|
ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВПлан 1. Дефекты озвончения и оглушения. 2. Методы исправления дефектов озвончения и оглушения. Методические указания и дополнительный материал Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что в произношении согласных звуков, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения и оглушения. Звуки каждой пары ([б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [в] — [ф], [з] —[с], [ж] — [ш] и их мягкие пары; у звуков [ш] и [ж] мягких пар нет) имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков. Дефекты озвончения и оглушения могут возникать при: — снижении физического слуха; — несформированности фонематических процессов; — нарушениях деятельности голосовых складок, обуслов Виды дефектов озвончения и оглушения 1. Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных зву Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло — «У меня заболела голова и горло»). 2. Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда — Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих. Рассматривая методы исправления указанных дефектов произношения, обратите внимание на последовательность работы. Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] ® [д] ® [г]. Подготовительные упражнения: а) поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и вы б) сопоставление громкого и шепотного произношения глас Все упражнения следует производить контролируя вибрацию гортани. Общие приёмы для постановки звонких звуков 1. Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки 2. Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [э]; громко — [э]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з]. Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к]. Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом — а. а. а. а... громко — а. а. а. а... шепотом — о. о. о. о... громко — о. о. о. о... шепотом — э. э. э. э... громко — э. э. э. э... шепотом — т. т. т. т... громко — д. д. д. д... 3. Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом: 4. Можно добиться озвончения звука благодаря непосред Если эти способы не дают желаемых результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приемам. Как отмечалось, работа начинается с щелевых звуков [з] и [ж] как более легких для усвоения. В качестве исходного используется звук [в], который обычно произносится правильно, звонко. Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поставить от [ф] включением голоса (ф —» в). Если этот прием не приводит к успеху, то ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот — получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в]. Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани. Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з] (с __ __ з __ __). Если этот прием не дает результатов, то возможны варианты:
— звук [з] ставится от опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи; — установив органы речи в артикуляционном укладе [с], Звук [ж] возникает при включении голоса в момент длительного произнесения [ш] (ш __ __ ж __ __). Звук [ж] в случае необходимости можно поставить и от звонкого [з]. Во время произнесения этого звука кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями. Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г]. Начинать целесообразно со звука [б]: — звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде сло — другой прием основан на постановке звука [б] от губ- вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Получается многократное [б] (бббб...). Постепенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ... или быбыбы...). Роль механической помощи постепенно снижается, вскоре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее. Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]: — прежде всего следует воспользоваться аналогией, пред — если первый прием окажется нерезультативным, то — если и этот прием не дает желаемого эффекта, следует Затем можно перейти к межзубному [д]. Для этого во время произнесения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматически прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное. Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке третьего взрывного звука — [г]: — звук [г] может получиться по аналогии в результате со — можно попытаться получить звук [г], произнося ряд — если оба приема окажутся недостаточными, то следует воспользоваться механическим способом постановки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помощью шпателя (см. выше). Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих. Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешением звонких и глухих парных звуков в речи. Проверка достаточности автоматизации смешиваемых звуков и длительная систематическая работа над их дифференциацией позволяют устранить этот недостаток. Дополнительные вопросы 1. Чем отличаются по способу образования гласные и соглас 2. Какие согласные звуки вы знаете? Раскройте понятия 3. Какие дефекты озвончения и оглушения звуков вы знае 4. Будут ли недостатки произношения звонких и глухих 5. Почему дефекты озвончения взрывных звуков наблюда 6. Почему дефекты озвончения встречаются значительно 7. Какими причинами могут быть вызваны дефекты смяг 8. Раскройте содержание логопедической работы на подго 9. Как показать ребенку (или дать ему почувствовать), где
10. В какой последовательности ведется работа над устране 11. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и ог
Карточка 12.2. Отличие между звонким и глухим парными звуками определяется: Карточка 12.3. Возможны следующие виды дефектов:
1) наличием преграды в ротовой 2) работой голосовых складок; 3) подъемом средней части языка 4) участием в артикуляции мяг 5) местом образования звука. !) постоянная замена звонких согласных парными глухими; 2) искажение звонких согласных 3) смешение в речи парных звон 4) отсутствиев речи звонких 5) замена одного глухого соглас Карточка 12.4.
