|
ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВПлан 1. Дефекты твердости и смягчения согласных звуков. 2. Методы исправления дефектов смягчения и твердости со Методические указания и дополнительный материал При ответе на первый пункт плана обратите внимание на то, что в произношении согласных звуков, имеющих твердую и мягкую пару, наблюдаются дефекты твердости и смягчения согласных звуков. Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки ([п] — [п'], [р] — [р'] и т.д.). Исключением являются звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар. Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу. Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, могут быть: — неправильная форма твердого нёба, когда оно оказыва — слабость мышц языка; — несформированность фонематических процессов; — снижение физического слуха. Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения согласных звуков: а) замены мягких согласных звуков в речи их парными твер б) смягчение твердых согласных, замена их парными мяг в) смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с Если первые два варианта по своей структуре относятся к фо-нетико-фонематическим дефектам, то третий вариант являет- ся фонематическим, так как изолированно и твердые, и мягкие парные звуки артикулируются правильно. Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков —выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Отвечая на второй вопрос, перечислите и охарактеризуйте все существующие приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков. Прием, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами {па — пя, ма — мя, фа — фя, ana — апя, ама — амя, афа — афя и т.д.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па — пя, ana — апя, an — апь, та — тя, ата — атя, am — атъ, ма — мя, ама — амя и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными. Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают: — длительно произнести гласный [и], а затем слог пи; — при наличии смягчения несколько раз повторить тот — перейти к звукосочетанию апи, которое следует про — закрепив полученный мягкий звук [п] — [п'], можно — затем вводить слоги и слова с другими гласными. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м'], [ф'], [в']. В трудных случаях рекомендуется механический способ постановки. В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следовательно, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т'], [д] к [д'], [н] к [н']. Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т'] в изолированном виде ([т'], [т'], [т']) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу. Аналогичным путем из слога am получают слог ать. Такой способ постановки [т'] представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки [т'] от [т]. После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и продолжать упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука [т'] в слогах и словах. Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д'] от [д], [н'] от [н]. Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф'], [в'], [п'], [б'], [м'], [с'], [з'], [P'], [л']. Что касается звуков [к'], [г'], [х'], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] («кирпич», Такая последовательность постановки смягчения была рекомендована Ф.А. Pay (Pay ФА., Pay Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. — М., 1958). «гиря», «хитрый», «на руке», «на ноге», «о петухе» и т.п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда. После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками. Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем — их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах). Дополнительные вопросы 1. Объясните, чем отличаются характеристики твердых зву 2. Расскажите, какие дефекты твердости и смягчения со 3. Будут ли отражаться недостатки твердости и смягчения 4. Нужно ли при недостатках твердости и смягчения соглас 5. Необходимо ли при недостатках твердости и смягчения 6. Вспомните причины недостатков твердости и смягчения 7. Какие приемы коррекции недостатков твердости и мяг 8. Назовите приемы коррекции недостатков твердости и
Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м'], [ф'], [в']. В трудных случаях рекомендуется механический способ постановки. В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следовательно, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т'], [д] к [д']; [н] к [н']. Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т'] в изолированном виде ([т'], [т'], [т']) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу. Аналогичным путем из слога am получают слог ать. Такой способ постановки [т'] представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки [т'] от [т]. После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и продолжать упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука [т'] в слогах и словах. Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д'] от [д], [н'] от [н]. Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф'], [в'], [п'], [б'], [м'], [с'], [з'], [p'], [л']. Что касается звуков [к'], [г'], [х'], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] («кирпич», Такая последовательность постановки смягчения была рекомендована Ф.А. Pay (Pay ФА., Pay Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. — М., 1958). «гиря», «хитрый», «на руке», «на ноге», «о петухе» и т.п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда. После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками. Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем — их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах). Дополнительные вопросы 1. Объясните, чем отличаются характеристики твердых зву 2. Расскажите, какие дефекты твердости и смягчения со 3. Будут ли отражаться недостатки твердости и смягчения 4. Нужно ли при недостатках твердости и смягчения соглас 5. Необходимо ли при недостатках твердости и смягчения 6. Вспомните причины недостатков твердости и смягчения 7. Какие приемы коррекции недостатков твердости и мяг 8. Назовите приемы коррекции недостатков твердости и
Карточка 11.1. Не имеют мягкой пары звуки: Карточка 11.2. Не имеют твердой пары звуки: Карточка 11.3. Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, являются: Карточка 11.4. Отличие в артикуляции твердого и мягкого парных звуков определяется: Карточка 11.5. Возможны следующие виды дефектов твердости и смягчения звуков: 1) [н]; 2) [ш]; 3) [х]; 4) [ж]; 5) [ц]. 1) [ч]; 2) [ж]; 3) [щ]; 4) [ш]; 5)[й]. 1) прогения; 2) слабость мышц языка; 3) короткая подъязычная связка; 4) снижение физического слуха; 5) узкое, высокое твердое нёбо.
1) работой голосовых складок; 2) наличием преграды в ротовой полости; 3) подъемом средней части языка к нёбу; 4) участием в артикуляции мягкого нёба; 5) способом образования звука.
1) замена мягких звуков их твердыми вари 2) замена одних мягких звуков другими 3) излишнее смягчение; 4) искажение твердого звука и его мягкого 5) смешение твердого и мягкого звуков в речи. Практические задания 1. Составьте таблицу твердых и мягких звуков русского языка:
2. Нарисуйте профили артикуляции следующих звуков: 3. Заполните таблицу:
4. Подготовьте сообщение о причинах, вызывающих недо 5. Составьте комплекс артикуляционных подготовительных 6. Придумайте или подберите из имеющихся пособий игры Рекомендуемый библиографический список 1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.,2002. 2. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973. 3. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого 4. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996. Семинарское занятие №12 НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|