Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Российская Е.Н., Гаранина Л.А.





Российская Е.Н., Гаранина Л.А.

Р 75 Произносительная сторона речи: Практический

курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с. (Биб-ка практикующего логопеда)

ISBN 5-89415-299-2

Учебное пособие соответствует программе дисциплины «Ло­гопедия» и является практическим курсом к ее основным разде­лам: «Теоретические и методологические основы логопедии», «Дислалия», «Фонетико-фонематические нарушения речи». Адресовано студентам дефектологических факультетов вузов, обу­чающихся по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопе­дагогика».

УДК 376 ББК 74.3

ISBN 5-89415-299-2

© Российская Е.Н., Гаранина Л.А., 2003 ©АРКТИ, 2003


ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие является практическим курсом к дисциплинам:

«Логопедия» (разделы: «Теоретические и методологи­
ческие основы логопедии»; «Дислалия»; «Фонетико-
фонематическое недоразвитие»);

«Логопедические технологии»;

«Логопедический практикум»;

«Психолого-педагогическая диагностика детей с на­
рушениями речи»;

«Педагогические системы воспитания и обучения
детей с речевыми нарушениями».

Пособие адресовано студентам дефектологических факуль­тетов, обучающихся по специальностям «Логопедия» и «Оли­гофренопедагогика».

Узловые моменты и основные понятия, а также вопросы, за­дания, варианты тестовых контрольных работ и практические задачи по каждой теме определяют круг знаний и практичес­ких умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса логопедии.

Цель данного учебного пособия — совершенствование про­фессиональной подготовки студентов, обучающихся по выше­указанным специальностям, с учетом квалификационных тре­бований Государственного образовательного стандарта нового поколения. Этим объясняется включение в пособие тем, связан­ных с общими вопросами культуры речи, интонации, класси­фикаций фонем русского языка и др.

Для повышения эффективности усвоения студентами учеб­ной информации в пособии широко использованы приемы зна­кового моделирования (схемы, таблицы, рисунки и др.).

Использование предлагаемого пособия возможно как в ходе аудиторных занятий, так и в процессе организации самостоя­тельной работы студентов. Поиски ответов на вопросы, выпол­нение заданий и решение практически ориентированных за­дач, которые включены в каждую тему, способствуют глубоко­му овладению знаниями по логопедии.


Семинарское занятие № 1

ОПОРНЫЕ ЗВУКИ

 

 

Звуки, произношение которых нарушается Опорные
Звуки, сходные по месту образования Звуки, одинаковые по способу образования
[с] - [ф]
[ш] [т], [р] [с]
[р] [ж], [д] -
[л] * [д] -
[к] - [т]
[г] - [д]
[х] - [с]
[ j ] - [з']

Примечание. Также для [л] опорным является гласный звук [ы], ко­торый обеспечивает подъем средне-задней части языка к нёбу. Для [р] опорным звуком также является звук [з], который способствует формированию сильной воздушной струи, направленной по центру язы­ка, и мелкой вибрации кончика языка. В качестве опорного звука для постановки [с] наряду с [ф] успешно используется гласный [и], который вырабатывает зазубное положение языка, характерное для правильной ар­тикуляции свистящих звуков.

Дополнительные вопросы

1. Как образуются следующие звуки речи:

— гласные;

— язычные;

— губно-губные и губно-зубные;

— носовые;

— глухие (шумные);

мягкие

мягкие?

 

2. Как известно, звуки русского языка резонируют в различ­
ные полости. На какие группы по соотношению резонаторных
полостей можно разделить все фонемы русского языка?

3. На какие группы по участию голоса делятся все звуки
русского языка? Назовите эти группы.

4. Как изменяется звук, если в его артикуляционном укла­
де появляется дополнительный подъем средней части спинки


 




языка, а все остальные артикуляционные характеристики ос­таются прежними?

