Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этап. Тренинг пластичности, коррекция психофизиологической ригидности с целью повышения готовности пациента к освобождению от дезадаптивных стратегий поведения и усвоению новых, адаптивных





Психологическая ригидность является одной из причин дис-конгруэнтности личности и среды. Личность может не успевать за динамикой жизни, переменами социальных условий и индиви­дуальных особенностей окружающих людей, сохранять неадек­ватные, консервативные, не раз доказавшие свою вредоносность когнитивно-поведенческие стратегии. Отсюда необходимость развития психологической пластичности как таковой или доведе­ние до различных уровней личности идеи целесообразности пе­ремен и их принятия. Задачи этого этапа решаются с помощью метода «Тренинг пластичности (коррекция психофизиологиче­ской ригидности)» на инициирующем этапе ФПРЛ.

Этап. Когнитивно-ценностная гармонизация личности

Этот этап реализуется путем применения метода «Когнитив­но-ценностная гармонизация личности», которая является центральным звеном ФПРЛ. Именно здесь решается задача личност­ного роста пациента, переформирование глубоких структур ког­нитивного типа, изменения характерной для него, не адекватной условиям реальной жизни системы ценностей и отношений, кор­рекция когнитивных искажений, устранение психологической дисгармонии.

6 этап. Устранение негативных, дезадаптирующих когнитивно-поведенческих стереотипов с нейтрализацией нежелательных реакций на патогенные триггеры - стимулы, запускающие аномальные реакцииЗадачи 6 этапа также относятся к весьма важным и решаются с помощью адекватного объема консолидирующих методов ФПРЛ. Устранение дезадаптирующих стереотипов мышления и поведения является неполным, если не проводится нейтрализация действия патогенных триггеров (внутренних или внешних), ини­циирующих аномальные реакции. Это позволяет наиболее глубоко оздоровить поведенческие системы личности, так как оказывает влияние на самые ранние этапы организации поведения.



Этап. Фиксация позитивных, адаптирующих когнитивно-поведенческих стереотипов

Лишение больного привычных патологических стереотипов, осуществляемое на предыдущем этапе, создает внутрипсихологи-ческий «вакуум», исчезновение устоявшейся системы мировос­приятия может восприниматься как кризис. Поэтому вместо деза­даптирующих концепций и моделей поведения фиксируют их альтернативные, позитивные варианты, повышающие адаптацион­ный потенциал личности и устраняющие основы для новых пси­хологических кризисов. Эта важная задача осуществляется с по­мощью применения индивидуального набора методов консолиди­рующего этапа ФПРЛ.

Этап. Обучение пациентов психической саморегуляции

Освобождение пациента от помощи и опеки со стороны пси­хотерапевта или других лиц является следующей важной целью ФПРЛ. Данное направление позволяет достичь необходимого уровня психологической грамотности для успешной социальной адаптации. Обучение пациентов психической саморегуляции проводится с помощью соответствующих методов на завершаю­щем этапе. Эти методы нацелены на своевременное применение как в специальных благоприятных условиях, при изоляции от внешних помех, так и в ситуациях непосредственного общения, незаметно для окружающих, тогда когда они особенно нужны.

Этап. Последовательная тренировка адаптивных навыков в условиях визуализации проблемных ситуаций, ролевого тренинга и в реальных психотравмирующих условиях

На этом этапе ставится задача подготовить пациента к реаль­ной жизни. Временное отстранение от проблемных ситуаций, тем более полное, например, при лечении в стационаре, само по себе облегчает состояние пограничных больных. Вдалеке от психо­травм легко «быть здоровым». На определенном этапе лечения при отсутствии контакта с негативными стимулами пациенты час­то перестают предъявлять жалобы на свое самочувствие, однако «правда жизни» может легко лишить их душевного равновесия.

Для профилактики рецидивов при завершении методов кон­солидирующего и заключительного этапов ФПРЛ проводится постепенная подготовка пациента к встрече с острыми пробле­мами, последовательная тренировка адаптивных навыков. Перво­начально это проводится в условиях визуализации проблемных ситуаций, затем ролевого тренинга и после закрепления навыков на этих этапах - в реальных психотравмирующих условиях.

