерном повторении однородных элементов (пятен: «Зашагали ножки по дорожке»; штрихов: «Капельки дождя на оконном стекле»; предметно обусловленных форм (прямоугольников): «Девочка повесила сушить носовые платочки»); затем, на пятом году жизни, структура, включающая чередование неодинаковых элементов («Звездное небо»); и, наконец, структура, предполагающая симметричное размещение элементов, формируется лишь у некоторых детей к концу дошкольного детства. Приведенные сведения из генезиса изобразительных способностей детей помогут музыкальному руководителю спланировать занятие таким образом, чтобы дети в процессе выполнения заданий развивали ритм и в музыкальной, и в изобразительной деятельности. Формирование перцептивных действий включает усвоение сенсорных эталонов и операций по их использованию в определенных условиях. Музыкальный руководитель, воспитывая недостающие звенья перцептивного действия, опирается на то, что становление каждой (в том числе и ритмической) способности происходит на фоне уже сложившихся у ребенка перцептивных действий более общего порядка и тесно связано с ними. Так, формирование чувства музыкального ритма и чувства ритма в изобразительной деятельности основано на усвоении ритмического эталона, зрительной оценки пропорций — на усвоении эталона отношений по величине. Регуляция рисовальных движений развивается на основе сенсомоторных эталонов, отображающих определенные качества движения. Оценка перспективных изменений свойств предметов производится с помощью операций отнесения проекций к общей плоскости. Музыкально-ритмическая способность и изобразительная способность по своему психологическому механизму являются не только сенсорными, но и интеллектуальными, ориентировочными действиями. Следовательно, между разными способностями (музыкально-ритмической и изобразительной) нет непроходимой грани, становление каждой опирается на те, которые были сформированы раньше, или они развиваются, дополняя друг друга. Общим звеном в музыкальной и изобразительной способностях является ритм. Сочетание музыкально-ритмических занятий с рисованием проводится совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Они предварительно обсуждают тему занятия. Музыкальный руководитель определяет музыкально-ритмические задачи занятия и подбирает соответственно теме музыкальный материал, воспитатель — программные задачи по рисованию, а также заранее готовит для каждого ребенка атрибуты для рисования. Приведем пример одного занятия. Тема: Дождь. Программные цели: учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; рисовать короткие и длинные вертикальные штрихи и линии; правильно держать карандаш; видеть в рисунке образ, воспитывать положительные эмоции. 1. Организационный момент: Приветствие, сообщение темы занятия: «Сегодня мы поиграем с дождиком и нарисуем его». 2. Воспитание слухового внимания. Дети слушают мелодию чешской народной прибаутки «Жучка и кот». 3. Воспитание выразительности движений. Логопед предлагает детям погулять. Под вновь звучащую музыку «жучка» и «кот» гуляют; подражая логопеду, передают игровые образы. По сигналу логопеда: «Дождь идет» — дети «прячутся от дождя»: приседают за спинками стульев. Затем снова гуляют под музыку, остальные дети постукивают палочками в произвольном ритме и темпе («Дождь идет»). По сигналу логопеда «прячутся от дождя». 4. Усвоение двухчастности в музыке, закрепление образных представлений. Логопед предлагает детям «пройти по дорожке», пока нет дождя. Звучит музыка Э. Беттольда «Прогулка», ее сменяет музыка Ан. Александрова «Дождик накрапывает», дети разбегаются и «прячутся от дождя»: приседают за спинками стульев. Игра повторяется 2—3 раза. 5. Воспитание речевого слуха. Логопед: Мы погуляли, пришли домой, послушаем стихотворение. (Читает стихотворение, дети повторяют.) Когда дождик идет Или ветер ревет, То сидеть надо вам. Дети, всем по домам. 6. Воспитание ритма движений руки. Логопед: Мы гуляли по улице, иногда попадали под дождик. Сейчас мы пришли домой и нарисуем дождь. Вновь звучит музыка «Дождь накрапывает» Ан. Александрова, и дети ритмично водят правой рукой по полоскам на картоне, затем левой рукой. Движения руками повторяется 5—6 раз. 'Темы игр взяты из практической работы музыкального руководителя М.И. Чистяковой, адаптированы автором пособия. 7. Развитие моторики руки, внимания, сосредоточенности. Логопед предлагает детям сесть за столы и нарисовать дождь. Звучит музыка. Дети рисуют на тему «Идет дождь» по образцу, данному педагогом. После окончания рисования рисунки обсуждаются взрослыми и детьми. 