Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II. Источники и виды загрязнения атмосферы на





Железнодорожном транспорте

 

Загрязнение окружающей среды – это процесс привнесения в среду или возникновения в среде новых, нехарактерных для неё физических и биологических агентов, оказывающих негативное воздействие на биоту, в том числе на человека. В результате загрязнения атмосферы происходит ухудшение её химического состояния. Загрязнители атмосферы подразделяются по ряду классификационных признаков.

По периодичности источники загрязнения могут быть постоянного и периодического действия. К первым относятся источники загрязнения, действующие в течении длительного периода времени ( теплоэнергетические установки, металлургическое производство и т.п.). ко вторым можно отнести источники, действующие в течении относительно короткого временного интервала (технологические процессы, транспортные источники загрязнения и др.)

По характеру распространения загрязнения источники подразделяются: на сосредоточенные и рассредоточенные. К последним, можно отнести и подвижные источники выделения.

По высоте различают высокие источники (выше 50 метров), средние (от 10 до 50 метров), низкие (от 2 до 10 метров) и наземные ( менее 2 метров).

Загрязнения чрезвычайно разнообразны и могут отличаться как по продолжительности действия, так и по происхождению.

 

К основным загрязнителям атмосферы химического происхождения следует отнести оксид и диоксид углерода, оксиды азота, диоксид серы, тяжелые углеводороды, соединения хлора и фтора, а также пыль различного происхождения, фосфаты, свинец, ртуть, кадмий и некоторые другие. Их влияние на здоровье человека настолько негативно, что может привести к серьезным заболеваниям.



Так, в частности, оксид углерода СО. Образуется при неполном сгорании органического топлива (каменного угля, нефти, торфа, газа), а также при различных технологических процессах в металлургии, на нефтеперегонных заводах при работе двигателя внутреннего сгорания. Основное отрицательное последствие загрязнения оксидом углерода - нарушение теплового баланса верхних слоев атмосферы.

Диоксид углерода - CO2. Является продуктом сгорания органического топлива в различных отраслях промышленности. Увеличение содержания углерода в атмосфере приводит к повышению ее температуры вследствие так называемого парникового эффекта. Сущность этого явления заключается в том, что УФ-лучи достаточно легко проходят через атмосферу с повышенным содержанием СО2 (так же, как и метана - СН4). Отражающиеся же от поверхности Земли инфракрасные лучи задерживаются такой атмосферой, в результате чего повышается температура.

Оксиды азота - NO, N2O, NO2, NO3, N2O5. Образуются при работе двигателей внутреннего сгорания, реактивных двигателей, домен, предприятий химической промышленности, в лесных хозяйствах.

 

 

Оксиды азота входят в состав смога, вызывают респираторные заболевания и бронхит у младенцев, способствуют чрезмерному росту водной растительности, что ведет к истощению запасов кислорода в воде, гибели рыбы, ухудшению качества воды. Одним из основных неприятных последствий выделения оксидов азота в атмосферу является образование и выпадение кислотных дождей, которые приводят к разрушению ряда синтетических тканей и материалов, сооружений из известняка, снижению урожайности сельскохозяйственных культур, подкислению пресных водоёмов (озер и рек), коррозии металлов и т.д.

Диоксид серы - SO2. Выделяется при сгорании серосодержащего органического топлива, содержится в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания. Участвует в образовании смога, приводит к обострению респираторных заболеваний у человека, повреждению растений, в том числе деревьев.

Соединения хлора и фтора. Образуются при работе кондиционеров, холодильных установок, пользовании аэрозольными баллончиками, от пластиковых упаковок. Многие соединения фтора и хлора разлагаются в стратосфере на высоте 20-30 км с выделением молекул хлора и фтора, которые разрушают озоновый экран, открывая тем самым доступ к поверхности Земли ультрафиолетовых лучей, что в перспективе может привести к уничтожению жизни.

 

Загрязнители в твёрдом состоянии:

Пыль. Образуется при добыче, переработке и

транспортировке полезных ископаемых, переработке сыпучих материалов, многих технологических процессах в различных отраслях промышленности, ветровой эрозии.

Последствия загрязнения пылью следующие:

1. Вдыхание воздуха, загрязненного пылью, вызывает заболевание – пневмокониоз и пылевой бронхит.

2. Образование пыли при различных технологических процессах приводит к потере ценного сырья. Так при транспортировке цемента в железнодорожных вагонах в среднем по стране теряется содержимое каждого тридцатого вагона. Из труб крупного металлургического завода вылетает до 40 тонн чистого железа в сутки.

3. Пыль загрязняет водоёмы, делая их непригодными или малопригодными для различных видов водопользования.

4. При загрязнении пылью атмосферы происходит похолодание, та как запылённый воздух хуже пропускает ультрафиолетовые лучи.

