Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Налоговая политика до 2013 г.





Ряд значимых мер, направленных на перевод экономики на инновационную модель развития, поддержку бизнеса, принимали участие представители объединений предпринимателей, включая ТПП России. К указанным мерам, в частности, относятся:

1. Компенсация из федерального бюджета в течение продолжительного периода (до 2020 года) затрат сектора экспортеров информационных технологий, резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, малых инновационных компаний при ВУЗах, прочих инновационных компаний (при условии создания эффективного механизма их идентификации), связанных с повышением страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование для сотрудников инновационных компаний.

2. Переход на формирование амортизационных групп по функциональному признаку и сокращение сроков амортизации отдельных видов основных средств.

3. Повышение эффективности системы налогового учета расходов на НИОКР (разрешить создание специального резерва предстоящих расходов на НИОКР и др.).

4. Освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с начала эксплуатации.

5. Передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита инновационным организациям субъектам РФ.

6. Повышение порога выручки с 3 до 10 млн. руб. для уплаты налога на прибыль ежеквартально, а не ежемесячно.

7. Установление отдельного налогового режима для вновь создаваемых компаний инновационных секторов. Предлагается установить для вновь создаваемых компаний инновационного сектора нулевые налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, НДС, налога на имущество организаций и земельного налога. Обязательные страховые взносы планируется взимать фиксированным платежом в размере 4,8 тыс. руб. в месяц за работника.

 

21. Государственный бюджет: доходы и расходы. Дефицит и профицит.

Государственный бюджет - роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке. По материальному содержанию государственный бюджет - централизованный фонд денежных средств государства, по социально-экономической сущности - основное орудие перераспределения национального дохода для выполнения функций государства.

Государственный бюджет выполняет следующие функции: перераспределение национального дохода, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Доходы бюджета -это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимая для выполнения его функций. Основным источником доходов госбюджетов развитых стран в настоящее время являются налоги с корпораций и населения, на них приходится около 80% доходной части бюджета. Вторым по значению источником доходовбюджета является государственный кредит (государственные займы). К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Расходы государственного бюджета включают следующие основные группы: военные расходы; расходы на вмешательство в экономику; расходы на социально-культурные нужды; расходы на содержание государственного аппарата управления.

Военные расходы подразделяются на прямые и косвенные. Прямые расходы включают затраты на производство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание военных блоков. К косвенным военным расходам относятся часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших.

Расходы на вмешательство в экономику могут оказывать огромное стимулирующее воздействие на ее развитие. Финансовая поддержка осуществляется в виде затрат на НИОКР, на экономическую и социальную инфраструктуру, на функционирование и развитие государственных отраслей экономики, поддержку сельского хозяйства.

Затраты на социальные цели включают расходы на здравоохранение, образование, науку, социальное страхование и социальное обеспечение. Расходы на социальное страхование включают расходы на выплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, пособия многодетным семьям, пособия по безработице и т.д.

Расходы на управление включают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции и органов государственной безопасности.

Структура государственных расходов и их доля в валовом национальном продукте зависят от многих причин: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, этап развития экономики, приоритеты в экономическом развитии, уровень благосостояния населения, размер госсектора экономики и т.д.

Основное требование к бюджету – его сбалансированность3.

Несмотря на постоянное увеличение доходной части бюджетов, в ведущих зарубежных странах наблюдается постоянный бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами. Для покрытия бюджетного дефицита в основном используются государственные займы, что в свою очередь ведет к росту государственного долга и росту расходов по управлению государственным долгом. В случае превышения доходной части государственного бюджета над расходной возникает бюджетный профицит.

Совокупность государственного бюджета и соответствующих ему организаций и учреждений является бюджетной системой.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов трех уровней и включает: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд­жетных фондов; 2) бюджеты субъектов РФ; 3) местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, сельских бюджетов).

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъек­тов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются (в форме правовых актов) представительными органами местного са­моуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Консолидированный бюджет Российской Федерации -это свод бю­джетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации. В свою очередь консолидированные бюджеты субъек­тов РФвключают в себя региональный бюджет и местные бюджеты.

Консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверж­даются законодательными органами власти всех уровней. Они представляют собой статистические своды бюджетов, которые ха­рактеризуют доходы и расходы - источники поступлений средств и направления их использования по территории в целом и по от­дельным субъектам РФ.

 

22. Налоговая система РФ. Классификация налогов. Элементы налогообложения.

В соответствии с действующим законодательством утверждены следующие виды налогов с учетом правил исчисления и уплаты их на территории РФ (принадлежность к уровням власти/управления):

  • 1. Федеральные налоги имеется единый механизм уплаты (единые ставки, сроки, декларации): НДС, НП, акцизы, налог на доходы физических лиц, водный налог (за пользованием водными объектами), государственная пошлина.
  • 2. Налоги субъектов федерации (региональные) - влияние субъектов федерации при утверждении категорий льготников, налоговые ставки: например, Налог на имущество организаций, транспортный налог.
  • 3. Местные налоги - земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Классификация налога

  • Косвенные – налоги, которые включены в цену товара в виде надбавки, увеличивают и уплачиваются в цене конечного потребителя.
  • Прямые – налоги, которые взимаются непосредственно из доходов налогоплательщика.

По платежеспособности:

  • Личные (налоги, которые учитывают платежеспособности налогоплательщика)
  • Реальные (которые не учитывают платежеспособность и уровень дохода)

Налоговый агент – лицо, на которое возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в налоговый бюджет.

По субъекту налога: Налоги физических лиц, Налоги юридических лиц, Налоги ФЛ и ЮЛ

Виды ставки:

  • Твердые (специфические) устанавливаются в фиксированном размере на каждую единицу налогообложения
  • Процентные (адвалорные) устанавливаются в % к единице налога
  • Комбинированные (сочетают твердую и процентную ставки)
  • Кратные МРОТ

Объект налога:

  • Имущество
  • Прибыль, доход
  • Земля
  • Рента
  • Капитал
  • Средства потребления

Метод обложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы:

  • Равные (для каждого равная сумма)
  • Пропорциональные (для каждого равная ставка)
  • Прогрессивные (с ростом налоговой базы возрастает ставка налога)
  • Регрессивные (с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога); с 2001-2010 это был единый социальный налог

Периодичность: Разовые (уплата связана с бессистемным, случайным событием) или Регулярные (систематические, текущие)

Бюджетное назначение: Общие или Целевые (предназначенные для формирования конкретного расхода бюджета)

Носитель налога – лицо, которое несет экономическое бремя налогообложения (налоговая нагрузка и т.д.).

К списку вопросов► 2: Элементы налога

4. Структура и принципы построения современной налоговой системы рф.

Налоговая система РФ - совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Действующая ныне в Российской Федерации система налогообложения была введена в 1991-1992 гг. Проводившаяся налоговая реформа была обусловлена необходимостью экономических преобразований, что потребовало разработки принципиально новой налоговой политики. Одним из ее элементов была попытка внедрения налогового регулирования как наиболее действенного инструмента общей системы регулирования развивающихся рыночных отношений. Предполагалось, что налоговая система позволит ограничить стихийность рыночных отношений, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, добиться снижения инфляции.

Блок необходимых законов, нормативно обеспечивающих налоговую систему РФ, был принят в конце 1991 г. и был призван реализовать следующие основные принципы построения налоговой системы:

- единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

- четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

- приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права и в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

- однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

- определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов – с другой.

В соответствии с законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» на территории России стали взиматься налоги, сборы и пошлины, образующие налоговую систему РФ. Но действующая с 1992 г. налоговая система РФ оказалась крайне несовершенной. Причин для этого много, и прежде всего – отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения.