5. Ответьте на вопросы карточек программированного конт­роля.*

 

Карточка 1.1.  
Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный.
соответствующих звуку [с]. 2. Носовой.
  3. Ротовой.
  4. Глухой.
  5. Щелевой.
  6. Смычно-взрывной.
  7. Смычно-проходной.
  8. Губно-зубной.
  9. Переднеязычный.

 

Карточка 1.2.  
Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Гласный.
соответствующих звуку [ш]. 2. Согласный.
  3. Ротовой.
  4. Звонкий.
  5. Глухой.
  6. Щелевой.
  7. Смычно-щелевой.
  8. Переднеязычный.
  9. Заднеязычный.
1. Согласный. 2. Ротовой. 3. Сонорный. 4. Звонкий. 5. Глухой. 6. Щелевой. 7. Смычно-проходной. 8. Переднеязычный. 9. Твердый.

Карточка 1.3.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [л].

При разработке карточек было использовано пособие: Фомичева М.Ф., Оганесян Е.В. Введение в логопедию. Часть 1: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. — М., 1996.


Карточка 1.4.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [ц].

Карточка 1.5.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [з].

Карточка 1.6.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [х].

Карточка 1.7.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [р'].


 

1. Согласный.

2. Носовой.

3. Ротовой.

4. Глухой.

5. Щелевой.

6. Смычно-взрывной.

7. Смычно-щелевой.

8. Дрожащий.

9. Переднеязычный.

 

1. Согласный.

2. Ротовой.

3. Сонорный.

4. Звонкий.

5. Щелевой.

6. Смычно-проходной.

7. Губно-зубной.

8. Переднеязычный.

9. Твердый.

 

1. Согласный.

2. Ротовой.

3. Сонорный.

4. Звонкий.

5. Глухой.

6. Щелевой.

7. Среднеязычный.

8. Заднеязычный.

9. Твердый.

 

1. Согласный.

2. Носовой.

3. Ротовой.

4. Сонорный.

5. Глухой.

6. Дрожащий.

7. Переднеязычный.

8. Губно-зубной.

9. Губно-губной.



1. Согласный. 2. Носовой. 3. Ротовой. 4. Сонорный. 5. Звонкий. 6. Глухой. 7. Смычно-щелевой. 8. Смычно-проходной. 9. Губно-зубной.
  1. Согласный. 2. Ротовой. 3. Звонкий. 4. Щелевой. 5. Смычно-взрывной. 6. Смычно-щелевой. 7. Смычно-проходной. 8. Дрожащий. 9. Губно-губной.

Карточка 1.8.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [г]. 2. Ротовой.

3. Сонорный.

4. Звонкий.

5. Щелевой.

6. Смычно-взрывной.

7. Губно-губной.

8. Переднеязычный.

9. Заднеязычный.

Карточка 1.9.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [л'].

Карточка 1.10.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [ж].


Карточка 1.12.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [ч]. 2. Носовой.

3. Ротовой.

4. Глухой.

5. Щелевой.

6. Смычно-взрывной.

7. Смычно-щелевой.

8. Смычно-проходной.

9. Дрожащий.

Карточка 1.13.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Гласный,
соответствующих звуку [г']. 2. Согласный.

3. Носовой.

4.. Ротовой.

5. Глухой.

6. Щелевой.

7. Смычно-взрывной.

8. Смычно-щелевой.

9. Дрожащий.

Карточка 1.14.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [р]. 2. Носовой.

3. Ротовой.

4. Сонорный.

5. Глухой.

6. Дрожащий.

7. Переднеязычный.

8. Твердый.

9. Мягкий.


 


Карточка 1.11.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Гласный,
соответствующих звуку [к]. 2. Согласный.

3. Ротовой.

4. Сонорный.

5. Звонкий.

6. Глухой.

7. Смычно-взрывной.

8. Заднеязычный.

9. Твердый.


Карточка 1.15.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [з']. 2. Носовой.

3. Ротовой.

4. Сонорный.

5. Звонкий.

6. Глухой.

7. Щелевой.

8. Переднеязычный.