Этап. Коррекция сензитивности (повышение психофизиологической толерантности и стрессоустоичивости)

Подготовка к трудностям жизни при ФПРЛ затрагивает не только специфические проблемы пациента и его «локальную» уяз­вимость, но и предполагает всестороннее повышение сопротивляе­мости к негативным психологическим факторам вообще. С этой целью на завершающем этапе проводится тренинг психофизиоло­гической толерантности и стрессоустоичивости (коррекция сен­зитивности).

Этап. Динамическое наблюдение, контроль и поддерживающие сеансы

ФПРЛ ориентируется на достижение долгосрочных результа­тов, эту задачу помогает осуществить динамическое наблюдение, контроль и поддерживающие сеансы. Для этого с пациентом выбирают индивидуальное расписание контрольных коррекционно-диагностических встреч, которые проводятся с разной частотой -от 1-й в месяц до 1-й в полгода, год, 3 года или еще реже. Кроме личных встреч практикуются телефонные беседы, а также почтовая вязь или контакты через Интернет с использованием тестов.

 

 

Часть II

МЕТОДЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОЗИТИВНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 1

АВЕРСИОННЫЙ ТРЕНИНГ

Метод используется для отторжения ранее предпочитаемой патологической модели поведения и устранения зависимости от психоактивных веществ, объектов или отдельных лиц и пред­ставляет собой аверсионный лечебно-коррекционный комплекс. Его основное содержание составляют модифицированные прие­мы условно-рефлекторной психотерапии и якорной техники ней-ролингвистического программирования, которые включают в се­бя тематически ориентированную аверсионную суггестию и ау­тосуггестию, подкрепляемую специальными манипуляциями, об­легчающими вызывание нужных реакций.

Проработка проблемных тем пациента на фоне повторяю­щейся аверсионно ориентированной стимуляции эмоции неприя­тия, тошнотно-рвотных, болевых и других отрицательных реак­ций формирует негативизм по отношению к нежелательному поведению или объектам зависимости.

Первоначально создают «аверсионный потенциал лично­сти»- набор отрицательных реакций, впечатлений, воспоминаний, ожиданий и прогнозов.

Данный потенциал по своей эмоциональной и интеллек­туально опосредованной силе должен быть конкурентоспособным по отношению к интеллектуальной и эмоциональной заряженно-сти негативного состояния, которое предполагается корректиро­вать или нейтрализовать. Для этого используют информацию, по­лученную на диагностическом этапе, - шкалу аверсии, выбирая из нее наиболее неприятные факторы. Они относятся к разряду первично-аверсионных условно-рефлекторных стимулов- воз­действий, вызывающих реакцию неприятия и отвращения, уже сформированных ранее естественным образом.

Это могут быть тошнотно-рвотные, тревожные, устрашаю­щие, депрессогенные и другие неприятные реакции, связанные с определенными впечатлениями из собственно пережитого или увиденного со стороны (несчастными случаями, травмами, опе­ративными вмешательствами, воспоминаниями о перенесенной боли, образами рвотных масс, фекалий, червей, слизней, гнило­стного процесса и т. п.).

Они могут включать в себя собственно вербальную инфор­мацию об этом событии, образы из тех или иных сенсорных сис­тем (зрительной, слуховой, ольфакторной, вкусовой, тактильной, кинестетической) и их мимико-пантомимическое сопровождение. В их структуре важно выделить ядерные сегменты - наиболее эмоционально насыщенные компоненты, которые далее при вос­произведении целенаправленно пролонгируются и «периферию» (второстепенные элементы).

После подробного обсуждения с пациентом деталей этих вос­поминаний осуществляют их пробное воспроизведение, оценивают степень выраженности неприятных эмоций, после чего останавли­ваются на окончательном варианте набора этих впечатлений.

Если первично-аверсионных стимулов не обнаруживается или имеющиеся реакции не обладают нужным аффективным за­рядом, то для их формирования или усиления на следующем эта­пе используют вторично-аверсионные условно-рефлекторные стимулы - аверсионные когенераторы. Они представляют со­бой специальные манипуляции (изолированные, отдельные или комплексные) в пределах когнитивной сферы, одной или не­скольких сенсорных систем и на телесно-фиксированном уровне.