Необходимость реформирования сложившейся налоговой системы России была очевидной. Принятый Государственной думой Налоговый кодекс РФ (часть I) был введен в действие с 1 января 1999 г. и призван решить следующие важнейшие задачи:

  • построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
  • развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
  • создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и его граждан;
  • снижение общего налогового бремени (до 32,4% ВВП) и уменьшение числа налогов (до 30);
  • формирование единой налоговой правовой базы;
  • совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ в стране установлены следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные. Наиболее актуальным вопросом, нашедшим свое решение в Налоговом кодексе, является налоговый федерализм, т.е. распределение полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Эти полномочия распределены между уровнями власти и местным самоуправлением, исходя из положения, что все федеральные, региональные и местные налоги и сборы являются элементами единой налоговой системы РФ. Предусматривается установление правовых механизмов взаимодействия этих элементов.

  • 1. Федеральные налоги: имеется единый механизм уплаты (единые ставки, сроки, декларации): НДС, НП, акцизы, налог на доходы физических лиц, водный налог (за пользованием водными объектами), государственная пошлина.
  • 2. Налоги субъектов федерации (региональные)- влияние субъектов федерации при утверждении категорий льготников, налоговые ставки: например, Налог на имущество организаций, транспортный налог.
  • 3. Местные налоги - земельный налог, налог на имущество физических лиц.
  • Принципы:

В НК РФ (ст. 3) отмечаются следующие принципы налогообложения:

1. принцип всеобщности и равенства налогообложения (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога);

2. принцип отсутствия дискриминационного характера налогов (налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (кроме ввозных таможенных пошлин));

3. принцип экономической определенности (налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными);

4. соблюдение единого экономического пространства (не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств);

5. принцип индивидуальной ответственности налогоплательщиков (ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ);

6. принцип определенности элементов налогообложения (при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения);

7. принцип точности и удобности уплаты налогов (акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить);

8. принцип приоритетности налогоплательщика (все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)).

 

23. Методы государственного воздействия: стимулирующая и сдерживающая политика.

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налогово-бюджетной политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Иногда вместо термина «бюджетно-налоговый» используется его синоним «фискальный». Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Дискреционная налогово-бюджетная политика — комплекс мер, посредством которых законодательная власть манипулирует системой налогообложения и государственными расходами в целях под держания высокого уровня экономической активности. Сюда можно отнести группы законов о налоговой ставке, введении новых налогов и пошлин.

Данные меры воздействуют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. С точки зрения кейнсианцев, дискреционная налоговая политика оказывает непосредственное влияние на совокупные расходы, поскольку изменение любой составляющей совокупного спроса ведет к изменению уровня доходов.

Для правительства важно закрепить, стабилизировать совокупный спрос. Для этого можно прибегнуть к введению неизменного налога, который будет приносить в казну государства одинаковый доход вне зависимости от национального дохода.

Итак, правительство имеет два метода борьбы со спадами: либо понижать налоги, либо увеличивать государственные расходы. Что же эффективнее? Практика показала, что наибольший стимулирующий эффект дает политика государственных расходов. Через нее можно непосредственно влиять на совокупные расходы. Динамика же налогов затрагивает величину располагаемого дохода, поэтому ее воздействие на национальный доход косвенно.

Таким образом, дискреционная стимулирующая политика подразумевает снижение ставки налогообложения или повышение доли государственных расходов. Обратный смысл имеет сдерживающая налоговая политика: происходит снижение госрасходов либо повышение ставки налогов.

Стимулирующая политика может сопровождаться бюджетным дефицитом, вызванным превышением государственных расходов над доходами. Она направлена на борьбу с циклической безработицей, что очень важно при изучении проблемы занятости в стране

1. Цели фискальной политики

Схема 1

Цели фискальной политики

Сглаживание колебаний экономического цикла

Стабилизация темпов экономического роста

Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции

2.

Виды фискальной политики

Экономическая наука выделяет следующие виды фискальной политики:

Схема 2

Фискальная политика

Дискреционная (активная)

Политика, основанная на созидательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию

Автоматическая (пассивная)

Политика, основанная на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры: прогрессивная система налогообложения, система социальных пособий и др.