9. Мягкий.


 




Практические задания

1. Законспектируйте главу 2 книги: Гранин Г.Г., Бондарен-
ко С.М., Концевая ЛА.
Секреты орфографии. — М., 1991. —

С. 35-48.

2. Подберите игры и упражнения на развитие силы и высо­
ты голоса, речевого дыхания.

Рекомендуемый библиографический список

1. Акишина АА., Барановская ФА. Русская фонетика. — М.,

1990.

2. Гамезо М.В., Домашенко И А. Атлас по психологии. — М.,

2001.

3. Гранин Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л А. Секреты ор­
фографии. — М., 1991.

4. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. — М., 1979.

5. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и
практика обучения. — М., 2001.

6. Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл. ред.
В.Н. Ярцева. — М., 1990.

7. Постникова И.И., Подгорецкая И.М. Фонетика — это ин­
тересно. — М., 1992.

9. Реформатский АА. Введение в языковедение. — М., 1997.

10. Речь. Речь. Речь/ Под ред. Т.А. Ладыженской. — М.,

1983.

11. Фомичева М.Ф., Оганесян Е.В. Введение в логопедию.
Часть I: Материалы для практического усвоения системы фо­
нем русского языка. — М., 1996.

12. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произ­
ношения. — М., 1989.

13. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской

речи. — М., 2000.

14. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.

15. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской
интонации. — М., 1999.


Семинарское занятие № 2

НАРУШЕНИЯ ЗВУК0ПР0ИЗН0ШЕНИЯ

План

1. Физиологические и патологические нарушения звукопро-
изношения.

2. Характеристика нарушений произношения звуков:

а) распространенность и частотность нарушений звуко-
произношения;

б) виды нарушений звукопроизношения по количеству
дефектных звуков;

в) формы и уровни.

3. Лингвистическая характеристика недостатков звукопро­
изношения.

Методические указания и дополнительный материал

Цель работы над темойзнакомство с возможными на­рушениями звукопроизношения, их характеристиками в зави­симости от вида, формы и структуры дефекта.

Готовясь к ответу по первому пункту плана, обратите вни­мание на то, что неправильное звукопроизношение является одним из самых распространенных проявлений речевой пато­логии. Дефекты звукопроизношения могут являться как само­стоятельными дефектами речи, так и частью других, более сложных речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.).

Патологические нарушения следует отделять от временных (физиологических) нарушений произношения звуков, обуслов­ленных недостаточной сформированностью фонематического слуха или артикуляционного аппарата.

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получа­ет от взрослых правильные образцы речи, когда проводится сис­тематическая работа по формированию правильного произноше­ния, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализато­ров, физиологически обусловленное нарушение звукопроизноше­ния устраняется предположительно к концу пятого года жизни. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произно­шения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами ней-



родинамики (недостаточной дифференцировкой процессов воз­буждения и торможения в коре головного мозга), несформиро-ванностью межанализаторных связей.

Нарушения звукопроизношения требуют специальной лого­педической помощи ребенку, и от ее своевременности будет за­висеть успешная подготовка его к обучению в школе (Г.А. Ка­ше, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева).

При характеристике нарушений произношения звуков следу­ет отметить, что неправильно произносить ребенок может любой звук. Чаще всего это относится к группам: свистящих — 22 %, шипящих — 24 %, [р] — 26 %, [л] — 10 %, звонких — 4,5 %, задне-язычных — 1 % (по данным М.А. Александровской). Ука­занная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложнос­тью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже.

Дефекты искажения таких простых звуков, как [м], [н], [т], [п], и особенно гласных, наблюдаются очень редко (например, при снижении слуха).

Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее бу­дут дефекты произношения. Так, звук [т] может или смягчать­ся или заменяться звуками [п] или [к], а вариантов нарушения произношения звука [р] насчитывается свыше 20.

Если у детей нарушается только одна группа звуков, напри­мер только шипящие или только сонорные, то такое наруше­ние звукопроизношения определяется как простое (частич­ное), или мономорфное.

