Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ





План

1. Дефекты озвончения и оглушения.

2. Методы исправления дефектов озвончения и оглушения.

Методические указания и дополнительный материал

Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что в произношении согласных звуков, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения и оглушения.

Звуки каждой пары ([б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [в] — [ф], [з] —[с], [ж] — [ш] и их мягкие пары; у звуков [ш] и [ж] мяг­ких пар нет) имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько мень­шим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков.

Дефекты озвончения и оглушения могут возникать при:

— снижении физического слуха;

— несформированности фонематических процессов;

— нарушениях деятельности голосовых складок, обуслов­
ленных органическими или функциональными рас­
стройствами.

Виды дефектов озвончения и оглушения

1. Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных зву­
ков их парными глухими (Папушка пошла ф паню — «Бабуш­
ка пошла в баню»).

Как частный случай этого дефекта рассмотрим так назы­ваемое недостаточное озвончение: например, страдает озвон­чение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло — «У меня заболела голова и горло»).

2. Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда
«В волосах завязана бантом лента»), который обусловлен сме­
шением парных звонких и глухих звуков.

Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем оз­вончение глухих.


Рассматривая методы исправления указанных дефектов про­изношения, обратите внимание на последовательность работы.

Исправление недостатков произношения звонких соглас­ных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него пере­ходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в пос­ледовательности [б] ® [д] ® [г].

Подготовительные упражнения:

а) поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и вы­
доха, то стона на вдохе и на выдохе;

б) сопоставление громкого и шепотного произношения глас­
ных звуков, как отрывистого, так и длительного.

Все упражнения следует производить контролируя вибра­цию гортани.

Общие приёмы для постановки звонких звуков

1. Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки
касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для вос­
приятия вибраций голосовых складок следует к гортани при­
кладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам про­
износит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гор­
тани, а другую — на гортани логопеда. В результате нередко
получается звонкий звук. Полезно пальцами слегка потряхи­
вать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.

2. Последовательно протяжно произносятся гласные звуки,
каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непос­
редственно переходят к аналогичному произношению нужно­
го согласного. Например, озвончение звука [з]:

шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [э]; громко — [э]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з].

Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].


Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдо­хе произносят отрывисто: шепотом — а. а. а. а... громко — а. а. а. а... шепотом — о. о. о. о... громко — о. о. о. о... шепотом — э. э. э. э... громко — э. э. э. э... шепотом — т. т. т. т... громко — д. д. д. д...

3. Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом:
согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, пода­
ется голос.

4. Можно добиться озвончения звука благодаря непосред­
ственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л],
[р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонко­
го звука, который нужно вызвать с одним из соноров между
гласными (например, адма, адна, адра и т.п.).

Если эти способы не дают желаемых результатов, то для по­становки каждого звука прибегают к специфическим приемам.

Как отмечалось, работа начинается с щелевых звуков [з] и [ж] как более легких для усвоения. В качестве исходного ис­пользуется звук [в], который обычно произносится правильно, звонко.

Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поста­вить от [ф] включением голоса —» в). Если этот прием не приводит к успеху, то ребенку предлагают держать губы не­плотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, что­бы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот — получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в].

Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдо­хе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. По­лучается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обя­зательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.

Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з] (с __ __ з __ __). Если этот прием не дает результатов, то возмож­ны варианты:


 

— звук [з] ставится от опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] паль­цем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи;

— установив органы речи в артикуляционном укладе [с],
ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э]
([ы]) на одном длительном выдохе производит много­
кратное выдвижение кончика языка вперед, слегка
касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так,
чтобы воздух мог проходить через межзубное про-
странство. При этом слышится отчетливый з-з-з.

Звук [ж] возникает при включении голоса в момент дли­тельного произнесения [ш] (ш __ __ ж __ __). Звук [ж] в слу­чае необходимости можно поставить и от звонкого [з]. Во вре­мя произнесения этого звука кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механи­ческая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями.

Значительно большие трудности могут возникнуть при по­становке звонких взрывных [б], [д] и [г].

Начинать целесообразно со звука [б]:

— звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде сло­
гов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот
момент произнесения звука, когда голос звучит еще
при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от сло­
га к слогу голос должен звучать непрерывно. Ребенку
необходимо дать возможность воспринимать этот ряд
слогов как на слух, так и с помощью осязания вибра­
ции гортани и щек. В некоторых случаях целесообраз­
но вначале произносить звук [б] с некоторым раздува­
нием щек. При таком произнесении легче воспроиз­
вести задержку на смычном моменте;

— другой прием основан на постановке звука [б] от губ-
но-губного [в] (см. выше). Получив гудящий звук [в],
артикулируемый двумя сближенными губами, логопед
прикладывает вытянутый указательный палец гори­
зонтально между нижней губой и подбородком ребен­
ка, после чего быстрыми движениями пальца вверх —


вниз производит попеременное смыкание и размыка­ние губ. Получается многократное [б] (бббб...). Посте­пенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ... или быбыбы...). Роль механической помощи постепенно снижается, вско­ре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее.

Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]:

— прежде всего следует воспользоваться аналогией, пред­
ложив ребенку, держа руку на гортани, произнести
такие пары слогов: фава, саза, шажа, па
ба, тада;

— если первый прием окажется нерезультативным, то
надо попробовать вызвать звук [д] путем произнесения
слова «да» вслед за рядом предшествующих слогов со
звуком [б] (бабабада...), контролируя вибрацию горта­
ни. Нередко в таких случаях звук [д] получается как
бы по инерции;

— если и этот прием не дает желаемого эффекта, следует
воспользоваться «обходным» путем, который состоит в
следующем. Произносятся слоги ба-баба... Затем то
же упражнение проделывается при просунутом меж­
ду зубами языке. Должно получиться межгубное [д],
по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Такую ар­
тикуляцию следует закрепить в слогах с гласными {да,
до, ды; ада, адо, ады).

Затем можно перейти к межзубному [д]. Для этого во время произнесения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматичес­ки прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное.

Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке тре­тьего взрывного звука — [г]:

— звук [г] может получиться по аналогии в результате со­
поставления таких пар слогов: па-ба, та-да, ка-га;

— можно попытаться получить звук [г], произнося ряд
слогов («бадага», «бадага» или «дадага», «дадага»).


— если оба приема окажутся недостаточными, то следу­ет воспользоваться механическим способом постанов­ки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помо­щью шпателя (см. выше).

Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих. Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешени­ем звонких и глухих парных звуков в речи. Проверка достаточ­ности автоматизации смешиваемых звуков и длительная сис­тематическая работа над их дифференциацией позволяют уст­ранить этот недостаток.

Дополнительные вопросы

1. Чем отличаются по способу образования гласные и соглас­
ные звуки?

2. Какие согласные звуки вы знаете? Раскройте понятия
«глухие согласные звуки», «звонкие согласные звуки», «сонор­
ные звуки».

3. Какие дефекты озвончения и оглушения звуков вы знае­
те? Охарактеризуйте структуру этих дефектов.

4. Будут ли недостатки произношения звонких и глухих
звуков отражаться на состоянии письменной речи ребенка?

5. Почему дефекты озвончения взрывных звуков наблюда­
ются чаще, чем нарушения щелевых?

6. Почему дефекты озвончения встречаются значительно
чаще, чем дефекты оглушения?

7. Какими причинами могут быть вызваны дефекты смяг­
чения и озвончения согласных звуков?

8. Раскройте содержание логопедической работы на подго­
товительном этапе при недостатках произношения звонких и
глухих согласных звуков.

9. Как показать ребенку (или дать ему почувствовать), где
образуется голос и где резонирует звук? Опишите методику.

 

10. В какой последовательности ведется работа над устране­
нием дефекта произношения звонких согласных? Обоснуйте
свой ответ.

11. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и ог­
лушения согласных звуков построены на подражании (с опо­
рой на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы)?


 



 


12. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и ог­ лушения согласных звуков построены на использовании меха­ нической помощи? В чем она выражается? 13. Расскажите, какие основные виды работы по автомати­ зации и дифференциации звонких и глухих звуков вы знаете. На каких анализаторах базируется эта работа? 1.4. Ответьте на вопросы карточек программированного кон­троля. Карточка 12.1. Причинами, способными вызвать дефекты 1) отсутствие нёбно-глоточиого озвончения и оглушения согласных звуков, смыкания; могут быть: 2) снижение физического слуха; 3) слабость мышц языка; 4) несовершенство фонематичес­ ких процессов; 5) нарушение деятельности голо­ совых складок.

Карточка 12.2.

Отличие между звонким и глухим парными звуками определяется:

Карточка 12.3.

Возможны следующие виды дефектов:


 

1) наличием преграды в ротовой
полости;

2) работой голосовых складок;

3) подъемом средней части языка
к нёбу;

4) участием в артикуляции мяг­
кого нёба;

5) местом образования звука.

!) постоянная замена звонких согласных парными глухими;

2) искажение звонких согласных
звуков;

3) смешение в речи парных звон­
ких и глухих согласных;

4) отсутствиев речи звонких
согласных, пропуски звуков в
словах;

5) замена одного глухого соглас­
ного звука другим глухим
согласным звуком, одинаковым
по способу, но различным по
месту образования.


Карточка 12.4.

1)[д]; 2) [в]; 3) [ж]: 4) [з]; 5) [б].