На следующем, втором этапе целенаправленное переживание первично-аверсионных стимулов (если они имеются) сочетают с включением аверсионных когенераторов для обеспечения быстро­го и яркого оживления отрицательных состояний и их усиления.

В когнитивно-вербальной сфере используют «ключевые» умозаключения, ассоциации, фразы или слова, в виде внутренней или экспрессивной речи, среди которых выбирают ведущий аверсионный вербальный маркер, емко определяющий отно-

шение пациента к воспроизводимым переживаниям («бессмыс­ленно», «отвратительно», «гадко», «боль», «глупо» и т. п.). Таких маркеров может быть несколько.

В зрительной сфере могут использоваться визуализации этих когнитивно-вербальных построений (умозаключений, ассоциа­ций, фраз или слов), которые представляют в виде букв, образов или символов. Создаются также самостоятельные новые, вторич­но-аверсионные образы, которыми дополняют образы первона­чальные. Например, при целесообразных грубых воздействиях при лечении наркотической аддикции используется представле­ние грязных тел наркоманов, копошащихся в месиве шприцев, таблеток, порошка, слизи, мусора и нечистот среди уже умерших собратьев, на телах которых видны проявления гнилостного про­цесса и т. д.

В системе слухового восприятия в качестве дополнений мо­гут быть те или иные звуковые ритмы, музыка или звуки не­приятного, фрустрирующего характера (например, фонограммы голосов дельфинов, звуков металлического скрежета, царапания пенопластом по стеклу).

В пределах ольфакторной системы применяются неприятные запахи раствора аммиака, жженой ваты и др.

Когнитивно-вербальные и сенсорно-определенные когенера­торы сочетают с телесно-фиксированными когенераторами:

• мимическими и пантомимическими стереотипами, отражаю­щими негативные эмоции, реакции отвращения и отказа (от­рицательными движениями головой, жестом отказа рукой);

• необычными жестами (соединением пальцев рук или ног не­привычным образом и т. п.);

• псевдоакупрессурой (плацебопрессурой) - умеренно болез­ненным массажем сензитивных точек Хэ-Гу, козелков уш­ных раковин, точки Бехтерева (места прохождения локтевого нерва в области локтевого мыщелка), давлением указатель­ным пальцем на область солнечного сплетения, фиксацией зубами кончика языка и др.

Кроме этого, телеснофиксированные манипуляции включают в себя «фармакотерапию» (плацебофармакотерапию) с использо-

ванием никотиновой кислоты внутрь, ксантинола никотината и беллалгина, которые имеют неприятный вкус, для рассасывания во рту. Помимо этого применяется мазь «Финалгон», которую то­чечно или захватывая участки большей площади, втирают в «про­блемные зоны» - например, области желудка при алкоголизме.

Средства плацебопрессуры и плацебофармакотерапии опо­средуют внушением как «точечно-рефлексогенные акупрессурные воздействия», «аминокислоты» и «биогенные стимуляторы», не­обходимые для «активации ресурсов, преодоления заболевания». Истинная сущность этих средств должна быть скрыта от больно­го, в противном случае их эффект значительно снижается. О при­менении данного рода воздействий, в частности о дозировках препаратов, см. «Метод телеснофиксированной и фармакологиче­ской имитации, негативного подкрепления и моделирования».

Когенераторами могут быть также фразы, жесты и все оттен­ки вербального или невербального поведения психотерапевта, совпадающие по времени и эмоциональной направленности с не­приятными переживаниями пациента.

После обсуждения с больным структуры аверсионного по­тенциала (первично-аверсионных условно-рефлекторных стиму­лов, аверсионных когенераторов и маркеров), приступают к фор­мированию эффективного доступа к нему для успешной «реани­мации» аверсионных эмоций и ощущений. Для этого действуют по следующим правилам:

1. Аверсионные условно-рефлекторные когенераторы успешно фиксируются в момент максимально яркого представления первично-аверсионных стимулов (особенно их ядерных сег­ментов) и выраженного сопутствующего эмоционального переживания. Это отражает рис. 1.

2. Подкрепляющие манипуляции должны быть легко воспроиз­водимыми, удобными в использовании, сверхсложные дей­ствия нежелательны. Необходимо, чтобы они могли неза­метно применяться в среде общения, не вызывая у окру­жающих недоумения или протеста.