Если у детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например свистящие, сонорные и шипящие, то такое нарушение звукопроизношения определяется как слож­ное (диффузное), или полиморфное (схема 2.1).

Схема 2.1


Формы нарушения звуков

1. Отсутствие звука обусловлено несформированностью пра­
вильного артикуляционного уклада. Ребенок не может произ­
нести звук изолированно и, соответственно, пропускает его в
употребляемых языковых единицах (слогах, словах, предложе­
ниях и т.д.). Например, абота (работа), одна (лодка).

2. Искажение звука, т.е. звук не исключается из слова, а
получает собственное, аномальное звучание, не характерное для
фонетической системы родного языка. Например:

межзубный двугубный горловой носовой боковой

боковой

[л]-

[с] - межзубный

носовой

 

Причиной искаженного произношения звуков, как и их от­сутствия, является недостаточная сформированность или нару­шение артикуляционной моторики. Подобные дефекты явля­ются фонетическими, или моторными.

3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетичес­кой системе родного языка. Например, лыба (рыба), дада (дядя) — схема 2.2.

Замена звуков, одинаковых по способу образования и разных по месту артикуляции: [к] =[т]

Замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различных по способу: [с] = [т]

Замена звуков, одинаковых по способу образования и разных по участию органов артикуляции: [с] = [ф]

Замена звуков, одинаковых по месту и способу обра­зования и различных по участию голоса: [з] = [с]

Схема 2.2

Замена звуков, одинаковых по способу образования и по активно действующему органу артикуляции и различных по признаку твердости/мягкости: [т'] = [т]

Замена одного звука другим объясняется недостаточной сформированностью как артикуляционной моторики (в резуль­тате чего с правильной артикуляцией данного звука ребенок не


 




справляется), так и несовершенством фонематического слуха (в результате чего данный звук заменяется другим, отличаю­щимся по артикуляционным или акустическим признакам). Поэтому замены по структуре являются фонетико-фонемати-ческими нарушениями.

В логопедии выделены 3 уровня неправильного звукопроиз-

ношения:

1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю груп­пу звуков;

2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изоли­рованно или в отдельных словах;

3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при уме­нии правильно произносить их изолированно.

Большинство авторов (Ф.А. Pay, M.E. Хватцев, О.В. Правди-на и др.) рассматривают смешение как уровень неправильного произношения, который характеризуется тем, что ребенок мо­жет правильно произносить звук изолированно, в слогах, словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другими, артикуляторно или акустически близкими звуками. Другие авторы считают смешение формой нарушения зву-копроизношения, имеющей фонематический (фонологичес­кий) характер (Ф.Ф. Pay, P.E. Левина, В.И. Селиверстов и др.). Достаточно обоснованной является и такая точка зрения, соглас­но которой при рассмотрении смешения необходимо учитывать, на какой стадии работы с ребенком логопед обнаружил данное явле­ние. Если смешение выявлено в ходе первичного обследования, то оно может быть рассмотрено как форма нарушения звукопроизно-шения с логопедическим заключением «Фонематическое недораз­витие». В случае когда смешение начинает проявляться в конце этапа автоматизации звука, данное явление следует рассматривать как 3-й уровень неправильного звукопроизношения.

Раскрывая лингвистическую характеристику недостатков зву­копроизношения, обратите внимание на то, что нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий гре­ческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы: — фонетические нарушения свистящих и шипящих зву­ков называются сигматизмом — от названия гречес­кой буквы «сигма», обозначающей звук [с], а фонети-ко-фонематические нарушения в этих группах (напри-


 


мер, замены шипящих звуков свистящими и др.) — парасигматизмом;

— фонетические нарушения звуков [л] и [л'] называются
ламбдацизмом, а фонетико-фонематические — пара-
ламбдацизмом
(от названия греческой буквы «ламб-
да», обозначающей звук [л]);