Работа над исправлением недостатков произношения звонких согласных начинается со звука:

Практические задания

1. Охарактеризуйте с точки зрения соотношения шума и голоса фонемы русского языка. Заполните таблицу:

 

Голос Голос и шум Шум
     

2. Нарисуйте в своих тетрадях профили правильной артику­
ляции звуков [в] — [ф], [с] — [з], [ш] — [ж], [п] — [б], [т] — [д],

[к] - [г].

3. Придумайте или подберите из имеющихся у вас пособий
игры на дифференциацию различных пар звонких и глухих

звуков.

4. Подберите дидактический материал для дифференциа­
ции звонких и глухих пар согласных звуков (в изолированном
звучании, в слогах, словах, фразах).

Рекомендуемый библиографический список

1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —
М.,2002.

2. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

3. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого­
педии. — М., 1989.



Семинарское занятие №13 ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ РИНОЛАЛИИ

План

1. Особенности звукопроизношения у детей с ринолалией.

2. Специфика коррекции нарушений произносительной сто­
роны речи при ринолалии.

Методические указания и дополнительный материал

Ответ на первый пункт плана начните с определения рино­лалии как нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами рече­вого аппарата.

При нормальном речевом развитии при произнесении рото­вых звуков происходит отделение носоглоточной и носовой по­лости от глоточной и ротовой в результате нёбно-глоточного смыкания, вызываемого сокращением мышц мягкого нёба, бо­ковых и задних стенок глотки.

При нормальной фонации во время произношения назаль­ных звуков нёбно-глоточного смыкания не происходит, и воз­душная струя свободно проникает в пространство носового ре­зонатора. В зависимости от характера нарушения нёбно-гло­точного смыкания выделяют две основные формы ринолалии: открытую и закрытую.

Фонация и артикуляция звуков при ринолалии имеют отли­чительные особенности.

При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобрета­ют назальность в результате неполноты нёбно-глоточного смы­кания или при анатомических дефектах нёба. В процессе ре­чевого дизонтогенеза формируются приспособительные (ком­пенсаторные) изменения уклада органов артикуляции:

— высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю
зону ротовой полости; расслабленный, малоактивный
кончик языка;

— недостаточное участие губ при произнесении лабиали­
зованных гласных, губно-губных и губно-зубных со­
гласных;

— чрезмерное напряжение мимической мускулатуры;


— возникновение дополнительной артикуляции (ларин-

гализации) за счет участия стенок глотки. При открытой форме ринолалии артикуляция нарушается тотально. Все оральные звуки становятся назальными. При этом глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку [х], звонкие — к фрикативному [г], из них губные и губно-губные — к звуку [м], а переднеязычные — к звуку [н] с незначи­тельной модификацией звучания (И.И. Ермакова, 1996).

Снижение физиологического носового резонанса при произно­шении назальных звуков характерно для закрытой формы рино­лалии. При нормальном произношении звуков [м], [м'], [н], [н'] нёбно-глоточный затвор остается открытым, и воздух проникает непосредственно в носовую полость. Причиной закрытой формы ринолалии являются органические изменения в носовой полости и функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания.

Звукообразовательным процессам как при открытой, так и при закрытой форме ринолалии присущи антропофонические признаки, проявляющиеся в искажении звучания фонем, и фо­нологические признаки, заключающиеся в замене одной фоне­мы другой.

Возможен вариант смешанной ринолалии, которая обуслов­лена утечкой воздуха через нос при патологически уменьшен­ном носовом резонаторе, в результате чего страдают акустичес­кая и артикуляционная характеристика всех звуков речи. При­чинами смешанной ринолалии является сочетание непроходи- мости носа и недостаточности нёбно-глоточного смыкания орга­нического или функционального происхождения.

Готовясь к ответу на второй вопрос, используйте материалы А.Г. Ипполитовой, Г.В. Чиркиной, Е.С. Алмазовой, И.И. Ер­маковой.

Логопедическая работа над звукопроизношением начинает­ся в дооперационный период. Подготовительный этап коррек­ции произносительной стороны речи при ринолалии направлен на решение следующих задач:

— формирование направленной воздушной струи и ком­
бинированного типа дыхания;

— развитие орального праксиса, перемещение языка в

полости рта вперед, создание предпосылок для пра­вильного звукопроизношения;

— формирование фонематического слуха.


Своеобразие логопедической работы на подготовительном этапе проявляется в:

— пролонгированности процесса активизации мускула­
туры артикуляционного аппарата;

— индивидуализации выбора артикуляционных упраж­
нений с учетом состояния речевой моторики ребенка;

— сочетании общепринятых и специальных артикуляци­
онных упражнений;

— максимальном использовании непроизвольных движе­
ний при совершенствовании артикуляционного прак-
сиса;

— ограничении количества выполняемых одномоментно
артикуляционных упражнений (не более трех);

— формировании адекватных фонематических представ­
лений.