Рис. 1. Последовательность фиксации когенераторов аверсионных реакций:

тах - максимальная интенсивность воспроизведения первично-аверсион­ных стимулов; inin - минимальная интенсивность воспроизведения пер­вично-аверсионных стимулов; opt - оптимальное время фиксации коге­нераторов

3. Важна специфичность подкрепляющих манипуляций - жела­тельно использовать те, которые не применяются в других случаях для того, чтобы исключить ослабление или нейтра­лизацию их действия и обеспечить строгую однозначность эффекта.

4. Необходимым условием для успешности метода является стандартизация и точность повторного воспроизведения аверсионного комплекса - и когнитивно-вербальных по­строений, и образов, и жестов, и поз, и плацебовоздействий -необходим жесткий стереотип, который вызывает жестко-тождественные реакции.

5. Для фиксации аверсионного стереотипа целесообразно про­вести адекватное количество повторений. Это определяется возникающим эффектом - успешностью «реанимации» нуж­ных переживаний. Обычно требуется около 10 повторений по нескольку минут каждое.

6. Желательно «поддержание формы», периодическое повторе­ние тренировок с самого начала.

7. Со временем, если стандартный образ становится привыч­ным и теряет совою эмоциональную заряженность, его мо­дифицируют.

Таким образом, формируется первая часть аверсионного ле­чебно-коррекционного комплекса - аверсионная: аверсионный потенциал, включающий в себя первичные аверсионные стимулы (воспоминания) и вторичные аверсионные стимулы - когенера­торы, манипуляции в пределах различных систем, облегчающие доступ к первым и усиливающие их.

Далее формируют вторую часть лечебно-коррекционного комплекса - акцепторную,которая будет далее соединена с аверсионной. Первоначально на этом этапе создают стандарт воспроизведения образа негативной модели поведения, людей и объектов, по отношению к которым возникают патологические реакции (патогенный акцептор). Аналогично структуризации первично-аверсионных стимулов выделяют стандартизованные когнитивные, вербальные, сенсорно-определенные, телеснофик-сированные компоненты, которые играют роль патогенных ус­ловно-рефлекторных кооператоров.Однако при этом не тре­буется выполнения всех правил воспроизведения, которые при­меняются для «реанимации» аверсионного потенциала.

Здесь также важным является вычленение «ядра» пережива­ний - наиболее значимого компонента, который обозначается ведущим тематическим патогенным маркером- наиболее ха­рактерным словом, фразой, образом, жестом или их комбина­цией, обозначающим переживание или его причину (например, «тоска», «гнев», «бывший муж», «игра», «алкоголь», «выпивка», «табак» и т. п.).

Выделяется и «периферия» (второстепенные элементы), предвестники (самые ранние эмоциональные состояния) и ини­циирующие стимулы (факторы-триггеры, запускающие процесс

аномального реагирования - определенные мысли, образы, люди, объекты, места, зоны и т. д.).

Кроме этого варианта воспроизведения акцепторной части аверсионного лечебно-коррекционного комплекса может исполь­зоваться несколько более сложный, при котором патогенные ус­ловно-рефлекторные когенераторы (когнитивно-вербальные, сен­сорно-фиксированные, мимические и пантомимические), облег­чающие доступ к самим негативным переживаниям и стереоти­пам поведения, требующим коррекции или полного устранения, фиксируют, руководствуясь теми же принципами, что и вторич-но-аверсионные когенераторы.

После формирования акцепторной части аверсионного ле­чебно-коррекционного комплекса его интегрируют с аверсион-ным потенциалом - «наслаивают» заряд аверсии на негативные поведенческие стереотипы, соединяя ведущие маркеры и фикси­руя интегративный лечебно-коррекционный вербальный маркер. На эту процедуру, как и на предыдущую, в среднем требуется около 10 сеансов. Критерий успешности - яркость аверсии и не­возможность прежнего эмоционального отреагирования при мо­делировании взаимодействия, а затем и реальных контактах, от­рицательными факторами.

Таблица 1 схематически отражает результат интеграции авер­сионного потенциала и акцепторной части - структуру лечебно-коррекционного комплекса.