Работа над исправлением недостатков произношения звонких согласных начинается со звука: Практические задания 1. Охарактеризуйте с точки зрения соотношения шума и голоса фонемы русского языка. Заполните таблицу:
2. Нарисуйте в своих тетрадях профили правильной артику [к] - [г]. 3. Придумайте или подберите из имеющихся у вас пособий звуков. 4. Подберите дидактический материал для дифференциа Рекомендуемый библиографический список 1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 2. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973. 3. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого Семинарское занятие №13 ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ РИНОЛАЛИИ План 1. Особенности звукопроизношения у детей с ринолалией. 2. Специфика коррекции нарушений произносительной сто Методические указания и дополнительный материал Ответ на первый пункт плана начните с определения ринолалии как нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При нормальном речевом развитии при произнесении ротовых звуков происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой в результате нёбно-глоточного смыкания, вызываемого сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. При нормальной фонации во время произношения назальных звуков нёбно-глоточного смыкания не происходит, и воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. В зависимости от характера нарушения нёбно-глоточного смыкания выделяют две основные формы ринолалии: открытую и закрытую. Фонация и артикуляция звуков при ринолалии имеют отличительные особенности. При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность в результате неполноты нёбно-глоточного смыкания или при анатомических дефектах нёба. В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции: — высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю — недостаточное участие губ при произнесении лабиали — чрезмерное напряжение мимической мускулатуры; — возникновение дополнительной артикуляции (ларин- гализации) за счет участия стенок глотки. При открытой форме ринолалии артикуляция нарушается тотально. Все оральные звуки становятся назальными. При этом глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку [х], звонкие — к фрикативному [г], из них губные и губно-губные — к звуку [м], а переднеязычные — к звуку [н] с незначительной модификацией звучания (И.И. Ермакова, 1996). Снижение физиологического носового резонанса при произношении назальных звуков характерно для закрытой формы ринолалии. При нормальном произношении звуков [м], [м'], [н], [н'] нёбно-глоточный затвор остается открытым, и воздух проникает непосредственно в носовую полость. Причиной закрытой формы ринолалии являются органические изменения в носовой полости и функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Звукообразовательным процессам как при открытой, так и при закрытой форме ринолалии присущи антропофонические признаки, проявляющиеся в искажении звучания фонем, и фонологические признаки, заключающиеся в замене одной фонемы другой. Возможен вариант смешанной ринолалии, которая обусловлена утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном носовом резонаторе, в результате чего страдают акустическая и артикуляционная характеристика всех звуков речи. Причинами смешанной ринолалии является сочетание непроходи- мости носа и недостаточности нёбно-глоточного смыкания органического или функционального происхождения. Готовясь к ответу на второй вопрос, используйте материалы А.Г. Ипполитовой, Г.В. Чиркиной, Е.С. Алмазовой, И.И. Ермаковой. Логопедическая работа над звукопроизношением начинается в дооперационный период. Подготовительный этап коррекции произносительной стороны речи при ринолалии направлен на решение следующих задач: — формирование направленной воздушной струи и ком — развитие орального праксиса, перемещение языка в полости рта вперед, создание предпосылок для правильного звукопроизношения; — формирование фонематического слуха. Своеобразие логопедической работы на подготовительном этапе проявляется в: — пролонгированности процесса активизации мускула — индивидуализации выбора артикуляционных упраж — сочетании общепринятых и специальных артикуляци — максимальном использовании непроизвольных движе — ограничении количества выполняемых одномоментно — формировании адекватных фонематических представ Особенности этапа постановки звуков при ринолалии: — максимальное использование сформированных арти — использование специфических приемов постановки — выбор корригирующих приемов на основе четких кри — первоначальное уточнение артикуляции гласных зву — использование промежуточных, приближенных арти
— вызывание звука непосредственно в составе слога, а не — не рекомендуется использование утрированного, че Приемы постановки отдельных звуков при ринолалии представлены в таблице 13.1. Таблица 13.1 ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПРИ РИНОЛАЛИИ
На этапе автоматизации звуков при ринолалии Г.В. Чиркина, А.Г. Ипполитова, И.И. Ермакова выделяют ряд особенностей: — допускается автоматизация звуков-аналогов; — предпочтителен выбор звукосочетаний, где поставлен — координация фонации, дыхания, артикуляции автома — ранний переход от автоматизации на уровне звуков, — отработка новых артикуляционных навыков не на произнесении стабильного речевого материала, а на материале, максимально приближенном к разговорной речи. Параллельно с коррекцией звукопроизношения у детей с расщелинами нёба идет работа по формированию навыков правильного голосоведения и выполнению фонопедических упражнений для исправления недостатков голоса. Дополнительные вопросы 1. Опишите подробно механизм образования ротовых и но 2. Опишите механизм нарушения произношения ротовых 3. Дайте описание механизма нарушения произношения 4. Чем определяется последовательность постановки звуков 5. Опишите основные приемы постановки звуков [ф], [п], [т]. Практические задания 1. Законспектируйте статью: Ермакова И.И. Особенности 2. На профиле артикуляции схематически изобразите меха а) при открытой ринолалии; б) при закрытой ринолалии. 3. Разработайте мероприятия по коррекции звукопроизно Рекомендуемый библиографический список 1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восставлению го 2. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подро 3. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. — М., 1983. 4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-М.,2002. 5. Основы логопедической работы с детьми/ Под ред. Г.В.Чиркиной.- М., 2002. 6. Филичева Т.Б., Чевелева Н, А., Чиркина Г.В., Основы логопедии.- М., 1989. 7. Хватцев М.Е. Логопедия.- М., 1996. 8. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата.- М., 1969. Семинарское занятие №14 ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|