Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Разновидности ротацизма и параротацизма





1. Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или
вместо него появляется призвук гласного. В данном случае об­
наруживается полное отсутствие нужных артикуляционных
движений.

2. Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в
виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной арти­
куляции — велярный [р] (от velum — мягкое нёбо), при кото­
ром корневая часть языка сближается с нижним краем мягко­
го нёба, образуя с ним щель. Проходя через эту щель, выдыха­
емый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мяг­
кого нёба, в результате чего возникает шум, который, приме­
шиваясь к тону голоса, сообщает специфическое дефектное
звучание. При втором типе — увулярном [р] (от uvula — язы­
чок) — вибрирует только кончик мягкого нёба — в результате
слышится отчетливый рокот.

3. Встречается двугубный [р]. Первый вариант — «кучерс­
кое» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй
вариант — без вибрации — воспроизведение [р] с помощью об­
разования двугубной щели, когда слышится нечто вроде анг­
лийского «w».

4. При боковом произношении [р] вибрация присутствует,
но место ее передвигается. В основе бокового произношения
обычно лежат причины органического характера: парезы язы­
ка, массивная, короткая подъязычная связка, к наличию ко­
торой часто присоединяются узкое, высокое нёбо или непра­
вильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы
мешают формированию эластичности кончика языка и подня­
тию языка кверху, что приводит к попыткам ребенка компен­
сировать свой дефект. Таким образом, смычка образуется сле­
дующими способами:

а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается зву­
чание [рл];

б) кончик языка или один из боковых краев языка + внут­
ренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как ре­
зультат — «щечный» звук [р];

'Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969. — С. 105-110.


в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает
звук [п];

г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых
краев с нёбом происходит или правее, или левее средней ли­
нии — звучание [р] несколько смягченное.

5. Вместо [р] порой встречается носовой звук типа английс­
кого или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне­
вой части языка с мягким нёбом при свободном проходе возду­
ха из глотки в нос.

6. В некоторых случаях приходится сталкиваться с так на­
зываемым одноударным [р], при котором передний край язы­
ка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсут­
ствует, слышится звук, напоминающий английский (альвео­
лярный) «d». Попытки произнести длительный рокочущий
звук не удаются.

7. Возможно и глухое произношение звука [р]. При одно-
ударном и глухом произношении звука [р] артикуляция ока­
зывается наиболее близкой к норме.

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] — на [л] или [л'] и на [д]. В данных вариантах параротацизма место обра­зования звука остается более или менее правильным, но изме­няется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замен звуков: [р] Þ [j], [р] Þ [в], [р] Þ [г] — изменя­ется и место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и спо­соб произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрыв­ными звуками. Возможна замена звука [р] парным мягким [р'].

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охваты­вает как твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное.

Отвечая на вопрос об исправлении ротацизма, обязательно учитывайте, что для получения правильной артикуляции зву­ка [р] необходимы подготовительные упражнения, которые по­зволяют получить правильное положение органов артикуля­ции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не ис­пытанные им вибрационные движения языка, с одной сторо-


 




ны, и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения — с другой, используют дополнитель­ные упражнения (приемы).

1. Производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих
губ — сначала шепотом («фырканье лошади»), затем с голосом
(акустически — тип кучерского «тпррр...»). В случаях затруд­
нений во время выдоха указательным пальцем быстро двигают
вверх — вниз, задевая губы — получается нужная вибрация губ.

2. Так же, но со свободным кончиком языка между зубами.*

Приемы постановки звука [р]

В легких случаях возможна постановка звука по подража­нию.

Первый вариант заключается в том, что язык всей своей мас­сой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхает­ся воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувает­ся на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удает­ся получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочета­ние, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр».

Другим приемом является постановка звука [р] от [д], повто­ряющегося на одном выдохе: «ддд», «ддд» — с последующим более формированным произнесением последнего.

Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром тем­пе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних рез­цов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик язы­ка, и в этот момент возникает вибрация.

Иногда вибрация возникает в результате выполнения уп­ражнения «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а] быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зу­бами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением пос-

"Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 106.


леднего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя долж­на быть сильной. После многократных повторений можно по­лучить вибрацию: «ррра-ррра-ррра».

Однако эти приемы не всегда приводят к успеху. При зад­неязычной артикуляции [р] или его велярном (увулярном) ар­тикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух ви­дов вибрации создает грубый шум. Кроме того, в случае дости­жения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.

Постановка звука [р] в два этапа

На первом этапе ставится фрикативный [р] от звука [ж] без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным на­пором воздуха.

Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда ши­пящие звуки у ребенка не нарушены.

Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приво­дят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают ме­ханическое колебание языка. Вместо зонда можно успешно ис­пользовать чистый палец самого ребенка, медицинский шпа­тель, черенок чайной ложки.