В процессе интеграции воспроизведение негативных стерео­типов сопровождают синхронным или периодическим включе­нием соответствующих аверсионных переживаний и когенерато-ров. Для получения надежного результата важно создать устой­чивый стереотип своевременной активации аверсионного потен­циала, начиная с самых ранних этапов воображаемого взаимо­действия с патогенными триггерами и предвестниками отрица­тельной эмоции или побуждения. В то же время негативный стимул должен быть распознан.

Таблица 1. Структура аверсионного лечебно-коррекционного комплекса

Аверсиоиный лечебно-коррекционныйкомплекс
Интегратнвный лечебно-коррекционный вербальный маркер
Аверсиоиный потенциал Патогенный акцептор
Ведущий аверсионный маркер Ведущий тематический патоген­ный маркер
Вторичные аверсионные условно-рефлекторные стимулы - когене-раторы Патогенные условно-рефлек­торные когенераторы
Первичные аверсионные условно-рефлекторные стимулы Негативный когнитивно-пове­денческий стереотип

Это отличает данную процедуру от предшествующего этапа. Здесь необходимо не допустить развития негативной реакции по ее привычному пути, заблокировать его, провести аверсию, «пе­ревернуть», перевести реакцию в другую полярность - из преж­ней, предпочитаемой - в новую, отвращающую, дать патологиче­ским стереотипам другой оттенок - отталкивающий вместо при­тягательного. Необходимо заблокировать даже тенденции, «на­меки» на прежний путь реагирования. Если аверсионный потен­циал наслаивать в период максимального проявления патологи­ческой реакции, то конкуренция между этими двумя частями ле­чебно-коррекционного комплекса будет сильнее, аверсия может быть приглушена эмоциональной силой патологической реакции, кроме того, часть нежелательного пути остается «нетронутой», т. е. как бы разрешаемой.

Особенности процесса интеграции лечебно-коррекционного комплекса отражены на рис. 2.

Аверсионные манипуляции должны охватывать не только настоящее, но и прошлое и будущее пациента с обозначением всех вариантов контакта с патогенными факторами (воспомина­ний, прогностических представлений, мыслей, образов, рассказов кому-либо, зрительного или слухового восприятия сходных тем, непосредственного контакта и т. д.) и всего спектра проявлений негативных стереотипов.

Рис. 2. Последовательность нейтрализации патологических когнитивно-поведенческих стереотипов с помощью аверсионного потенциала:

max - максимальная интенсивность воспроизведения патологических когнитивно-поведенческих стереотипов; min - этап предвестников, минимальная интенсивность воспроизведения патологических когни­тивно-поведенческих стереотипов; opt - оптимальное время фиксации когенераторов

Процесс интеграции лечебно-коррекционного аверсионного комплекса может сопровождаться ауто- и гстсросуггестией не­приятия аномальных когнитивно-поведенческих стереотипов, вплоть до стимуляции возникновения выраженных реакций от­вращения.

После создания эффективно функционирующих навыков аверсионного переключения эмоций пациенту предъявляют таб­лички с названием проблемных тем и стимулов, провоцирующих негативные когнитивно-поведенческие стереотипы, которые пе­ремежаются с табличками, обозначающими нешральные темы (темы приятные рекомендуется не затрагивать во избежание на­слоений на них аверсионных следов). Получая табличку за таб­личкой, пациент реагирует на них соответствующим образом (аверсией или нейтрально). Упражнения с этими табличками проводятся и в домашних условиях.

По окончании занятий на уровне ментальное™ приступают к ролевым тренингам, в которых могут участвовать другие пациен­ты, персонал или родственники пациента. После успешного их выполнения переходят к тренировкам «in vivo», в реальной жиз­ни, при действительном контакте с психотравмирующими факто­рами. Этот процесс при необходимости сопровождается допол­нительными корригирующими воздействиями.

Затруднения в получении устойчиво хорошего эффекта авер-сионной психодрамы могут быть связаны с недостаточной когни­тивной подготовкой пациента или слабостью аффективного заря­да аверсионного потенциала по сравнению с основным патологи­ческим. В первом случае можно направить аверсионный вектор на глубинные образования, имеющие отношение к этиологии и патогенезу имеющихся отклонений, - концепты или фактогра­фию психогенеза (значимые впечатления прошлого). При воз­никновении проблем второго рода активнее используют аверси-онную суггестию и гипносуггестию, фармакологические и аку-прессурные плацебо-воздействия, описанные выше. Кроме этого может быть подвергнуто коррекции время интеграции аверсион­ного потенциала с акцепторной частью лечебно-коррекционного комплекса.