5. Выпадая на поверхность ледников Арктики или Антарктиды, пыль понижает альбедо (отражательную способность), что может привести к таянию ледников.

Фосфаты. Выделяются при производстве химических моющих средств, удобрений, на животноводческих фермах. Попадая в водоёмы фосфаты, загрязняют их, что приводит к гибели рыбы.

Свинец –Pb. Образуется при работе двигателей внутреннего сгорания, при переработке свинцовой руды,

 

на предприятиях химической промышленности и при производстве пестицидов. Свинец токсичен, обладает кумулятивными свойствами, действует на ферментные системы и обмен веществ в живых клетках, накапливается в морских отложениях и в пресной воде.

Ртуть - Hg. Вообще ртуть - жидкость, но по многим параметрам ведёт себя как твёрдое вещество. Выделяется при сгорании ископаемого топлива, содержится в отходах лакокрасочного производства, образуется при обогащении руд, в целлюлозно-бумажной промышленности. Это один из наиболее опасных загрязнителей пищевых продуктов, особенно морского происхождения. Обладаеткумулятивными свойствами, разрушает нервную систему.

Транспорт является самым крупным загрязнителем окружающей среды. В процессе работы двигателя, отработавшие газы выбрасываются непосредственно в атмосферу.

С этими газами в воздушную среду поступают такие вредные соединения как угарный газ, оксиды и диоксиды серы и азота, тяжелые углеводороды, тяжелые металлы, сажа и пыль с масляной эмульсией.

Угарный газ при концентрации около 200 мг/м3 вызывает первые признаки отравления. Он воздействует на нервную систему, вызывая удушение.

Диоксид серы при концентрации 20-30 мг/м3 оказывает заметное влияние на слизистую оболочку глаза и дыхательные пути.

Оксиды серы при контакте с водой образуют сернистую кислоту, которая выпадает на землю в виде кислотных дождей. Она опасна для растительности и, в первую очередь,

для хвойных пород, приводя их к гибели.

 

Оксиды серы ускоряют коррозию металлов.

Оксиды и диоксиды азота во влажном воздухе образуют азотную кислоту, которая, выпадая на землю в виде дождя, влияет на земельный покров и осаждается в сельскохозяйственной продукции в виде нитратов. Особенно опасны соединения оксидов азота с тяжелыми углеводородами. Отравление человека начинается с кашля. Образующиеся кислоты могут привести к отеку легких.

Углеводороды и, в первую очередь, тяжелые, такие как бензопирен, сажистые соединения и гудроны обладают канцерогенными свойствами, вызывая раковые заболевания.

Легкие углеводороды в виде паров бензина и дизельного топлива в малых дозах обладают наркотическими свойствами, но при длительном воздействии человек ощущает головную боль, головокружение, неприятное ощущение в горле.

Соединения свинца влияют на содержание гемоглобина в крови, приводят к заболеванию дыхательных путей и мочеполовых органов. Тонкодисперсная пыль с размерами частиц от 0,1 до 1 мм легко проникает в легкие человека. Особенно опасны маслянистые туманы и пыль производственных источников, которая может адсорбировать фтористые соединения, хлор и другие высокотоксичные вредные вещества.

Загрязнение природы происходит также и от предприятий транспорта и в целом от всей транспортной инфраструктуры.

В районах крупных железнодорожных станций и автохозяйств загрязнение поверхности земли осуществляется и различными механическими примесями. К ним можно отнести золу, шлак, строительные материалы,

металлическую, пластмассовую и древесно-волокнистую пыль. Территории транспортных хозяйств часто захламляются бытовым мусором и производственными отходами. В них могут находится и наиболее опасные и вредные вещества, такие как свинец, кадмий, ртуть. Земля в районе железнодорожных станций пропитана различными ядохимикатами, креозотом и нефтепродуктами, что превращает районы, прилегающие к станциям, в зоны экологического бедствия.

В цехах ремонтных заводов выделяется пыль, содержащая кислотные и масляные аэрозоли, оксиды углерода и серы, пары аммиака и цианистого водорода. Концентрация пыли в воздухе по отдельным участкам доходит до 7 г/м3 воздуха, а среднее содержание кислот составляет 2,5 г/м3.

В пересчете на тонну продукции выброс пыли составляет 200 г/т, при этом на долю мелкодисперсной приходится до 80%.

При обработке дерева, пластика, графита и других не металлических материалов, в пересчете на один станок, в среднем выделяется до 1000 г пыли в час.

В сварочных цехах в пересчете на 1 кг электродов образуется до 40 г пыли, 2 г фтористого водорода, 1,5 г оксидов C и N.

В окрасочных цехах в воздух помещений поступают пары растворителей и окрасочных аэрозолей, общая концентрация которых доходит до 400 мг/м3.

Так как выбросы вредных веществ происходят в районе расположения предприятия, то на прилегающейтерритории образуются значительные загрязнения окружающей среды.

 

Пример 6









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.