— фонетические нарушения звуков [р]и [р'] называются
ротацизмом, а фонематические — параротацизмом
(от названия греческой буквы «ро», обозначающей
звук [р]);

— фонетические нарушения звука [й] называются йота-
цизмом,
а фонетико-фонематические — парайотациз-
мом
(от названия греческой буквы «йота», обозначаю­
щей звук [j]);

— фонетические нарушения заднеязычных звуков называ­
ются каппацизмом, гаммацизмом, хитизмом, а фонети­
ко-фонематические — паракаппацизмом, парагамма-
цизмом, парахитизмом
(от названия греческих букв «кап­
па», обозначающей звук [к], «гамма» — [г], «хи>> — [х]).

Нарушения групп звонких и мягких согласных звуков спе­циальных терминов не имеют. Их называют дефектами:

— озвончения и оглушения;

— смягчения и твердости согласных звуков.
Значительно реже наблюдается неправильное произноше­
ние других звуков. Каждый вид имеет несколько разновидно­
стей (например, сигматизм может быть межзубным, боковым,
носовым и др.; парасигматизм — призубным, шипящим и др.).

Дополнительные вопросы

1. Объясните, почему устранение иностранного акцента и
диалектных особенностей произношения не требует специаль­
ной логопедической помощи.

2. Назовите признаки патологических нарушений звукопро­
изношения, отличающие их от возрастных.

3. Какие группы звуков обычно бывают нарушены у детей?
Объясните эту закономерность.

4. Чем отличается простое нарушение звукопроизношения
от сложного?

5. Чем характеризуются фонетические нарушения звуко­
произношения? Приведите примеры.


6. Чем характеризуются фонетико-фонематические наруше­
ния звукопроизношения? Приведите примеры.

7. Приведите примеры фонематических нарушений звуко­
произношения.

8. Ответьте на вопросы карточек программированного конт­
роля.


2. Назовите сходства и различия фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи. Материал, проиллюстриро­ванный примерами, оформите в виде таблицы.

 

Фонетический дефект Фонетико-фонематическое недоразвитие
   

 


Карточка 2.1. Какие особенности не характерны для нарушений речи?

1. Самостоятельно не исчезают, а закреп­
ляются.

2. Безграмотность речи.

3. Несоответствие возрасту говорящего.

4. Оказывают отрицательное влияние на
психическое развитие ребенка.

5. Являются диалектными особен­
ностями языка данной местности.

Карточка 2.2. Фонетическим дефектом является:

1) [с] — межзубный;

2) [р] — горловой;

3) отсутствие звука [л] в речи;

4) замена [т] = [с];

5) [л] - двугубный.

Карточка2.3. Фонетико-фонематическим дефектом является:

6) замена [т'] = [т];

7) смешение [ш] = [с];

8) [л] — двугубный;

9) отсугствие звука [р] в речи;

10)замена [р] = [л].

  1) замена [к] = [т]; 2) смешение [р] = [л]; 3) отсутствие звука [л] 4) замена [л] = [j]; 5) [л] — межзубный.

Карточка 2.4.

Фонематическим дефектом является:

в речи;

Практические задания

1. Разработайте содержание беседы с родителями, в которой в убедительной форме обоснуйте необходимость устранения на­рушений звукопроизношения в дошкольном возрасте.


3. Решите задачи практического характера.

Задача 2.1.

На приеме у логопеда — ребенок шести лет с мамой, кото­рая жалуется на «плохую», малопонятную речь сына.

При обследовании произносительной стороны речи отмеча­ются одноударный [р], межзубные свистящие звуки. Комбина­ции слогов: ca-за-са; ко-го-ко; ca-шa-ca и др. повторяет правиль­но. Общий звук в словах сова, пылесос, слон, стол; рог, пиро­жное, портной, мир и т.д. выделяет без ошибок. В указании предметных картинок на слова-паронимы затруднений не ис­пытывает.

Сформулируйте логопедическое заключение.

Задача 2.2.