В качестве иллюстрации можно привести пример применения аверсионного тренинга у больной Ш. (дезаптивно-интегриро-ванный идеалистический моноцентрированный когнитип), в 35 лет заболевшей депрессивным неврозом после ухода мужа. Разрыв отношений произошел неожиданно, на фоне внешне благополуч­ных отношений. Ш. была во всех отношениях образцовой женой, воспитанной в патриархальных традициях, она оставила карьеру и работу, целиком посвятив себя мужу и дочери. Позиция мужа, несмотря на уход из семьи, оставалась неясной, на разводе он не настаивал, хотя жил отдельно и встречался с другой женщиной. Состояние пациентки утяжелялось, она была целиком поглощена постигшим ее несчастьем, усиливались суицидальные тенденции. В течение 4 месяцев безуспешно лечилась средствами психофар­макотерапии.

 

Первоначально была проведена коррекция выявленных глубо­ких дезадаптивных идеалистических концепций: «Брак до гроба. Только смерть может разлучить супругов», «Быть брошенной - все равно, что умереть, т. к. одиночество - это не жизнь», «Развод -это позор для женщины, потому, что нормальных женщин не бро­сают», «В теперешнее время одной мне не вытянуть дочь, не соз­дать для нее нормальные условия жизни». Это осуществлялось с помощью методов позитивной интерпретации, контрастных пере­живаний, гротеска, релаксацией и гипнотерапией с использовани­ем прямой суггестии и метафор. Однако состояние пациентки су­щественно не изменилось. Решено было использовать аверсион­ный тренинг, направленный на устранение притягательности му­жа, достигшей степени патологической зависимости.

В аверсионный потенциал вошли первично-аверсионные стимулы - отрицательные впечатления, связанные с беременно­стью больной, перенесшей тяжелый токсикоз, пищевыми и алко­гольными отравлениями, сопровождавшимися тошнотой и рво­той, с видом слизней и мокриц, а также запахом горелой ваты, который был очень неприятен Ш. Другим элементом потенциала аверсии стали вторично-аверсионные стимулы, условно-реф­лекторные аверсионные когенераторы, которые были сформиро­ваны с выполнением соответствующих требований:

1. когнитивно-вербальный с аверсионными когенераторами: «нет гадости, хуже этой», «тошнота и рвота» и «это выглядит рвотно и звучит рвотно» (последнее выступало как ведущий аверсионный вербальный маркер);

2. сенсорно-определенные, отражавшие максимально точное воспроизведение ядерных сегментов этих образов и телесно-фиксированные - стандартизованные мимика и пантомимика реакций отвращения.

Далее была сформирована акцепторная часть лечебно-коррекционного комплекса - стандартизованное многокомпо­нентное воспроизведение личности мужа с фиксацией ведущего тематического патогенного вербального маркера «муж Денис».

Все манипуляции сопровождались суггестивным, эмоцио­нальным, интонационным вербальным и невербальным подкреп­лением со стороны психотерапевта.

На заключительном этапе была осуществлена интеграция аверсионного потенциала и его ведущего аверсионно-вербаль-ного маркера «это выглядит рвотно и звучит рвотно!» с патоген­ным акцептором - стандартизованным образом мужа и его пато­генно-вербальным маркером «муж Денис». В итоге в течение од­ного сеанса произошло бурное отрсагирование и смена полярно­сти отношения к мужу «под вывеской» (интегративно-вср-бальным маркером) «Денис - это выглядит рвотно, это звучит рвотно!». В течение суток исчезли и симптомы депрессии, что больная назвала «каким-то волшебством». При дальнейшем на­блюдении помощи не требовала, сделала успешные шаги в биз­несе, самостоятельно подала на развод с мужем и была разведена. Успех аверсионного тренинга был обеспечен предшествующей когнитивной подготовкой.