Аналогично можно получить вибрацию с механической по­мощью при быстром произнесении на выдохе звука [д] («ддддд...»). Движения языка, сливаясь с быстрыми движени­ями зонда (шпателя, пальца), переходят в вибрацию: «дррр...».

Иногда при недостаточно пластичном языке длительное вре­мя звук [р] не звучит изолированно, а появляется только в ком­плексе: «др» или «тр». В данном случае необходимо начать ра­боту над автоматизацией звука [р] в словах и слогах, начинаю­щихся с сочетаний «тр», «др» {трава, дрова и т.д.), а затем, когда звук [р] достаточно проявит свою речевую типичность в этих сочетаниях, следует использовать приемы по выделению его из комплекса: «др» и «тр».

В этом случае можно предложить ребенку в звук [д] ([т]) и [р] вставлять редуцированный (неясный) гласный звук: «дыр-


pa», «тырра», что достигается некоторой задержкой дыхания при произнесении первых звуков [д] и [т]. Или, произносятся слоги и слова с сочетанием «хр» в начале слова: «хррр», «хррра», «хрррап» и т.п.

В отличие от автоматизации всех звуков, которую рекомен­дуется начинать после того, как изолированное произношение звуков полностью сформировано, автоматизация звука [р] дол­жна быть начата, как только достигнуто приблизительное, не­полноценное звучание звука [р] (с механической помощью, од-ноударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками [т] и [д]).

Звук [р ' ] требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов). Если вначале ребенок овладел произ­ношением только твердого [р], то одновременно с его закреп­лением необходимо начать работу над мягким [р']. Рекомен­дуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке [р] и [р'], а затем произносить слоги: «ари», «аря», «арю». Иногда (в частности, при массивной подъязычной связке) легче удается поставить звук [р']. В этих случаях сле­дует автоматизировать звук [р'] и одновременно продолжать постановку звука [р]. В результате в большинстве случаев ока­зывается необходимым провести дифференциацию между зву­ками [р] и [р'].

Дифференциация звука [р] и его заменителя необходима во всех случаях параротацизма.

Дополнительные вопросы

1. Какие анатомические аномалии в строении артикуляци­
онного аппарата могут стать предрасполагающими факторами
к возникновению ротацизма?

2. Какова правильная артикуляция звуков [р], [р']?

3. Объясните, к артикуляции каких звуков близка арти­
куляция звука [р]. В чем сходство и различие между этими
звуками?

4. В каком возрасте при нормальном речевом развитии по­
является у детей звук [р]? Почему он формируется позднее
других звуков?

5. Назовите фонетические и фонетико-фонематические де­
фекты произношения звука [р]. Раскройте различие между
ними.


 

6. Сравните правильный механизм образования звука [р] и
его нарушение при различных видах ротацизма.

7. Опишите приемы, которыми можно добиться правильно­
го произношения звука [р].

8. Как поставить звук [р] с механической помощью? Каки­
ми зондами и другими приспособлениями при этом можно
пользоваться?

9. Отличается ли процесс автоматизации звука [р] от процес­
са закрепления других звуков?

10. Ответьте на вопросы, поставленные в карточках програм­
мированного контроля.

1) щелевым; 2) смычно-взрывным; 3) смычно-щелевым; 4) смычно-проходным; 5) дрожащим.

Карточка 8.1.

По способу образования звук [р] является:

1) губно-губным; 2) губно-зубным; 3) переднеязычным; 4) среднеязычным; 5) заднеязычным.

Карточка 8.2.

По месту образования звук [р] является:

1. [ж]; 2. [с]; 3. [д]; 4. [з]; 5. [т].

Карточка 8.3.

Опорными для звука [р] являются звуки:

1) горловой; 2) одноударный; 3)глухой;   4) боковой; 5) замена на [j].

Карточка 8.4.

Фонетическим дефектом звука [р] являются:


 



 

 

Карточка 8.5.

Фонетико-фонематическим дефектом звука 1) замена на [в];

[р] являются: 2) двугубный;

3)замена на [л];

4)горловой;

5)замена на [г].

Практические задания

1. Изобразите графически и сопоставьте профили артикуля­
ции звуков [р] и [р'], охарактеризуйте их различия.

2. Дайте характеристику звуков [р], [р'] по следующей
схеме:

по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости

по участию в артикуляции мягкого нёба

по работе голосовых складок

по способу образования

по месту образования

по степени напряжения средней части языка

3. Заполните таблицу.

 

Виды ротацизма Виды нараротацизма
   

4. Из книги В.И. Селиверстова «Речевые игры с детьми»
(М., 1989) подберите игры для автоматизации звука [р].

5. Раскройте последовательность работы по закреплению и
дифференциации звуков [л] и [р]. Подберите речевой материал
для дифференциации этих звуков.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.