8. Развитие общей моторики и мимики лица. Логопед: Мы занимались, можно погулять. (Звучит венгерская народная мелодия «После дождя».) Музыка А: дети, осторожно ступая, спокойно «обходят лужи», а потом (музыка Б), расшалившись, «прыгают по лужам». Логопед: Но вот расшалившихся детей увидела мама. Далее следуетми-мическая тренировка «Провинившиеся дети»: сердитое лицо («Мама сердится»); стыдно детям; сердитое лицо («Мама продолжает сердиться»); просьба; радость(«Мама простила»). Затемдетям предлагается упражнение на расслабление всех мышц тела под музыку П. Чайковского «Шарманщик поет». Логопед: Мы отдыхаем, слушаем тихую музыку. Отдыхают наши ножки... наши ручки... наши спинки... Нам приятно лежать на ковриках... Нам удобно лежать и слушать музыку... (Дети отдыхают в течение 3—5 мин.) Затем логопед постепенно переводит детей из состояния расслабления в более активное состояние: «Открыли глазки... Подняли медленно ручки вверх... Еще раз... Сели... Снова потянулись... Ручки вверх... Поднялись... Руки вверх — вдох, опустили — выдох (два раза). Повернулись влево... прямо... вправо... прямо. Послушайте музыку... Она веселая, бодрая». Дети под музыку идут по кругу. 9. Организация окончания занятия. Логопед: Дети, мы ходили по дорожке, пока не было дождя, рисовали дождь, слушали музыку, отдыхали. Посмотрите в окно. Идет дождь?.. Нет дождя, и мы пойдем на прогулку. Длительность данного и последующих подобных занятий — 35 мин. Тема: Ленты. Программные цели: учить рисовать линии слева направо, ведя кисть непрерывно; развивать восприятие цвета; навыки работы с краской (набор краски на кисть, правильное удержание, мытье); воспитывать положительное отношение («поработал», «устал», «как приятно», «красиво»). 1. Организационный момент. Дети входят в зал под спокойную музыку, проходят по кругу, садятся за столики. На столах лежат разноцветные полоски на картоне. Логопед сообщает тему занятия. 2. Развитие координации мелкой и артикуляционной моторики. Дети вместе с логопедом пропевают: «Вот иду я вверх». Во время пения дети ритмично, в темпе музыки, водят правой рукой по полоскам на картоне, затем левой рукой, Тренируется ровный ритм и темп движений кистей рук и речи. Детям раздаются разноцветные ленты. 3. Развитие координации ног и кистей рук. Звучит музыка А. Гайдна «Рондо». Л — дети бегут по кругу с лентой в правой руке, отведенной в сторону. Б — стоя на месте, легкими движениями кистей рук размахивают лентами справа налево. А — повторить те же движения. Дети усваивают трех частность в музыке, у них появляются образные представления. 4. Воспитание зрительного внимания и зрительной памяти. Игра «Что изменилось?» Дети кладут ленты, садятся за столы. На столах перед каждым ребенком лежат шесть лент основных цветов. Каждому играющему предлагается задание на тренировку зрительного внимания или зрительной памяти. Логопед подходит к одному ребенку и предлагает закрыть глаза и меняет ленты местами, затем просит его восстановить прежнюю последовательность лент. У другого логопед убирает какую-либо ленту и просит назвать, какого цвета ленты не стало. Третьему добавляет ленту и т.д. 5. Развитие мелкой моторики. (А. Гайдн «Рондо».) Логопед предлагает детям скрутить под музыку ленты в рулончики, ритмично двигая пальцами. Во время упражнения логопед эмоционально поддерживает детей, затем предлагает им порисовать. 6. Развитие образных представлений. Дети рисуют под музыку коврик из лент по образцу, данному воспитателем. Во время рисования логопед и воспитатель оценивают деятельность детей: «Хорошо поработал, отдохни», «Ты умеешь, у тебя все получится», «Как приятно посмотреть на твой коврик» и т.д. 7. Развитие речевого слуха и пространственной ориентировки. Логопед: Положите кисточки те, кто уже нарисовал коврик. Кто еще хочет порисовать, сделает это после занятия, в группе. А сейчас послушайте стихотворение. Девочки, где вы? Мальчики, живей! Ждут вас карусели, Быстрые качели. Дети образуют из лент карусель и под музыку идут по кругу вправо, затем влево, шагом, легкой пробежкой. Логопед играет вместе с детьми, создает положительный эмоциональный фон, обращает внимание детей на цветные ленты: «Они похожи на те, которые вы рисовали». 8. Обсуждение рисунков детей. 9. Воспитание равновесия, выразительности походки, тренировка мышц лица, рук, ног, туловища. На полу начерчена дорожка («Лента») шириной 25 см. Логопед предлагает детям поочередно пройти по ней. Звучит спокойная музыка. Одна рука ребенка прижата тыльной стороной ко лбу, ребенок идет, стараясь не выйти за пределы дорожки. Логопед подбадривает его' «Я стяпяюсь. Я не потеряю равновесия». 