Особенности этапа постановки звуков при ринолалии:

— максимальное использование сформированных арти­
куляционных движений опорных звуков;

— использование специфических приемов постановки
гласных и согласных звуков (прием беззвучной артику­
ляции и др.), особенности использования механической
помощи (зажимание пальцами крыльев носа и др.);

— выбор корригирующих приемов на основе четких кри­
териев: максимальные кинестетические ощущения и
минимальное напряжение артикуляционной мускула­
туры, что препятствует эмиссии воздуха в нос;

— первоначальное уточнение артикуляции гласных зву­
ков, последовательность коррекции согласных опреде­
ляются доступностью их ребенку и связаны с особен­
ностями строения его артикуляционного аппарата
(И.И. Ермакова указывает, что при длинной и подвиж­
ной нёбной занавеске легко начинать с фрикативных
звуков; нёбно-глоточная недостаточность требует начи­
нать с взрывных фонем. Общим является первоначаль­
ный выбор глухих звуков, т.к. для них необходимо
большее давление воздуха, они являются более ощути­
мыми);

— использование промежуточных, приближенных арти­
куляций — аналогов звуков (Г.В. Чиркина, 1969);


 

— вызывание звука непосредственно в составе слога, а не
в изолированном положении;

— не рекомендуется использование утрированного, че­
канного, протяжного произношения поставленного
звука, т.к. при этом возрастает напряжение артикуля­
ционной мускулатуры, увеличивается время смычки,
усиливается эмиссия воздуха в нос.

Приемы постановки отдельных звуков при ринолалии пред­ставлены в таблице 13.1.

Таблица 13.1

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПРИ РИНОЛАЛИИ

 

Звук Приемы постановки звука
[ф] Постановка звука осуществляется на длительном правильном выдохе, при котором верхние зубы касаются нижней губы.
[п] 1. Похлопывание губами во время дутья. 2. «Поплевывание» сначала с высунутымязыком, затем — только губами. 3. При недостаточном нёбно-глоточном смыкании для уменьшения утечки воздуха «поплевыванию» учат при зажатых пальцами крыльях носа. Затем упражнение выполняется с открытыми крыльями носа
[т] 1. Межзубный [т] можно называть «поплевыванием» при положении губ в улыбке и слегка высунутом кончике языка. 2. От [п]. Положение языка: распластанное на нижней губе. Произ­нести слоги «п а-па-па». 3. От [с]. Произносить звук [с] ритмично, смыкая и размыкая резцы, закусывающие язык

На этапе автоматизации звуков при ринолалии Г.В. Чир­кина, А.Г. Ипполитова, И.И. Ермакова выделяют ряд особен­ностей:

— допускается автоматизация звуков-аналогов;

— предпочтителен выбор звукосочетаний, где поставлен­
ный согласный произносится не в прямом открытом
слоге, а в интервокальной позиции;

— координация фонации, дыхания, артикуляции автома­
тизируемых согласных;

— ранний переход от автоматизации на уровне звуков,
слов к автоматизации на уровне фразы;


— отработка новых артикуляционных навыков не на про­изнесении стабильного речевого материала, а на мате­риале, максимально приближенном к разговорной речи.

Параллельно с коррекцией звукопроизношения у детей с расщелинами нёба идет работа по формированию навыков пра­вильного голосоведения и выполнению фонопедических упраж­нений для исправления недостатков голоса.

Дополнительные вопросы

1. Опишите подробно механизм образования ротовых и но­
совых звуков.

2. Опишите механизм нарушения произношения ротовых
звуков при открытой ринолалии.

3. Дайте описание механизма нарушения произношения
носовых звуков при закрытой ринолалии.

4. Чем определяется последовательность постановки звуков
при ринолалии?

5. Опишите основные приемы постановки звуков [ф], [п], [т].

Практические задания

1. Законспектируйте статью: Ермакова И.И. Особенности
постановки звуков при ринолалии// Хрестоматия по логопе­
дии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. Т. I — М.,
1997. — С. 152-163.

2. На профиле артикуляции схематически изобразите меха­
низмы нарушения произношения:

а) при открытой ринолалии;

б) при закрытой ринолалии.

3. Разработайте мероприятия по коррекции звукопроизно­
шения в процессе словарной работы на уроке чтения в 1-м клас­
се специального (коррекционного) образовательного учрежде­
ния V вида.

Рекомендуемый библиографический список

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восставлению го­
лоса у детей. — М., 1973.

2. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подро­
стков. — М., 1996.

3. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. — М., 1983.


4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-М.,2002.

5. Основы логопедической работы с детьми/ Под ред. Г.В.Чиркиной.- М., 2002.

6. Филичева Т.Б., Чевелева Н, А., Чиркина Г.В., Основы логопедии.- М., 1989.

7. Хватцев М.Е. Логопедия.- М., 1996.

8. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата.- М., 1969.


Семинарское занятие №14







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.