Схема 3

Дискреционная политика

Экспасионисткая (стимулирующая)

Контрактивная (сдерживающая)

Выделяют стимулирующую и сдерживающую дискреционную налогово-бюджетную политику:

1. Стимулирующая – при борьбе с экономическим спадом. Увеличивают государственные расходы, снижают налоги.

2. Сдерживающая – на фазе «перегрева» экономики. Снижают государственные расходы, увеличивают налоги.

В коротком периоде фискальная политика сопровождается 3-я эффектами

1. Эффект мультипликатора государственных расходов

2. Эффект мультипликатора налогов

3. Эффект мультипликатора сбалансированного бюджета.

Дискреционная налогово-бюджетная политика осложняется следующими моментами:

1. Достаточно сложно определить на какой конкретно фазе экономического цикла находится экономика.

2. Существует временной лаг (разрыв) между принятием решения и воздействием его на экономику.

Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, как изменяется объем ВНП в результате изменения государственных расходов:

Действие налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Однако в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное воздействие на совокупные расходы, налоги оказывают меньшее воздействие, т.к. государственные расходы - это одна из составляющих совокупных расходов, а налоги - фактор, влияющий на одну из переменных потребления, значит, налоговый мультипликатор оказывает меньшее воздействие на сокращение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Компенсационный эффект роста государственных расходов требует большего роста налогов, чем рост государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупног предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорциональн по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.

 

24. Способы финансирования бюджетного дефицита. Кривая Лаффера.

Кривая Лаффера

Зависимость между получаемым государством налоговыми поступлениями (Т) и ставками налогов() описывается кривой Лаффера (рис)

Максимальное поступление налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога ().Повышение этого уровня до ведет к утрате стимула к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что в конечном счете уменьшает доходы и поступления в бюджет ().

Бюджетный дефицит

Государственный бюджет как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают.

Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек – профицит.

Превышение расходов над доходами образует бюджетный недостаток – дефицит.

Бюджетам большинства стран мира свойственен бюджетный дефицит.

Причины возникновения бюджетного дефицита:

- невозможность мобилизовать необходимые государству доходы в результате спада или падения темпов роста производства, низкой производительности труда, снижение эффективности производства;

- рост доходов государства без учета финансовых возможностей. Недостаточная их эффективность, высокий уровень непроизводительных расходов (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.);

- инфляция, нарушение денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая, инвестиционная и кредитная политика;

- целенаправленно проводимая государством стимулирующая фискальная политика.

Зависимость состояния бюджета от величины ВНП представлена на рис.

При данных правительственных расходах и действующей системе прогрессивного налогообложения бюджет сбалансирован при ВНП, соответствующем . При любом значении ВНП, меньшем , возникает бюджетный дефицит, при любом значении ВНП, большем образуется профицит.

Виды бюджетного дефицита

Чтобы выделить воздействие на бюджетный остаток (сальдо) целенаправленных мероприятий правительства, используют «бюджет полной занятости» - состояние бюджета в условиях функционирования экономики при естественном уровне безработицы.

Дефицит бюджета полной занятости (структурный дефицит) характеризует разность между доходами и расходами государственного бюджета при данном уровне налогообложения и государственных затрат и естественном уровне безработицы.

Дефицит бюджета полной занятостиисключает влияние экономического цикла на величину бюджетного дефицита. Увеличение структурного дефицита свидетельствует о проведении правительством стимулирующей фискальной политики (увеличение расходов и сокращение налогов). Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей фискальной политики (увеличение налогов и сокращение расходов).

Циклический дефицит – разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом бюджета. Циклический дефицит вызывается спадом производства, превышением фактической безработицы ее естественного уровня (рис.).

Если в условиях полной занятости ВНП равен , то при существующей системе налогообложения и данном уровне правительственных расходов структурный дефицит бюджета равен ab. При уровне производства , той же системе налогообложения и таких же правительственных расходах фактический бюджетный дефицит будет равен ce в том числе: cd - структурный дефицит, de - циклический дефицит, результат падения объемов производства ( меньше ).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.