 

 

Глава 2

АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ

Метод направлен на использование естественных, уже имею­щихся у пациента возможностей, ресурсов, резервов - как психо­логических (идей, ценностей, характера, темперамента и т. п.), так и физических, например, внешних данных или состояния здоровья.

Каждое психологическое качество, особенно акцентуирован­ное, может приносить и пользу, и вред человеку, его окружению или обеим сторонам. Так, например, боязливость способна изба-витьот травм или ситуаций насилия и в то же время быть основой фобии.Чувство собственного достоинства может помочь человеку пережить одну группу проблем, но будучи ущемленным, служит основой для других. Педантизм в некоторых случаях необходим, например, в фармации, в других вреден и т. д. Точно так же физи­ческие данные, независимо от радикала своего качества могут по­зитивно или негативно сказываться на судьбе индивидуума.

При актуализации ресурсов на первом этапе проводят диаг­ностику индивидуальных ресурсов. Они могут быть как положи­тельного, так и отрицательного свойства, в т. ч. социально не одобряемого (например, жадность или внешние дефекты). Факт наличия и компенсирующая роль ресурсов прямо или косвенно внушаются психотерапевтом (это внушение может иметь оттенок скрытого от больного преувеличения) - формируется компенси­рующая концепция ресурса.

На втором этапе производится подбор модели актуализации ресурса, его экстраполяция и переориентация - «адресное при­крепление» к тематике проблемного состояния в качестве опти­мального способа адаптации. Примером здесь может служить прикрепление сверхтщательности к совершенному овладению навыками психической саморегуляции.

При использовании ресурсов с негативным радикалом важно найти альтернативу потребности, с которой связан этот ресурс, -найти способ мышления и поведения, который будет давать па­циенту то,что давал негативный стереотип. Например, экспло-зивность чаще всего основывается на концепции: «Для того что­бы поставить кого-то на место - того, кто делает мне больно, или не так как я хочу, или вредит обществу - можно и нужно не толь­ко кричать, но таких можно и нужно бить, а некоторых и при­бить. Для достижения цели нужны энергичные, радикальные средства». Выбрав цель - состояние психологической удовлетво­ренности, эксплозивность направляют против эксплозивное™, ее «яростно атакуют» привычным способом, добиваясь устранения. Это становится возможным, если в качестве ведущей принята ценность собственной духовно-психологической гармонии.

Точно так же истерическая дсмонстративность вполне может рассматриваться как ресурс, если «прикрепляется» к демонстра­ции достижений в области управления собой и движения в на­правлении личностной гармонизации, которые отмечаются и под­черкиваются психотерапевтом.

При наличии нескольких ресурсов или нескольких проблем­ных кластеров составляется своеобразный «банк ресурсов». На­пример, при лечении ожирения могут актуализироваться такие ресурсы, как чувство стыда, ипохондричность, боязливость и да­же патриотизм («не позорить нацию своей фигурой»). В то же время избыточный вес как ресурс может способствовать пре­одолению идей собственной малоценности - «избыточный вес придает человеку солидность, полные люди окружающими вос­принимаются с большим уважением, их обычно положительно оценивают с точки зрения человечности и доброты». При лече­нии гневливости, взрывчатости, возбудимости «эксплуатируют» чувства стыда, долга, совесть наряду с уже имеющимся ресурсом быть спокойным в тех или иных (не проблемных) ситуациях. Во всех случаях у каждого человека можно обнаружить достаточный внутренний потенциал.

В качестве эффективных ресурсов могут выступать также экстернальные качества - достоинства других людей, героев кино

и книг, их привлекательные для пациента особенности. Экс-тернальным ресурсным потенциалом обладают также предметы (имеющие статус амулетов, символов, фетишей или тс, что связа­ны с подходящими воспоминаниями), технические объекты (на­пример, автомобиль, езда или нахождение в котором приносят положительные эмоции), любимые животные и т. д.

Предпочтительнее опираться на ресурсы «интернальные», те, что находятся «внутри» пациента, а не вне его, - это позволяет быть более свободным, исключает риск формирования психо­логической зависимости. Внешние ресурсы интериоризируют.

При использовании нескольких ресурсов учитывают их ба­ланс, соотношение, особенности синергического или антагони­стического взаимодействия.