10. Воспитание умения расслаблять мышцы тела. Упражнение «Отдых». Дети ложатся на коврики, закрывают глаза, отдыхают под тихо звучащую музыку. 11. Организация окончания занятия. Положительная оценка деятельности каждого ребенка. Тема: Клубочки. Программные цели: учить рисовать линии круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги; менять карандаши; поощрять положительные эмоции, мотивы деятельности. 1. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы занятия: «Мы сегодня будем слушать музыку и рисовать клубочки». 2. Воспитание внимания, образных представлений. Слушание песни клубочков из мультфильма «Ниточки и котенок», музыка И. Карабица. 3. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Эмоциональная разрядка: дети разматывают клубочки из шерстяных ниток, внутри спрятаны игрушки-котята (без музыки). 4. Закрепление образных представлений. Эмоциональное расторможение. Игра «Узелок». Логопед читает стихотворение. Чтобы хитрый узелок Развязать никто не смог. Вот иголка с ниткой белой. Узелок на нитке сделай. Дети становятся в круг, водящий выходит в центр, играющие под песню, исполняемую педагогом, перестраиваются в шеренгу, которая, как нитка, заматывает водящего. Водящий старается вырваться из круга. Те дети, между которыми водящему удалось прорваться, становятся на его место. Игра начинается сначала. 5. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дети вновь заматывают котят в клубочки из шерстяных ниток. 6. Переключение внимания на рисование разноцветных клубочков. Обсуждение рисунков детей воспитателем. 7. Развитие мимических и пантомимических движений. Стимуляция внимания. Игра «Где клубочек?». Пока педагог обсуждал с детьми их рисунки, клубки с котятами спрятались по всему залу. Логопед: Где клубочек, не скажу, Но рукою покажу. Или: Где клубочек, не скажу, Я глазами покажу. Дети сидят и рассматривают зал, ищут клубочки глазами. Увидев, говорят двустишие и показывают на клубок. Затем все снова освобождают котят «из плена». 8. Релаксация: дети укачивают котят под пение педагога, потом засыпают сами (расслабляются на ковриках). (Музыка: А. Лядов. «Колыбельная»). 9. Организация окончания занятия. Положительная оценка деятельности каждого ребенка. Затем дети под музыку выходят из зала. Тема: Воздушные шары. Программные цели: упражнять в движении по часовой стрелке (круг, овал), в развитии навыка нажимать карандашом при раскрашивании, уточнить представление о направлении — ориентировка на листе, стимулирование деятельности. (Шарик: «Нарисуй меня, раскрась. Сделай меня ярким. Подари маме».) 1. Организационныймомент. Приветствие детей, сообщение темы занятия: «Сегодня мы поиграем с шариками и нарисуем их». 2. Эмоциональная подготовка к занятию. Слушание музыки: Г. Сидельников. «Красный шар». 3. Эмоциональное расторможение, закрепление образных представлений. Игра с воздушными шарами, музыка Р. Рустамова. А — бег; Б — подбрасывание невысоко вверх шаров; А — бег; Б — покачивание шаров; Л — бег; в конце музыкальной фразы высоко подбросить шары вверх. 4. Воспитание слухового внимания, переключение внимания. Слушание стихотворения М. Кравчука «Шары». Продают для детворы Разноцветные шары. Все шары круглы, прекрасны. Но я выбрал самый красный. Вот он, словно флаг, горит. Кто захочет, тот смотри! В детский сад я с мамой шел. Как сегодня хорошо! Всюду флагов много, много, Хоть один бы мне потрогать. Вдруг я вижу на бульваре Синий шарик, желтый шарик... 5. Рисование воздушных шаров. Обведение готовой формы и закрашивание по указанию, мотивация деятельности — шарик как бы говорит о себе: «Нарисуй меня», «Я красивый», «Я воздушный» и т.д. 6. Тренировка выразительных движений: «Шарик, красный, голубой, выходи играть со мной» — дети делают вид, что гуляют с воздушными шарами, затем мимикой показывают ситуации: «Шарик лопнул», «Новый шарик». 7. Закрепление образных представлений. Игра «Пузырь». 8. Нормализация мышечного тонуса. Релаксация. В конце игры дети ложатся на коврики на спину и полностью расслабляются. 9. Организация окончания занятия. Одобрение деятельности каждого ребенка. Тема «Снегурочка». Программные цели: учить передавать в рисунке фигуру человека, соблюдая соотношение частей: шубка расширена книзу, руки от шеи; закреплять умение работать с краской; воспитывать самостоятельность, воображение («Какую хочешь нарисовать: маленькую, большую? Где хочешь на листе нарисовать?»). Воспитывать положительное отношение к деятельности («Работа трудная»). 1. Организационный момент Сообщение темы занятия. Беседа о зиме, Новом годе. 2. Воспитание внимания. Слушание песни Ю. Слонова «Снегурочка». 3. Различени Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|