В результате проведенного обследования речи ребенка 5,5 лет логопедом отмечена замена звука [л] на [в], нарушение фо­нематического слуха, проявляющееся в затруднении воспроиз­ведения комбинации слогов: ла-ва-ла, вы-лы-вы.

Какое логопедическое заключение соответствует описанным выше нарушениям?

Задача 2.3.

Во время диспансерного обследования детей перед школой у мальчика из семьи дипломатов, который родился и воспиты­вался в Великобритании, были обнаружены искажения звуков: [Р], [Р'] — одноударные; [с], [с'], [з], [з'], [ц] — межзубные. Жалоб со стороны родителей на плохую речь ребенка нет, по­пыток обращения к логопеду не предпринималось, т.к. роди­тели считали, что ребенок прекрасно владеет двумя языками (английским и русским).

Необходимо ли ребенку заниматься с логопедом?


 




Задача 2.4.

При обследовании детей средней группы ДОУ выявлено, что Дима Б. звук [л] произносит двугубно, а Вова М. заменяет звук [л] на [в].

Сформулируйте возможные варианты логопедических зак­лючений для этих детей.

Рекомендуемый библиографический список

1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия/ Под ред. Н.А. Власо­
вой. — М., 1981.

2. Гриншпун Б.М. Дислалия// Хрестоматия по логопедии.
Т.1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997.

3. Ковшиков В Л. Исправление нарушений различения зву­
ков: Методы и дидактические материалы. — СПб., 1995.

4. Лапшин В А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М.,
1991.

5. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —
М., 2002.

6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизноше-
нию/ Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000.

 

7. Основы логопедической работы с детьми/ Под ред.
Г.В. Чиркиной. — М., 2002.

8. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. — М., 1997.

9. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под
ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М., 1997.

 

10. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

11. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей//
Хрестоматия по логопедии. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой,
В.И. Селиверстова. — М., 1997.

12. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы ло­
гопедии. — М., 1989.

13. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произ­
ношения. — М., 1989.

14. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.

15. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения// Хрес­
томатия
по логопедии. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Се­
ливерстова. — М., 1997.

16. Ястребова А.В. Особенности устной речи учащихся
1 класса// Хрестоматия по логопедии. Т. 1/ Под ред. Л.С. Вол­
ковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997.


Семинарское занятие № 3

ДИСЛАЛИЯ

План

1. Определение дислалии и ее формы. История развития
учения о дислалии.

2. Структура дефекта при дислалии.

3. Функциональная дислалия.

4. Механическая (органическая) дислалия.

Методические рекомендации и дополнительный материал

При ответе на первый пункт плана дайте определение дис­лалии, перечислите ее формы, приведите сведения о распрост­раненности данного дефекта.

Прежде чем приступать к анализу истории развития учения о дислалии, ознакомьтесь со следующими статьями:

1) Гриншпун Б.М. Дислалия// Логопедия/ Под ред. Л.С. Вол­
ковой. — М., 1995. — С. 66-68.

2) Куссмаулъ А. Косноязычие и лепетание// Хрестоматия
по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. —
М., 1997. Т. 1. — С. 8-13.

3) Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристи­
ка дислалии и дизартрии// Там же. — С. 22-29.

4) Мелехова Л.В. Дифференциация дислалии// Там же.
С.29-33.

5) Токарева ОА. Функциональные дислалии// Там же.
С.76-84.

Раскрывая понятие «функциональная дислалия», обратите внимание, что при данной форме дислалии не наблюдается па­тологии в строении артикуляционного аппарата, но, несмотря на это, отмечается нарушение его функционирования. Важно также отметить, что внутри функциональной дислалии выде­ляют моторную и сенсорную формы.