В качестве базисного, первоначально апробируется когни­тивный вариант актуализации:позитивная интерпретация, многократное осознание и логическое обоснование определенно­го качества как ресурса, вербальная суггестия или гипносугге-стия, аутосуггестия. Наиболее простым суггестивным вариантом является прямое внушение и самовнушение о наличии и значении того или иного ресурса, его целесообразности, выгодности сут­верждением уверенного выполнения определенного варианта по­ведения. При этом желательно подготовить для пациента ком­пактные карточки с соответствующими индивидуализированны­ми текстами для самовнушения.

Далее апробируют сенсорно-фиксированную(главным обра­зом, визуальную или аудиальную) и телесно-фиксированную(ми-мико-пантомимическую) модели актуализации ресурса. При визуа­лизации эффективен путь от диссоциированного варианта (пред­ставления своей копии, обладающей желательным ресурсом) к ассоциированному (пациент «видит» ситуацию «как в жизни», «изнутри себя»). Аудиальное подкрепление включает в себя воспо­минания и представления, сопряженные с системой слухового вос­приятия. Телесно-фиксированная модель основана на воспроизве­дении телесных (мимико-пантомимических) эквивалентов ресурс­ных состояний - например, уверенности, радости - или копинге стереотипа поведения личности, у которой «заимствуют» ресурс.

Для облегчения доступа к нужному ресурсу может быть ис­пользована якорная техника нейролингвистического программи­рования.

Важной является активация эмоций при извлечении и экс­плуатации ресурса. Использование ресурсов облегчается при стандартизации тренирующих процедур с одновременным под­ключением и закреплением на высоте переживаний субъективно приемлемых вербальных, слуховых, двигательных или других стереотипов, хорошо доступных для повторного воспроиз­ведения, играющих далее роль условно-рефлекторных когенера-торов (якорей) позитивного поведения.

На третьем этапе, после построения моделей актуализации ресурса проводят тренинги с эксплуатацией ресурса. Первона­чально это могут быть проблемно-тематические когнитивные или сенсорно акцентированные построения (визуализации и др.), за­тем организуют ролевые тренинги и, наконец, сформированный навык используют в условиях реальных стрессогснных ситуаций.

Количество упражнений и тренингов определяется их каче­ственным критерием - появлением устойчивой способности соз­давать желаемое психологическое состояние.

Четвертый этап - поддержание и коррекция стереотипа ак­туализации ресурса. Его реализация осуществляется пациентом самостоятельно, в соответствии с полученными рекомендациями или может быть связана с повторными психотерапевтическими сессиями по индивидуальному графику.

Глава 3

АЛЬТЕРНИРУЮЩАЯ СУГГЕСТИЯ И ГИПНОСУГГЕСТИЯ

Одной из главных особенностей метода альтернирующей суггестии и гипносуггестии является применение контрастных внушений, которые попеременно (маятникообразно) преподно­сятся больному и сопровождаются комплексным воздействием на ряд анализаторов, формирующим условно-рефлекторные связи лечебного характера (аверсионные - отталкивающие, отвращаю­щие - или симпатические - привлекательные, притягательные).

При проведении метода после анализа жалоб, анамнеза и структуры личности внимание направляют на изучение субъек­тивных психофизиологических реакций, ощущений и пережива­ний пациента, сопровождающих здоровое и патологическое по­ведение, с разделением их на положительные и отрицательные, приятные и неприятные. При этом используют максимальный набор ценностных, духовных, нравственных, когнитивных, эмо­циональных, физиологических, визуальных, аудиальных и кине­стетических характеристик обоих полюсов поведения. В итоге выстраиваются полярные, диаметрально противоположные пози­тивные и негативные суггестивные комплексы, включающие в себя субъективный опыт больного.

Важна когнитивная подготовка с обсуждением проблем па­циента, механизмов развития заболевания и путей его преодоле­ния. Необходимо рассмотреть закономерности организации пове­дения согласно прикладным психотерапевтическим моделям: ин-тегративно-онтогенетической и функционально-динамической (см. «Когнитивно-ценностная гарионизация»). При этом с учетом уровня возрастного и интеллектуального развития больного осу­ществляют внушение о зависимости характера поступков и каче­ства жизни человека от сделанного им предшествующего выбора, от сознательного или подсознательного прогнозирования опреде-









Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.