Причинами сенсорной функциональной дислалии являют­ся функциональные нарушения в центральном отделе речеслу-хового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически и артикуляторно близких зву­ков (звонких — глухих, мягких — твердых, шипящих — сви­стящих и др.). В этих условиях ребенок допускает полную за­мену одного звука речи другим. Эта форма нарушений звуко-произношения, носящая фонематический характер, в дальней-



 

произносится одноударно, но не заменяется другим звуком). Возможно, что вследствии неправильного артикулирования звуков и постоянного в связи с этим восприятия на слух невер­ного их звучания при механической дислалии вторично может страдать и слуховая дифференциация звуков (неумение отли­чить нормальное звучание [р] от одноударного). Дополнительные вопросы 1. Какие дефекты строения артикуляционного аппарата мо­ гут быть причиной механической дислалии? 2. Какие дефекты строения артикуляционного аппарата от­ ражаются на состоянии звукопроизношения? Проиллюстри­ руйте ответ примерами. 3. В каких случаях дефекты строения артикуляционного ап­ парата не приводят к нарушению звукопроизношения? 4. Ответьте на вопросы карточек программированного конт­ роля.

шем обычно сопровождается однотипными буквенными заме­нами на письме.

Моторная функциональная дислалия вызывается функци­ональными нарушениями в центральном отделе речедвигатель-ного анализатора, что обусловливает неловкость и недифферен-цированность движений губ и языка ребенка и приводит к не­точности артикулирования звуков и «приблизительности» их звучания. Однако замены одного звука речи другим при этом обычно не наблюдается.

При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной формы функциональной дислалии наблюдаются слу­чаи смешанной — сенсомоторной дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искаженно, а другие заменяет артикуля-торно или акустически близкими.

Однако причиной функциональной дислалии в ряде случа­ев может быть «чистое подражание», которое обусловлено не­благоприятным социальным окружением ребенка с абсолютно нормальным речевым аппаратом.

Переходя к четвертому пункту плана, дайте определение по­нятия «механическая дислалия», раскройте ее механизмы; проанализируйте, в чем основные отличия механической дис­лалии от функциональной. Перечислите, какие конкретно от­клонения от нормы в строении челюстей, зубов и языка могут лежать в основе этой формы дислалии.

При этом важно учитывать, что нарушения звукопроизно-шения при механической дислалии имеют некоторые особен­ности.

1. При этой форме дислалии одновременно страдают целые
группы звуков, имеющих общие моменты в артикуляции. На­
пример, межзубное произношение сразу всех переднеязычных
звуков [с], [з], [ц], [щ], [ж], [ч], [ш], [т], [д], [н], [л] у ребенка с
открытым передним прикусом обусловлено невозможностью
удерживать кончик языка за передними зубами.

2. Дефекты звукопроизношения при механической дисла­
лии выражаются главным образом в искаженном произноше­
нии звуков, а не в заменах их другими звуками. Это объясня­
ется тем, что при различении звуков на слух ребенок стремит­
ся произнести именно нужный звук, не допустив его замены
другим звуком, но из-за дефектов в строении артикуляционно­
го аппарата звучание получается искаженным (например, [р]


Карточка 3.1.

Укажите возможные причины дефектов строения артикуляционного аппарата.

Карточка 3.2.

Какие аномалии строения зубного ряда могут быть причиной механической дислалии?

Карточка 3.3.

Произношение каких групп звуков может нарушаться при укороченной или приросшей подъязычной связке?

Карточка 3.4.

Произношение каких групп звуков может нарушаться при различной патологии прикуса?


 

1. Привычка ребенка постоянно держать
пальцы во рту.

2. Неблагоприятное речевое окружение
ребенка.

3. Физическая ослабленность ребенка.

 

1. Сверхкомплектные зубы.

2. Расположение зубов вне
челюстной дуги.

3. Наличие диастемы.

4. Редкое расположение зубов.

I. Шипящих.

2. [р], [р'].

3. [л], [л'].

4. Свистящих.

5. Заднеязычных.

 

1. Заднеязычных.

2. Шипящих.

3. [р],[р'], [л], [л'].

4. Свистящих.

5. Среднеязычных.


 




 

Карточка 3.5. I [роизношениекаких групп звуков может нарушаться при высоком твердом небе?

1. Заднеязычных.

2. [р], [Р'].

3. [л], [л'].

4. Свистящих.

5. Шипящих.

Карточка 3.6. Ккакому специалисту вы направите ребенка с патологией прикуса?

1. К стоматологу.

2. К хирургу.

3. К ортодонту.

4. К невропатологу.

Карточка 3.7. Ккакому специалисту вы направите ребенка с патологией подъязычной связки?

1. К хирургу.

2. К невропатологу.

3. К стоматологу.

4. К ортодонту.

Практические задания

1. Схематически изобразите следующие дефекты строения
артикуляционного аппарата: прогению, прогнатию, открытый
боковой прикус (одно- и двусторонний), открытый передний
прикус, глубокий прикус.

2. Сравните современное определение дислалии с определе­
ниями косноязычия, данными рядом авторов.

Все недостатки речи, основанные на расстройствах в бук­венном звукообразовании, называются косноязычием (А. Кус-смаулъ, 1879).

Косноязычием называются разнообразные фонетические не­ достатки речи при относительной словарно-семантической и синтаксической норме и сохранности в подавляющем большин­стве случаев речевой функции в целом (М.Е. Хватцев, 1959).

Недостаток речи в этих случаях (при косноязычии) выра­жается в неспособности правильно произносить или образовы­вать некоторые звуки или ряды звуков (М. Зееман, 1962).

Под термином «дислалия» подразумевают такое расстрой­ство речи, при котором ребенок не может правильно произне­сти те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает звуки между собой (О.И. Мартынова, 1963).


Косноязычием называется стойкое нарушение произноше­ния отдельных звуков и звуковых сочетаний, от чего речь в большей или меньшей степени становится невнятной, мало­понятной для окружающих и теряет свою четкость и выра­зительность (Е.Ф. Pay, В А. Синяк, 1969).

Дислалиянарушения звукопроизношения, обусловленные расстройством нейродинамики (слабость дифференцировок) функциональной или органической природы. Своеобразные фо­нетические нарушения звукопроизношения, не изжитые деть­ми в дошкольном возрасте, в дальнейшем самостоятельно не исчезают, а переходят в стойкие дефекты произношения (О.А. Токарева, 1969).

Дислалия (от греч. disприставка, означающая частич­ное расстройство, и lalioговорю)нарушение звукопроиз­ношения при нормальном слухе и сохранной иннервации рече­вого аппарата (Б.М. Гриншпун, 1989).

Рекомендуемый библиографический список

1. Гриншпун Б.М. Дислалия// Хрестоматия по логопедии/
Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997.

2. Куссмауль А. Косноязычие и лепетание// Хрестоматия
по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. —
М., 1997.

3. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —
М., 2002.

4. Основы, логопедии с практикумом по звукопроизноше-
нию/ Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000.

5. Основы логопедической работы с детьми/ Под ред.
Г.В. Чиркиной. — М., 2002.

6. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. — М., 1997.

7. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под
ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997.

8. Pay Е.Ф., Синяк В А. Логопедия. — М., 1969.

9. Репина ЗА., Буйко В.И. Уроки логопедии. — Екатерин­
бург, 2001.

10. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о
детях с недостатками речи. — М., 1997.



Семинарское занятие № 4

Семинарское занятие № 5

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 

Этапы Цель Содержание
Подготовительный Подготовить речеслухо-вой и речедвигательный анализаторы к пра­вильному восприятию и произношению звуков 1. Формирование точных движений органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики. 2. Формирование направленной воздушной струи. 3. Развитие мелкой моторики рук. 4. Развитие фонематических процессов. 5. Отработка опорных звуков
Постановка звука Добиться правильного произношения изолированного звука Объединение отработанных на под­готовительном этапе движений и положений органов артикуляци­онного аппарата; создание артикуля­ционной базы данного звука; добавле­ние воздушной струи





ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.